lucasmoorings

lucasmoorings

Ritual meditative surgery
Пикабушница
Дата рождения: 1 декабря
201 рейтинг 3 подписчика 26 подписок 23 поста 0 в горячем
12

Annunciazione

В воскресенье было Благовещение, все делились любимыми интерпретациями сюжета, и я не останусь в стороне. Несмотря на всю мою любовь к Тинторетто, вынуждена признать, что для меня самыми потрясающими оказались работы Тициана. В этой связи на фото представлены:
1. Annunciazione в церкви San Salvador, Венеция;
2. Annunciazione в Scuola Grande di San Rocco, также Венеция.
Мадонна Сан Сальвадора в реальности очень тёмная, завернутая в уже совершенно неземную игру света и тени, что связывают с болезнью глаз мастера, развившейся на склоне лет, но кто знает, может, он, наоборот, стал видеть больше.

PS. Натурные фото мои, а за подробными фото работ пришлось обратиться к Интернету.

Показать полностью 4
16

Пётр Келин. Женский портрет

Пётр Келин. Женский портрет

В честь праздника имени Клары Цеткин и Розы Люксембург про сильных и независимых покажу женский портрет авторства Петра Келина (1914). Эта работа экспонировалась на выставке "От иконы к авангарду" (ГТГ), состоявшей из вещей Пермской художественной галереи, которые, насколько я вижу, отпустили погулять перед заселением в новое место.
Имя Петра Келина вряд ли можно считать широко известным (признаюсь, тоже слышу впервые), тем интереснее было встретиться с этой работой. Какой тонкий модернизм: уже более широкая плоскость цвета, очень сдержанный колорит, стремящийся к идеальной простоте, - как облик дома Наркомфина, в котором, согласно Вики, жил автор в 1930е гг. И обратите внимание на раму, как учила нас Анна Юрьевна Чудецкая: простая линия, мягкая, без углов, идеально вмещающая в себя тонкий портрет.
Справка о работе на сайте ПХГ

К слову, не менее интересна более поздняя работа Келина "Ажурницы" (ГТГ). Хотя это уже 1933 г., уже есть Филонов со своей аналитической живописью, есть социалистическое искусство, но импрессионистское начало по-прежнему сильно, что лишь добавляет экспрессии этой яркой жанровой работе.

Показать полностью 1
10

В.М. Васнецов и последователи (ГМИР, СПб). Послесловие

В качестве послесловия к рассказу о выставке религиозной живописи В.М. Васнецова хочу показать три вещи.
"Всадники Апокалипсиса" (1887, ГМИР) представляют собой один из эскизов к неосуществленной росписи плафона Владимирского собора в Киеве. Две другие - "Апокалипсис" и "Архангел Михаил" (1915) иллюстрируют текст Откровения Иоанна Богослова, при этом трехчастный "Апокалипсис" (1889) также является эскизом к росписи того же собора. Обе вещи хранятся в Доме-музее В.М. Васнецова в районе Проспекта Мира в Москве, меж работ сказочного цикла. И эта живопись для меня выглядит совершенно иной, наполненной невероятным внутренним напряжением, тем самым контрастируя со сказочные эпизодами.
Конечно, жаль, что все три работы не предстали вместе, но ГМИР, очевидно, такой цели и не ставил, сосредоточившись, прежде всего, на своей коллекции.

Показать полностью 3
11

В.М. Васнецов и последователи

Этот рисунок Николая Мирликийского (Чудотворца) и Марии Магдалины, приписываемый Виктору Васнецову, экспонируется на выставке "В.М. Васнецов и его последователи", проходящей в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге. Признаться честно, я не люблю живопись Виктора Васнецова на сказочные сюжеты, а вот на этой небольшой, но совершенно крышесносной экспозиции я открыла для себя его религиозное искусство, как когда-то открыла религиозную живопись Боттичелли с его героиновыми Мадоннами. И этот Васнецов не впечатляет - потрясает.

