Ответ на пост «1842 год: Огюст Конт формулирует "Закон трёх стадий" о развитии научных представлений»

Чтобы он сказал, если бы дожил до становления современной науки, основанной уже не столько на опыте как таковом, сколько на систематическом анализе неисчислимого множества опытов?

Кажется, это ничем не отличается от третьей стадии по Конту, только сложностью опыта, но я попробую все же сформулировать, на мой скромный взгляд, отличия.

Как выглядел опыт в классической науке? Разложил Гершель солнечный свет призмой, поставил термометр чуть дальше красной полосы — тот показал нагрев. «Ага, — сказал Гершель, — значит, за видимым светом есть некий другой свет, переносящий тепло». Один корректно поставленный опыт четко и недвусмысленно приводит к новому научному факту. То есть, речь не об учебной лабораторной работе, а об опыте на тогдашнем переднем краю познания. И вот настолько все просто. То есть, конечно, требовалась сложная точная техника, сложные математические методы, но структура простая: опыт показал результат, из него сделан однозначный вывод.

И что такое эксперимент сегодня.

Выходит современный коллега Гершеля к публике и говорит: мы тут с коллегами померили частоту вращения пульсара, оказалось, она аномально снижается. Причём, это снижение таково, что напрямую его зафиксировать невозможно — не хватит чувствительности лучших хронометров мира. Пожтому мы сделали анализ погрешностей и установили интервал, в который темп замедления укладывается с вероятностью 99,9%. Мы смоделировали на суперкомпьютере десятки известных нам процессов, которые могли бы приводить  к такому замедлению частоты вращения пульсара, и наилучшим из возможных объяснений считаем вариант, в котором энергия тратится на испускание гравитационных волн определённого профиля. Затем мы проанализировали профиль полученной волны с помощью основанных на общей теории относительности моделей распределения гравитационного потенциала на поверхности пульсара и таким образом пришли к выводу, что поверхность эта неровная и имеет перепад высот порядка нескольких сантиметров или десятков сантиметров.

Если что, я не с головы это выдумал — реальное исследование, о котором я читал где-то с месяц назад.

И вроде бы в обоих случаях — и у этих астрофизиков, и у Гершеля — в основе опыт, но какой! У Гершеля его открытие напрямую следовало из единственного опыта. Вот просто напрямую: есть нагрев, значит, есть нагревающая энергия. А здесь мы видим, как путь от наблюдаемого факта ( аномалии тайминга пульсара на грани чувствительности прибора) до научного вывода ( неровности рельефа пульсара) проходит огромное количество стадий, на каждой из которых из десятков возможных объяснений делается вывод в пользу того, которое, исходя из всего предшествующего опыта, кажется более вероятным ( но не абсолютно достоверным!)  

По-моему, это фундаментальная разница, мне не очевидно, что Конт, будь он сейчас жив, отнёс бы современную науку к своей третьей стадии. Если прибегать к аналогиям, мир — это чёрная Комната. Учёные-классики, такие как Галилей, Ньютон, Гершель, просто включали в комнате свет и спокойно и вдумчиво описывали  все, что видят. Современная наука из-за фантастической сложности изучаемых ею проблем уже не имеет такой возможности. Вместо этого у неё в трясущейся руке периодически вспыхивающая лазерная указка, каждую секунду выхватывающая из темноты случайно выпавший участок комнаты площадью считанные квадрантные миллиметры, при этом люто искажая цвета. А задача современного ученого — за ограниченное время таких включений описать обстановку в комнате. Мне кажется, это радикально другой уровень: факты, устанавливаемые наукой сегодня, зависят уже не только и не столько от самих результатов эксперимента, сколько от того, кто и исходя из каких моделей эти результаты трактует. В каком- то смысле это даже откат назад - ко временам, когда существующие в моей голове Концепции ценились выше фактов. С той лишь разницей, что теперь сами эти концепции основаны на других фактах. Получается такая рекурсия, когда ранее установленные факты ложатся в основу моделей, сквозь призму которых мы смотрим на вновь выясненные факты.

Пожалуй, отдельным постом оформлю - интересно мнение других о моей выдумке)))

Показать полностью
7

1842 год: Огюст Конт формулирует «Закон трёх стадий» о развитии научных представлений

Данная статья относится к Категории: Построение научных теорий

Огюст Конт выпускает последний, шестой том Курс позитивной философии / Cours de philosophie positive, начатый им ещё в 1830 году.


1) Здесь О. Конт сформулировал «Закон трёх стадий», описывающий интеллектуальную эволюцию человечества (аналогичные мысли ранее высказывал его учитель Анри де Сен-Симон).


Вот одно из авторских описаний «Изучая развитие человеческого разума […] от первого его проявления до наших дней, думаю, я открыл великий основной закон, по которому с неизменной необходимостью можно установить как путём наших рациональных доказательств, так и путём внимательного анализа прошлого, историческую достоверность. Этот закон состоит в том, что каждое из наших основных понятий проходит, необходимым образом, три теоретически различных стадии: стадию теологическую, или фиктивную; стадию метафизическую, или абстрактную; стадию научную, или позитивную...


Отсюда три типа философии, или концептуальных систем, обобщающих феномены, взаимно исключающих друг друга. Первая - начальный пункт, необходимый для человеческого понимания (intelligentia), третья - фиксированная и определенная стадия, а вторая уготована служить в качестве транзитного пункта».


Вот как это проявляется в познании:


«Согласно этому закону интеллектуальное развитие людей неизбежно проходит последовательно через три различных теоретических стадии: теологическую, метафизическую и научную.


По мнению Конта, теологическая стадия соответствует младенческому состоянию человеческого разума, который ещё не способен к решению даже простых научных проблем. Человек, находясь на первой стадии своего развития, стремится приобрести знание о сущности мира (в действительности для него недоступное), объяснить все явления, отыскать начала всех вещей. Подобная «примитивная потребность» удовлетворяется довольно простым способом: люди рассматривают явления внешнего мира, объясняя их по аналогии с собственными действиями. Таким путём наблюдаемые явления облекаются в человеческие образы, и возникает иллюзия того, что сущность мироздания вполне постижима и даже известна. Происходящие в природном мире события человек связывает с деятельностью особых сверхъестественных существ, во многом подобных людям, но неизмеримо превосходящих их. Согласно Конту теологическая стадия -необходимый этап в развитии человечества. Теологический способ мышления совершенно неизбежен в качестве исходной точки познавательного процесса. Чтобы убедиться в нелепости «теологических принципов», человеческий ум должен собрать достаточно фактов и познать реальный объем своих возможностей.

Метафизическая (или абстрактная) стадия, так же как и теологическая, характеризуется стремлением человеческого ума к достижению абсолютного знания о первопричинах. Различие этих двух первых стадий состоит в том, что меняются сами принципы объяснения мироздания: место сверхъестественных сущностей теперь занимают абстрактные силы. Эти абстрактные силы изучает особая дисциплина - онтология, которая ставит своей задачей объяснение внутренней природы всех вещей. Типичная черта метафизической стадии - недостаточное внимание к наблюдениям и повышенный интерес к умозрительной аргументации, слабо подкреплённой фактами. Метафизическая стадия, согласно Конту, носит переходный характер: её назначение - постепенное разрушение теологического мышления и подготовка почвы для будущего триумфа научного метода. Эта вторая стадия столь же необходима, как и первая, ведь переход от теологии к науке не может быть слишком резок в силу того, что человеческий ум не терпит внезапных перемен, развиваясь последовательно и постепенно.


Позитивная (или научная) стадия - это новая стадия в духовной эволюции человечества, в которой на первый план выходит деятельность отдельных наук, эмпирическим путём изучающих конкретные области действительности. Причём Конт полагал, что переход от одной стадии к другой определяет не только эволюцию человеческого мышления, но и развитие общества вообще, то есть движущей силой истории он считал прогресс знания.


Итак, на место теологии и метафизики приходит наука. Истинная философия - одна из научных дисциплин, которая стремится охватить все классы явлений и которая применима к любым объектам человеческого знания. При этом позитивная философия вовсе не тождественна простой совокупности наук. Позитивная философия делает своим содержанием только важнейшие результаты каждой из основных наук (оставляя в стороне многочисленные частности) и рассматривает только наиболее общие методы, применяемые в этих науках.


Позитивная философия как особая дисциплина предназначена для роли некоторого общего вводного курса, с которым должны иметь возможность ознакомиться все учёные, независимо от избранной ими специальности. Такой порядок освоения знаний, по мнению Конта, является неизбежным следствием углубляющегося разделения труда и позволяет избежать негативных последствий этого процесса.


Французский мыслитель не раз отмечал, что формирование позитивной философии ещё не завершено».


Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C., Философия науки, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г., с. 257-259.


Источник — портал VIKENT.RU


Дополнительные материалы

Доклад И.Л. Викентьева «Креативные / Творческие личности» на 42-й конференции VIKENT.RU «Стратегии творчества» (видео, 22 мин)


Изображения в статье

Огюст Конт — французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки / Open Licence

Image by intographics from Pixabay

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!