«Children of Morta» или семья превыше всего

«Children of Morta» или семья превыше всего Инди игра, Фэнтези, Roguelike, Dungeon Crawl, Children of Morta, Темное фэнтези, Обзор, Рецензия, Длиннопост

Я обратил внимание на эту игру, как только он появился в Стиме, но нашел время на прохождение отнюдь не так быстро, как того хотел.


Children of Morta – проект крайне любопытный. У нас тут рогалик, завершение практически каждого забега, в котором продвигает сюжет. У нас тут игра, созданная в Иране (теократическом мусульманском государстве, если что), но наполненная, скорее, зороастрийскими и древнеперсидскими символами и образами. У нас тут пикселястая индюшатина, но блевать от нее почему-то не тянет. Короче говоря, парадоксальное произведение.


Вот только получилось ли оно хорошим? Стоит ли Children of Morta потраченного времени, или персы сотворили какую-то невнятную хренотень?


Попробуем разобраться.


Капелька сюжета

«Children of Morta» или семья превыше всего Инди игра, Фэнтези, Roguelike, Dungeon Crawl, Children of Morta, Темное фэнтези, Обзор, Рецензия, Длиннопост

Стражи пограничья – Бергсоны – никогда не были обычными людьми. Прирожденные воины, они поколениями жили на горе Морта (отсюда и название игры) и защищали ее от посягательств. И вот, когда вновь пришла беда, когда на гору, да и на весь мир, обрушилась порча: извращающая, уничтожающая, губящая, они не стали отсиживаться в сторонке.


Пробудив силы, дремавшую под домом, Бергсоны активировали телепорты и отправились на поиски ответов.


Продираясь через подземелья и освобождая духов, ставших пленниками порчи, хранители горы узнали, что беду вызвал гнев бога, жаждущего страшной жертвы.


И семья, не привыкшая отступать, поступила единственно верным способом. Бергсоны, все как один, бросили вызов судьбе, дабы сохранить себя, спасти мир, и, возможно, остановить цикл, запущенный сотни лет назад.


Мир

«Children of Morta» или семья превыше всего Инди игра, Фэнтези, Roguelike, Dungeon Crawl, Children of Morta, Темное фэнтези, Обзор, Рецензия, Длиннопост

Мир игры, увы, достаточно схематичен. У нас есть гора Морта – этакое мистическое сосредоточие всех жизненных сил и магии планеты. Именно тут стоит особняк Бергсонов.

У нас есть три больших локации: «Пещеры Кельдиппо», «Барахут» и «Терралава». Они отличаются внешне, их населяют разные враги, у них – разная история.


Пещеры Кельдиппо – это, ВНЕЗАПНО, пещеры с гоблинами, пауками и вот этим вот всем. Совершенно стандартный данж, впрочем, не лишенный своего шарма.


Барахут – восточный город, в котором чувствуются тонкие нотки второй Дяблы, а также – аромат восточных пряностей и приключений Аладдина.


Терралава – стимпанковский подземный город с ракетами и автоматонами, жители которого почти поголовно умерли.

«Children of Morta» или семья превыше всего Инди игра, Фэнтези, Roguelike, Dungeon Crawl, Children of Morta, Темное фэнтези, Обзор, Рецензия, Длиннопост

Каждая локация разделена на два-три уровня, и каждая – полна человеческих трагедий, которые умело подаются авторами.


То нам нужно защитить волчонка, чью мать убили отродья порчи, то попытаться исцелить девочку, умирающую из-за больного сердца, то помочь астроному и его сыну, не бросившими любимое дело даже во время катастрофы, то найти друзей маленького потерявшегося автоматона…


Каждая история проста и трогательна. Каждая – грустна и печальна. Каждая – работает на раскрытие мира и позволяет лучше проникнуться атмосферой тяжелой борьбы, и узреть любовь во всех ее проявлениях. Кстати, и в самых мерзких, но об этом – молчок! Кто поиграет, сам поймет, что я имею в виду.


Персонажи

«Children of Morta» или семья превыше всего Инди игра, Фэнтези, Roguelike, Dungeon Crawl, Children of Morta, Темное фэнтези, Обзор, Рецензия, Длиннопост

Начнем мы с играбельных персонажей.


Первым в списке станет Джон. Суровый накачанный мужик, предпочитающий сражаться со щитом и мечом, и стойко принимать на грудь опасности судьбы.


Истинный глава семейства: строгий, но справедливый, мудрый, терпеливый, могучий. Настоящая скала, о которую разбиваются любые волны ненависти. Игровой процесс лишь отражает его характер. Джон – танк, предпочитающий ближний бой и блокировку вражеских атак, раздающий станы щитом.


Вторым персонажем, за которого получилось поиграть, стала Линда – старшая дочь Бергсонов. Легкая и воздушная, она одинаково хорошо управляется как с луком, так и со скрипкой, безжалостно обрушивая на врагов смертоносные стрелы. В мирное же время Линда предается своей единственной страсти – музицированию.


Следом за Линдой нам разрешают опробовать Кевина. Этот паренек – один из младших Бергсонов, рожденный в ночь страшной бури. И, похоже, стихия оставила на нем свой отпечаток. Быстрый и стремительный, храбрый до безрассудства, просто не способный испугаться, он всю жизнь мечтал об одном – о ратных подвигах. Но родители, видя, сколь горяча кровь сына, не позволяли тому взяться за оружие. И лишь когда порча обрушила старый мир, ему вернули кинжалы, выкованные когда-то дядей.


И кажется, что это оружие стало продолжением рук паренька. Стиль Кевина – это кровавая резня на предельных скоростях, и столь же стремительный уход в инвиз для того, чтобы шотнуть очередного врага. Парень – чистый и классический рога с тоннами ДПС-а, и стеклянным лайфбаром.

«Children of Morta» или семья превыше всего Инди игра, Фэнтези, Roguelike, Dungeon Crawl, Children of Morta, Темное фэнтези, Обзор, Рецензия, Длиннопост

Полной его противоположностью является Марк – старший из сыновей Бергсонов. Юноша посветил жизнь аскезе и отречению от всего тварного, став монахом. Правда, скорее, шаолиньским: в монастыре он в совершенстве отточил навыки борьбы без оружия, и познал покой сатори.


Марк вернулся в семью, когда порча добралась и до монастыря. Спасение мира – достаточно серьезная причина для того, чтобы пустить в ход накопленный за годы смертоносный арсенал приемов. Все-таки, Марк остается Бергсоном, несмотря ни на что.


Люси. Никто бы и не подумал, что эта странная, непоседливая и веселая девочка, окажется, пожалуй, едва ли не самой опасной из семейства хранителей. Обожающая рисовать и играть, наделенная живым воображением и энергичная, как Соник выпивший ящик Ред Булла, Люси кажется всего лишь обычной малышкой девяти-одиннадцати лет, но все не так просто. Внутри нее пылает магия, что вырывается наружу безжалостным пламенем, оставляющим после себя лишь пепел.


Мощь Люси столь велика, что ей не представляет особого труда пробиться сквозь полчища порождений скверны.


Впрочем, помимо огня юная кандидатка на звание архимага владеет также и ветром, а еще – иллюзиями.


Ее магия – это отражение ее характера. Яркая, неудержимая, буйная. И знаете, пожалуй, именно это сделало Люси одним из моих любимых персонажей игры.

«Children of Morta» или семья превыше всего Инди игра, Фэнтези, Roguelike, Dungeon Crawl, Children of Morta, Темное фэнтези, Обзор, Рецензия, Длиннопост

Последний из Бергсонов, которого можно отправить в подземелье, является Джоуи. Парень пришел на гору, получив письмо дяди Бена, которое тот отправил своей бывшей жене Шейле, когда начались проблемы. Джоуи решил прийти к незнакомым людям и, сам того не зная, обрел настоящую семью, что смогла излечить многочисленные раны на его сердце.


Этот добродушный здоровяк в бою превращается в несокрушимый поезд, раскидывающий врагов во все стороны своим огромном молотом. А впав в боевую ярость, он становится поистине неостановим!


