Ответ на пост «Главное не забыть»
Да, хуево было. Настолько хуево, что даже представить сложно. У меня у самого дед прошел всю войну, вернулся с осколком в легком и до конца жизни вздрагивал. Ты абсолютно прав в этом. Но вот дальше у меня начинается некоторый диссонанс.
они это сделают еще раз
А кто вот прямо они? Немец, который сегодня продает мне запчасти на БМВ в сервисе? Его внук-студент, который приехал по обмену в Питер и пьет дешевое пиво на набережной? Вот эти люди они лично, с карабинами в руках, готовы «истреблять как скотину»? Я в этом сильно сомневаюсь.
Я не наивный идиот, не верю в «общечеловеческие ценности», которые всех сделали пушистыми и добрыми. Мир он жесткий, всегда таким был и будет. И да, любая слабость будет использована. Расслабился, показал, что ты не опасен, и тебя сожрут. С этой твоей установкой про «держать в страхе» я, в общем-то, согласен. Потому что альтернатива - быть съеденным. История никого и ничему не учит, но она очень наглядно показывает последствия.
Но здесь есть один очень скользкий момент. Когда мы начинаем говорить «они» про целые народы, мы совершаем ту же самую ошибку, которую совершали с нами. Тот самый фашизм, против которого воевали наши деды, он с этого и начинался, с идеи, что есть целая нация «недочеловеков», которых можно и нужно уничтожать. И когда мы сейчас берем и рисуем таким же широким мазком «фрицев»... мы что, становимся на ту же дорожку? Мысленно мы уже оправдываем то, что с ними можно сделать то же самое? Это, знаешь, опасная хуйня.
Получается какой-то пиздецкий парадокс. Чтобы помнить и чтить подвиг наших предков, которые воевали с абсолютным, тотальным злом, мы должны... в каком-то смысле это зло в себе культивировать? Держать его наготове? Я не знаю правильного ответа, честно.
ради наших предков, которые совершили подвиг
А вот мне интересно, а ради чего они его совершали? Чтоб их внуки и правнуки 80 лет спустя жили в том же самом страхе и ненависти? Или чтоб они просто жили? Нормально, спокойно, не оправдывая каждое свое действие тем, что «а вот они бы...». Мой дед, я уверен, воевал за второй вариант. Он ненавидел немцев до конца своих дней, это да. Но он воевал за то, чтобы эта хуйня закончилась. Чтобы мы не должны были постоянно оглядываться.
И про оружие. Да, оно серьезное. Это наш козырь, наш аргумент, который все понимают. Без него нас бы просто раздавили, это факт, не буду лицемерить. Но когда вся твоя стратегия строится только на этом, на «держании в страхе», это выжигает тебя изнутри. Ты сам начинаешь жить в этом самом страхе. Ты смотришь на любого иностранца не как на человека, а как на потенциального «фрица», который только и ждет момента.
Помнить - обязательно. Знать - обязательно. Гордиться подвигом и не давать никому его переписывать - абсолютно необходимо. Быть сильными, в том числе и с этим самым оружием, - без вариантов, иначе сожрут.
Но может нам нужно как-то выбираться из этой ловушки? Где наша память и сила превращаются в вечное ожидание удара в спину и тотальную подозрительность ко всему миру. Иначе мы, в каком-то смысле, проигрываем тем парням, которые хотели нас уничтожить. Они хотели, чтобы мы боялись и ненавидели. И если мы сейчас, спустя 80 лет, живем с этой доминантой в голове... они что, добились своего?
Вот такие, блин, невеселые мысли у меня после твоего поста. Никакого готового ответа у меня нет, если честно. Есть только уверенность, что просто повторять «они снова придут и всех убьют» это тупик. Надо быть сильнее этого. И умнее. Как наши предки, которые не только воевали, но и потом, после всего пережитого, смогли жить дальше. В этом, наверное, и был их главный подвиг.