Серия «Интернет-маркетинг, краткий курс»

97

Краткий курс по интернет-маркетингу ч1. Юнит экономика

По просьбам нескольких подписчиков из предыдущего поста. Так случилось, что уже несколько лет самостоятельно обучаю стажеров в своем digital-агентстве. Поскольку человек я ленивый, то с каждым новым стажером я убирал всю лишнюю воду из процесса и на выходе получилась довольно короткая(часов на 30-40) программа по интернет-маркетингу с нуля. Сразу скажу, в первой части я не буду учить "настраивать рекламу", она будет исключительно про бизнес-показатели, если в курсе, что это такое - можно не обращать на пост внимания.

Будет полезно для тех, кто хочет этим заняться, уже занимается каким-либо направлением или для тех, у кого есть свой бизнес.

Для начала нам нужно понять для чего нужен интернет-маркетинг и какие в нем есть направления. Я обычно делю на его perfomance(направленный на прямую стимуляцию продаж) и branding(направленный на улучшение имиджа, узнаваемости бренда и т.д.) маркетинг. Моя специализация - perfomance маркетинг, по этому говорить мы будем именно про него. Тем более, что он полезен любому бизнесу, а толковых специалистов не найдешь на рынке от слова совсем.

Для чего нужен интернет-маркетинг?
Очевидно, что маркетинг нужен для улучшения бизнес-показателей или, как сейчас модно говорить - бизнес-метрик компании. Любые затраты на маркетинг рассматриваются как инвестиции в последующий рост. Вопрос только в том, что это за показатели и как их считать/отслеживать? Дальше будет очень много букв про бизнес-показатели, запоминать их дословно не нужно, просто помните об их существовании.

Как и какие бизнес-метрики считать?
Существует множество различных экономических моделей, но я использую для обучения наиболее простую из них. Для начала нам будет достаточно части этой модели. Называется она тоже - юнит экономика.  Юнит в прямом переводе - единица измерения. А модель строится на расчете эффективности единицы товара/услуги или усредненных клиентах.

Для расчета эффективности используется несколько показателей. Они максимально простые и понятные, в теории считаются делением одного числа на другое, но на практике не такие тривиальные. Чтобы придать себе дополнительной важности и значимости маркетологи, продуктологи и прочие ЧСВшные личности с инфоцыганами используют их не просто в английском варианте, но еще и в виде аббревиатур. Если их расшифровать и перевести, то сразу становится понятно, что они значат. Для рядовых маркетологов нет необходимости их считать, но их нужно просить от бизнеса, а бизнесу уметь считать.

ROI (Return of invesment) - возврат инвестиций. В маркетинге иногда называется ROMI(Return of marketing invesment) - возврат маркетинговых инвестиций. В идеале должен показывать сколько рублей мы заработали на 1 вложенный рубль. Именно на этот показатель смотрят предприниматели, даже если не знают, что он называется ROI. Показывает в каком объеме возвращаются наши бабки за отчетный период на один вложенный рубль. Пожалуй один из самых мутных и опасных показателей, потому что считают его всегда по разному. ВСЕГДА, когда видите в отчете ROI, спрашивайте/смотрите, как его считали. В сервисах аналитики он часто считается, как Доход/Расход на рекламу. Чаще встречается в виде (доход - расход на рекламу)/(расход на рекламу). Для отчетов, если бюджеты большие и клиентов у компании много, то мы стараемся его считать по такой формуле (Полученный оборот - себестоимость товара - расход на рекламу)/(расход на рекламу). Поскольку показатель процентный, его еще нужно умножить на 100%.

Пример: мы купили 10 мешков картошки по 100р . Продали по 300р, спекулянты хреновы. Но дали дворнику 500р на расклейку объявлений по подъездам. ROI = (10*300р - 10*100р - 500р)/500р*100% = 1500р/500р*100% = 300%. Это значит, что мы вернули 500р и на каждый вложенный рубль получили еще 3 рубля сверху, всего 1500р сверху. И казалось бы, это 1500р прибыли, удачный результат. Но на самом деле, мы не учли трудозатраты на продажу и еще кучу расходов. Как его можно еще посчитать более полезным образом расскажу чуть позже.
CAC (Customer аcquisition сost) или CPA (Cost per acquisition) – переводится, как стоимость привлечения клиента, который покупает у компании услугу\товар. Считается очень просто, (расходы на рекламную кампанию)/(количество привлеченных клиентов). Потратили на инстаграм 10 000р, получили 100 клиентов, 1 клиент обошелся вам в 100р. CAC = 100р.