Последний игровой персонаж Апан не является членом семьи Бергсонов. Она – мудрая целительница, заметившая сгустившиеся над Срединными Землями тучи (буквально) и решившая отправиться на гору Морта, чтобы помочь бороться с порчей.


Апан – неплохой боец на средней дистанции, способная активно шинковать врагов копьем, не подпуская их вплотную. Ее навыки изрядно помогли Бергсонам в бою.

«Children of Morta» или семья превыше всего Инди игра, Фэнтези, Roguelike, Dungeon Crawl, Children of Morta, Темное фэнтези, Обзор, Рецензия, Длиннопост

Помимо игровых персонажей, пожалуй, следует вспомнить также и о тех, кем нельзя побегать по локациям.


Таких личностей в семействе Бергсонов трое (по крайней мере, в начале игры).


Во-первых – брат Джона по имени Бэн. Из-за увечья он не годится в бойцы, однако как кузнец он – настоящий мастер.


Во-вторых – жена Джона Мэри, взявшая на себя почетную функцию хранительницы очага. Впрочем, она, быть может, и рада бы подраться с порождениями порчи, да вот только на девятом месяце беременности это сделать непросто (пламенный привет фанатам Lust of Ass 2).


В-третьих – нельзя забывать и про бабушку Маргарет – древнюю колдунью, мудрую и могучую. Она частенько отправляется в подземелья по своим нуждам, но увы, играть за нее нам не дадут.

Безусловно, помимо главных действующих лиц можно вспомнить и неписей, встречаемых в путешествии, и даже еще одного Бергсона, не указанного в списке, но, думаю, и того, что есть, вполне достаточно.


Геймплей

«Children of Morta» или семья превыше всего Инди игра, Фэнтези, Roguelike, Dungeon Crawl, Children of Morta, Темное фэнтези, Обзор, Рецензия, Длиннопост

Итак, что же нам предстоит делать в сей примечательной игре? Ну, алгоритм достаточно прост: телепорируемся на уровень, зачищаем его, собираем голду, экспу и секреты, проходим или помираем, возвращаемся в хаб, где нам открывают кусочек сюжета, тратим бабло на апгрейды, идем к телепортам. И так – до победного конца.


Другими словами, перед нами – смесь данжен кравлера с рогаликом, сочетание, не то, чтобы такое уж офигенно оригинальное, и сильно зависящее от качества геймплейных находок.


И тут с ними все в полном порядке.

«Children of Morta» или семья превыше всего Инди игра, Фэнтези, Roguelike, Dungeon Crawl, Children of Morta, Темное фэнтези, Обзор, Рецензия, Длиннопост

Начнем, пожалуй, с боевой системы. Она, в первую очередь, определяется тем, кого из Бергсонов вы возьмете для захода в данж. Отец семейства – чистый танк, Линда – рейнджевик на критах, сыновья – монк с ассасином, племяш – вар, пузатая мелочь Люси – сорка, Апан - вообще непонятная хрень с копьем.


У каждого из героев свой стиль и рисунок боя, каждый предпочитает расправляться с врагами уникальным образом, благодаря чему любой игрок найдет себе персонажа по вкусу. Впрочем, качать все равно придется минимум нескольких, потому что, во-первых, ходить одним и тем же бойцом во все данжи не выйдет из-за дебафов порчи, во-вторых, потому как против разных противников эффективны, ВНЕЗАПНО, разные Бергсоны, ну и, в-третьих, из-за того, что прокачка дает пассивные бонусы для всей семьи. Да и интересней так, чего уж там.

«Children of Morta» или семья превыше всего Инди игра, Фэнтези, Roguelike, Dungeon Crawl, Children of Morta, Темное фэнтези, Обзор, Рецензия, Длиннопост

Как я и говорил раньше, по возвращению из данжа нам предстоит тратить бабло на один из двух типов улучшений. Либо повышать характеристики бойцов, либо – грейдить разные пассивки вроде количества дропа голды с крипов или степени эффективности разбросанных по уровням алтарей с баффами.


В подземельях же помимо тотального истребления всего, что шевелится, придется решать головоломки, искать записки и выполнять квесты. В принципе, ничего необычного.