Абсолютно Джоттовское распятие, законченное Виктором Михайловичем в 1926 г., за несколько дней до смерти.

В.М. Васнецов
Христос в терновом венце (после 1906, ГМИР, 1е экспонирование)

Интересная судьба образа для образа (прошу прощения за каламбур): рисунок углем (хранение - дом-музей В.М. Васнецова) - икона в соборе Введения Богородицы во Храм (Мск) - мозаичный образ на звонницей Спаса-на-Водах (СПб) - представленная икона.
Прошу прощения за качество, слишком высоко разместили, но даже такой снимок неминуемо должен вызвать ассоциации с образом Христа Пантократора с энкаустической иконы VI в., хранящейся в монастыре Св.Екатерины на Синае (там, судя по репродукциям, фотки не серебром, но воском).
На рубеже эр творилось что-то непостижимое.

И.Г. Кленов
Святой великомученик Пантелеймон со святыми мучениками Леонтием и Марией
Москва, 1911 (ГМИР)

Обращает на себя внимание изображение сил, которое по своему цветовому решению напоминает Благовещение Фра Анджелико из монастыря Сан Марко во Флоренции - такие же переливающиеся крылья.

В.М. Васнецов
О тебе радуется (оригинал для мозаики восточной стены Георгиевской церкви, Гусь Хрустальный)
Москва, 1900 (ГМИР)

Эта реализация извода является неканоничной (обычно изображается Богоматерь с младенцем на троне), здесь же возникает больше ассоциаций с "Ассунтой" Тициана из Santa Maria Gloriosa dei Frari в Венеции. И ещё раз - невероятный собор сил.

В.М. Васнецов
Голгофа (запрестольный образ для северного придела Георгиевской церкви, Гусь Хрустальный)
1905, ГМИР

Crocifissione и Deposizione - это абсолютная кульминация трагедии Христа, которая в разные эпохи изображалась по-разному. Виктор Михайлович пишет не только Страсти Господни, но и страсти людские, показывая муки Девы Марии на грани натурализма. Но нужно отметить, что он был далеко не первым, кто на передний план, наравне с Христом, выдвинул страдания его Матери.

Говоря на эту тему, можно построить логический ряд.

1. Jacopo Robusti detto il Tintoretto. Crocifissione (Scuola Grande di San Rocco, Venezia)
2. Tiziano Vecellio. Gesù Cristo e il buon ladrone (Pinacoteca Nazionale di Bologna)
3. Paolo Cagliari detto il Veronese. Crocifissione (Museum of the Fine Arts, Budapest)
4. Jacopo Robusti detto il Tintoretto. Deposizione (Galleria dell'Accademia, Venezia)

Пришлось взять картинки из Интернета, прошу прощения.
Это одна и та же ситуация - Crocifissione / Deposizione - репортажно запечатленная венецианскими мастерами, с разных точек съёмки, в развитии. И нет здесь ведущего голоса и ведомого, но есть симфония, раскрывающая всю глубину этого момента, - на грани с визионерством.
Обратите внимание на Пресвятую Деву: если у Воронезе она ещё в процессе падения, то у Тинторетто она уже лежит без чувств (и, кажется, даже и без дыхания).

Показать полностью 10
2

Ф Е Ш И Н (ч.5). Coda

Серия Ф Е Ш И Н

О Фешине можно говорить очень долго (причём обратите внимание: мы обсуждаем лишь один период его и творчества, и жизни, вообще не рассматривая вещи, выполненные уже за рубежом), но хотелось бы сейчас подвести некий итог рубрикой "из невошедшего".

Ф Е Ш И Н
Голод. Эскиз (1920е гг., ГМИИ РТ)

Эта вещь сейчас экспонируется на выставке про казанский авангард (и не только) в галерее "Хазинэ", в то время как самые будоражащие работы находятся в Санкт-Петербурге. Но, на мой взгляд, трудно найти более характерное для Фешина произведение, чем это, когда из месива землистых оттенков начинает рождаться горний свет.

Ф Е Ш И Н
Автопортрет (начало 1910х гг., ГМИИ РТ)

Показать полностью 2
4

Ф Е Ш И Н (ч.4). Мама и папа

Серия Ф Е Ш И Н

При изучении искусства Фешина невозможно упускать из внимания ту роль, которую сыграл в становлении его как художника его отец, работавший в иконописно-столярной мастерской, где Николай Иванович помогал ему с самого детства. Собственно, в живописи Фешина отголоски иконописной традиции (невозможно говорить о полноценном, хорошо читаемом влиянии) проступают иногда довольно ярко, что хорошо видно в портретах четы Тепловых.
Что примечательно в портретах отца и матери - это то, в каком настроении они выполнены: спокойная, величавая поза мамы и полная внутреннего напряжения фигура папы в деисусном полуобороте.

Ф Е Ш И Н
Портрет Прасковьи Викторовны Фешиной (матери художника) (1916, ГРМ)
Портрет отца (1918, ГМИИ РТ)

Показать полностью 2
3

Ф Е Ш И Н (ч.3)

Серия Ф Е Ш И Н

В искусстве Фешина выделяют 4 важнейшие работы: "Капустница", "Бойня", "Обливание" и - "Черемисская свадьба", при этом ни одна из них не относится к портретной живописи, которая впоследствии сделает Фешина заслуженно знаменитым. Последняя из упомянутых работ представлена на выставке только экскизом (1907, Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс), поскольку очень долгое время находилась в Штатах и лишь недавно была приобретена в частную коллекцию - в Россию, и если это правда, то это огромное счастье.
Помимо приведённого выше эскиза очень общего характера (что, вообще, свойственно манере Фешина), есть ещё ряд подготовительных эскизов, которые, тем не менее, представляют собой полноценные произведения.

Ф Е Ш И Н
Барабанщик + Пузырист (1907)

Я видела эту работу  в месте хранения, в Чувашском художественном музее, но лишь здесь её и правильно экспонируют: оказывается, она двусторонняя, как икона! - и вводят в контекст подготовки перед исполнением "Черемисской свадьбой".

Ф Е Ш И Н
Чувашская девушка. Эскиз к работе "Черемисская свадьба" (1901-1908, ЧГХМ)

Фешин, все же, поистине феноменальный. Здесь не искрящийся, наполненный внутренним светом импрессионизм Коровина, не строгая манера Серова и даже не очень свободная манера его учителя Репина - это нечто иное, более хтоничное,  это разложение пространства со сложенными перстами.
~~~
В качестве послесловия к этому эпизоду покажу работу Василия Кирилловича Тимофеева, ученика Фешина, "Марийская свадьба" (1928-1929, ГМИИ РТ, Хазинэ), которую можно считать неким парафразом на произведение наставника. Впоследствии поволжское искусство сделает ещё один шаг и дойдёт до этнофутуризма, процветающего на этих землях в настоящее время.

Показать полностью 5
3

Ф Е Ш И Н (ч.2)

Серия Ф Е Ш И Н
Ф Е Ш И Н (ч.2)

Н.И. Фешин
Портрет Серафимы Михайловны Адоратской (1910, ГМИИ РТ)
Согласно этикетке, этот портрет несёт на себе явный отпечаток пенсионерской поездки Фешина в Европу в 1910 г., и, действительно, он выполнен в не характерном для него тёмном ключе, больше ассоциируемом с живописью Рембрандта, например. Однако мне он напоминает очень поздний автопортрет Тинторетто (1588, Лувр), где лик уже очень пожилого автора пробивается сквозь тьму. Рождаясь из одной световой точки, это напряжение медленно, но неуклонно нарастает, как в треке The Soft Moon 'Young' (ну, либо же у меня просто Венеция головного мозга)))
Divertitevi!

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества