megaohm

megaohm

Присоединяйся к сопротивлению!
Пикабушник
поставил 3666 плюсов и 3079 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
За участие в Пикабу-Оскаре 5 лет на Пикабу
9508 рейтинг 805 подписчиков 18 подписок 7 постов 5 в горячем

Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками

Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт


Вступление


В первой части я рассказал про перелёт до Нигерии. Многие люди в комментариях, с неожиданным для меня восторгом, буквально требовали продолжения в приказном порядке. Если честно, удивлён такому отклику, не говоря уже о каком-то невероятном количестве образовавшихся подписчиков.


Вторая часть - про путешествие по стране на автомобиле. В отличие от первой, рассказ получился только про Нигерию, но не только про путешествия. Просили – получайте :)



Дорога из Лагоса


Уложив багаж и рассевшись по местам, мы, наконец, выдвинулись в путь. Простоявший около часа на солнцепёке автомобиль разогрелся до немыслимых температур, но это никак не омрачило приподнятого настроения у нашей компании, ведь осталось совсем чуть-чуть.
Стас раньше уже был несколько раз в Нигерии, был знаком с Арго, и между ними сразу завязалась обычная беседа двух друзей, которые рады встрече после длительного перерыва.

Мы же с Игорем тихонько сидели сзади, привыкая к новой обстановке и поддерживали разговор в меру сил, рассматривая бывшую столицу.


Лагос очень большой город: по длинной части он простирается на 50 с лишним километров, по широкой части – почти на 30; аэропорт находится практически в самом центре мегаполиса. При взлёте оттуда особенно хорошо понимается масштаб, когда город тает в видимой дымке горизонта, но простирается ещё очень и очень далеко за её пределы.


Лагос со спутника
Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Первое, что сразу бросилось в глаза – это совершенно безумный, на мой взгляд, хаотичный стиль вождения совершенно любого автотранспорта, начиная от мопедов и заканчивая фурами, а также постоянные сигналы отовсюду. Казалось, что если водила не посигналил хотя бы раз в минуту, значит, это время прошло впустую. Поначалу, когда ещё не знал причины, связывал бибиканье с несколько агрессивным стилем вождения Арго.


Уже потом мне объяснили, что у многих не работают поворотники, у мототехники часто отсутствуют зеркала, поэтому считается совершенно нормальным просто бибикнуть и начать перестроение, иногда даже не оглядываясь. По этой же причине надо погудеть и при обгоне, чтобы не поймать перестраивающийся транспорт из соседнего ряда. Это просто нереально мозговыносящий стиль вождения. Со временем, конечно, более-менее привыкаешь, но когда предложили сесть за руль – шарахнулся от такого «подарка», как чёрт от ладана. Слышал, в арабских странах тоже творится такой же хаос, но подтвердить не могу, не бывал.


Второй момент, на который сразу обратил внимание - обилие «Тойот». Наверное, не меньше 80% автопарка страны состоит именно из этой марки, причём степень «убитости» оных автомобилей чаще всего находится где-то между «чермет» и «по дороге в ад завернул в Нигерию». Особенно это касается междугородних маршруток, преимущественно Toyota Hiace, как аналог «Газели» у нас. Я очень люблю технику и, честно говоря, от многих авто веяло такой безысходностью, что возникло ощущение, что Нигерия является в своём роде чистилищем для тех машин, которые проштрафились при жизни. Разумеется, в Лагосе довольно часто встречались и свежие автомобили: «мерсы», «лексусы», «бэхи» и прочие марки премиум-класса, но, покинув мегаполис, даже просто свежих на вид автомобилей попадалось очень мало.

Из разговоров с местными узнал, что «тойоты» там действительно очень ценят за надёжность и ремонтопригодность. А вот Киа и Хёндэ видел исключительно редко, буквально несколько раз за всё время.

Общественный транспорт

Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

А это для тех, кто уже вырос из маршруток, но ещё не дорос до такси :) Причём в столице встречаются часто и густо.

Адские пепелацы, к слову. Тарахтят и шныряют в потоке как ужаленные.

Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Наш путь лежал на северо-восток от Лагоса, в сторону Ибафо. До магистрали, ведущей в соседний округ, было около 15 километров. Температура в салоне автомобиля и на улице была непривычно высокая: в самолётах было прохладно, в аэропорту Абу-Даби было откровенно холодно, поэтому жару на этапе перелёта мы почти не успели прочувствовать. Теперь же было такое ощущение, словно из сентябрьских плюс десяти я вернулся в самый разгар жаркого влажного лета где-то на юге России.


К слову, лето – мой любимый сезон, прожив всю жизнь в средней полосе, я совсем не понимал, как можно уставать от жары. Летом у нас довольно редко бывает выше 25-28 градусов, июнь часто ещё прохладный, август обычно уже прохладный. На тот момент я считал, что мой идеальный календарь сезонов тот, в котором после августа сразу начинается июнь, ну или май, для разнообразия. Даже 2010 год с его невыносимой жарой в центральной полосе, воспринимался утомительным исключительно из-за дыма от лесных пожаров, которым надолго накрыло многие города.


Поэтому я тихо радовался возможности хорошо прогреться и разглядывал мелькающие окрестности.

Пробка


Мелькать они перестали довольно быстро, когда мы встали в длинной пробке со средней скоростью движения одноногого пешехода. Через несколько минут кондиционер отключился из-за перегрева, и все мы в полной мере смогли насладиться повеявшим из дефлекторов шестым кругом ада.


Примерно так это выглядит (фото из другой нашей поездки)

Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Пробки - отличный вариант заработать для местных. Сразу появляются торговцы всякой "всякой": проводами для телефонов, напитками, едой, мороженым и т. п.


Кстати, женщины очень часто носят на голове всякие подносы и тазики. Сворачивают ткань в рулон, располагают на макушке кольцом и ставят на него груз. Очень помогает хорошей осанке :)

Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Но вернусь к пробке.

Тундра – довольно высокая по клиренсу и проходимая машина, и Арго совершенно не стеснялся использовать её внедорожные характеристики для объезда пробки по обочине, которые местами из-за обильных дождей размывает настолько, что обычная легковушка запросто может сесть на брюхо или оставить оба бампера в очередной яме.


Но, похоже, его не сильно волновали подобные мелочи, а я мысленно молился неизвестным японским инженерам, чтобы у этого пепелаца не вырвало мосты, периодически деликатно проверяя черепом стекло пассажирской двери на прочность.


На дорогах очень много старые грузовиков. Иногда владельцы разрисовывают их картинками на околорелигиозную тематику, выглядит довольно забавно и, порой, по-детски наивно.

А внизу на встречной полосе стоит красный тягач Mack, старичок из Америки.

Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

В какой-то момент небо затянуло облаками, и довольно скоро начался тропический ливень. Прохладнее не стало, везде мгновенно образовались огромные лужи, а воздух стал ещё более влажным. К счастью, в конце сезона дождей ливни не идут долго, буквально 15-20 минут, затем небо почти всегда очищается, только теперь в езде по обочине возник элемент неожиданности, из-за невозможности оценить глубину ям :)

Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

На 15-20 километров пути от аэропорта ушло почти полтора часа незабываемого родео, пару раз крен машины был настолько сильным, что возникало ощущение, что опрокидывание неизбежно. Хорошо, что желудок в это время был пуст, это избавило от некоторых проблем. Но честь и хвала водителю, он ничего не оторвал, не опрокинулся, и в какой-то момент автомобиль полностью вернулся на асфальт. Желудок стал медленно опускаться из верхней части грудной клетки на своё обычное место, появилась возможность отцепить обе руки от ручки под потолком и взять телефон для съемки окрестностей.


Пейзажи за окном были для меня непонятные: вроде едем по окраине бывшей столицы, но ощущение такое, будто находишься в жопе мира.


Окрестности Лагоса
Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Многоэтажных построек не было и в помине (к слову, их и в Лагосе тоже нет, я видел максимум 3-4 этажные строения, возможно, из-за низкого качества бетона). Кругом довольно грязно и намусорено. Какие-то непонятные лачуги, больше похожие на сараи, нежели на дома, зачастую без окон и дверей; иногда со ставнями, иногда просто зияющие пустыми чёрными прямоугольниками проёмов (тем не менее, в них часто живут). И всё это вперемешку с пальмами и прочей бурной растительностью, характерной для тропиков.



Окрестности Лагоса
Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Кстати, в гуглокартах улицы Лагоса довольно подробно отсняты, поэтому приглашаю всех любопытных в побродить по городу. Тыкайте в любое доступное место и путешествуйте, там всё выглядит примерно одинаково, так что с местом не ошибётесь. Ссылка на Лагос в картах Google



Окрестности Лагоса
Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Уровень жизни буквально в паре десятков километров от местных центров цивилизации выглядит довольно удручающе. Население нищее, это заставляет их объединяться в подобие территориальных кланов – местных комьюнити, где один за всех, а все за одного. Электричества почти нигде нет, только возле сотовых вышек за колючей проволокой стоят питающие генераторы. Арго объяснил, что связано это с тем, что даже если государство проведёт в комьюнити электричество, платить за него не будут.


А за что платить? Вот если за провода и столбы ещё стоят чуть-чуть денег, то после установки, видимо, платить больше не за что.

То, что электричество не живёт в проводах, а производится где-то ещё и имеет стоимость, похоже, большинство населения не понимает или не принимает. Вероятно, поэтому и государство не особенно торопится электрифицировать страну.


Мы настолько привыкли к розеткам рядом, что жизнь без них довольно сложно представить. Вы сейчас, возможно, подумали про отсутствие телевизора, компьютера, проблемы с зарядкой телефонов, отсутствие кондиционеров. Это всё так, но главная проблема - это холодильник! Негде хранить продукты, нельзя наморозить запасы впрок, редкая еда будет храниться дольше 12 часов на 30-40 градусной жаре. Разумеется, на рынках мясо есть, но какой оно свежести – никто не знает. Единственный способ купить гарантированно свежее мясо – покупать его живым, как это ни цинично звучит. Именно с этим было связано наше несколько диетическое питание, ведь электричество у нас на объекте было примерно полдня. Из «живого мяса» в загоне жила пара коз, свинья, и бассейн с сомами (catfish). А в будущем охлаждающем бассейне жила довольно большая черепаха на верёвке. Ну и местные однажды принесли змею, с метр длиной, мы её тоже съели, но об этом следующей части.

Вообще скот был каким-то уж очень худым, хотя, казалось бы, при таком обилии зелени вокруг животные просто обязаны наедать бока. Козы были довольно мелкие, как наши козлята. Да и местные коровы непривычно тощие, шкура да кости, на взгляд горожанина.

Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Через пару часов езды мы остановились у какого-то небольшого придорожного поселения для разминки и санитарной остановки. Местные с интересом наблюдали за редкими в этих краях белыми, тут же местная детвора подбежала к нам за заработком. Те, кто постарше, буквально совали в руки непонятные "морковки", как оказалось, с арахисом. Младшие просто стояли рядом и без конца твердили мантру: «гимми мани, гимми мани». Арго подошел к одному и по-отечески двинул речь: «Почему ты просишь денег? Ты что, нищий? Деньги не берутся просто так, их зарабатывают, так сделай что-нибудь и тоже заработай».


Я не уверен, что подобные речи в принципе могут что-то изменить по отношению к тому, для кого они звучат, но, тем не менее, дети отошли и взирали на нас издалека. Было довольно неприятно видеть подобную нищету и понимать, что, вероятно, в жизни именно этих мальчиков вряд ли что-то сильно изменится в будущем. Потом ещё не раз возникала жалость к неграм, абсолютное большинство которых обречено провести всю свою жизнь в бедности, но помогать им всем невозможно, ровно как невозможно вычерпать море кружкой.


С подобным желанием помочь всем, вероятно, сталкиваются очень многие белые, приезжая на континент в первый раз. Увы, время расставляет всё на свои места. Менталитет негров такой, что большинству не нужна удочка, им нужны халявные деньги. Если им дать их, то в следующий раз уже будут не просить, а требовать.

Конечно, среди населения есть и работяги, но в целом страсть к халяве, взяткам и вымогательству там, где это прокатывает, у негров развита очень и очень сильно. Причём не обязательно у бедняков.

Когда мы улетали обратно, таможенники на осмотре совершенно не стеснялись чуть ли не залезать в кошелёк и просить "подарки". Причем каждый из них по всему маршруту что-нибудь себе требует. И это для них совершенно нормально, но для меня это была дикость, конечно. Денег по итогу не дал - у меня в кошельке были только рубли, а баксы я заныкал в сумке вместе с оборудованием.



Купленные орешки оказались очень кстати, ведь уже почти полтора дня провели на голодном пайке. Такая "морковка" стоила около 8 центов, но орехи были жёсткими и невкусными.

Такой заработок распространён у детей, позже в городе к нам подошел ребёнок 3-4 лет и застенчиво протянул малюсенький пакетик, буквально с 15-20 орешками за 100 найра (3 цента), скупили все запасы у малыша :-3

Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Путешествие продолжалось.


Дорожное полотно, на удивление, было довольно ровным, хотя, бывало, и встречались сильные промоины. Чтобы дорогу не подмывало осадками, рядом с ней почти везде вырыты специальные канавы для отведения воды. Сложилось ощущение, что асфальт на магистралях везде хороший, но когда сворачиваешь в сторону от центральных  дорог, покрытие становится значительно хуже. По одной из таких убитых дорог мы ехали в горы, за несколько часов всю душу выстрясло :(


Вероятно, местная мойка самообслуживания
Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Довольно длинный отрезок пути проходил через джунгли, только тогда понял настоящий смысл фразы «непроходимые джунгли». Растительность растёт очень быстро и интенсивно, деревья попирают кустарники, которые в свою очередь густо опутаны вьюнками. Всё это в буквальном смысле создаёт зелёную стену высотой минимум в полтора метра, которая, к тому же, просто кишит всякими насекомыми и рептилиями. Наверное, в дикие джунгли, не сунулся бы ни за какие коврижки, там внутри реально непролазные чащи.



Фото именно джунглей будет в следующей части, а в основном хорошие магистрали выглядели примерно вот так

Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Кстати, ночью по стране лучше не ездить, довольно большие отрезки между населёнными пунктами проходят сквозь первобытные джунгли, часты нападения всяких бандитов на машины. Выскакивают такие бармалеи из кустов, могут прострелить колёса или даже убить кого-нибудь, хватают ценные вещи и скрываются обратно в джунгли.


Мы в одну из поездок почти столкнулись с подобным: было около 10 вечера, ехали спокойно, потом упёрлись в пробку на ровном месте. После разговоров с другими водителями, оказалось, что впереди стреляли. Те, кто успел проскочить, предупредили встречный поток и все остановились с обеих сторон участка.


Обычно подобные ситуации разрешаются довольно просто: люди ждут, пока кто-нибудь из встречных смельчаков не проедет и не расскажет, что там впереди :) Особенно забавно было наблюдать за полицейской машиной, которая стояла вместе со всеми недалеко от нас. Видимо, им перестрелки ночью нафиг не упёрлись, и они прикинулись пальмой :)


Простояли минут 30. В какой-то момент у одной горячей головы, который перевозил коров, лопнуло терпение, и он поехал вперёд. За ним через пару минут поползла маршрутка.


Местный водила, с которым я ехал, пошутил, что мясо проехало,  женщины проехали, скоро и нам можно будет проезжать. Так и произошло, вскоре мы продолжили путь. Ни трупов, ни расстрелянных автомобилей впереди, к счастью, не было.



Но аварии встречались довольно часто. Говорили, что в некоторых случаях машины проще бросить как есть, их потом местные потихоньку растаскивают. Рассказывали даже, что однажды в ДТП расплющило кабину, труп водителя зажало и его оставили как есть. За пару дней злые муравьи (а они там бывают очень злые) обглодали плоть до скелета. Фиг его знает - правда или нет, вполне допускаю, что в глухих районах страны такое может быть.

Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

По пути нужно было купить матрас, на базе не хватало спальных мест. Поэтому следующую остановку сделали примерно за 80 километров до пункта назначения.


Матрас оказался беспружинным, из вспененного материала немногим плотнее поролона. Оборудование в багажнике занимало довольно много места, но пикапы хороши тем, что всегда можно бросить что-нибудь ещё сверху :) По иронии судьбы, именно мне пришлось спать на этом изделии, поэтому я в полной мере ощутил все его недостатки. Достоинств, кроме разве что относительной жесткости, не было. Матрас оказался совсем не дышащим и не впитывающим влагу, при жаре в 30 градусов ночью моментально потел на нём, утром приходилось буквально отжимать простыню.


А через неделю на нём образовалась яма по размерам тела, и устроиться удобно уже не было никакой возможности, постоянно скатывался в центр. Но, как и везде в Нигерии, купить более-менее качественный товар можно лишь в Лагосе или нынешней столице - Абудже. В мелких городах у населения просто нет денег на подобные «излишества».

"Автомагазины" на трассе. Нижнее фото - часть рынка в городе

Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

В небольших городах магазины редко отличаются изысканностью. Обычные придорожные лавки

Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт
Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Пока Арго делал покупки, местные с интересом нас рассматривали, не особенно стесняясь этого. В какой-то момент ко мне робко подошел негр, завязался разговор.


- Привет!

- Привет.

- Как сам?

- Нормально.

- Ты откуда?

- Россия.


Ну, думаю, интересно ему пообщаться с белым, сейчас будет расспрашивать, правда ли, что у нас снег круглый год, медведи по улицам ходят, да водку пьём вместо воды. Но реальность оказалась гораздо более прозаической:


- Дай денег!
- …

- Ну, пожалуйста, хоть доллар!


Ну ё-моё! Настроение сразу же упало. Ни долларов, ни местных денег у меня не было, поэтому оскорблённый в своих ожиданиях, промямлил что-то, развернулся и пошел обратно в машину.


Погрузив матрас в багажник, и прижав его крышкой так, что его треть бодро торчала наружу, мы, наконец, двинулись дальше. Постепенно уныние от последнего диалога прошло, остановок больше не планировалось. Начинала сказываться усталость, в дороге на тот момент мы провели больше 30 часов, поэтому просто смотрел в окно. Оставалось совсем немного.

Городские виды
Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Про полицию, армию и безопасность


В какой-то момент Арго стал снижать скорость, и мы остановились перед очередным патрулём на повороте, на этот раз военными с настоящим укрытием из мешков с песком прямо посередине дороги. Я уже упоминал в первой части, что в Нигерии есть своя террористическая организация Боко Харам, радикальные исламисты, которые довольно регулярно осуществляют теракты на территории республики. Из-за этого на дорогах очень много патрульных машин полиции и военных, которые выборочно останавливают машины в потоке и что-то проверяют. И если у военных с дисциплиной всё гораздо строже, то полицейские, скорее, ищут повод для взятки или какой-нибудь халявы. Встречались также полицейские под веществами: белки глаз красные, зрачки расширенные. Траву там достать не проблема, даже среди местных на объекте встречал травокуров.


Очень часто, даже если патруль явно останавливал нас, прокатывал проезд без остановки на маленькой скорости: просто включали дурака, глупо улыбались и махали рукой.

А вот с военными такие фокусы было делать нельзя, поэтому Арго остановился и с уважением (гуд ивнинг сир) перебросился с ними парой фраз и сам отсыпал чуток денег.

Его на этом посту, вероятно, знали, всё-таки он руководил строительством объекта в последнее время, и довольно часто мотался мимо этого поста. Мне он потом объяснил, что денег дал потому, что с военными надо поддерживать хорошие отношения, ибо если что случится, то они первыми приедут спасать.

К слову, на тот момент были ситуации с захватом заложников из числа иностранных граждан (не из России) на каком-то заводе, подробностей не помню, у нас про это в новостях не писали, а в англоязычном сегменте информацию не нашел на вскидку. Точнее, там так много новостей про похищение и захват заложников, что не нашел в этой куче нужную. В общем, хоть мы и были в то время на юге, а бармалеи действовали в основном на севере, но рисковать никто не хотел.
Китайцы, по слухам, довольно сильно заморачиваются с безопасностью на своих крупных заводах: высоченные стены, вышки с автоматчиками, готовыми стрелять на поражение в случае неподчинения, всё довольно серьёзно.

У нас было почти так же, но только без высоких стен и вышек с охраной :) Территорию охранял пожилой дед, который приезжал на мопеде рано утром и уезжал на закате. У него был строгий наказ, не открывать никому ворота, на который он постоянно клал болт, поэтому у нас довольно регулярно шарились разные мутные личности.

То местные из комьюнити (им нельзя не открывать, они же местные, дадут по харе и мопед отберут); то какие-то хмыри проверяющие (они же в ночнушках, очень важные люди, им нельзя отказать); то представители местного ФСБ, которые проверяли, живые ли мы вообще и не украли ли нас бармалеи.

Безопасникам, конечно, спасибо, но перепугались тогда знатно. Арго был в отъезде, из белых только нас трое, а на территории появились двое непонятных крепких ребят с оружием. А у нас нет ни виз, ни паспортов (это отдельный эпизод, связанный с раздолбайством местной миграционной службы). Но всё обошлось.

В целом с безопасностью на объекте, было конечно, так себе. Если совсем честно, то вообще никак. Но за несколько лет строительства объекта, проблем не было, ттт.

Наверное, как в анекдоте про Неуловимого Гонзалеса, который неуловимый не потому, что его не могут поймать, а потому, что он нафиг никому не нужен.

Мечети встречались довольно часто
Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Улыбаемся и машем! Сильнее машем!


Однажды в конце трудовой недели решили съездить «в цивилизацию» и посидеть в баре. В животе уже плескалась пара банок пива, я сел спереди и наслаждался поездкой, задорной нигерийской музыкой и тёплым вечером. Окно было открыто, и я выставил руку вперёд, с удовольствием ловя набегающий поток воздуха. Настроение было настолько хорошим, что я всем встречным машинам приподнимал ладонь в приветственном жесте, улыбаясь при этом и посылая мысленные лучи добра.


Но в ответ я получал не взаимные улыбки и аналогичный жест, а какое-то странное выражение лица, скорее, недоумённое. Сначала полагал, что это выглядит для местных странно, белые в тех краях редкость, вот и удивляются. Ну и ладно, добра хватит на всех, поэтому я продолжал всех так приветствовать. И автомобилистов, и мотоциклистов, всех!


Самсон, управляя автомобилем, вскоре заметил этот мой позитив, и поведал, что надо не просто поднимать ладонь, а ещё и помахивать ею. Разумеется, я спросил почему, и он мне поведал странную штуку.

Оказывается, жест в виде просто поднятой вверх ладони означает всем известное «fuck you», а вот когда ты этой ладошкой размахиваешь, то это уже «hello». Я был в очередной раз весьма сконфужен.

Получается, что я просто так, на ровном месте, послал нахер довольно большое количество людей. Уж не знаю, что они подумали про меня, но буквально следующему встречному я уже махал вовсю, и сразу же получил в ответ белозубую улыбку во весь рот и аналогичное приветствие :)

Потом эту информацию о жестах подтвердили другие люди. Вот ведь как бывает!



В ожидании общественного транспорта

Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Ещё про полицейских


Как-то раз мы поехали в горы, в загородный дом нигерийского товарища директора. Как я уже упоминал чуть выше, на требование полицейских остановиться, иногда можно было глупо улыбаться и махать, проезжая мимо с пешеходной скоростью, но не останавливаться. Как правило, остановка была чревата попрошайничеством по какому-нибудь надуманному поводу, полицейские были довольно изобретательны в придумывании новых "законов" для сборов "штрафов" («у вас мусор в подлокотнике лежит, а должна быть специальная корзина для мусора», или «покажите все документы на собаку, нельзя просто так в своей машине перевозить своих домашних животных»).


Что самое смешное, документы никто никогда и не проверял. Есть у тебя права или нету, что за машина у тебя, своя или чужая, и кто там сзади сидит - на это полицейским было совершенно пофиг. Главное - бабло.


Иногда в качестве взятки прокатывала банка пива, иногда деньги. Случалось даже, что перекинувшись парой фраз, нас отпускали просто так, но всё же мы, по возможности, старались избегать такого общения.


Поначалу Арго сам улыбался и размахивал, но на пятом посту ему это надоело, поэтому он возложил эту почётную обязанность на меня, полушутя заявив, что все траты теперь будут мои, если нас остановят. Отдельно предупредил, что надо именно махать, а не просто поднимать ладонь :)


Я очень старался, улыбался и махал как полоумный своим лучшим друзьям, у меня всё получалось, и порой мне даже улыбались и махали в ответ :)

Но такая тактика не всегда прокатывала. Однажды возвращались из столицы на объект. Машину вёл Стас, я сидел за ним. Очередной пост, машут для остановки. Стас включает дурака, и отработанной техникой пытается проползти мимо, попутно улыбаясь, кивая и помахивая. Не прокатило, взмахи ещё сильнее с явным намерением нас остановить.

Арго напрягся, сказал, что надо остановиться, но Стас почему-то решил, что нефиг, и продолжил движение. Дальше события развивались довольно стремительно: полицейский хватает с плеча автомат, снимает с предохранителя и делает предупредительный выстрел в воздух. После чего автомат направляется на машину, аккуратно в спину водителю, но по факту в заднюю дверь, где сижу я. Арго уже перешёл на мат, мы к нему присоединились, и автомобиль, наконец, остановился.

Пару минут разговоров на чуть повышенных тонах со стороны полиции, извиняющийся голос Арго, наверное, убеждал копов, что этот белый за рулём – слабоумный, что он не понимает жестов и умеет только улыбаться и махать. Вероятно, у него получилось, и вскоре нас отпустили. Не помню уже, обошлись ли деньгами, или чем-то ещё, адреналину тогда хапнул порядочную порцию, детали не запомнились. Стаса, конечно, потом все втроём покрыли ебуками, но он не обиделся, хотя и настаивал, что полицейский всё равно не стал бы стрелять. Шутник, блин!

Вид на годы из других наших путешествий

Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Вообще по Нигерии я пассажиром проехал чуть меньше 3 тысяч километров. Фактически это было 5 довольно длинных поездок, каждая из которых была по-своему интересна, и в каждой из них что-нибудь происходило.


Например, отказавшие из-за перегрева тормоза на спуске с горы (ехали вдвоём, за рулём был негр, я рядом); обрыв приводного ремня вдали от цивилизации; питбуль Арго, нажравшийся из грязной лужи воды с травой, а потом блюющий ею мне в ноги и пердящий всю дорогу от расстройства желудка; комьюнити, перекрывающие дорогу брёвнами, чтобы стрясти за «проезд по своей территории» да и просто дорожные истории от начальника отдела логистики в одной нигерийской фирме.

Сейчас написал и сам ужаснулся, как вообще оттуда удалось выбраться? =)


Но всё это, наверное, не так интересно. Но про обрыв ремня всё же расскажу, ведь есть фотки этого момента :)



Это случилось в самом конце нашего путешествия, когда Арго вёз нас в Аэропорт. До Лагоса оставалось около 200 километров, мы даже не успели выехать на основную магистраль. Вылет должен быть в 10 утра, переночевать планировали в гостинице, чтобы не ехать ночью. Билеты куплены, приключения должны бы уже закончиться, но нет.


Удар под капотом, останавливаемся, Арго пытается понять, что это так бумкнуло. Колёса целы, вроде ничего не отвалилось. Но при тщательном осмотре обнаружился разорванный ремень приводного оборудования, его разорвало буквально на нитки, которые намотались на все доступные валы.


Для незнающих поясню - через данный ремень передаётся вращающий момент на генератор, вырабатывающий заряд для аккумулятора, компрессор кондиционера и, возможно, гидроусилитель руля (не помню уже, как там в Тундре устроено). Без кондиционера и ГУР, в принципе, можно доехать, но вот когда не работает генератор - то искры в свечах зажигаются только от аккумулятора, и без подзарядки его хватит совсем ненадолго.


Ирония в том, что Арго поменял этот ремень примерно полторы тысячи километров назад (при его ожидаемом ресурсе минимум 30-40 тысяч), но качество комплектующих в Нигерии соответствует всему остальному, поэтому часто даже новые детали - это форс-мажор.


Размышляли, что делать. Была мысль вызывать рембригаду с объекта, но решили попробовать своими силами. Благо, Арго хорошо разбирался в автомеханике и всегда возил набор инструментов, без него в такой глуши никуда.


Старый ремень валялся в багажнике вместе с кучей других деталей. Жизнь там учит, что нельзя просто так взять и выбросить рабочую вещь, поэтому приступили к ремонту вместе с двумя остановившимися помочь неграми.

Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Через пару часов возни всё было готово.


Под машиной всё же чуть прохладнее, чем над солнцепёке, да и руководить работами оттуда проще, всё видно, лежи себе и командуй :)

Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Старый ремень, конечно, внушал опасения своим видом, но выбора не было, надо было добираться до Лагоса, иначе бы пропали билеты и пришлось тратить весьма ощутимую сумму на покупку новых.


Но всё хорошо, что хорошо кончается. Уже к вечеру мы были в гостинице, и утром благополучно улетели обратно в Абу-Даби.



А пока вернусь к нашей поездке, которая, как и этот пост, подошла к концу.

Примерно через 5 часов пути мы наконец добрались до объекта, на котором нам предстояло провести чуть больше месяца. Было тоже очень интересно, хотя почти без приключений, но об этом расскажу в следующей части



Вид на завод и момент нашего туда прибытия

Путешествие в Нигерию. Часть 2, по дороге с облаками Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт
Показать полностью 25

Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт

Краткое содержание

Я фрилансер, 5 лет назад ездил в Нигерию в качестве инженера АСУ ТП, жил и работал там пару месяцев на недостроенном объекте, практически в джунглях. Удалось немного попутешествовать по стране, побывать в местных горах («Я дам вам парабеллум, мы будем отходить в горы»); немного пожил в столице. Как-то обмолвился про это в комментариях и необдуманно пообещал запилить пост, и вот всё же собрался рассказать эту историю.


Фотографии будут без лиц: связи с бывшими коллегами нет, без их согласия публиковать фотки с ними будет некорректно. В этой части много фоток с инета, я их все отметил.

Вступление

Однажды «через 3 рукопожатия» мне позвонил владелец небольшой частной компании и предложил поработать в монтаже и пусконаладке мини-завода по переработке нефти в Нигерии. Подумал, что это будет интересный опыт, и согласился, хотя было страшновато: смертельно опасные малярия и желтая лихорадка; на севере буйствовали Бармалеи из Боко Харам (филиал ИГИЛ, запрещена на территории РФ); в целом неизвестная страна... Но сомнения были недолгими, авантюризм победил и я согласился.


Нигерия на карте /wikipedia.ru/

Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

На тот момент не знал об этой африканской стране почти ничего, поэтому сначала хотелось бы немного рассказать о ней своими словами и чуть побросаться цифрами, разбавленными личными впечатлениями. Эта страна африканского континента занимает 14-е место по площади (924 т. кв. км, в 18.5 раз меньше площади РФ), но имеет самую большую численность населения, которое с каждым годом стремительно растёт. Согласно статистике, в 2016 на момент моей командировки там было 186 млн. жителей, а в 2021 - уже больше 210 млн. (1 место в Африке и 7 место в мировом рейтинге). По прогнозам  википедии через 30 лет будет 320 млн., а через 80 лет –886 миллионов жителей! Даже за последние 5 лет прирост в 35 миллионов очень впечатляет!


Климат там горячий круглый год, но с марта по октябрь наступает сезон дождей, и в начале лета ливни не прекращаются неделями. У местных даже есть понятие children’s week, то бишь «неделя, когда нечем заняться, кроме производства новых детей» :)

Я попал туда в конце сезона, но всё равно успел «оценить» местные ливни, когда за 5-10 секунд бега под дождём с объекта до жилья успеваешь промокнуть до самой последней нитки, будто тебя окатили парой вёдер воды.


Национальная валюта – нигерийская найра, курс к доллару сейчас примерно 410:1. Ещё весной 2016 года курс был 200:1, но летом она сильно обесценилась, и осенью того же года я менял уже по курсу 310:1.

В религии население делится примерно поровну между мусульманами преимущественно на севере и христианами на юге, хотя, разумеется, и тех, и других можно встретить на всей территории страны. До 1991 года столицей был Лагос, потом, со слов местных, его настолько засрали, что проще было перенести столицу в другое место, и с тех пор она находится в Абудже.

На момент командировки в стране было полувоенное положение в связи с активностью радикальных мусульман из Боко Храм (террористическая нигерийская исламистская организация) на севере, на дорогах везде были блок-посты с военными, полицией и просто странными людьми с оружием, про это будет позже. Сейчас, судя по новостям, ситуация с терактами не сильно улучшилась, они регулярно продолжаются до сих пор и в них гибнут сотни простых людей каждый год.

Страна откровенно нищая по уровню жизни, но богатая очень хорошей для переработки нефтью (про другие ресурсы не знаю), добыча оной чаще ведётся людьми и организациями из других стран (в основном Китайцами), чужаки не особенно стараются в сохранении экологии (аварии, вырубка, наплевательское отношение к земле и т. п.), чем вызывают сильное недовольство местных. На тот момент нигерийцы как раз осознали этот факт и стали регулировать добычу, но я многого не знаю, поэтому не берусь утверждать однозначно.

До 1960 года Нигерия была английской колонией, и только 61 год назад страна обрела независимость. От английского языка там не избавились до сих пор, он является официальным для Нигерии, а так в стране насчитывают более 500 живых языков и наречий. На юге, где я жил, в основном был распространён Йоруба, но язык настолько для меня непривычный и непонятный, что я запомнил только одно слово – «э’йбо», то есть «белый» :)

Вылет из России

Итак, после обсуждения деталей, оформления бумаг, обязательных анализов на СПИД с официальным переводом результатов, прививки от желтой лихорадки и беседы с консулом (отдельный забавный эпизод), я с двумя украинскими коллегами вылетел из Москвы в Лагос транзитом через Абу-Даби.

В аэропорту "Домодедово"
Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Взлетев из Домодедово в 10 утра, самолёт вырвался из плена подмосковной сентябрьской сырости навстречу солнцу. Всегда в такие моменты удивляюсь, насколько близким оно может быть: буквально несколько минут после взлёта, и хмурый осенний пейзаж с бесконечными тучами и дождиком  сменяет такой яркий солнечный свет, будто не было месяца осени и снова наступило любимое лето! Удивительное ощущение, до сих пор вызывает восторг!


А там внизу - осень, серость и сырость

Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Перелёт особенно не запомнился: почти 7 с лишним часов разговоров ни о чём с тогда ещё малознакомыми коллегами, наблюдений сначала за облаками где-то внизу, а потом за морем и однообразным ландшафтом. Запомнились очень красивые, на мой взгляд, стюардессы, все как на подбор стройные, в строгих костюмах с элегантным шарфом. Как правило, с восточными чертами лиц и неярким, но выразительным макияжем; улыбчивые и очень доброжелательные, большинство не говорило на русском.

Стюардессы авиакомпании Etihad Airlines, фото с интернета

Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Стюардессы на время полёта раздавали пледы, я наивно спросил, можно ли забрать его с собой, потому что предположил, что их выдают насовсем (нет :). В ответ получил несколько недоумённый взгляд и пространную фразу, общий смысл которой сводился к тому, что «нельзя, но если очень хочется, то это будет мой выбор». Проверять лично я не стал, но коллега заныкал свой плед и грелся потом в нём под кондиционерами при пересадке, чем вызывал нашу лютую зависть :)


И вот, наконец, долгожданное прибытие. Прилетели уже под вечер. Ещё не стемнело, но при заходе на посадку взгляду открылся красивейший вид на аэропорт и прилегающую пустыню с освещёнными магистралями в 30 километрах от столицы Эмиратов. Плавная посадка, несколько минут неспешного выруливания до приёмного шлюза, чуть-чуть ожидания, и вот пассажиры толпой покидают самолёт.


Вид перед посадкой

Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Аэропорт Абу-Даби


Когда приходится выбираться в Москву из своей глубинки, каждый раз немного волнуюсь: на машине поражают плотность потока и сложность дорожных развязок; в метро - обилие людей вокруг; везде огромные высотки и бешеный темп жизни, событий, и ни одного знакомого места.


В Эмиратах было похожее ощущение: чужая страна; незнакомый и непонятый аэропорт; английский из нас троих более-менее знаю только я (да и тот технический :) Но было очень интересно, ведь это даже не метро, а вообще другая страна!


Аэропорт в Абу-Даби поразил в первую очередь размерами. Я до этого был только в аэропортах Пекина и Москвы, сравнивать особенно не с чем. Наверное, не сильно обману, если скажу, что пришлось пройти расстояние чуть меньше километра, прежде чем мы дотащили тяжелые сумки с оборудованием и личными вещами до нужного зала ожидания. Архитектура аэропорта очень необычная: плавные линии крыши, огромная площадь здания в несколько этажей, невероятное количество шлюзов и толпы народу с поначалу непонятной суетой вокруг.


Аэропорт Абу-Даби, фото с интернета

Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт
Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт
Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Самое первое, что бросается в глаза - обилие людей в национальных одеждах и с всеми возможными цветами и оттенками кожи. Хиджабы, туники, классические костюмы, джинсы, шорты, майки, сари; разве что меховых костюмов не было видно :)


Европейцы, азиаты, индусы, африканцы, кого тут только не встретишь! Наверное, привычные люди на это не обращают внимания (как в метро), но я-то провинциал, поэтому "продавал глаза", с увлечением разглядывая всё и всех вокруг. Рейс в Нигерию был только через 9 часов, поэтому у меня было вдоволь времени для удовлетворения любопытства и изучения окрестностей.


В аэропорту

Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт
Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт
Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Ваш покорный слуга на фоне светящегося баннера :)

Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Ни воды, ни тары у нас не было, зато была буханка чёрного хлеба и палка колбасы :) После недолгих сомнений я купить за два с половиной бакса полулитровую пластиковую бутылку негазированной воды, чем вызвал неодобрительное восхищение коллег, потому как с одной стороны это пипец как дорого, с другой – очень хотелось пить. Разумеется, одна маленькая бутылка не утолила жажду троих мужиков полностью, но на счастье довольно быстро обнаружили места с питьевыми фонтанчиками и уже набирали из них воду в эту самую бутылку. Вода была тёплая и невкусная, но проблем ни у кого из нас не возникло.


Неприятно удивили цены в дьюти-фри. Так и не понял, то ли я нищеброд, то ли там вкрай охренели. Вероятно, оба предположения верны, но второе более существенное, судя по постам гнева о ценах в московских аэропортах :) Очень вежливые и доброжелательные продавцы пытались компенсировать космические цены, но фига в кошельке была более убедительной :)


Местные "ларьки". Курс дихрама к доллару примерно 4:1

Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт
Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт
Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Для удобства ожидающих в аэропорту есть кабинки для курения в виде отдельных комнат, где могут поместиться человек 20-25, а есть кабинки буквально на двоих, размерами 1,5х1,5 метра: посередине стол, сверху вытяжка, на входе автоматическая дверь. В одной из таких кабин глючил датчик двери, которая постоянно отъезжала туда-сюда. Почему-то это показалось забавным, когда представил себе очередь из человек-невидимок, жаждущих вдохнуть желанного дыма :-)


На мой взгляд, очень правильное решение: народу в них было очень много, но запах почти не чувствовался из-за хорошей вентиляции, в отличие от Домодедова, где в туалетах пахло табаком, так как там официальных мест для курения, насколько я помню, не было.


В аэропорту было довольно много траволаторов, эдакая бегущая дорожка для тех, кому тяжело ходить, покатался на них тоже. Очень часто встречались сотрудники аэропорта, которые везли людей на инвалидных колясках. Здорово, что для них созданы такие условия: везде где нужно были пандусы, специальные санитарные комнаты. Одно печалит, что нашим инвалидам обычно такие путешествия доступны лишь в мечтах из-за высокой стоимости.


Время тянулось достаточно долго, в конце концов надоело ходить туда-сюда, и мы сели мерзнуть под кондиционерами в нашем зале ожидания. Постепенно соседние места стали заполняться. Белыми были только мы втроём и, наконец, появилась возможность повнимательнее рассмотреть представителей другой расы.


Оказалось, что негры очень сильно отличаются по цвету кожи, чертам лиц, волосами. Я, конечно, «открыл Америку» таким наблюдением, но раньше никогда над этим не задумывался, да и с неграми не доводилось сталкиваться так близко. В университете в соседней группе учились Мишель и Ндонго, но они были почти свои, «русские», просто с черным цветом кожи :)


Заметил следующее: сначала все выглядят очень похожими, но мозг довольно быстро учится различать представителей другой расы. Судя по опыту жизни в Китае и Нигерии, у меня примерно через неделю приходит полное привыкание к иной расе, после чего я уже не путал ни китайцев, ни негров между собой, хотя поначалу с этим были действительно большие проблемы.


Более того, что на каком-то этапе начинаешь чувствовать территориальные отличия. Например, для россиян отличить русского от казаха или узбека от армянина, обычно, не составляет труда. В других расах для нас отличия совершенно неявные, но негры Нигерии отличаются, например, от негров других стран континента: одни чёрные как угольки, другие ближе к коричневым. Черты лица также сильно различаются как друг от друга, так и от американских негров, привычных по фильмам. Сложно описать словами, так как я воспринимаю лица в целом на уровне чувств и не владею методами классификации физиогномики, но отличия есть и они очень явные.


Но вот время нашего ожидания подошло к концу, к выходу подъехал большой автобус, который «приседал» почти в асфальт (идеально для инвалидов и отдельной категории увлечённых граждан на отечественном автопроме :) После недолгого ожидания на улице в душной жаре ночных Эмиратов автобус, наконец, отправился к нашему самолёту, ожидавшему пассажиров где-то в темноте.


Транспортный автобус до самолёта, фото из инета

Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт
Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Перед взлётом

Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт
Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Перелёт в Нигерию

Летели всю ночь, удалось нормально поспать, хотя узкие кресла эконом-класса не особенно этому способствуют. С утра пассажиров покормили: обычный самолётный жрач, не очень сытный, но вполне съедобный, особенно когда нет денег еду в аэропорту :) Плюсом в Этихад Эйрлайнс можно было попросить алкоголя, водку или пива на выбор, стюардессы также не отказывали и в добавке, народ в основном предпочитал соки или газировку.


За полчаса до посадки раздали анкеты для таможни иностранным гражданам, с горем пополам заполнили и стали ожидать посадку. На тот момент прошло более суток с момента отъезда из родного дома.


Рассветные облака над Нигерией
Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

При выходе из самолёта больше всего поразило то, что пол везде был завален мусором: стаканчиками, бумажками, салфетками и прочими обертками. Неподготовленного адепта лиги Чистомэна, наверное, хватил бы сердечный приступ от такого зрелища. Возникло ощущение, что рейс был не с неграми, а с цыганами.


Лично я и коллеги свой мусор утрамбовывали в стаканчики из-под напитков. Могу поручиться, что под нашими сиденьями не было ни одной соринки. Но пока мы дошли до выхода, в голове была лишь одна мысль: какими же надо быть нечистоплотными, чтобы оставить за собой столько мусора в салоне. Впрочем, то были дикие люди. Они везде, и в нашей прекрасной часто встречаются. Но, похоже, в самолете «правильной» была только наша троица :-(

Позабавила ситуация, когда двигались на выход: стюардессы стояли и улыбались, негр впереди шел укутавшись в плед. Уж не знаю, намеренно ли он захватил его, или просто забыл, но стюардесса ловким движением и улыбкой стянула его с плеч, на что пассажир даже ухом не моргнул. Что ж, не прокатило, вычёркиваем :)

Наши попутчики

Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Искренне поблагодарив симпатичных стюардесс, мы, наконец, краем глаза в окошках шлюза увидели континент, который считается колыбелью человечества.



В аэропорту Лагоса

Надо сказать, что контраст между аэропортами был разительный. Так-то аэропорт в Лагосе довольно большой и относительно неплохой внутри, когда улетаешь из него, но вот по прилёту людей выпускают в какой-то полутёмный деревенский сарай с оштукатуренными стенами, истёртой и разбитой плиткой и в целом довольно удручающим внешним видом.



Здание аэропорта, фото из интернета
Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

По-местному было около 7 утра, всего лишь немногим больше суток назад я был ещё дома, но по ощущениям прошло минимум несколько дней. Наш московский товарищ директор (будет ещё нигерийский товарищ директор) пообещал, что нас будут встречать, как в лучших домах Лондóну и Парижу, разве что без красной ковровой дорожки и оркестра. Поэтому мы, ничтоже сумняшеся, шли в толпе и выискивали, кто же будет нашим провожатым и ангелом-хранителем. Первым «встречальца» увидел я: тощий молодой парнишка лет 20 стоял чуть в стороне от людского потока с листом А4, на котором мой глаз уловил среди двух строк текста знакомое слово: “Rizwan”.

Отлично, Рязань! (нет) А что? Слово знакомое, я как раз с этих краёв приехал, ну конечно же, это за нами! (нет) Никакой ошибки быть не может! (снова нет) Ну а то, что "Рязань" написана с ошибками - так это ж Нигерия, откуда им знать, как правильно пишется название областного центра в России?


И вот я направился к нему, твёрдо давая понять, что мы - его почётные гости, которых он так сильно ждёт (опять нет).

Как сейчас понимаю, парнишка знатно офигел, попытался робко что-то возразить, но тут подошла группа поддержки в виде ещё двух белых могучей комплекции, и на русском начали его о чем-то распрашивать. От такого "цыганского" напора он, вероятно, решил, что спорить с тремя сумасшедшими иностранцами бесполезно, обречённо сложил и убрал свой листочек и повел нас к таможне.

У таможни собралась обычная по прилёту очередь, проверяли паспорта и миграционные карточки у иностранцев, но делали это с характерной неспешностью и педантичностью.
Наш гид проверил наши каракули на миграционках, что-то дописал, о чём мы сами не додумались, и через 20 минут таможенники нас пропустили в зал выдачи багажа.


Надо сказать, что багажа у нас на троих было примерно 10 мест, среди которых помимо чемоданов и сумок были большие картонные коробки, в которых лежали сварочный аппарат, куча оборудования, всякие железки, датчики, электроника, инструменты и прочее снаряжение. Коробки были весьма объемными и тяжелыми, но за дверями нас ждала машина с водителем, оставалось пронести их считанные десятки метров.


Ха-ха!

Когда мы расплатились с проводником суммой, эквивалентной 10$ и уже развернули ласты на выход, путь нам преградил пограничник с автоматом, который жестами отправил нас к Важному Нигерийцу в местной национальной одежде, которая для русского человека больше похожа на ночнушку до пола, и тут началось наше первое приключение :)


Плотина лог! (фото с этих наших интернетов)
Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Минут 10 нам потребовалось, чтобы понять, что именно от нас хотят. Забегая вперёд скажу, что хотели от нас, видимо, денег, но мы в силу своей неопытности догадались об этом не сразу. Да и денег у нас тоже не было, мы же были обычные сотрудники, и из нала у меня были только несколько тысяч рублей, а у коллег и того меньше в гривнах.


Итак, с помощью моего ужасного от волнения ангийского, пантомимы и рисования нам дали понять, что от нас требуется инвойс, то есть накладная, в которой написано, что мы везём, в каком количестве и за какую сумму мы это купили. С печатями и подписями, ещё и в трёх копиях. В общем, официальные документы на ввоз всяких непонятных штук. Разумеется, у нас их не было, часть оборудования была б/у, а остальная закупалась в России и товарные накладные остались в бухгалтерии там же.

Но как же так? Вот же наш проводник рядом, который должен решить все проблемы и провести нас к машине!


Мы взяли у Важного Нигерийца небольшой таймаут для совещания, и решили таки узнать у нашего юноши со взором горящим, почему же он так облажался с нами?

И тут от коллег прозвучал главный вопрос: "с чего я решил, что он встречал именно нас?"


....... Эмм......


Вопрос действительно был интересный и более чем уместный. Почему-то слово "Рязань" коллег не убедило, они спросили, а почему не "Украина" или "Россия", в конце концов наши фамилии надо было написать. И тут мы попросили достать сложенный листок, чтобы разрешить все сомнения.


На листке было написано "Mohammad Rizwan".

Наш проводник оказался совсем не нашим, он встречал некоего Мохаммеда Ризвана, но его перехватили трое белых и повели с собой.


С моих коллег можно было лепить точно такую же статую в этот момент

Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Честно, мне до сих пор стыдно за этот факт, что я на радостях не прочитал внимательно текст. Прости меня, неизвестный Мохаммед Ризван, я забрал твоего встречающего совершенно без умысла, потому что других рядом не было!


В общем, от нашего гида было мало толку. Я стал звонить руководству в Россию, это было раннее-раннее утро у нас, и после короткого обсуждения в ответ я получил фразу: "разбирайтесь сами, как я вам помогу, я здесь, а вы там". Обидно, однако!


Благо один из коллег уже было до этого в Нигерии, знал человека, который ожидал нас за дверьми, набрал его со своей местной симки и вызвал к нам на подмогу. Так я познакомился с весёлым человеком из Эстонии по имени Арго, который буквально сразу появился в зоне прилёта (да, там так можно, если знать подход к местным :) Он довольно давно живёт в Нигерии, есть свой бизнес, местная жена и дети. Хорошо знает русский, хоть и говорит с диким акцентом, очень позитивный и умный человек по жизни.


Вникнув в суть проблемы, он занялся её решением. Бодрым шагом подойдя к Важному Нигерийцу, вытянулся по струнке и отдал ему честь, что было довольно комично, на мой взгляд, потому что одет он был в шорты, гавайку и кепку.

Несколько минут убеждал его, что-то горячо доказывал и всячески высказывал своим внешним видом уважение перед таким Важным Руководством. Но пассажиры уже давно разошлись, зал опустел, и в какой-то момент вокруг нас уже начала собираться толпа из скучающих местных солдат и чиновников.


Арго сдался, подошел к нам и объявил, что взяткой никак не обойтись и надо всё решать по закону. И что теперь на самом деле это не просто оборудование, а оборудование, которое мы заберём по вылету с собой, поэтому надо перечислить всё или почти всё, что мы везём.


На мой вопрос о том, надо ли перечислять лекарства на все случаи жизни, которые мне собрала жена, он изменился в лице и сказал, что не дай бог я об этом проговорюсь, тогда нас точно закроют до скончания веков. В общем, категорически запретил мне открывать мой чемодан, сказал, чтобы я настаивал на том, что в нём личные вещи :)


Мы попросили бумагу, ручку и сели писать письмо турецкому султану накладную. Для этого пришлось распаковывать коробки, доставать оттуда железки и вписывать их в накладную. Писали мы, естественно, по-русски, вписывали только крупногабаритные вещи или те, которых было много по количеству (например, термодатчики). И вот, наконец, список был готов. Точнее, три списка, потому что копира там не было (или местным лень было нам помогать), пришлось побыть копиром самому.


Арго торжественно взял эти листки и пошел с ним к Важному Нигерийцу. Возможно, нам сыграло на руку, что мы остались одни в окружении местных сотрудников, их было много, и их главный не решился брать взятку. А может быть он был просто человеком, который делает свою работу.

С важным видом поизучав наши списки, их главный подумал-подумал, и поставил на нём заветную печать. Арго ликовал, как он сам потом сказал, ведь согласно этому списку мы могли вывезти назад совершенно любое оборудование: кто там из местной таможни пойдёт, что именно написано в наших русскоязычных каракулях.


И вот нас наконец выпустили из ненавистного зала наружу.

Но как только мы вышли, на нас набросились местные попрошайки, которые пытались выхватить чемоданы и коробки, чтобы дотащить их до машины и потом стребовать деньги.


К счастью, Арго подогнал свою Тундру почти к самым дверям, запарковался на тротуаре, а пока он  разбирался с таможней, автомобиль охраняла вооруженная охрана аэропорта, которая оперативно и довольно бесцеремонно разогнала нарисовавшихся попрошаек, и мы спокойно погрузили наш скраб в огромных размеров багажник.

Воистину деньги порой решают многое!


Toyota Tundra, фото с интернета

Путешествие в Нигерию. Часть 1, перелёт Путешествия, Нигерия, Длиннопост, Впечатления, Первый опыт

Времени было около 11, солнце нещадно пекло, машина раскалилась до температуры не самой плохой сауны, а до завода оставалось добираться чуть меньше 300 км. Но самое главное - мы добрались до Нигерии!

Показать полностью 25

99,9% людей - идиоты

К счастью, я принадлежу к 1% умных людей!



И популярный комментарий:

80% людей не могут определить, к какой группе они относятся, а другой половине на это наплевать

via

К вопросу о необходимости своевременного контроля и обслуживания батарей бесперебойных блоков питания

Краткое содержание для ЛЛ: периодически контролируйте и вовремя меняйте батареи в своих ИБП, чтобы не допустить порчи имущества и пожара (рекомендуют менять АКБ раз в 2-3 года). У меня всё обошлось, но последствия могли быть гораздо хуже.



Сегодня случилась неприятная ситуация. Вышел утром в зал, почуствовал запах, похожий на запах при резке металла болгаркой. Минут 40 тупил, не мог понять откуда: думал, с подъезда натянуло, там как раз меняли трубы по стояку у соседей.


Потом краем глаза заметил лёгкий дымок из отсека с батареями ИБП, и всё стало на свои места. Но сначала немного предыстории.


У меня дома трудится Ippon Smart Winner 2000, вот такой.

К вопросу о необходимости своевременного контроля и обслуживания батарей бесперебойных блоков питания Источник бесперебойного питани, ИБП, Аккумулятор, Акб, Проблема, Перегрев, Длиннопост

В правом корпусе на фото находится электроника, в левом - 4 АКБ стандартного размера (12В 7.0-7.2А). ИБП в целом хорош по характеристикам, но сама серия Winner с инженерной точки зрения не очень удачная: электроника ИБП горячая, при обычной работе от сети греется примерно до 55-60 градусов внутри, сушит электролиты и АКБ (в младших моделях они расположены рядом).


Первый мой ИБП был SmartWinner 1000, там только 2 батареи и расположены в одном корпусе вместе с электроникой. Отработал он примерно года 3-4, пока в нём не взорвались силовые ключи и погорели дорожки дальше по плате, т. е. проблема была серьёзная. Чинить не стал, взял взамен Winner 2000.


В один прекрасный момент и он перестал работать. Полез читать форумы, оказалось типовая проблема - на плате "дежурки" из-за высокой температуры сильно грелись электролиты, которые со временем высохли. Возможно, с тысячным была похожая ситуация, но с другим исходом.


В итоге двухтысячный починил, и следуя советам форумчан вырезал в корпусе круглое отверстие под дополнительный вентилятор, который никогда не выключается. Температура внутри стала нормальной: трансформатор около 40 градусов, остальная электроника околокомнатной температуры. Заменил батареи на CSB HR1234W (хорошие, но относительно дорогие). Они честно отработали в бесперебойнике почти 5 лет в режиме 24/7. Причём во время последних отключений света вполне бодро тянули комп минут 40-50, пока не было света (на более долгий срок не отключали, а специально тесты не устраивал). Вероятно, предел был где-то чуть больше часа, судя по индикаторам.


Но сегодня утром оно наконец поломалось. Скорее всего в одной из батарей случилось короткое замыкание, и 58 вольт зарядного напряжения пошли на меньшее сопротивление, ток возрос, из-за чего начался интенсивный разогрев батарей. За какое-то время они нагрелись примерно до 70 градусов, закипел электролит, их раздуло и всё потекло вниз с последующим нагревом


Из убытков: сильно деформированный пластик корпуса батарейного отсека и 3200 р. на 4 новых самых дешевых SVEN, которые планирую погонять год-полтора и заменить вместе с ИБП.

Пришлось долго проветривать, вонь выветрилась к концу дня; электролит оттёр почти без последствий для поверхностей.


Вот результат моего недосмотра (так сказать, батареи курильщика :)

К вопросу о необходимости своевременного контроля и обслуживания батарей бесперебойных блоков питания Источник бесперебойного питани, ИБП, Аккумулятор, Акб, Проблема, Перегрев, Длиннопост
К вопросу о необходимости своевременного контроля и обслуживания батарей бесперебойных блоков питания Источник бесперебойного питани, ИБП, Аккумулятор, Акб, Проблема, Перегрев, Длиннопост
К вопросу о необходимости своевременного контроля и обслуживания батарей бесперебойных блоков питания Источник бесперебойного питани, ИБП, Аккумулятор, Акб, Проблема, Перегрев, Длиннопост
К вопросу о необходимости своевременного контроля и обслуживания батарей бесперебойных блоков питания Источник бесперебойного питани, ИБП, Аккумулятор, Акб, Проблема, Перегрев, Длиннопост
К вопросу о необходимости своевременного контроля и обслуживания батарей бесперебойных блоков питания Источник бесперебойного питани, ИБП, Аккумулятор, Акб, Проблема, Перегрев, Длиннопост
К вопросу о необходимости своевременного контроля и обслуживания батарей бесперебойных блоков питания Источник бесперебойного питани, ИБП, Аккумулятор, Акб, Проблема, Перегрев, Длиннопост
К вопросу о необходимости своевременного контроля и обслуживания батарей бесперебойных блоков питания Источник бесперебойного питани, ИБП, Аккумулятор, Акб, Проблема, Перегрев, Длиннопост
К вопросу о необходимости своевременного контроля и обслуживания батарей бесперебойных блоков питания Источник бесперебойного питани, ИБП, Аккумулятор, Акб, Проблема, Перегрев, Длиннопост

Я сталкивался со многими ИБП и умершими в них аккумуляторами, но такую жесть увидел впервые. Обычно аккумуляторы просто теряют ёмкость со временем, бесперебойник не тащит комп и всё мирно решается заменой батарей.


Очень повезло, что в это время был дома. Скоро новый год, планируем поездку на отдых примерно на 3 недели. Комп никогда не выключаю, т. к. это сервер, плюс я работаю за ним удалённо. При таком раскладе вполне мог быть пожар, если бы это хозяйство поработало без присмотра ещё десяток-другой часов.


Для себя выводы сделал, после приезда сделаю плату мониторинга температур аккумуляторов и самого ИБП, чтобы она оперативно сигнализировала в telegram о нештатных ситуациях. Может быть прикручу туда ещё какой-нибудь датчик дыма для верности. Но это уже тема для другого ресурса :-)


В общем, следите за своей техникой. Иногда она может преподнести неприятные сюрпризы.

И вовремя меняйте АКБ в ИБП

Показать полностью 9

Немного черного юмора: что-то пошло не так

Немного черного юмора: что-то пошло не так

Однажды в сервисном центре

Не смог пройти мимо этого объявления, взгляд сразу зацепился за невиданное ранее сочетание соседних слов:

Однажды в сервисном центре Реклама, Объявление, Lsd телевизор

Сильно задумался: то ли с помощью LSD чинят телевизор, то ли телевизоры без LSD в принципе не берут в ремонт

Однажды в сервисном центре Реклама, Объявление, Lsd телевизор
Показать полностью 2

Как я успешно боролся с рекламой в лифте

Очень не люблю рекламу и стараюсь выпиливать её везде, докуда могу дотянуться. И если в компьютере и телефоне получилось убрать её полностью, то на улице пришлось научиться не замечать её. Это оказалось совсем не сложно: рекламу я вижу, но обращаю на неё внимания не больше, чем на проходящего мимо человека или проезжающую рядом машину. Много ли вы вспомните лиц незнакомых людей или автомобилей, которых встретили по пути от дома до магазина, например? Вероятно, вообще ни одного, если только специально не будете стараться запомнить. Вот и я примерно также сейчас воспринимаю уличные баннеры.


Но распространители рекламы не спят, и помимо рекламного стенда у двери подъезда суют её везде, куда могут добраться. Набивают ей почтовые ящики, вставляют в щели дверей, расклеивают в виде наклеек в труднодоступных местах по всему подъезду, ставят печати в лифте и на стенах, засовывают повыше под плафоны лампочек, в общем, стараются всячески отработать свою трудовую копейку.


С рекламой в почтовом ящике бороться просто: выходя из дому я сразу выбрасываю всё оттуда в мусорный бак, попутно собирая торчащие из ящиков соседей рекламные листовки и буклеты. Вот, кстати, фотография очередной кучки спама, которую только сегодня достал из ящика.

Как я успешно боролся с рекламой в лифте Длиннопост, Социальное, Реклама, Лифт

Наклейки в лифте и на стенах аккуратно отдираю, это быстро, если только их не налепили на стёкла окон, в этом случае приходится потратить больше времени. Надписи от печати чернилами также легко отираются растворителем. В общем, поддерживаю чистоту по мере возможности.


Но есть ещё одна категория рекламы, которая у меня вызывает лютую ненависть: реклама в лифте. У нас всё началось с баннера вокруг кнопки вызова, он появился в нашем подъезде примерно года два назад. Это была металлическая рамка толшиной чуть меньше сантиметра с оргстеклом внутри, фотографии которой, к сожалению, не осталось. Прикрепили её прямо на панель вызова лифта на первом этаже, из-за чего кнопка стала утопленной относительно оргстекла и нажимать её стало не так удобно, как раньше, да и края дырки в оргстекле были обработаны отвратительно, царапались. Первоначально там была нейтральная надпись, что-то вроде "хорошего настроения", поэтому её не трогал, решив, что немного позитива лишним не будет. Но примерно через пару недель эта листовка была заменена на рекламу какого-то провайдера, пришлось взяться за шестигранный ключ и отвёртку, дабы снять сию конструкцию. Заняло это пару минут, и с чувством глубокого удовлетворения я отнёс снятую рамку в мусор, оставив от неё лишь 3 отверстия в панели лифта.

Как я успешно боролся с рекламой в лифте Длиннопост, Социальное, Реклама, Лифт

Через пару недель появилась аналогичная рамка с рекламой, но действия по откручиванию двух болтов и трёх саморезов для меня не являются чем-то слишком сложным или долгим. В итоге через 3-4 итерации она исчезла насовсем. Я от всего этого было возрадовался до плеши, но примерно через месяц-другой рекламщики сделали ход конём и наклеили огромную "дуру" в лифте, игнорировать которую было совершенно невозможно. Фотографии нашего лифта не осталось, поэтому зашел в подъезд к родителям и сфотографировал там.

Как я успешно боролся с рекламой в лифте Длиннопост, Социальное, Реклама, Лифт
Беглый осмотр конструкции показал, что мастера спама решили отделаться лёгким вариантом и просто приклеили рамку на двухсторонний скотч, поэтому оторвать её от стены было делом буквально нескольких секунд. После этого я дома с чувством глубокого удовлетворения разобрал рамку, вытащил оргстекло (в хозяйстве пригодится), а железки согнул до компактных размеров, чтобы вынести их на помойку без палева. На стенках лифта остались куски скотча, но я каждый раз проезжая в лифте потихоньку их отдирал пальцем, и меньше чем за неделю от него не осталось и следа, лифт снова радовал меня чистотой стен.


Этой, в общем-то, банальной историей никого не удивить, но она получила интересное продолжение. Через две недели реклама появилась вновь, и опять она провисела не больше минуты после того, как я её увидел. Так повторялось примерно каждые 2 недели, и меня уже начало раздражать постоянное оттирание остатков скотча при каждой поездке в лифте, потому что как раз к завершению этого процесса новая рамка с рекламой и скотчем появлялись снова.

Где-то на 4-5 раз до рекламщиков, вероятно, дошло: упростив себе жизнь приклеиванием рамки, они также упрощают её и мне. В какой-то момент рамка оказалась не только приклеена, но и прикручена к стене саморезами. Это возымело свой эффект: реклама провисела уже минут 10 после того, как я узнал о том, как подло они поступили. Пришлось заходить домой за ключом под шестигранник и отвёрткой, затем прокатившись после этого на лифте вниз-вверх я снова вернулся домой с очередным рекламным комплектом.


Дальше началась рутина. Примерно каждые две недели рекламщики вешали новую рамку, я её снимал сразу же, как только замечал. А так как обычно выхожу из дому часам к 10, а возвращаюсь часам к 16-17, рекламе было не суждено висеть дольше нескольких часов. Мне кажется, многие соседи даже не подозревали, какая идёт борьба за рекламное место в нашем лифте :-)


Примерно через несколько месяцев у рекламщиков, видимо, начало совсем пригорать от моих действий, и рамки стали появляться чуть ли не каждые три дня. Они уже забили на скотч, и просто прикручивали её на старое место. Я, разумеется, тут же её откручивал, и у меня наконец-то получилось совсем очистить стену лифта от этой чёрной липкой пакости. Кстати, я обратил внимание, что другие жильцы между делом тоже понемногу ковыряли остатки скотча, спасибо им за помощь.


Но период буйства с частым развешиванием рекламы прошел, и всё вернулось на круги своя с интервалом в 2-3 недели. Они вешали рекламу, я её снимал, стараясь не отсвечивать при этом, только что маску Зорро не надевал. Иногда обычные болты под шестигранник заменялись на болты под шестигранник с выступающим в центре штырьком, но, совершенно очевидно, что зайдя в ближайший строительный магазин можно купить любой офигительный набор отвёрток, и эти маленькие хитрости рекламщиков не стали для меня препятствием. В ответ я хотел отомстить им, рассверлив отверстия в стенке лифта, чтобы нельзя было снова ввернуть в них саморезы. Но почти сразу же отмёл эту идею решив, что они просто просверлят их в другом месте и рано или поздно сделают из стены решето.


В общем, наш конфликт интересов перешел в вялотекущую фазу. Они вешали, я снимал. Они снова вешали, я снова снимал. Начиная с какого-то времени я даже стал получать от этого процесса удовольствие, не говоря о том, что у меня накопилось достаточное количество оргстекла и саморезов с болтами. Жена немного вертела у виска пальцем по поводу этого моего бзика, но в целом относилась к ситуации с юмором.


И вот в какой-то момент рекламную рамку перестали вешать. Сначала её не было 3 недели, потом месяц, другой, третий... Сейчас прошел почти год, и я уже начинаю скучать по своим незнакомым друзьям из рекламного агентства. Но, видимо, наш подъезд внесли в черный список и новых рамок я дождусь не скоро. Можно предположить, что себестоимость рамки составляет несколько сотен рублей, и выбрасывать их фактически на ветер каждый раз не то, чтобы очень затратно, но абсолютно бессмысленно, и это наконец-то дошло до тех, кто принимает решение, стоит ли отдельно взятый подъезд рядового дома таких бесполезных трат ресурсов.


За это время я накопил около 25 листов оргстекла размером чуть больше стандартного А1, правда, толщина маловата (около милиметра), но в качестве подложки на стол вполне подходит, остальные пока лежат без дела. И теперь лишь несколько отверстий в стене лифта напоминают о былых сражениях за рекламное пространство :-)


Зато теперь всегда испытываю моральное удовлетворение от проделанной работы, когда захожу в наш чистый лифт, и не понимаю, почему другие люди терпят этот пестрящий ужас у себя, ведь бороться с такой рекламой совершенно не сложно. Результат обязательно будет, нужно только проявить совсем немного упорства в борьбе с этими ветряными мельницами нашего времени.


Вот, собственно, и вся история. Благодарю за внимание.

Как я успешно боролся с рекламой в лифте Длиннопост, Социальное, Реклама, Лифт

Фотографии мои, текст вместе с ошибками тоже. Оргстекло и крепёж теперь тоже мои :-)

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!