Кстати, я тут понял, что ни слова не сказал о том, как именно придется шинковать врагов в капусту. Исправляю недостаток.

«Children of Morta» или семья превыше всего Инди игра, Фэнтези, Roguelike, Dungeon Crawl, Children of Morta, Темное фэнтези, Обзор, Рецензия, Длиннопост

И так, у нас есть базовая атака на левой кнопке мыши, мощная атака на правой кнопке, алтернативное умение на шифте (к примеру, блокировка щитом у Джона, иллюзия у Люси или уход в инвиз у Кевина), и, наконец, переход в режим ярости CTRL-ом (естественно, когда соответствующая шкала заполнена). Помимо этого, можно дэшиться (т.е. совершать рывок в сторону) пробелом. А, ну и еще есть всяческие пассивные навыки.


Чтобы стало интересней, на уровнях попадаются алтари, дарующие разные усиления, предметы, наделяющие как активными, так и пассивными дополнительными способностями, а также – руны видоизменяющие атаки, либо дающие тем разные плюшки.


В результате получается крайне вариативный и адаптивный геймплей.


Графика и звук.

«Children of Morta» или семья превыше всего Инди игра, Фэнтези, Roguelike, Dungeon Crawl, Children of Morta, Темное фэнтези, Обзор, Рецензия, Длиннопост

Музыка в игре достаточно хороша, равно как и голос рассказчика. Тут, в принципе, создатели не выдумывали велосипед и использовали опыт шедевров вроде Bastion. Звуки сражений также годны и позволяют лучше погрузиться в игровой мир.


Впрочем, если вы будете играть без звука, не скажу, что потеряете слишком много. Да, он помогает лучше погрузиться в историю, но шедевральным я бы его не назвал. В том же вышеуказанном Бастионе получилось куда круче.


Картинка же… Я не очень люблю пиксельные игры. Очень часто их пихают бездумно, с раздражающей тупостью и непонятной настойчивостью. Впрочем, Children of Morta – не тот случай. Здесь пиксели пришлись к месту и, говоря начистоту, я уже не представляю себе игру иначе. Все на месте, все так, как и должно быть. Однозначный зачет.


За и против

«Children of Morta» или семья превыше всего Инди игра, Фэнтези, Roguelike, Dungeon Crawl, Children of Morta, Темное фэнтези, Обзор, Рецензия, Длиннопост

Перейдем к разбору достоинств и недостатков проекта.


Больше всего в игре мне понравился сюжет. Перед нами разворачивается история семьи, большой и крепкой, история их борьбы со злом и предназначеньем, что страшнее смерти. История преодоления и превозмогания во имя друг друга. История любви, чистой и доброй, такой, какая может быть только у родных людей.


Скажу честно, сейчас таких простых, но понятных и приятных сердцу сюжетов категорически не хватает. Вот чтоб все было ясно и четко, без тысячи оттенков серого и сортов известной субстанции, чтобы вот прямо взять и начать сопереживать героям, любить их и восторгаться. Чем? Волей, целеустремленностью, целостностью, порядочностью, человечностью.

«Children of Morta» или семья превыше всего Инди игра, Фэнтези, Roguelike, Dungeon Crawl, Children of Morta, Темное фэнтези, Обзор, Рецензия, Длиннопост

Искренне хочется поблагодарить авторов, давших мне все это. Получилось превосходно.


Вторым большим достоинством я бы назвал инновационный подход к подаче сюжета. Возможно, люди, лучше разбирающиеся в вопросе, поправят меня, но обычно в рогаликах сюжет – это вторичный элемент. Мы идем на круг, прогоняем его, добившись успеха, или умерев в процессе, возвращаемся на базу, получив опыт, ресурсы, деньги, и т.п. Продолжаем.


Что-то меняется лишь после прохождения ключевых точек или перескакивания на новый уровень.


Тут ситуация иная. Практический каждый забег заканчивается каким-нибудь развитием истории. Да, возможно, небольшим, не влияющим на геймплей, но – раскрывающим персонажей. Вот прошли мы данж, вернулись, а нам рассказывают, как поживает беременная жена главы семейства. Или, погибли, досрочно покинув миссию, а нам поведают о переживаниях старшей дочки. Более того, примерно в таком же формате нам становятся доступны новые персонажи или появляются побочные задания.


