Секты и депрограматоры
Одним из наиболее удачных образцов художественных произведений, освещающих суть вербовки в секты и удержания в них новых адептов, является серия «The Joy of Sect», 13 эпизод 9 сезона, впервые показан 8 февраля 1998 г. мультипликационного сериалы «Симпсоны». При небольшой продолжительности - всего 21 минута, она очень насыщена полезной информацией, изложенной в легкой и понятной самой широкой аудитории форме.
«The Joy of Sect», в вымышленный американский город Спрингфилд прибывают миссионеры новой религиозной секты the Movementarians, (в русском переводе - «Передвиженцев»), которые начинают активную вербовку его жителей. В мультфильме четко показаны стадии этой вербовки - приглашение на некую бесплатную встречу, сбор информации о потенциальных адептах, «промывание мозгов» посредством просмотра пропагандистского фильма. Сценаристы мультфильма не забыли отразить даже такую особенность вербовки, как нарочитую вежливость вербовщиков, на которую нормальный человек обычно отвечает взаимностью. «Вы имеете право уйти, но объясните - почему?» - задают вопрос пытающимся покинуть просмотр скучного фильма, после которого им не хочется говорить правду.
Сам процесс вербовки идет в изолированном месте, и вербуемые опекаются специально обученными людьми, причем особенно те из них, кто плохо поддается внушению (методы изоляции и деиндивиду-ализации). Обработка Гомера Симпсона это хорошо показывает - он
демонстрирует иммунитет против методики «бомбардировка любовью», когда жертве вербовки рассказывают об ее исключительности или избранности, прямому «промыванию мозгов» посредством просмотра многочасового фильма (метод интенсивной индоктринации), «судного кружка», где стимулируются психологические комплексы (методы социального группового давления негативного типа и внушения вины), а также ограничению питания через «фирменную без-калорийную кашу» (метод усталости / истощения). Последний метод в комплексе с ограничениями сна практикуется в большинстве деструктивных религиозных организаций, поскольку приводит человека в апатичное состояние и упрощает работу с ним. Как видно из мультфильма, защиту Гомера Симпсона удалось пробить только посредством массовой истерии свежезавербованных сектантов, выразившейся в скандировании имени вождя секты (метод социального группового давления позитивного типа). Действительно, метод экзальтации больших групп людей также успешно применяется сектами, особенно во время массовых мероприятий
Завербованный в секту передвиженцев Симпсон первым делом переписывает на нее свой дом, что очень типично для многих деструктивных организаций. Продажа квартир, пожертвование иного имущества секте и последующий переезд в специальный лагерь или поселение является особенностью, например, российской Церкви последнего завета Сергея Торопа, адепты которого тысячами выезжали в тайгу на юге Красноярского края. Из практикующих это зарубежных сект наибольшую известность получил «Народный храм», члены которого совершили массовое самоубийство в Гайане в 1978 г.
К моменту переселения семьи Симпсонов в лагерь передвиженцев только ее глава был адептом этой секты, однако у его родных выбор оказался небольшим. Хорошо показано, как завербованный в секту человек старается вовлечь в нее своих родных и близких, что сильно облегчает их изоляция от общества. Показан профессионализм - их гибкие методы работают как с «профессиональным поганцем» Бартом, так и с трезвомыслящей отличницей Лизой.
Передвиженцы работают в поле, что практикует множество сект (например в американском культе «Христианская организация» работающим на плантациях цитрусовых людям объяснялось, что каждый собранный ими апельсин равнозначен спасению души заблудшего), и ждут постройки космического корабля, который увезет их на планету Блисстония (планету Радости). Здесь содержится намек на одного из лидеров Международного общества сознания Кришны Харикешу Свами Вишнупаду, который прославился строительством летающих тарелок и космодромов для них, а также на секту «Небесные врата», чьи адепты мечтали переселиться на космический корабль, якобы сопровождающий комету Хейла-Боппа. В 1997 г. суммарно более 40 членов этой секты совершили самоубийство, желая перенести свои души на корабль.
Глава секты - Лидер демонстративно ездит на «Роллс-ройсах», чем в свое время прославился лидер секты «Международная коммуна са-ньясинов» Бхагаван Шри Раджниш. Он не только мечтал ездить каждый день на новом «Роллс-ройсе», собрав их более ста, но и основал в США закрытое поселение Раджнишпурам, которое хорошо охранялось как от внешнего проникновения, так и от побегов недовольных адептов, что также отражено в мультфильме. Секту Раджниша уличали как в убийстве адептов, так и в редкой практике биотерроризма -массового отравления людей сальмонеллой.
В лагере передвиженцев показан обряд массового бракосочетания, являющийся отличительной чертой Церкви объединения Муна, адептов которой женили тысячами, причем в совершенно произвольном порядке, как и мультфильме (метод контроля межполового общения). При этом новобрачным вручалось специальное вино, содержащее, среди прочего, частицы крови и спермы основателя этой секты Сан Мен Муна.
Урок в школе передвиженцев хорошо раскрывает тему альтернативной науки, которая типична для большинства сект (метод внушение недоверия к рациональному мышлению, метод контроля языка). Сектанты могут верить в тайное правительство рептилоидов (Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ»), в постройку своим основателем египетских пирамид («Аум Синрике» *) или в что, американские индейцы происходят от евреев (мормоны). Формируются и целые лженаучные концепции, например гипотеза мидихлориан Панчиных или псевдолингвистика Чудинова.
Экспансия секты передвиженцев в Спрингфилд не ограничилась только агрессивным прозелитизмом. Его руководство оперативно установило контроль над ключевыми СМИ, что выглядит очевидной отсылкой к сектам «Христианская наука» и Церкви объединения, которые контролируют влиятельные американские газеты Christian Science Monitor и The Washington Times. В России на этом поприще отличились кришнаиты с радиостанцией «Кришналока» (вещала с 1995 по 1998 гг.) и секта «Аум Синрике», купившая ежедневную часовую программу на радиостанции «Маяк» и получасовую еженедельную передачу на телеканале «2x2».
Сбежавшая из лагеря супруга Гомера Симпсона, Мардж, разрабатывает план вызволения своих родных из секты посредством их похищения. Здесь обыгрывается деятельность так называемых депрограмматоров, или депрограммеров, - людей, которые похищают членов сект по заказу их родственников и пытаются вернуть в нормальное состояние посредством специальных психологических методик. Эти методики нередко имеют сомнительный характер - так, попытка соблазнить Гомера Симпсона пивом напоминает замещение одной пагубной зависимости другой - например, когда наркоманию «лечат» алкоголем, а алкоголизм сублимируется членством в деструктивной секте.
Деятельность депрограмматоров часто противозаконна, поскольку в случае отказа сектанта менять свои убеждения депрограмматорам грозит уголовная ответственность за похищение людей. Самыми известными депрограмматорами стали американцы Тэд Патрик и Рик Росс.
Родился Тэд Патрик в 1930м году. В детстве он лечился у псевдоисцелителей от дефектов речи. Но не получив результата, занялся самолечением. В юные годы занимался бизнесом, но толковой карьеры так и не построил. И к своим тридцати годам увлекся борьбой за права белых и черных.
В 70х годах, сын Тэда увлекся сектой "Дети бога". И Тэд занялся этим вопросом. Он выяснил, что претензии к секте были у многих родителей. Он провел некоторые время в общине секты и выяснил, что адепты манипулируют с сознанием прихожан. И после этой истории Тэд стал заниматься исключительно сектоведением.
В 74м году он собрал единомышленников и организовал "Фонд гражданской свободы" - первую организацию в мире, которая противодействовала сектам. Кстати затем фонд был переименован в "Сеть осведомления о культах.
Именно эта организация впервые стала применять депрограммерскую деятельность. Так как члены авторитарных сект все свое время проводили за стенами культа. Тэд с единомышленниками просто похищали его и привозили в частный коттедж. Этот первый шаг принес достаточно большой успех. Кстати в фонде Патрика депрограммирование называлось просто "выходом".
По мнению Тэда депрограммирование должно было сводиться к ряду психологических приемов, которые сначала подрывали веру к секте, а затем возвращали интерес к реальной жизни. В принципе кто знаком с работами когнитивных терапевтов, сейчас ужаснулись, так как такой подход есть в психологии на самом деле, и он работает.
Вместе с депрограмером работали люди уже вышедшие из секты, они вместе задавали вопросы, приводили данные порочащие руководство секты. По мнению Тэда ключевым моментом для депрограммера является ситуация, когда человек перестает просто слушать специалиста и включается в беседу. В среднем на депрограммирование уходило от нескольких дней до нескольких недель. И за несколько лет он успешно "вывел" более тысячи человек. Но со временем на Тэда стали подавать иски, которые обвиняли его только в похищении людей. Ему давали условные и реальные сроки, требовали деньги. Одна его бывшая клиентка, не вышедшая из культа, судилась с ним из-за того что он продержал ее взаперти 86 дней.
С конца 70х годов до начала 90х Тэд Патрик жил по одной и той же схеме. Он депрограммировал, его судили, он сидел, он выходил, он депрограммировал и т. д.
В середине 90х после очередного ряда исков, "Сеть осведомления о культах" была объявлена банкротом, и Тэд Патрик перестал активно заниматься депрограммированием.
В отличие от других, более поздних, депрограммеров, Тед Патрик не искал известности и славы. Он просто занимался своей работой, которая многим не нравилась. Но в определенных кругах его считают святым, по причине того, что только он мог позволить себе нарушать закон настолько грубо и вытаскивать заблудшие души, применяя столь не гуманные методы. Хотя многие считали его психопатом, наркоманом и сексуальным изврашенцом, судили Тэда исключительно за похищения людей и не более. "Сеть осведомления о культах" стала прообразом всех появившихся позднее организаций, деятельность которых была связана с борьбой с сектами, а Тэд Патрик стал иконой движения против тоталитарных культов.
Свой опыт Патрик изложил в книге «Верните наших детей» («Let Our Children Go»). Эта книга является своего рода классическим трудом по идеологии и практике депрограммирования. В ней описаны ситуации, когда Патрик возвращал к нормальной социальной жизни молодежь, ушедшую в культы, забросившую учебы, работу, родителей и изменившуюся в худшую сторону. Чтение книги вызывает справедливое негодование на культы, калечащие судьбы людей. Эта книга является для многих неопровержимым доказательством того, что культы помимо воли индивида вовлекают его в свои ряды путем использования навязчивых и агрессивных форм пропаганды
Рик Росс родился в 1952 году в США. В молодости был осужден за мошенничество и кражу, за что в дальнейшем не раз раскаивался. До середины 80х годов Рик занимался продажей автомобилей, работая у двоюродного брата.
А депрограммерская деятельность Росса началась с того, что в дом престарелых, где находилась его бабушка, стали наведываться миссионеры, склонявшие стариков к "истинному" богу. Тогда Росс пообщался с директором дома престарелых, благодаря чему удалось вывести миссионеров на чистую воду.
В дальнейшем Росс работал как волонтер, лектор и исследователь в ряде организаций, представлявших еврейские общины и нескольких национальных комитетах по вопросам религии. Интересно то, что наш герой за эти годы успел достаточно многое. Но нам важно то, что примерно с 1986 года Рик Росс полностью посвятил себя частной депрограммерской деятельности. Рик работал по заявлению родителей подростков, попавших в сомнительные организации. За 15 лет своей работы он успел поработать в более чем тремя сотнями клиентов. По его словам три четверти клиентов выходили из сект после консультаций.
В отличие от Тэда Паркера, который просто старался помочь людям, Росс сделал депрограммирование бизнесом. Во-первых, он брал относительно немалые суммы за свои услуги. Во-вторых, в конце 80х годов на телевидении была показана передача, в которой Росс депрограммировал мальчика.
Росс стал известным человеком. Однако с ростом своей популярности, его стали менее серьезно воспринимать. Многие забыли то, что именно депрограммеры были специалистами по психологии и поведению человека в условиях секты. Появилось ощущение, что тоталитарный культ не столь страшен, что с ним может справиться практически любой человек, готовый приложить необходимое количество усилий. Но это было не так...
Вначале 90х Рик стал заниматься депрограммированием членов секты Ветвь Давидова. Все шло как обычно. Росса показывали по телевидению, т. к. он был единственным специалистом, который работал с этой сектой. И когда ФБР вышло на открытый конфликт с Ветвью Давидова, Росс предложил свои услуги как консультанта. Ему показали на дверь. Затем была осада поместья Маунт Кармела (фактически базы Ветви Давидова), продолжавшаяся 50 дней с 79 жертвами среди сектантов. Там были танки, вертолеты, пожар и порядка 700 представителей ФБР и армии
И все это время Рика Росса никто не слушал, на него сыпались обвинения в ненависти ко всем видам религиозных организаций. Хотя уже после окончания осады отказ ФБР от консультаций Росса был раскритикован журналистами.
В середине 90х годов Росс окончательно отошел от депрограммерской деятельности. Это было связано с тем, что он был объявлен банкротом после суда со своим клиентом. Хотя стоит отметить, что в эти годы 90 процентов депрограммеров отказались от радикальных методов работы и стали полноценно практиковать только "мягкое" консультирование по выходу, которое отрицало концепцию внезапного похищения и удержания. конце концов, Рик Росс создал некомерческую организацию, которая занимается сбором, хранением и анализом информации по религиозным сектам. Также они консультируют и занимаются правовыми вопросами.
В одном из интервью Росс сказал, что получает минимум 1 юридическую и 1 физическую угрозу в месяц от представителей религиозных сект и сомнительных культов. Наиболее всего его не любят сайентологи, которые, кстати, и раскопали юношеские тайны Росса.
В заключении просто отмечу, что если Тэд Паркер был первопроходцем депрограммерской деятельности, то Рик Росс стал ее популяризатором и международной иконой борьбы с религиозными сектами и культами.
В заключении поговорим о самом депрограмировании
Процесс депрограммирования начинается с изоляции культиста. Бывает, что его похищают прямо на улице и заталкивают в машину, иногда его изолируют, когда он, ничего не подозревающий, приходит к родителям в гости, и потом оказывается, что ему оттуда уже не выйти. Известны случаи, когда на сектантов надевали наручники и связывали руки веревкой, или «... порой делать то, что требуют похитители, пленника принуждают под дулом пистолетаПосле похищения члена культа привозят в заранее подготовленное место, находящееся под постоянной охраной, где он не может остаться наедине с собой, даже в ванной. Для большей надежности иногда в помещении заколачивают окна, чтобы исключить возможность побега. Для более успешного воздействия человека лишают сна и еды. По признанию известного консультанта по выходу из культов Кэрол Джиамбалво, известны случаи и сексуального насилия над сектантами, но другой известный представитель антикультового движения Стив Хассен отмечает, что встречался с сотнями депрограммированных и не знает ни одного случая депрограммирования, включавшего в себя какое бы то ни было физическое насилие, вроде избиения или изнасилования.
Члены культа в процессе депрограммирования, пребывая в стесненных условиях, вели себя по-разному; были случаи, когда они приходили в ярость, проклинали и оскорбляли депрограмматоров и своих родителей, угрожали местью, пытались совершить самоубийство или нанести себе физический вред, чтобы попасть в больницу, откуда они могли бы позвонить другим членам культа или своим руководителям. Такое поведение сектанта требовало от депрограмматора большого терпения, но если депрограмматор был склонен к конфронтации, то это приводило к взаимной агрессии на словах и в поступках.513
Процесс депрограммирования похож на процесс «промывания мозгов» в культе, но с этим представители антикультового движения не соглашаются. Кэрол Джиамбалво указывает на два отличия: «депрограммисты не стремятся убедить культиста принять личную систему убеждений депрограммиста, не стремятся они также и контролировать поведение культиста после того, как депрограммирование закончено. Как это выразил один депрограммист: Я не верю в вегетарианство, но я не собираюсь заставлять [культиста] есть мясо». Однако эта точка зрения разделяется не всеми. Часть депрограмматоров полагает, что целью выведения из культа является социализация бывшего культиста, а это предполагает привитие ему определенной системы ценностей.
Содержательная часть депрограммирования сводится к тому, чтобы разрушить новые религиозные взгляды культиста путем предоставления ему компромата на лидеров, основателя секты и негативной информации из истории секты. Например, депрограмматоры пытались показать, что деньги, которые выпрашивают сектанты на улицах на благотворительные цели и другие проекты секты, идут не по назначению, а на обогащение лидеров секты; в то время как сами сектанты живут в нищете и плохих условиях, их духовные руководители сыто едят и всем обеспечены. Иногда депрограмматоры использовали элементы полемики по вероучительным вопросам с целью доказать несоответствие учения секты Библии, если эта группа вышла из христианской среды.
пять стадий депрограммирования:
Дискредитировать фигуру авторитета: культового лидера.
Представить противоречия (идеология против реальности): “Как он может проповедовать любовь, когда он использует людей в своих интересах?” как пример.
Точка перелома: когда субъект начинает слушать депрограммиста; когда реальность начинает брать верх над идеологией.
Самовыражение: когда субъект начинает раскрываться и высказывать вслух некоторые из его собственных жалоб на культ.
Отождествление и перемещение: когда субъект начинает солидаризироваться с депрограммистами, начинает думать о себе скорее как об оппоненте культа, чем как о его члене (Stoner and Parke, 1977, p. 231).
Депрограммирование может длиться днями, а иногда и неделями, до тех пор, «пока адепт не проявит признаки резкого психологического перелома и освобождения от культового контроля сознания (впрочем, он может успешно притвориться, что сделал это)». Средняя продолжительность курса депрограммирования составляет 8,5 дней, а его стоимость в США составляла от 500 до 1000 долларов в день плюс издержки. В среднем курс оценивается с 18 тыс. до 30 тыс. долларов, а иногда доходил до 80 тыс. долларов плюс расходы. Сами консультанты объясняют эти гонорары следующими соображениями.
«Во-первых, консультанты по выходу – даже больше, чем другие консультанты – должны затрачивать долгие часы, чтобы идти в ногу со всеми событиями, имеющими отношение к культам. Им не платят за это время. Во-вторых, многие консультанты по выходу не требуют платы за предварительное телефонное время. В-третьих, многие предлагают бесплатные консультации или семинары для бывших культистов. В-четвертых, их обычный оплачиваемый рабочий день длится от 12 до 16 часов, и они часто находятся «на вызове“. В-пятых, большинство консультантов по выходу ежегодно посвящают сотни часов публичной и профессиональной просветительской деятельности. В-шестых, консультанты по выходу часто являются мишенями словесных оскорблений, раздражения и, как минимум, угрозы фальшивых тяжб. Наконец, у консультантов по выходу имеются специальные знания и умения, которые требуют долгих лет обучения и подготовки, включая, во многих случаях, личный культовый опыт. Нельзя стать компетентным консультантом по выходу, просто пройдя курсы».
мой канал в Telegram https://t.me/deadhotel_42
Источники:
Деструктология. Как быстро и надежно лишиться денег и здоровья. 10 шагов к успеху. Сергей Чекмаев. Роман Силантьев
Введение в сектоведение. Роман Михайлович Конь.
* запрещена на территории Российской Федерации