Бонсэки- пейзаж на подносе
Искусство Японии всегда уходило своими корнями в религиозную философию. Как говорят «восток – дело тонкое», и это несомненно так.
Бонсай, оригами, сады камней, хокку, икебаны, чайная церемония, каллиграфия и так далее – все призвано творить в невероятном покое и концентрации в течении длительного времени. Неудивительно, что японская культура отличается особым минимализмом, который погружает творца в особые состояния сосредоточения.
Бонсэки – художественная техника создания минималистических пейзажей на спецальном плоском поддоне. Дословно «бонсэки» переводится как «поднос-камень». Техника является одной из разновидностей японского сада камней, и ей насчитывается около двух тысяч лет.
https://toyohoronohito.blog.ss-blog.jp/2017-02-17
Пейзажи невероятной красоты и точности настолько достоверны, что при рассмотрении создается впечатление оживающего микро мира. Только невероятное мастерство и внутренняя гармония творца может создать подобный шедевр.
Примечательно и то, что эти чрезмерные миниатюрные картины временны, на их тонкое устройство может повлиять даже неаккуратное дыхание. Это еще раз возвращает нас к религиозной философии, напоминая о том, что даже самое совершенное творение временно и непостоянно.
https://toyohoronohito.blog.ss-blog.jp/2017-02-17
Произведения бонсэки являются трехмерными картинами, поскольку материалами для создания этих произведений служат природные камни и песок разного размера.
Материалы для бонсэки принято разделять по размеру на девять групп. Может показаться, что такое внимание к выбору песка и камней излишне придирчиво, но если рассмотреть и проникнуться этими удивительными творениями, сложной тонкой текстурой песка, которая создает поистине реалистические пейзажи - становится понятным столь тщательный подход к выбору материалов.
https://toyohoronohito.blog.ss-blog.jp/2017-02-17
Подносы тоже имеют разную форму и выбираются в зависимости от пейзажа. Инструменты, как, впрочем, и все остальные используемые материалы, крайне просты и доступны в использовании, все имеют природное происхождение. Инструментами могут являться перья птиц, лопатки, ситечки или льняные венчики.Также существуют специальные ящики для хранения инструментов и песка, они имеют небольшие размеры и большое количество специальных отделений, ящики очень удобны в транспортировке.
https://coubic.com/emile/168447
История появления этого удивительного трехмерного искусства тоже удивительна и уходит своими корнями в Китай.
Более двух тысяч лет назад китайских император Ши Хуан-ти задался целью больше узнать о своей великой стране. Но путешествовать самому казалось невозможным, поскольку это шло вразрез с императорскими делами. Поэтому при дворе была создана специальная группа образованных людей, которые были направлены во все провинции Китая, для того чтобы изучить ландшафты и быт жителей Китая.
Император в свою очередь велел подготовить специальную мраморную площадку для будущей минимизированной инсталляции своего государства. Приказ Ши Хуан-ти был в точности исполнен и по возвращении путешественников, в имении императора был создан уменьшенный макет Китая, по которому он любил прогуливаться каждое утро.
https://zj.zjol.com.cn/news/640458.html
Эти макеты, называемые в то время «пенжины», не могли не войти в моду. Но как они оказались в Японии?
В VII веке ко двору японской императрицы Суйко прибыло китайское посольство и среди многочисленных даров были и пенжины. Такие тонкие и невероятные произведения не могли не прийтись по вкусу японскому стилю и философии. С течением времени, немного видоизменяясь они целиком прижились и стали неотъемлемой частью японской культуры.
Именно Япония поистине оценила и возвеличила этот удивительный вид искусства. Бонсэки являются произведениями искусства, которые всячески отражают всю многовековую культуру Японии. Техники передаются по наследству и существует много специальных школ. Сегодня около 10000 японцев продолжают традицию бонсэки.