Да, большая часть анимационных вставок после миссий не влияют на игровой процесс, но Великий Макаронный Монстр, как же они работают на атмосферу! Как они работают на сюжет! На персонажей! На развитие!

«Children of Morta» или семья превыше всего Инди игра, Фэнтези, Roguelike, Dungeon Crawl, Children of Morta, Темное фэнтези, Обзор, Рецензия, Длиннопост

Игра дико атмосферная, она наполнена кучей интересных отсылок и мотивов, причем зачастую – древнеперсидских, что говорит о любви авторов к истории собственного народа, которая, на секундочку, насчитывает тысячи лет. Иранцы – это наследники Элама, Персии, Парфии, империи Сасанидов, и многих, многих других. И создатели не замыкаются в одном лишь исламском дискурсе, что делает проект только интересней.


Пара слов о персонажах. Их обилие – однозначный плюс. Каждый из Бергсонов (и их неожиданная подруга) – уникальный боец со своим стилем, а потому игрок может выбрать, кто ему больше по душе, и проходить этим персонажем игру. Однако хитрые разработчики сделали так, что постоянно ходить на миссии одним и тем же героем не выйдет, потому как он начнет накапливать порчу, что даст серьезный дебафф к здоровью, а значит, придется качать и кого-нибудь еще.


Более того, у каждого персонажа имеются полезные пассивные навыки, распространяющиеся на всех остальных товарищей по оружию, но, чтобы их активировать, придется прокачать определенное количество уровней.


А уровни, в свою очередь, позволяют тратить очки навыков для улучшения достаточно большого количества скиллов.


Как результат, на выходе получаем крайне интересную боевую систему с кучей уникальных механик и прикольных идей.


Ладно, с основным закончили, похвалим, пожалуй, еще графику с анимацией. Они получились, как я уже писал выше, на удивление попадающими в образ. Что называется, учитесь, фанаты индюшатины.


Есть ли у игры недостатки?

«Children of Morta» или семья превыше всего Инди игра, Фэнтези, Roguelike, Dungeon Crawl, Children of Morta, Темное фэнтези, Обзор, Рецензия, Длиннопост

Лично мне не очень понравилась третья глава. Ну вот не люблю я, когда в фэнтези пихают ВНЕЗАПНЫЙ город с автоматонами, магическими компьютерами, роботами охранниками, дронами и всей вот этой технофэнтези шнягой. Единственный проект, которому я готов прощать подобное – это Лиженька.


Впрочем, помимо чисто моих заморочек, третья глава кажется излишне затянутой. Очень уж большие карты приходится зачищать раз за разом. Возможно, будь они поменьше, это ничуть не повредило бы геймплею, и наоборот – даже пошло на пользу.


На этом, пожалуй, и все. Других недостатков найти не могу.


Заключение

«Children of Morta» или семья превыше всего Инди игра, Фэнтези, Roguelike, Dungeon Crawl, Children of Morta, Темное фэнтези, Обзор, Рецензия, Длиннопост

Игра – восхитительное приключение. Глубокое, с отменным сюжетом и правильным посылом, интересным геймплеем и прикольным развитием концепции roguelike. Да, она не идеальная, да с некоторыми шероховатостями, но офигенная.


Можете соглашаться или нет, но я считаю, что пройти Children of Morta стоит каждому человеку, называющему себя геймером. Жалею лишь о том, что ждал подходящего момента так долго, следовало играть в нее сразу же, как только вышла.

«Children of Morta» или семья превыше всего Инди игра, Фэнтези, Roguelike, Dungeon Crawl, Children of Morta, Темное фэнтези, Обзор, Рецензия, Длиннопост

pikabu GAMES

2.9K поста7.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Коротко: никаких "кулвидосиков" с нарезкой геймплеев и смешных моментов, никаких комиксов, артов, косплея и т.д. Только полезная и важная информация для геймеров.

Помни!

- Новостные/информационные публикации постим в pikabu GAMES
- Развлекательный контент в Лигу Геймеров