229

Авиафарфор

Однажды ко мне обратился большой любитель пионеров советской авиации с просьбой украсить фасад его дома фарфоровыми рельефами на тему перелета Чкалова и Громова через Северный полюс на самолетах АНТ-25.
Один из моих самых любимых проектов.
Героическую историю рекордных перелетов сейчас пересказывать не буду, она стоит отдельного поста. Интересно почитать рассказ одного из участников, Андрея Юмашева вот тут.
Расскажу о создании рельефов.

Любой проект начинается с эскизной части. Изучив в подробностях детали этих полетов, я нарисовал три панно, вдохновляясь эпохой, в которую происходило действие.
Тут моя, скажем так, фантазия, на тему того, как Чкалов прощается с Громовым перед вылетом:

Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост

Тут самолет Валерия Чкалова пролетает контрольную точку:

Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост

Самолет Михаила Громова пролетает контрольную точку:

Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост

Акварель, гуашь, ватман, кисть, карандаш и все такое.
Теперь осталось перевести мои эскизы в материал. Поскольку они предназначены для монтажа на фасаде дома, я делал их из строительного фарфора. Эта масса спекается практически до стеклообразного состояния и после обжига совершенно не впитывает воду, в отличие от глины или шамотной массы, например. Тем самым она становится очень стойкой к нашим морозам и демонстрирует полное безразличие к процессам выветривания. Из нее же, кстати, делают изоляторы для линий электропередач.
Увеличенные с учетом усадки фарфоровой массы (порядка 16%) изображения , были вылеплены из пластилина моими коллегами скульпторами. Алан Хатагты лепил самолеты, Тигран Никогосян - пилотов.

Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост
Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост
Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост

Я тем временем занимался разработкой цветовой палитры глазурей. Для этого разложил каждое панно на основные цвета и подобрал для каждого из них рецептуру.

Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост

К сожалению, в керамике нельзя, как в обычных красках, смешать пару цветов и сразу увидеть как они будут выглядеть после обжига. Приходится все ингредиенты взвешивать, записывать пропорции и после обжига корректировать рецепт в ту или иную сторону.

Вот тут хорошо видно насколько отличается цвет глазури в сыром виде от того, какой она становится после обжига при 1270 градусах по Цельсию. Все пробники разложены парами, в которых верхний - до обжига, нижний - после.

Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост

В итоге у меня получилось 25 колеров. Все баночки пронумерованы, т.к. иначе не определить что в них за цвет. Номер указан на самой банке и на крышке, чтобы нельзя было ничего перепутать.

Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост

К сожалению у меня не осталось фотографий того, как снимались гипсовые формы с рельефов и как происходила отминка изразцов.
Поэтому сразу перейдем к покраске.
Каждое панно было разделено на части. В соответствии с эскизным проектом я разметил все номера локальных глазурей прямо на фарфоре и приступил к росписи.

Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост
Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост
Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост

Собственно, вот он я за работой. Здрасссте.

Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост
Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост

Цвета сырых глазурей, как я уже говорил, имеют мало общего с тем, как они выглядят после обжига.
Вот настолько мало:

Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост

Товарищи командиры побывали в печи еще разок, т.к. им я расписывал пуговицы, шевроны и буквы золотом, которое обжигается при более низкой температуре 820 градусов.

Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост

Дальше всю эту красоту я смонтировал на доме заказчика, в специально отведенных для панно нишах.

Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост
Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост
Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост
Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост
Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост
Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост
Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост
Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост
Авиафарфор Керамика Осинина, Фарфор, Искусство, Соцреализм, Валерий Чкалов, Громов, Процесс, Длиннопост

Эти панно попали на почтовые карточки, выпущенные ограниченным тиражом в честь 75-и летнего юбилея перелета. В пост больше нельзя добавить фотографии, поэтому повешу их в коментах.