YuraOsinin

YuraOsinin

Топовый автор
Керамист из Питера Работаю в Студии архитектурной керамики Юрия Осинина Мой ТГ канал https://t.me/cerosin Мой ВК https://vk.com/yura_ceramist Инста https://www.instagram.com/yura_osinin Ну или пишите в тг @YuraOsinin
Пикабушник
Дата рождения: 23 ноября
ar21xp uralYETI
uralYETI и еще 31 донатер
1КК рейтинг 5150 подписчиков 41 подписка 1435 постов 818 в горячем
Награды:
Лучший пост января в сообществе "Рукодельники" С Днем рождения, Пикабу! лучший авторский пост недели 5 лет на Пикабуболее 1000 подписчиков лучший пост недели лучший авторский пост недели лучший авторский текстовый пост недели самый комментируемый пост недели лучший авторский пост недели лучший пост недели лучший длиннопост недели
50

Что за агрегат?

Соседи по мастерской освобождали площади и выкинули такой прикольный шаробан. Я, естесссссно, мимо пройти не смог и теперь он красуется у меня в мастерской.

Что за агрегат?

Но что это? Что-то из нитепрядильной отрасли должно быть.

Вот как он крутится-вертится:

Показать полностью 1
2794

Маленькое открытие

В нашей отрасли (я занимаюсь архитектурной керамикой, если кто не знает), открытия случаются не часто. Мастерские и производства прошлого известны специалистам очень хорошо, описаны в статьях и каталогах, представлены в музеях, короче скука беспросветная. Но бывают и приятные сюрпризы. Редко, конечно, но тем они и ценны.

Не мне вам объяснять, что тела при нагревании расширяются. Тела печей и каминов не исключение и расширяются при нагреве весьма ощутимо. Поскольку главный смысл печки обычно не в красоте, а в нагревании воздуха в помещении, их строят с использованием глиняного раствора, а не извести или цемента, потому что глиняный раствор позволяет печи увеличиваться и уменьшаться с минимальными повреждениями. А заодно глиняный раствор легко размачивается водой и дает возможность разобрать печку не ломая кирпич и изразцы.

Средний срок эксплуатации отопительной печи от ремонта до ремонта составляет примерно 20 лет и зависит от интеллектуальных способностей истопника. Если он неторопливый обстоятельный Порфирий Палыч, у которого печь топится неспеша, поддувало настежь не раскрыто и печь прогревается постепенно, то ремонт может и вовсе не понадобится никогда. Только сажу из дымоходов будет удалять периодически и все. А вот если он бестолковый Вовка Суматохин и топит печь так, что из трубы языки пламени выскакивают, как из кузнечного горна, то ремонт такой печке может понадобиться и через год после постройки. В общем, как обычно , все зависит от пользователя.
"То же мне открытие нашел", - скептически скажете вы, но без этого небольшого введения будет непонятно дальнейшее.
Короче, позвали нас поучаствовать в ремонте двух каминов на Валааме. На острове печи и камины не прихоть, а иногда единственный способ отопления.
Вот этот камин. Старенький, облезлый, но вполне рабочий. Нужно его аккуратно разобрать и построить заново, потому что время пришло:

Смотрю я на этот камин и понять не могу что с ним не так. Вроде бы серийные изразцы финского завода Або. Ничего особенного. Но... рельеф какой-то робкий, неуверенный, грубоватый.

Сначала я решил, что это из-за росписи масляной краской. Раньше можно было приобрести как изразцы, покрытые глазурью, так и не покрытые. Неглазурованные изразцы значительно дешевле глазурованных.
Но не может же масляная краска настолько менять рельеф? Сравните. Вот изразец Або с тем же узором, но покрытый глазурью:

Что-то тут не так. Не могут серийные изразцы, которые производят в стандартных формах настолько отличаться друг от друга. Никто не лепит эти узоры вручную листик за листиком. Точнее скульптор-то лепит, конечно, но из пластилина и только один раз. Потом с модели, созданной скульптором, снимается рабочая форма, а при помощи этой формы можно изготовить из глины хоть сто тысяч одинаковых изразцов. Каждый, кто в детстве пользовался формочками для песка имеет довольно точное представление о том, как тиражируются подобные вещи. И каждый, кто лупил совочком по формочке, чтобы она снялась с песочной машинки понимает, что машинка из формочки всегда получается одна и та же. Не может такого быть, чтобы у одной окошко было побольше, а у другой поменьше. У одной 2 колеса, а у другой 3. Нет. Они как клоны неразличимо идентичны друг другу. А тут все какое-то не такое.
А еще на изразцах каминной полки какие-то внезапные картуши:

Такого рельефа у завода Або я не видел вообще. Обычно с этим видом изразцов соседствует такая полка. Безо всяких картушей:

Единственный способ хоть как-то пролить свет на происхождение непонятных изразцов можно по клейму, которое обычно ставится на изнаночной стороне изразца производителем. И... на первых изразцах никакого клейма не обнаружилось. Вообще. Кропотливо и аккуратно, как археологи, камин разбирали лучшие печники под руководством мега-специалиста своего дела Андрея Бовыкина. Разобрали до половины и внезапно увидели вот что:

"Ого!" - сказали мы. "ВМ" - это стандартное клеймо Валаамского монастыря. На каждом кирпиче, произведенном на острове, стоит такое клеймо.
Н и к т о и н и к о г д а не слыхал о том, что на Валааме была своя мастерская, производившая изразцы.
Но вот этот изразец говорит, что она была!
Видимо это их первые попытки освоить технологию. И поэтому они пытались скопировать самые распространенные в то время изразцы завода Або, но заодно и от себя внесли немного. Те самые картуши, например. Глазуровку они тогда еще не освоили, т.к. это более сложный технологический процесс, поэтому изразцы покрашены масляной краской. Но очевидно главное: эти неказистые изразцы были им очень дороги, т.к. из них построили камины не где-нибудь, а в алтаре главного собора монастыря. То есть в самом-самом важном и торжественном месте. Глазурованные и красивые изразцы завода Або я сфотографировал в том же соборе, но не в алтаре. Печь из них сложена в трапезной части того же храма и греет граждан не имеющих доступа в алтарь. Тоже ответственное место, конечно, но мне было непонятно почему в алтаре поставили более дешевые, раскрашенные масляной краской, а не глазурованные. После того, как увидел клейма, вопросы, конечно, почти отпали )
В процессе разборки второго камина, который имеет уже гораздо более уверенную пластику рельефа, но по-прежнему покрашен масляной краской, а не глазурью, обнаружились и клейма поинтереснее, подтвердившие предположение о существовании изразцовой мастерской на Валааме:

"труды иноковъ вал.монастыря" 1906
Странно сориентирована дата относительно текста, но лиха беда начало ) Разобрались бы и с этим, если бы продолжили. Обратите внимание, какая огромная разница с первым клеймом. Тут уже почти ювелирная работа над шрифтом, а не "ВМ" от кирпичного клейма.
Да и сами изразцы гораздо изящнее, хотя по-прежнему копируют чужие:

Вот такие они, открытия в мире керамистов.

Показать полностью 11
2577

Как я побывал на АЭС1

Попасть на станцию легче простого. Но есть нюанс.

Я как-то решил ее сфоткать издалека. На машине подъехал к автобусной остановке, где персонал высаживается. Не успел выключить камеру в телефоне после снимка — кто-то стучит в стекло. "Пройдемте, гражданин!"

И повел меня прямо на станцию )) В местное КПЗ, правда. Там меня опросили, доки проверили, протокол составили, попросили больше так не делать и отпустили.

Короче, я был на Ленинградской АЭС 😎

Теперь всем так и говорю.

4002

До и после

Работаем сейчас над одним красивым камином.

Так выглядит изразец до обжига:

А так после обжига, нанесения глазури и снова обжига:

Готовый камин потом тоже покажу. Но это не точно

Показать полностью 4
741

Вечер рукожопства

В лучших традициях отечественного летнего отдыха в деревне, я отдыхаю методом смены рода деятельности.

Итог. Для ЛЛ:

Не сразу, конечно, а после трехдневного беспробудного сна, прерывающегося на приемы пищи, разумеется, ибо кто ж сразу прямо с дороги начинает отдыхать? Сперва отоспаться надо.
Придя в себя, я огляделся и понял, что обещал жене сделать карнизы для занавесок. Ну, а раз обещал, надо делать.
Первым делом набросал эскизы. Из материалов у меня в наличии были только старые остатки от строительства стен, что сразу ограничило полет фантазии:

После бурного обсуждения с заказчиком, остановились на таком варианте:

Поскольку я ни каким боком не столяр и не плотник, а химически чистый рукожоп в области обработки дерева, прошу убрать от экранов профессиональных столяров. И плотников. А особенно краснодеревщиков со всеми их филенками, шпунтами и фрезерами. Дальше будет интересно только профессиональным рукожопам и сочувствующим. У меня ни верстака, ни фрезера, ни даже стамесок нет. Куча старых досок, пара брусков, саморезы, отвертка, шуруповерт, электролобзик, сверло по дереву под названием "перо" на 24мм и острое желание повесить занавески на окна. Вот весь мой набор юного рукожопа.
Короче, окон у нас 6. Для начала я сделал один опытный образец, чтобы в случае какого-то неучтенного нюанса не тратить время зря.
В качестве штанги приобрел в магазине палку для швабры:

Затем выпилил электролобзиком кронштейны, просверлил в них отверстия для штанги. Запилил полочку, ибо у меня карнизы с полочкой, вертикальные бруски под кронштейны и скрутил все это между собой саморезами. Вроде пока норм.

Но когда я прикрутил ко всему этому задник, и примерил полученный карниз над окном, стало очевидно, что кронштейнам не хватает дополнительной плоскости под полкой. Как-то невнятно они выглядят, надо усилить.
Добавил брусочки и сразу все заиграло совсем по-другому!

Примерил на окно - и точно! Заиграло.
Делаем так:

После разработки опытного образца, перешел к тиражу. Используя запчасти от опытного образца в качестве шаблонов, напилил по-быстрому все кронштейны, потом брусочки-полочки-задники, насверлил отверстий и принялся собирать получившийся конструктор, прикручивая саморезами одно к другому по очереди:

А собрав, немедленно развесил над окошками.

Поскольку стены бревенчатые, кое-где пришлось подложить брусочки, чтобы карнизы были в одной плоскости с наличниками, а не сикось-накось:

Скоро жена сошьет занавески и наступит полная красота.

Показать полностью 11
Отличная работа, все прочитано!