26 июня 1941 года. Подвиг Гастелло
26 июня 1941 героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя.
Экипаж Гастелло был интернациональным: Бурденюк — украинец, Калинин —ненец, Скоробогатый — русский, сам Гастелло — белорус.
Памятник экипажу Н. Ф. Гастелло установлен на 50-м км шоссе Минск-Вильнюс, около Радошковичей.
Однако:
В 1951 году, в канун десятилетия знаменитого «огненного тарана», для последующего торжественного захоронения была произведена эксгумация останков из предполагаемой могилы Гастелло. Его вещей в могиле не оказалось, но были найдены личные вещи сослуживцев Гастелло — командира 1-й эскадрильи 207-й дальнебомбардировочного авиаполка капитана АюСю Маслова и его стрелка-радиста. Экипаж Маслова считался пропавшим без вести в тот же день, в который Гастелло, как утверждается, совершил свой подвиг. Руководивший перезахоронением подполковник Котельников с санкции партийных органов провёл секретное расследование, в результате которого выяснилось, что на месте предполагаемого тарана Гастелло потерпел крушение самолёт Маслова. Экипаж Маслова без огласки перезахоронили на кладбище Радошковичей, фрагменты бомбардировщика Маслова — отправлены в музеи страны как останки самолёта Гастелло. На месте гибели экипажа Маслова был установлен памятник-монумент, посвящённый подвигу экипажа Н. Ф. Гастелло.
В то же время:
Ряд исследователей (прежде всего, полковник в отставке Виктор Гастелло, сын Н. Ф. Гастелло) подвергают сомнению факты, на которых построена альтернативная версия, и отвергают её как полностью несостоятельную. По их мнению:
обнаруженные останки Маслова и его экипажа свидетельствуют о том, что его самолёт не совершал таран, а врезался в землю на «бреющем» полёте (возможна и другая версия — Маслов попытался таранить вражескую колонну, но промахнулся; косвенным подтверждением такой гипотезы является обнаружение обломков самолёта Маслова на небольшом — всего 170—180 метров — расстоянии от дороги);
отсутствие останков Гастелло свидетельствует о том, что он действительно совершил «огненный таран» — в результате взрыва колонны с горючим и боеприпасами ни самолёт, ни останки экипажа невозможно идентифицировать.
Источник:

