frostqwrty

frostqwrty

На Пикабу
Дата рождения: 19 ноября
338 рейтинг 10 подписчиков 7 подписок 2 поста 2 в горячем
164

Секты и депрограматоры

Секты и депрограматоры Секта, Симпсоны, Персонажи, США, Длинное, Длиннопост, Вера, Религия, Telegram (ссылка)

Одним из наиболее удачных образцов художественных произведений, освещающих суть вербовки в секты и удержания в них новых адептов, является серия «The Joy of Sect», 13 эпизод 9 сезона, впервые показан 8 февраля 1998 г. мультипликационного сериалы «Симпсоны». При небольшой продолжительности - всего 21 минута, она очень насыщена полезной информацией, изложенной в легкой и понятной самой широкой аудитории форме.

Секты и депрограматоры Секта, Симпсоны, Персонажи, США, Длинное, Длиннопост, Вера, Религия, Telegram (ссылка)

«The Joy of Sect», в вымышленный американский город Спрингфилд прибывают миссионеры новой религиозной секты the Movementarians, (в русском переводе - «Передвиженцев»), которые начинают активную вербовку его жителей. В мультфильме четко показаны стадии этой вербовки - приглашение на некую бесплатную встречу, сбор информации о потенциальных адептах, «промывание мозгов» посредством просмотра пропагандистского фильма. Сценаристы мультфильма не забыли отразить даже такую особенность вербовки, как нарочитую вежливость вербовщиков, на которую нормальный человек обычно отвечает взаимностью. «Вы имеете право уйти, но объясните - почему?» - задают вопрос пытающимся покинуть просмотр скучного фильма, после которого им не хочется говорить правду.

Сам процесс вербовки идет в изолированном месте, и вербуемые опекаются специально обученными людьми, причем особенно те из них, кто плохо поддается внушению (методы изоляции и деиндивиду-ализации). Обработка Гомера Симпсона это хорошо показывает - он

демонстрирует иммунитет против методики «бомбардировка любовью», когда жертве вербовки рассказывают об ее исключительности или избранности, прямому «промыванию мозгов» посредством просмотра многочасового фильма (метод интенсивной индоктринации), «судного кружка», где стимулируются психологические комплексы (методы социального группового давления негативного типа и внушения вины), а также ограничению питания через «фирменную без-калорийную кашу» (метод усталости / истощения). Последний метод в комплексе с ограничениями сна практикуется в большинстве деструктивных религиозных организаций, поскольку приводит человека в апатичное состояние и упрощает работу с ним. Как видно из мультфильма, защиту Гомера Симпсона удалось пробить только посредством массовой истерии свежезавербованных сектантов, выразившейся в скандировании имени вождя секты (метод социального группового давления позитивного типа). Действительно, метод экзальтации больших групп людей также успешно применяется сектами, особенно во время массовых мероприятий

Завербованный в секту передвиженцев Симпсон первым делом переписывает на нее свой дом, что очень типично для многих деструктивных организаций. Продажа квартир, пожертвование иного имущества секте и последующий переезд в специальный лагерь или поселение является особенностью, например, российской Церкви последнего завета Сергея Торопа, адепты которого тысячами выезжали в тайгу на юге Красноярского края. Из практикующих это зарубежных сект наибольшую известность получил «Народный храм», члены которого совершили массовое самоубийство в Гайане в 1978 г.

К моменту переселения семьи Симпсонов в лагерь передвиженцев только ее глава был адептом этой секты, однако у его родных выбор оказался небольшим. Хорошо показано, как завербованный в секту человек старается вовлечь в нее своих родных и близких, что сильно облегчает их изоляция от общества. Показан профессионализм - их гибкие методы работают как с «профессиональным поганцем» Бартом, так и с трезвомыслящей отличницей Лизой.

Секты и депрограматоры Секта, Симпсоны, Персонажи, США, Длинное, Длиннопост, Вера, Религия, Telegram (ссылка)

Передвиженцы работают в поле, что практикует множество сект (например в американском культе «Христианская организация» работающим на плантациях цитрусовых людям объяснялось, что каждый собранный ими апельсин равнозначен спасению души заблудшего), и ждут постройки космического корабля, который увезет их на планету Блисстония (планету Радости). Здесь содержится намек на одного из лидеров Международного общества сознания Кришны Харикешу Свами Вишнупаду, который прославился строительством летающих тарелок и космодромов для них, а также на секту «Небесные врата», чьи адепты мечтали переселиться на космический корабль, якобы сопровождающий комету Хейла-Боппа. В 1997 г. суммарно более 40 членов этой секты совершили самоубийство, желая перенести свои души на корабль.

Секты и депрограматоры Секта, Симпсоны, Персонажи, США, Длинное, Длиннопост, Вера, Религия, Telegram (ссылка)

Глава секты - Лидер демонстративно ездит на «Роллс-ройсах», чем в свое время прославился лидер секты «Международная коммуна са-ньясинов» Бхагаван Шри Раджниш. Он не только мечтал ездить каждый день на новом «Роллс-ройсе», собрав их более ста, но и основал в США закрытое поселение Раджнишпурам, которое хорошо охранялось как от внешнего проникновения, так и от побегов недовольных адептов, что также отражено в мультфильме. Секту Раджниша уличали как в убийстве адептов, так и в редкой практике биотерроризма -массового отравления людей сальмонеллой.

В лагере передвиженцев показан обряд массового бракосочетания, являющийся отличительной чертой Церкви объединения Муна, адептов которой женили тысячами, причем в совершенно произвольном порядке, как и мультфильме (метод контроля межполового общения). При этом новобрачным вручалось специальное вино, содержащее, среди прочего, частицы крови и спермы основателя этой секты Сан Мен Муна.

Урок в школе передвиженцев хорошо раскрывает тему альтернативной науки, которая типична для большинства сект (метод внушение недоверия к рациональному мышлению, метод контроля языка). Сектанты могут верить в тайное правительство рептилоидов (Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ»), в постройку своим основателем египетских пирамид («Аум Синрике» *) или в что, американские индейцы происходят от евреев (мормоны). Формируются и целые лженаучные концепции, например гипотеза мидихлориан Панчиных или псевдолингвистика Чудинова.

Секты и депрограматоры Секта, Симпсоны, Персонажи, США, Длинное, Длиннопост, Вера, Религия, Telegram (ссылка)

Экспансия секты передвиженцев в Спрингфилд не ограничилась только агрессивным прозелитизмом. Его руководство оперативно установило контроль над ключевыми СМИ, что выглядит очевидной отсылкой к сектам «Христианская наука» и Церкви объединения, которые контролируют влиятельные американские газеты Christian Science Monitor и The Washington Times. В России на этом поприще отличились кришнаиты с радиостанцией «Кришналока» (вещала с 1995 по 1998 гг.) и секта «Аум Синрике», купившая ежедневную часовую программу на радиостанции «Маяк» и получасовую еженедельную передачу на телеканале «2x2».

Сбежавшая из лагеря супруга Гомера Симпсона, Мардж, разрабатывает план вызволения своих родных из секты посредством их похищения. Здесь обыгрывается деятельность так называемых депрограмматоров, или депрограммеров, - людей, которые похищают членов сект по заказу их родственников и пытаются вернуть в нормальное состояние посредством специальных психологических методик. Эти методики нередко имеют сомнительный характер - так, попытка соблазнить Гомера Симпсона пивом напоминает замещение одной пагубной зависимости другой - например, когда наркоманию «лечат» алкоголем, а алкоголизм сублимируется членством в деструктивной секте.

Деятельность депрограмматоров часто противозаконна, поскольку в случае отказа сектанта менять свои убеждения депрограмматорам грозит уголовная ответственность за похищение людей. Самыми известными депрограмматорами стали американцы Тэд Патрик и Рик Росс.

Секты и депрограматоры Секта, Симпсоны, Персонажи, США, Длинное, Длиннопост, Вера, Религия, Telegram (ссылка)

Родился Тэд Патрик в 1930м году. В детстве он лечился у псевдоисцелителей от дефектов речи. Но не получив результата, занялся самолечением. В юные годы занимался бизнесом, но толковой карьеры так и не построил. И к своим тридцати годам увлекся борьбой за права белых и черных.

В 70х годах, сын Тэда увлекся сектой "Дети бога". И Тэд занялся этим вопросом. Он выяснил, что претензии к секте были у многих родителей. Он провел некоторые время в общине секты и выяснил, что адепты манипулируют с сознанием прихожан. И после этой истории Тэд стал заниматься исключительно сектоведением.

В 74м году он собрал единомышленников и организовал "Фонд гражданской свободы" - первую организацию в мире, которая противодействовала сектам. Кстати затем фонд был переименован в "Сеть осведомления о культах.

Именно эта организация впервые стала применять депрограммерскую деятельность. Так как члены авторитарных сект все свое время проводили за стенами культа. Тэд с единомышленниками просто похищали его и привозили в частный коттедж. Этот первый шаг принес достаточно большой успех. Кстати в фонде Патрика депрограммирование называлось просто "выходом".

По мнению Тэда депрограммирование должно было сводиться к ряду психологических приемов, которые сначала подрывали веру к секте, а затем возвращали интерес к реальной жизни. В принципе кто знаком с работами когнитивных терапевтов, сейчас ужаснулись, так как такой подход есть в психологии на самом деле, и он работает.

Вместе с депрограмером работали люди уже вышедшие из секты, они вместе задавали вопросы, приводили данные порочащие руководство секты. По мнению Тэда ключевым моментом для депрограммера является ситуация, когда человек перестает просто слушать специалиста и включается в беседу. В среднем на депрограммирование уходило от нескольких дней до нескольких недель. И за несколько лет он успешно "вывел" более тысячи человек. Но со временем на Тэда стали подавать иски, которые обвиняли его только в похищении людей. Ему давали условные и реальные сроки, требовали деньги. Одна его бывшая клиентка, не вышедшая из культа, судилась с ним из-за того что он продержал ее взаперти 86 дней.

С конца 70х годов до начала 90х Тэд Патрик жил по одной и той же схеме. Он депрограммировал, его судили, он сидел, он выходил, он депрограммировал и т. д.

В середине 90х после очередного ряда исков, "Сеть осведомления о культах" была объявлена банкротом, и Тэд Патрик перестал активно заниматься депрограммированием.

В отличие от других, более поздних, депрограммеров, Тед Патрик не искал известности и славы. Он просто занимался своей работой, которая многим не нравилась. Но в определенных кругах его считают святым, по причине того, что только он мог позволить себе нарушать закон настолько грубо и вытаскивать заблудшие души, применяя столь не гуманные методы. Хотя многие считали его психопатом, наркоманом и сексуальным изврашенцом, судили Тэда исключительно за похищения людей и не более. "Сеть осведомления о культах" стала прообразом всех появившихся позднее организаций, деятельность которых была связана с борьбой с сектами, а Тэд Патрик стал иконой движения против тоталитарных культов.

Свой опыт Патрик изложил в книге «Верните наших детей» («Let Our Children Go»). Эта книга является своего рода классическим трудом по идеологии и практике депрограммирования. В ней описаны ситуации, когда Патрик возвращал к нормальной социальной жизни молодежь, ушедшую в культы, забросившую учебы, работу, родителей и изменившуюся в худшую сторону. Чтение книги вызывает справедливое негодование на культы, калечащие судьбы людей. Эта книга является для многих неопровержимым доказательством того, что культы помимо воли индивида вовлекают его в свои ряды путем использования навязчивых и агрессивных форм пропаганды

Секты и депрограматоры Секта, Симпсоны, Персонажи, США, Длинное, Длиннопост, Вера, Религия, Telegram (ссылка)

Рик Росс родился в 1952 году в США. В молодости был осужден за мошенничество и кражу, за что в дальнейшем не раз раскаивался. До середины 80х годов Рик занимался продажей автомобилей, работая у двоюродного брата.

А депрограммерская деятельность Росса началась с того, что в дом престарелых, где находилась его бабушка, стали наведываться миссионеры, склонявшие стариков к "истинному" богу. Тогда Росс пообщался с директором дома престарелых, благодаря чему удалось вывести миссионеров на чистую воду.

В дальнейшем Росс работал как волонтер, лектор и исследователь в ряде организаций, представлявших еврейские общины и нескольких национальных комитетах по вопросам религии. Интересно то, что наш герой за эти годы успел достаточно многое. Но нам важно то, что примерно с 1986 года Рик Росс полностью посвятил себя частной депрограммерской деятельности. Рик работал по заявлению родителей подростков, попавших в сомнительные организации. За 15 лет своей работы он успел поработать в более чем тремя сотнями клиентов. По его словам три четверти клиентов выходили из сект после консультаций.

В отличие от Тэда Паркера, который просто старался помочь людям, Росс сделал депрограммирование бизнесом. Во-первых, он брал относительно немалые суммы за свои услуги. Во-вторых, в конце 80х годов на телевидении была показана передача, в которой Росс депрограммировал мальчика.

Росс стал известным человеком. Однако с ростом своей популярности, его стали менее серьезно воспринимать. Многие забыли то, что именно депрограммеры были специалистами по психологии и поведению человека в условиях секты. Появилось ощущение, что тоталитарный культ не столь страшен, что с ним может справиться практически любой человек, готовый приложить необходимое количество усилий. Но это было не так...

Вначале 90х Рик стал заниматься депрограммированием членов секты Ветвь Давидова. Все шло как обычно. Росса показывали по телевидению, т. к. он был единственным специалистом, который работал с этой сектой. И когда ФБР вышло на открытый конфликт с Ветвью Давидова, Росс предложил свои услуги как консультанта. Ему показали на дверь. Затем была осада поместья Маунт Кармела (фактически базы Ветви Давидова), продолжавшаяся 50 дней с 79 жертвами среди сектантов. Там были танки, вертолеты, пожар и порядка 700 представителей ФБР и армии

Секты и депрограматоры Секта, Симпсоны, Персонажи, США, Длинное, Длиннопост, Вера, Религия, Telegram (ссылка)

И все это время Рика Росса никто не слушал, на него сыпались обвинения в ненависти ко всем видам религиозных организаций. Хотя уже после окончания осады отказ ФБР от консультаций Росса был раскритикован журналистами.

В середине 90х годов Росс окончательно отошел от депрограммерской деятельности. Это было связано с тем, что он был объявлен банкротом после суда со своим клиентом. Хотя стоит отметить, что в эти годы 90 процентов депрограммеров отказались от радикальных методов работы и стали полноценно практиковать только "мягкое" консультирование по выходу, которое отрицало концепцию внезапного похищения и удержания. конце концов, Рик Росс создал некомерческую организацию, которая занимается сбором, хранением и анализом информации по религиозным сектам. Также они консультируют и занимаются правовыми вопросами.

В одном из интервью Росс сказал, что получает минимум 1 юридическую и 1 физическую угрозу в месяц от представителей религиозных сект и сомнительных культов. Наиболее всего его не любят сайентологи, которые, кстати, и раскопали юношеские тайны Росса.

В заключении просто отмечу, что если Тэд Паркер был первопроходцем депрограммерской деятельности, то Рик Росс стал ее популяризатором и международной иконой борьбы с религиозными сектами и культами.

В заключении поговорим о самом депрограмировании

Секты и депрограматоры Секта, Симпсоны, Персонажи, США, Длинное, Длиннопост, Вера, Религия, Telegram (ссылка)

Процесс депрограммирования начинается с изоляции культиста. Бывает, что его похищают прямо на улице и заталкивают в машину, иногда его изолируют, когда он, ничего не подозревающий, приходит к родителям в гости, и потом оказывается, что ему оттуда уже не выйти. Известны случаи, когда на сектантов надевали наручники и связывали руки веревкой, или «... порой делать то, что требуют похитители, пленника принуждают под дулом пистолетаПосле похищения члена культа привозят в заранее подготовленное место, находящееся под постоянной охраной, где он не может остаться наедине с собой, даже в ванной. Для большей надежности иногда в помещении заколачивают окна, чтобы исключить возможность побега. Для более успешного воздействия человека лишают сна и еды. По признанию известного консультанта по выходу из культов Кэрол Джиамбалво, известны случаи и сексуального насилия над сектантами, но другой известный представитель антикультового движения Стив Хассен отмечает, что встречался с сотнями депрограммированных и не знает ни одного случая депрограммирования, включавшего в себя какое бы то ни было физическое насилие, вроде избиения или изнасилования.

Члены культа в процессе депрограммирования, пребывая в стесненных условиях, вели себя по-разному; были случаи, когда они приходили в ярость, проклинали и оскорбляли депрограмматоров и своих родителей, угрожали местью, пытались совершить самоубийство или нанести себе физический вред, чтобы попасть в больницу, откуда они могли бы позвонить другим членам культа или своим руководителям. Такое поведение сектанта требовало от депрограмматора большого терпения, но если депрограмматор был склонен к конфронтации, то это приводило к взаимной агрессии на словах и в поступках.513

Процесс депрограммирования похож на процесс «промывания мозгов» в культе, но с этим представители антикультового движения не соглашаются. Кэрол Джиамбалво указывает на два отличия: «депрограммисты не стремятся убедить культиста принять личную систему убеждений депрограммиста, не стремятся они также и контролировать поведение культиста после того, как депрограммирование закончено. Как это выразил один депрограммист: Я не верю в вегетарианство, но я не собираюсь заставлять [культиста] есть мясо». Однако эта точка зрения разделяется не всеми. Часть депрограмматоров полагает, что целью выведения из культа является социализация бывшего культиста, а это предполагает привитие ему определенной системы ценностей.

Содержательная часть депрограммирования сводится к тому, чтобы разрушить новые религиозные взгляды культиста путем предоставления ему компромата на лидеров, основателя секты и негативной информации из истории секты. Например, депрограмматоры пытались показать, что деньги, которые выпрашивают сектанты на улицах на благотворительные цели и другие проекты секты, идут не по назначению, а на обогащение лидеров секты; в то время как сами сектанты живут в нищете и плохих условиях, их духовные руководители сыто едят и всем обеспечены. Иногда депрограмматоры использовали элементы полемики по вероучительным вопросам с целью доказать несоответствие учения секты Библии, если эта группа вышла из христианской среды.

пять стадий депрограммирования:

Дискредитировать фигуру авторитета: культового лидера.

Представить противоречия (идеология против реальности): “Как он может проповедовать любовь, когда он использует людей в своих интересах?” как пример.

Точка перелома: когда субъект начинает слушать депрограммиста; когда реальность начинает брать верх над идеологией.

Самовыражение: когда субъект начинает раскрываться и высказывать вслух некоторые из его собственных жалоб на культ.

Отождествление и перемещение: когда субъект начинает солидаризироваться с депрограммистами, начинает думать о себе скорее как об оппоненте культа, чем как о его члене (Stoner and Parke, 1977, p. 231).

Депрограммирование может длиться днями, а иногда и неделями, до тех пор, «пока адепт не проявит признаки резкого психологического перелома и освобождения от культового контроля сознания (впрочем, он может успешно притвориться, что сделал это)». Средняя продолжительность курса депрограммирования составляет 8,5 дней, а его стоимость в США составляла от 500 до 1000 долларов в день плюс издержки. В среднем курс оценивается с 18 тыс. до 30 тыс. долларов, а иногда доходил до 80 тыс. долларов плюс расходы. Сами консультанты объясняют эти гонорары следующими соображениями.

«Во-первых, консультанты по выходу – даже больше, чем другие консультанты – должны затрачивать долгие часы, чтобы идти в ногу со всеми событиями, имеющими отношение к культам. Им не платят за это время. Во-вторых, многие консультанты по выходу не требуют платы за предварительное телефонное время. В-третьих, многие предлагают бесплатные консультации или семинары для бывших культистов. В-четвертых, их обычный оплачиваемый рабочий день длится от 12 до 16 часов, и они часто находятся «на вызове“. В-пятых, большинство консультантов по выходу ежегодно посвящают сотни часов публичной и профессиональной просветительской деятельности. В-шестых, консультанты по выходу часто являются мишенями словесных оскорблений, раздражения и, как минимум, угрозы фальшивых тяжб. Наконец, у консультантов по выходу имеются специальные знания и умения, которые требуют долгих лет обучения и подготовки, включая, во многих случаях, личный культовый опыт. Нельзя стать компетентным консультантом по выходу, просто пройдя курсы».


мой канал в Telegram https://t.me/deadhotel_42

Источники:

Деструктология. Как быстро и надежно лишиться денег и здоровья. 10 шагов к успеху. Сергей Чекмаев. Роман Силантьев

Введение в сектоведение. Роман Михайлович Конь.

* запрещена на территории Российской Федерации

Показать полностью 9
95

Джонни Эпплсид

Джонни Эпплсид Длиннопост, США, Симпсоны, Яблоки, Алкоголь, Северная Америка, Персонажи, 18 век, 19 век, Американцы

Когда ты являешься админом паблика, довольно быстро учишься искать информацию в любых источниках. Так несколько лет назад я обнаружил, что таким источником может стать довольно известный мультсериал "Симпсоны". Еще тогда у меня уже появлялись мысли сделать то ли тематический день, то ли серию постов. Остановился на серии.

Сегодняшняя история подсмотрена в двадцать первой серии двенадцатого сезона «Симпсонов» - «Connie Appleseed».

Джонни Эпплсид Длиннопост, США, Симпсоны, Яблоки, Алкоголь, Северная Америка, Персонажи, 18 век, 19 век, Американцы

История Джона Чепмена, более известного как Джонни Эпплсид, тесно связана с освоением Америки. В начале 1800-х годов он путешествовал по тогдашним приграничным территориям, сажал семена яблонь и помогал первопроходцам обустраивать дикую местность. Он посадил более 100 000 квадратных миль яблоневых садов в западной Пенсильвании, Огайо и Индиане. Некоторые из этих садов хорошо задокументированы и существуют до сих пор. Деревья в этих садах вполне могут быть потомками тех, что он посадил, — как в результате посева, так и в результате прививки.
Джонни Эпплсид был, мягко говоря, чудаком. Он был вегетарианцем, ходил босиком и, что также не соответствовало духу того времени, проявлял доброту к животным и дружил с индейцами. Он проповедовал христианство, близкое к поклонению природе. При жизни он был известен как «Джонни Эпплсид», народный герой, о котором слагали легенды и истории как при его жизни, так и после его смерти. Он стал мифической фигурой, которая помогла приручить дикую природу, посадив яблоневые сады. Он воплощал в себе две крайности: сурового индивидуалиста и мягкого гуманиста. Это если тезисно рассказать об этом человеке. Но мы здесь собрались не для коротких рассказов. Поэтому начнем издалека.

Джонни Эпплсид Длиннопост, США, Симпсоны, Яблоки, Алкоголь, Северная Америка, Персонажи, 18 век, 19 век, Американцы

Большая часть нижеследующего взята из замечательной книги Майкла Поллана «Ботаника желания».

Яблоня, выращенная из семени, мало похожа на свою родительницу, а плоды обычно почти несъедобны, очень кислые или горькие. Чтобы получить съедобные яблоки, мы сажаем саженцы или прививаем деревья.

Первые иммигранты привезли яблоки в Новый Свет. Деревья, выращенные из саженцев, называемых «пиппинс», хорошо прижились в Новой Англии, особенно после того, как колонисты завезли медоносных пчёл для улучшения опыления.

Почва, климат и продолжительность светового дня в Америке отличались от европейских, но яблоня смогла адаптироваться к условиям Нового Света за удивительно короткий срок. Поллан пишет: «Каждый раз, когда яблоня не прорастала или не приживалась в американской почве, каждый раз, когда американская зима убивала дерево или заморозки в мае примораживали его почки, эволюция делала свой выбор, и яблони, пережившие это великое отсеивание, становились чуть более американскими. Затем свой выбор делал садовод-селекционер. Всякий раз, когда какое-либо дерево выделялось своей выносливостью, красной кожурой или превосходным вкусом, его быстро прививали, рекламировали и размножали». Таким образом, адаптация яблони к американским условиям стала результатом «одновременного процесса естественного и культурного отбора».

Теперь сделаем еще одно отступление.

Джонни Эпплсид Длиннопост, США, Симпсоны, Яблоки, Алкоголь, Северная Америка, Персонажи, 18 век, 19 век, Американцы

Когда паломники впервые прибыли в Америку, съедобные семечковые культуры, вероятно, ещё не были распространены в Новой Англии. Если вы не в курсе, термин «семечковые» относится к семейству фруктов, в которое входят яблоки, груши, мушмула, мушгар и айва, и первые гурманы страны не нарезали их ломтиками на тарелке. Примерно 60% всех семечковых культур, выращиваемых на протяжении всей истории, использовались для приготовления крепкого сидра.

До конца 1800-х годов крепкий яблочный сидр был более доступным (и, соответственно, более популярным) алкогольным напитком в Америке, чем любой другой. Его пили даже дети в разбавленном виде. (Техническое примечание: в США термин «яблочный сок» обычно относится к отфильтрованному соку без мякоти, а яблочный сок ферментируется в «крепкий сидр».)

С самого начала истории США Джон Адамс, Томас Джефферсон, Уильям Генри Гаррисон и Бенджамин Франклин были заядлыми любителями сидра. Когда Джордж Вашингтон баллотировался в Палату горожан Виргинии в 1758 году, он угостил избирателей 144 галлонами бесплатного крепкого сидра, когда они пришли на избирательные участки (и он победил).

Не найдя деревьев со съедобными плодами, пилигримы сажали семена яблок, привезённые из Великобритании вскоре после их прибытия. Выращивать хмель и ячмень оказалось непросто, поэтому, если первые колонисты и хотели выпить пива, им приходилось импортировать его из-за границы, что требовало больших денег и времени. С другой стороны, яблоки — хорошо прижились в сельскохозяйственных условиях колонии Массачусетского залива. Благодаря предварительной ферментации сидр дольше хранился и был безопаснее для употребления, чем часто загрязнённая питьевая вода. Сидр достаточно легко превратить в яблочный уксус — незаменимый ингредиент для консервирования овощей. Некоторые семьи в колониальной Новой Англии выпивали до 100 бочек сидра за зиму. Какое-то время он даже использовался в качестве валюты в торгово-экономической системе.

1700-х и 1800-х годах большинство яблок выращивали не для употребления в пищу, а для приготовления крепкого сидра. Джонни Эпплсид не просто привёз на границу свежие фрукты, он привёз любимый алкогольный напиток.

Сидр был безопаснее, вкуснее и проще в приготовлении, чем кукурузный ликёр. Вы отжимали яблоки, чтобы получить сок, давали ему перебродить в бочке в течение нескольких недель, и у вас получался слабоалкогольный напиток, крепостью примерно в два раза меньше, чем у вина. Чтобы получить что-то покрепче, из сидра можно было сделать бренди или заморозить его, чтобы получить яблочный бренди (крепостью около 33 градусов). В сельской местности сидр заменял не только вино и пиво, но и кофе, сок и даже воду.

Джонни Эпплсид Длиннопост, США, Симпсоны, Яблоки, Алкоголь, Северная Америка, Персонажи, 18 век, 19 век, Американцы

Вернёмся к Джонни Эпплсиду. Джон Чепмен родился в Леоминстере, штат Массачусетс, 26 сентября 1774 года. Он был сыном Натаниэля Чепмена, фермера и плотника, который позже стал одним из «людей минуты», сражавшихся в битве при Банкер-Хилле и в других сражениях. Его мать умерла в 1776 году. Отец женился во второй раз, и семья переехала в Лонгмидоу, штат Массачусетс, на берег реки Коннектикут. У него была сводная сестра, но достоверных сведений о его детстве не сохранилось. Примерно в ноябре 1797 года он отправился на запад и перезимовал в западной Пенсильвании. Весной 1798 года он нашёл место на притоке реки Аллегейни, недалеко от современного Уоррена, штат Пенсильвания, и посадил свой первый яблоневый сад.

Это был бизнес, хоть и необычный. Он пытался предугадать, где поселятся первопроходцы, которые в то время селились в основном вдоль притоков реки Маскингам в северной части центрального Огайо. Он добирался туда первым на каноэ, нагруженном семенами яблони. Он искал подходящий участок земли, сажал семена яблони и ждал. К тому времени, когда прибывали поселенцы, у него уже были двух- или трёхлетние яблони, готовые к продаже по пять-шесть центов за штуку.

Он выработал определённый распорядок. Осенью он возвращался в свои сады в округе Аллегейни, чтобы собрать семена яблок. Весной он искал подходящие участки, разбивал питомники и огораживал их. Летом он чинил заборы в питомниках, которые разбил раньше, и находил местного агента, который ухаживал за деревьями. После этого он был готов двигаться дальше и начинать весь процесс заново.
Он не был первым, кто начал выращивать сады в этом регионе, но, насколько нам известно, его план переселения на границу был уникальным. Поллан говорит: «Его можно назвать проницательным застройщиком. Это был неплохой бизнес».

Одним из следствий такого подхода было то, что он постоянно переезжал и на протяжении всей своей взрослой жизни не имел постоянного места жительства. В 1820-х годах он какое-то время жил со своей сводной сестрой и её семьёй, и это был, пожалуй, единственный раз, когда он решил осесть на одном месте.

Помимо яблок, он привёз семена лекарственных растений. Он был щедр к нуждающимся и всегда готов был помочь по хозяйству. Вскоре он стал своим человеком в округе и желанным гостем.
К 1806 году за Джоном Чепменом закрепилось прозвище «Джонни Эпплсид», и о нём начали ходить легенды. У нас есть свидетельства из первых рук от многих поселенцев, которые приглашали его в свои хижины. Они кормили его и давали ему кров в обмен на яблоки, яблони и новости, в том числе истории о его собственных подвигах, реальных и фантастических. Миф и реальность безнадежно переплелись. Для поселенцев было огромным удовольствием принимать у себя гостя, который в своё время стал настоящей легендой.

Должно быть, он был хорош собой. Он был среднего роста, жилистый, с крупным костяком, с тёмными волосами до плеч и ярко-голубыми глазами. Он носил мешок из-под кофе с отверстиями для рук и ног. По преданию, у него был жестяной чайник, который служил ему и шляпой, и кастрюлей, но Прайс говорит, что это не подтверждено документально. К 1830-м годам он управлял сетью питомников, которые простирались от западной Пенсильвании до центральной части Огайо и Индианы. Он умер в Форт-Уэйне, штат Индиана, в марте 1845 года в возрасте 70 лет. Он появился на пороге дома своего друга Уильяма Уорта, съел свой вечерний ужин, состоявший из хлеба и молока, прочитал вслух Библию, растянулся на полу, чтобы поспать, и больше не проснулся. Он оставил после себя имущество, включавшее около 1200 акров первоклассной недвижимости. По словам Поллана, «босоногий бродяга умер богатым человеком».

Легенда о нём разрослась после его смерти. В апреле 1846 года было опубликовано краткое эссе о Джонни Эпплсиде и его необычной карьере садовода-первопроходца. Автор не знал, что Чепмен умер годом ранее, и даже не знал его настоящего имени. Эту историю подхватили другие литературные издания. В ноябре 1871 года рассказ в журнале Harper’s New Monthly Magazine принёс ему общенациональную известность, и так появился литературный образ Джонни Эпплсида. Из первопроходца, сажавшего яблоневые косточки, он превратился в «покровителя садоводства» и по сей день остаётся народным героем.
Что нам думать об этой странной смеси в одном человеке? Как я уже сказал, он был парадоксом: и первопроходцем, и гуманистом. Он был глубоко религиозен — порой до невыносимости, — но при этом пил, нюхал табак и рассказывал анекдоты. Он принёс и религию, и крепкие напитки людям, живущим в суровых условиях на границе — «два совершенно разных вида утешения», как говорит Поллан.
Он был проводником цивилизации, стремился приручить дикую природу с помощью яблонь, трав и религии. В то же время он сторонился цивилизации и чувствовал себя как дома в дикой природе. Он дружил с индейцами, но был частью движения, которое разрушило их жизнь и отняло их земли.

Снова процитирую Поллана:
Представьте, каким притягательным должен был казаться такой человек на американском фронтире — этот добрый дикарь, который пришёл к вам, словно прямо из лона природы, с восторженными новостями из других миров, и со своими яблонями и сидром обещал немного сладости и в этом мире. Для первопроходца, который трудился в суровых условиях жизни на фронтире, ежедневно сталкиваясь с безразличием природы, слова и семена Джонни Эпплсида были освобождением от долгого заключения в обыденности, надеждой на нечто большее. Я полагаю, что первопроходцы, с трудом сводившие концы с концами в глуши, с радостью встречали Эпплсида. Каким бы суровым ни было ваше существование на границе, вы не могли смотреть на Джона Чепмена и не радоваться тому, что у вас есть: по крайней мере, у вас были кожаные ботинки и тёплый очаг, стол для дружеских посиделок и крыша над головой. Рассказы вашего гостя о том, как он однажды зимой питался одними мускатными орехами или спал на подстилке из листьев вместе с волком, согрели бы самую продуваемую хижину и придали бы особый вкус самой скудной трапезе. Иногда для блага цивилизации лучше всего пристально вглядеться в душу своего противника.


ИСТОЧНИКИ:
«Джонни Эпплсид: голос в пустыне», под редакцией Уильяма Э. Джонса (2000). Сборник современных рассказов
Майкл Поллан, «Ботаника желания» (2001)
Роберт Прайс, « Эпплсид: человек и миф» (1967).

мой канал в Telegram https://t.me/deadhotel_42

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!