LTV (Life time value) или CLV(Customer Lifetime Value) – пожизненная ценность клиента. Если мы не шлем нахер каждого клиента, то скорее всего в среднем клиент совершит несколько заказов в вашей компании. Вот доход за все его время жизни с вами и есть LTV. Это был бы очень классный показатель, если бы его было легко посчитать. В случае со всякими онлайн сервисами и постоянными услугами - все просто. Клиент заказал подписку, попользовался пол года и отписался. Считается тоже просто LTV = (общий доход со всех клиентов, которые уже отвалились) / (количество клиентов). Проблемы с этим показателем начинаются в торговле, как понять что клиент отказался от ваших услуг? Чаще всего вводят дополнительное условие, например - если клиент не совершал покупок в течении года, то он "отвалился" и нам снова придется заплатить за его привлечение. Выделил жирным, потому что обычно окончанием жизни клиента считается тот момент после которого за его привлечение снова придется платить.

Еще LTV полезен тем, что через него тоже можно посчитать ROI и при управлении контекстной рекламой именно так мы и будем делать.


ARPU (Average revenue per user) и ARPPU(Average Revenue Per Paying User) – средний доход с пользователя/ платящего пользователя. Или в большинстве случаев, они равны друг другу и равны среднему чеку. Исключение составляют онлайн стартапы и сервисы. Где у вас могут попадаться зарегистрированные, но не платящие пользователи. Самый простой показатель, который часто есть у бизнеса, а если нет, то его легко посчитать. Разделив весь доход на количество чеков или количество пользователей.

COGS (Cost of goods sold) на единицу товара – переменные издержки. Легко считается постфактум и почти нереально посчитать в прогнозах. За время работы ни разу не видел посчитанного прогнозного COGS с точностью, хотя бы в 10-20%. Считается как (Стоимости запаса на начало этапа + расход на производство - стоимость запаса на конец этапа). Самое сложное здесь - прогноз подсчета расхода на прозиводство. Сюда входит и фонд оплаты труда и материалы и оборудование, а где оборудование, там и его амортизация и еще много чего. Поскольку в него входит фонд оплаты труда, рост расходов на единицу товара обычно не в прямой зависимости от количества произведенного товара.

ПРИМЕР: у вас есть ТЭЦ работающая на горящей жопе одного очень активного пикабушника, который вырабатывает 100МВт в месяц тепловой энергии, но если он выработает 101МВт, то жопу порвет. Соответственно, для выработки 101МВт вам уже нужно 2 пикабушника. А для выработки 1000МВт еще понадобится эффективный менеджер, который будет обходиться как 20 пикабушников и ссать вам в уши не хуже геологов. Рост затрат на единицу товара всегда будет иметь график в виде лесенки. А следовательно, показатель достаточно информативен только для большого объема, именно по этому часто не учитывается в расчете ROI.
Есть еще ряд показателей, но для наших целей будет достаточно этих. Получилось больше букв, чем ожидал. В следующей части расскажу уже о более интересном - каналах привлечения, этапах взаимодействия с клиентами и основных ошибках, которых легко избежать.


P.s. По правилам сообщества нужно назвать компанию, но я тут не за рекламой. В подтверждение, что не с дивана -

Краткий курс по интернет-маркетингу ч1. Юнит экономика
Показать полностью 1
111

Краткий курс по интернет-маркетингу ч2. Каналы привлечения

В прошлой части немного поговорили о бизнес-метриках, в этой начнем знакомство с каналами привлечения и научимся считать необходимые затраты на привлечение клиентов универсальным методом. В посте будет очень много букв и цифр. Для удобства таких расчетов каналы в perfomance маркетинге принято делить по принципу оплаты. То-есть, за что именно вы платите:

1. Показы рекламных объявлений/баннеров. На английском называется Cost Per Mille(CPM) или "Стоимость/оплата за 1000 показов".
2. Переходы на сайт/клики. На английском называется Cost Per Click(CPC) или "Стоимость/оплата за клик".
3. Целевые действия. На английском называется Cost Per Action(CPA) или "Стоимость/оплата за действие". Не путаем с CPA из юнит экономики. Под действием может пониматься все что угодно, от подписки в группу, до заполнения формы обратной связи.
4. Лиды. На английском называется Cost Per Lead(CPL) или "Стоимость/оплата за лид". Под лидом мы в агентсве обычно понимаем - обращение с контактными данными или, другими словами, потенциальный клиент. На практике многие интерпретируют по-своему.

5. Продажи.  На английском называется Cost Per Sale(CPS) или "Стоимость/оплата за продажу".


Для визуализации и лучшего понимания, как они между собой связаны  и какие инструменты используются на каких этапах - нам нужно будет представить воронку. Их существует множество, от модной AIDA до абстрактных "воронок продаж". Поскольку мы учимся не продажам, назовем её маркетинговой воронкой.

Первые два этапа не имеют никакой ценности для бизнеса с точки зрения perfomance маркетинга. Они могут быть важны только если стоит задача популяризации бренда. Третий и четвертый лишь косвенно влияют на продажи, но при этом уже интересны бизнесу. С лидами нужно быть очень аккуратными, низкое качество лидов может не только снизить прибыль, но и обанкротить компанию. Каналов на самом деле больше, но мы рассмотрим основные из них и пока только белые.

Например, бизнес занимается продажей сувенирной продукции. Мы добавляем на сайт кнопку "Бесплатные образцы" с целью убрать сомнения у потенциальных клиентов в качестве продукции. Но на 10 потенциальных клиентов получаем 100 халявщиков, которые тоже заполняют форму обратной связи. Они не только бесплатно забирают продукцию(пусть и в маленьких масштабах), но и значительно повышают нагрузку на отдел продаж. Как результат - прибыль падает, качество сервиса падает, поскольку продажи и издержки растут совершенно разными темпами.

В решении этой проблемы нам может помочь так называемая сквозная аналитика. Которая свяжет все продажи с каналами привлечения и покажет весь путь клиента. К сожалению, это все еще редкая история в бизнесе из-за отсутствия достаточного количества качественных аналитиков и дороговизны некоторых решений и их внедрений. По этому, в большинстве случаев вам придется иметь дело именно с лидами. Чтобы не подставить ни себя, ни клиента - нужно постоянно интересоваться качеством этих лидов и контролировать их количество.


Как определить качество и контролировать количество лидов? Будем разбираться на примере.

Пример. Мы продаем вот такие охладители анальных отверстий для тех, у кого подгорает от цен на видео карты

Заказываем их в Китае по 400 рублей, продавать собираемся по 800р. Товар ясен, теперь его нужно продать. Перед тем как делать красивый сайт и строить аналитику нужно подумать, кто наши клиенты, где мы их возьмем и выбирать каналы. Думаем над всеми подряд:

Кто наш клиент?

Предположим, что всем у кого подгорает это доставляет физический дискомфорт и они готовы потратить некую сумму денег на охлаждение ануса. Первое что приходит в голову - геймеры, но не простые любители тетриса и тамагочи, а те у кого киберпанк тормозит на настройках графики хуже Doom 2. Где их взять?


1. Контекстная реклама
Если кто-то не знает что это, то в двух словах - это объявления, которые показываются над и под результатами поиска в яндексе. Врядли кто-то делает в яндексе запросы типа "купить анальный охладитель". Но, тем не менее, это нужно проверить. Для этого есть много инструментов, но воспользуемся самым простым https://wordstat.yandex.ru/ и забьем несколько слов: анальный охладитель и охладитель ануса. 

Кто-то их ищет, теперь проверим хочет ли их кто-то купить

Никто такого у яндекса не спрашивает, с гуглом уже можно не проверять. Реклама на поиске нам не подойдет.

2. Социальные сети - таргетинг

Таргетированная реклама в социальных сетях, это возможность показывать объявления на определенные аудитории. Например, на подписчиков группы или всех мужчин в возрасте от 99 лет у которых завтра день рождения. Подробнее об этом естественно отдельно расскажу. Тут скорее всего попали в точку, ищем аккаунты/сообщества/фан клубы киберпанка и других требовательных игр, проверяем на наличие гневных комментариев и если они есть - настраиваем на них рекламу.

Для примера нам достаточно одного канала. Так что дальше думать не будем.

Делаем сайт

Скорее всего мы не миллионеры и нам хочется проверить, а стоит ли закупать и будут ли продажи. Идем на произвольный конструктор сайтов - пильда, микс и другие созвучные. Создаем страничку, подключаем к ней аналитику. Как все это делать правильно - расскажу отдельно.


Запускаем рекламу

В социальных сетях в основном присутствуют две модели оплаты за клики и за 1000 показов объявления. Для простоты расчетов возьмем модель с кликами. Большинство рекламных систем работает по так называемой аукционной системе, суть ее в том, что чем больше вы готовы заплатить за клик или показ, тем большей аудитории будет показываться реклама. Запускаем параллельно рекламу в фейсбуке и вконтакте. Пока не думаем над ценами за клик и ставим рекомендуемое значение(они там указаны), допустим 50р вконтакте и 100р в фейсбуке и стартуем.

Подводим промежуточные итоги

Видим в аналитике, что из каждой социальной сети пришло по 100 человек и мы получили 5 заказов из вконтакте и 5 заказов из фейсбука.(ну так уж совпало), но при этом из вконтакта позвонили 10 человек, купили 5 мамкиных геймеров , а с фейсбука позвонили 5 человек и все купили еще и оптом. Первые купили по 3 штуки, вторые по 10 штук.

Мы потратили:

Фейсбук - 10 000р

Контакт - 5000р


Получили:
Фейсбук

- CPC(стоимость клика) = 100р

- Оборот = 5*10*800 = 40 000

- CPL(стоимость одного лида-звонка) = 10 000р/5звонков = 2 000р
- CAC(стоимость привлечения одного клиента) = 10 000/5 = 2 000р
- ARPPU(средний чек) = 40 000/5 = 8 000р

- Средний доход на лид = 40 000/5 = 8000р
- Маржинальная прибыль с одного среднего чека = 8 000средний чек - 4 000себестоимость - 2000привлечение = 2000р
- Маржинальная прибыль одного среднего чека без учета затрат на рекламу = 8 000средний чек - 4 000себестоимость = 4000р

- Маржинальная прибыль с одного лида = (40 000 оборот- 20 000себестоимость - 10 000привлечение)/5лидов = 2 000р

Контакт

- CPC(стоимость клика) = 50р

- Оборот = 5*3*800 = 12000р

- CPL(стоимость одного лида-звонка) = 5000р/10звонков = 500р
- CAC(стоимость привлечения одного клиента) = 5 000/5 = 1000р

- ARPPU(средний чек) = 12 000/5 = 2 400р
- Средний доход на лид = 12 000/10 = 1200

- Маржинальная прибыль с одного среднего чека = 2 400средний чек - 1 200себестоимость - 1000привлечение = 200р

- Маржинальная прибыль одного среднего чека без учета затрат на рекламу = 2 400средний чек - 1 200себестоимость= 1200р
- Маржинальная прибыль с одного лида= (12 000 оборот- 6000себестоимость - 5000привлечение)/10лидов = 100р

Делаем выводы. Что с этим делать?

Много странных цифр. Сначала нужно определиться сколько мы хотим зарабатывать. В бизнесе обычно считается по разным моделям. Мы же просто решим, что поднимать свою жопу менее чем за 1000р мы не хотим и 200р с одного чека нас не устраивает. А чтобы мы зарабатывали минимум 1000р с одного заказа нам необходимо посчитать нужную цену за клик при которой мы это будем зарабатывать.

Считаем эффективную стоимость клика
Сначала нам необходимо понять, сколько мы готовы потратить на привлечение одного клиента. Посчитаем на примере вконтакте. Для этого из маржинальной прибыли без учета рекламных затрат(1200 р) вычтем желаемую прибыль ради которой будем поднимать жопу с учетом затрат на рекламу(1000р). Плановый CAC = 1200р - 1000р = 200р. Итого, мы готовы потратить 200р на привлечение клиента.

Чтобы из этого вывести эффективную ставку за клик нам нужно ввести еще одно понятие - конверсия. Конверсия, это процентный показатель отношения двух разных этапов воронки. Её в большинстве случаев даже не придется считать, она сходу выводится в системах аналитики. В нашем случае, продаж и кликов. Мы знаем, что из 100 кликов у нас получилось 5 продаж. Конверсия = 5/100*100%=5%. Или из всех кликов 5% будут превращаться заказы.

Теперь нам остается только умножить наши 200р, которые мы готовы потратить на привлечение одного клиента на конверсию в 5% и получим эффективную стоимость клика = 200*5%=10р. Делаем тоже самое для фейсбука. Эффективная стоимость клика = (4000р - 1000р)*5%= 150р.

Таким образом мы получим максимальный трафик с доходностью в 1000р на одну продажу.

Для успешного завершения эксперимента нам осталось проверить, будут ли клики вконтакте при ставке в 10р. Устанавливаем в рекламном кабинете 10р и проверяем. Если все хорошо, то закупаем товар и начинаем продавать.


