Чудо машины #7 Isetta спасшая БМВ
BMW Isetta 300 (1956-1962)
Предыдущий пост из рубрики 👉Чудо машины #6 Крошка трансформер
У BMW Isetta много ироничных прозвищ: в Германии её называли "катящееся яйцо" (das rollende Ei) или "помятый мяч" (Knutschkugel), в Великобритании - "автомобиль-пузырь" (bubble-car), во Франции - "кувшин с йогуртом" (yogurt pot), в Бразилии - "футбольный мяч" (bola de futebol), а в Чили - "маленькое яйцо" (huevito). Но больше всего Isetta напоминала холодильник, потому что входить в неё нужно было через единственную переднюю дверь. Это сходство было совсем не случайным: автомобиль разработала итальянская фирма Iso, выпускавшая холодильники и мотороллеры. Совместив два своих продукта в один, бизнесмен Ренцо Ривольта получил экономичный микрокар Iso Isetta - идеальное средство передвижения для разорённой войной Европы. Модель была представлена на Туринском автосалоне 1953 г. и вызвала мгновенный ажиотаж. Она даже принимала участие в гонке Mille Miglia 1954 г., где заняла первые три места в своём классе. Но в Италии Isetta не смогла вписаться в нишу, уже занятую малолитражкой Fiat 500C, поэтому в 1955 г. её перестали производить в Милане. Ривольта решил заработать денег, продавая лицензии другим компаниям по всему миру, одной из которых оказалась и немецкая BMW.
В середине 50-х гг. над компанией BMW нависла угроза банкротства. Её руководство пыталось сохранить имидж BMW как производителя люксовых и спортивных автомобилей, но это обходилось баварцам слишком дорого. Тогда было принято решение временно поступиться гордостью и выпустить дешёвую мотоколяску наподобие Fuldamobil или Messerschmitt. Так по инициативе инженера Эберхарда Вольфа итальянская Isetta оказалась на конвейере завода в Мюнхене. BMW выкупила у Iso не только права на эту модель, но и всё сборочное оборудование. Однако немецким инженерам пришлось внести в конструкцию микрокара некоторые изменения. Прежде всего, они заменили двухтактный мотор от скутера объёмом 236 см3 и мощностью 9.5 л.с. четырёхтактным от мотоцикла BMW R25/3, объёмом 247 см3 и мощностью 12 л.с. Это был 1-цилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения с алюминиевой головкой, запускаемый комбинированным генератором-стартером Dynastart. Вместе с 4-ступенчатой механической коробкой передач он располагался перед ведущей задней осью, подвешенной на одной консольной рессоре. Задняя колея составляла всего 520 мм, поэтому вместо дифференциала использовался цепной привод. Автомобиль также имел независимую переднюю подвеску типа Дюбонне и гидравлические барабанные тормоза. Несущим основанием служила стальная рама с колёсной базой 1500 мм.
BMW Isetta имела забавный двухместный кузов, который официально назывался Moto Coupe. От Iso она отличалась только тем, что фары у неё крепились отдельно, а не встраивались в крылья. Изначально кабина благодаря панорамному остеклению была похожа на пузырь ("Bubble Window"), но в 1957 г. заднее стекло стало меньше, а в боковых окнах появились раздвижные форточки. Когда открывалась передняя дверь, вместе с ней отодвигалась в сторону рулевая колонка и приборная панель с одним спидометром. На сиденье могли поместиться двое взрослых и один ребёнок. Сзади была предусмотрена полка для багажа. В случае аварии пассажиры могли выйти через тканевый люк в крыше. Отопитель и передача заднего хода предлагались за доплату. Компактные габариты и отсутствие боковых дверей позволяли припарковать машину где угодно: на тротуаре, перед входной дверью или перпендикулярно между двумя полноразмерными автомобилями. Кроме того, при расходе топлива 3-4 л/100 км Isetta была самым экономичным автомобилем в мире. Это способствовало её популярности после Суэцкого кризиса 1956 г., вызвавшего острый дефицит бензина.
Базовая Isetta 250 стоила в Германии 2580 марок - почти в два раза дешевле, чем Volkswagen Beetle. В 1956 г. в связи с изменениями налогового законодательства была введена модификация Isetta 300, оснащённая 1-цилиндровым мотором объёмом 298 см3 и мощностью 13 л.с. Оба варианта выпускались в Мюнхене до 1962 г. Всего за семь лет было построено 161728 единиц BMW Isetta, из них около 30000 - фирмой Isetta of Great Britain на бывшем железнодорожном заводе в Брайтоне. В 1959-1962 гг. для британского рынка предлагалась трёхколёсная версия, которая облагалась меньшим налогом на покупку.
Трехколесная Isetta для Британии
Четырёхколёсная Isetta экспортировалась из Англии в Канаду, Австралию и Новую Зеландию. Из Германии модель поставлялась и в США, но там она комплектовалась фарами большего диаметра и дополнительными защитными дугами. У BMW Isetta также было несколько двойников, которые выпускались по лицензии в других странах: французская VELAM Isetta (1955-1958) и бразильская Romi-Isetta (1956-1961). Помимо этого существовали мелкосерийные модификации с альтернативными типами кузова (кабриолет, пикап, открытая платформа) и специальные партии машин для германской полиции.
BMW Isetta 300 Cabriolet (1956-1957)
BMW Isetta 300 Pickup (1957-1961)
Автомобильное сообщество
25.8K постов47.8K подписчика
Правила сообщества
Добро пожаловать в автомобильное сообщество!
У нас запрещено:
-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.
-Нарушать правила сайта.
-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.
-Рекламировать что бы то ни было.
-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).
-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.
У нас разрешено:
-Создавать интересный контент.
-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.
-Участвовать в жизни сообщества.
-Предлагать темы для постов.
-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.
-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.
-Изображать коняшку при комментировании.