ДРР(доля рекламных расходов)

Если мы это делаем не для себя, а для бизнеса, то часто мы имеем дело не с какой-то фиксированной суммой, а с долей расходов, которые компания готова потратить на привлечение оборота. Это тоже процентный показатель, в реальности он является обратным показателем к ROI, считается по формуле расход на рекламу/оборот*100%. Например, если мы из 100 000 готовы потратить 25 000, значит ДРР = 25%.

В этом случае эффективная стоимость клика считается по принципу - средний чек*ДРР*конверсию. Например, если взять ДРР = 20%, то для фейсбука это будет выглядеть так -
8000*20%*5%=80р

Вариант с ДРР плох тем, что он не учитывает увеличение нагрузки на сам процесс продажи. Например, по этой схеме продать 100 товаров с ARPPU = 1000р и CAC = 200р и 1 заказ с ARPPU 100 000 и CAC = 20 000 одинаково эффективно. Хотя очевидно, что сил и средств на обработку 100 заказов потратится больше.

Вариант с фиксированной абсолютной доходностью плох тем, что не учитывает увеличение нагрузки на процесс сборки, закупки товара и маркетинговых активностей на привлечение этого заказа.


P.S. Не уверен, что получилось понятно. Писал вечерами 3 дня, мог терять мысль. Если что - спрашивайте.

P.S. В следующем посте разберем системы аналитики, интерфейсы и отчеты, через один - контекстная реклама и гибкий подход к её настройке.

Показать полностью 4

Краткий курс по интернет-маркетингу - возвращение

Друзья, некоторое время назад начал здесь писать краткий курс по интернет-маркетингу, на тот момент уже занимался обучением сотрудников долгое время. Наше доблестное государство пристало по вопросам образовательной лицензии(на самом деле правильно и поддерживаю подобный инструмент для отсеивания инфоцыган) и было принято решение отложить образовательную деятельность до получения лицензии(штрафы по 500 000). И вот, лицензия фактически получена, можно наконец-то продолжать.

Кому интересен процесс получения образовательной лицензии - могу написать отдельный пост. Очень муторная и сложная процедура с составлением и записью образовательного курса по жестким правилам минобразования. Все заняло больше года и потрачено более 1млн рублей, но теперь понимаю, что можно было сделать гораздо быстрее, проще и дешевле.

Основная цель:
Давайте восстанавливать полезный контент на пикабу - если есть эксперты в любых тематиках, то присоединяйтесь

Повысить экономическую и ИТ грамотность. По работе постоянно общаюсь с маркетологами и топ-менеджерами. И понимаю, что есть тотальная неграмотность в вопросах ИТ, маркетинга и автоматизаций различных. Люди ведут клиентов в табличках, сливают рекламные бюджеты непойми куда и т.д.. Сам курс - небольшой ликбез, который позволит усвоить основные азы и не совершать большинства ошибок. Хочется взаимодействовать с профессиональными экспертами, по этому даю информацию бесплатно.

Пока пишу следующий пост, готов в комментариях ответить на любые вопросы, заодно соберу интересующие темы.

Предыдущие посты:
Первый пост - юнит экономика

Второй пост - каналы продвижения и метрики

План постов по маркетингу на ближайшие 2 месяца:

  1. Аналитика, введение, оцениваем эффективность рекламы, ищем ошибки на сайтах, проводим тестирование - сегодня/завтра допишу

  2. Выбор правильных каналов для рекламы, важные моменты

  3. Контекстная реклама - базовые знания, достаточные, чтобы настраивать эффективную рекламу. Ручные и автоматические стратегии

  4. Яндекс.Бизнес - кому стоит использовать

  5. Онлайн VS офлайн - как выбрать и кому что подходит, как отслеживать эффективность

  6. Таргетинг в социальных сетях - кому и при каких условиях стоит ввязываться, как настраивать, как отслеживать эффективность

  7. Работа с посевами и инфлюенсерами - один из наиболее эффективных каналов в социальных сетях, скорее всего будет несколько постов

  8. Маркетплейсы - как начать продавать, как правильно оформить карточку, какие форматы и виды, полезные сервисы(скорее всего будет серия постов, в один не уложимся)

Кому интересно - подробнее обо мне, более 20 лет занимаюсь интернет-маркетингом и автоматизацией бизнес-процессов, более 10 лет обучением сотрудников. Не из инфоцыган, практикующий маркетолог, владелец активного и довольно успешного агентства.

О чем еще рассказывать кроме маркетинга?
Всего голосов:
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!