dionisdimetor

dionisdimetor

Объясняю научные теории и философские идеи, как устроен мир и какое место в нём занимает человек. Пишу длинные и нудные статьи по философии физики, эпистемологии и психологии мистицизма. Выступаю гидом по миру эзотерики, религии и парапсихологии. Проповедую критический рационализм, модальный реализм, ММИ КМ, эволюционную эпистемологию, панкомпьютерализм, трансгуманизм и ценности Просвещения. Автор канала Универсальный объяснитель и сайта https://automotive-heritage.com
Пикабушник
108 рейтинг 1 подписчик 2 подписки 2 поста 0 в горячем
7

Нью-эйдж – духовный супермаркет псевдоглубокой чуши, эзотерических практик, лженауки и конспирологии. Часть 2

Нью-эйдж – духовный супермаркет псевдоглубокой чуши, эзотерических практик, лженауки и конспирологии. Часть 2 Критическое мышление, Эзотерика, Нью-эйдж, Духовность, Философия, Магия, Мистицизм, Конспирология, Энергетика (эзотерика), Экстрасенсы, Вегетарианство, Видео, YouTube, Длиннопост

Продолжение обзорной статьи по нью-эйджу – обобщённому термину, которым обозначают всё множество представленных на рынке эзотерических учений, псевдодуховных практик и новых религиозных движений (НРД).

Псевдоглубокая чушь

Термином “pseudo-profound bullshit” (PPBS) последнее время стали обозначать специфический язык и стиль мышления, оперирующий многозначными и расплывчатыми понятиями, которые создают видимость «глубокого смысла». Понятие чуши вошло в научный лексикон после выхода книги «О брехне. Логико-философское исследование» (2005) американского философа Гарри Франкфурта. Он определил чушь как нечто, призванное произвести впечатление, но построенное без прямого интереса к истине. Чушь должна быть синтаксически правильной и вводящей в заблуждение при отсутствии у автора желания разобраться в истинности или понять смысл утверждения. Чушь не следует путать с ложью. Ложь — это когда вы знаете правду, но намеренно её искажаете или предоставляете информацию, которая не соответствует действительности. Чушь — это когда вы не знаете правды (например, ничего не понимаете в физике), но всё равно берётесь рассуждать по этой теме, чтобы просто выразить своё понимание и произвести впечатление на других. В качестве примеров чуши можно привести «Генератор постмодернизма» Эндрю Булхака и заведомо бессмысленную статью Алана Сокала, в 1996 г. принятую к публикации в постмодернистском журнале. Что касается псевдоглубокой чуши, то доктор философии Гордон Пенникук определяет её как «кажущиеся впечатляющими утверждения, которые выдаются за истинные и осмысленные, но на самом деле бессодержательны». В отличие от простой ерунды, т.е. набора случайных слов, собранных случайным образом в синтаксически правильное предложение, псевдоглубокая чушь «подразумевает, но не содержит адекватного смысла или правды», например, «скрытый смысл преображает несравненную абстрактную красоту», «хорошее здоровье запутано в симфонии силовых полей» или «внимание и намерение — это механика проявления».

В статье «О приёме и обнаружении псевдоглубокой чуши», опубликованной в журнале Judgment and Decision Making в ноябре 2015 г., Пенникук вместе с группой исследователей из Университета Ватерлоо в Онтарио (Канада) описал своё исследование с участием 800 человек на предмет того, смогут ли они определить, является ли утверждение чушью. Это исследование оказалось весьма спорным, хотя оно и принесло Пенникуку и его коллегам Шнобелевскую премию Мира 2016 г. В качестве источников исследователи взяли твиттер-ленту известного гуру нью-эйджа Дипака Чопры, его фэйковые цитаты, сгенерированные специально созданным сайтом «Мудрость Чопры» (wisdomofchopra.com), и фальшивые духовные афоризмы с другого подобного сайта – «Генератор чуши нью-эйдж». Участников теста попросили оценить по шкале от 1 до 5, насколько эти утверждения глубокие. 27% испытуемых дали средний балл 3 и выше, то есть посчитали эти утверждения глубокомысленными. Показательно, что почти всем было трудно отличить сгенерированные афоризмы от настоящих цитат Чопры.

Другие исследования показали, что восприимчивость к псевдоглубокой чуши положительно коррелирует со следующими факторами: 1) низкий уровень интеллекта; 2) религиозные, паранормальные и конспирологические убеждения; 3) низкий уровень аналитического мышления и более высокий уровень интуитивного мышления; 4) менее просоциальное поведение; 5) признаки апофении (склонности видеть смысл и закономерности в случайных последовательностях событий) и 6) доверие альтернативной медицине.

В статье под названием «Восприимчивость к чуши, решение проблем и метапознание: просто чушь, не лучше всего остального», опубликованной в журнале Thinking & Reasoning, Тим Джордж и Марта Мелики установили отрицательную корреляцию между восприимчивостью к чуши и метакогнитивными суждениями. Первой группе из 100 человек сначала зачитывали предложения и предлагали оценить их осмысленность, а затем давали творческое задание, предварительно спрашивая, насколько они уверены, что справятся. Второй группе из 100 человек также поручили оценить осмысленность предложений, после чего просили решать задачи на вербальную аналогию и оценивали способность вспоминать. Результаты эксперимента показали, что люди, которые верят в бессмысленные утверждения, склонны переоценивать свою способность решать сложные творческие задачи.

В ответ на такие исследования нью-эйджеры говорят, что ничего вы не понимаете, поэтому и называете мудрость чушью. Дескать, каждый извлекает из неё столько, сколько сам способен осознать, и вообще красота в глазах смотрящего. На самом деле чушь объективно отличается от осмысленных предложений своей легковарьируемостью: вы можете заменить каждое слово другим подобным ему термином, и фраза по-прежнему будет производить впечатление «глубокой». Псевдоглубокая чушь характеризуется отсутствием логики и критериев самоконтроля. Она работает как бредогенератор, свободно синтезирующий грамматически правильный и кажущийся осмысленным текст, в котором намешано максимальное количество ключевых слов из самых разных источников, как это делают СЕОшники. Искусство казаться глубокомысленным, неся чушь – маст хэв каждого уважающего себя гуру, наряду с природной харизмой и навыками саморепрезентации. Чтобы быть неуязвимым для критики, достаточно говорить побольше парадоксальных и противоречивых утверждений: бог есть, и в то же время его нет, он есть всё и в то же время ничто, он един и в то же время многолик, и т.д. Псевдоглубокая чушь звучит убедительнее, если сформулирована в виде цитаты и приписана какому-нибудь авторитету.

Сверхъестественная «энергия», «биополя» и «вибрации»

Нью-эйджеры и квантовые мистики очень любят употреблять термины из современной физики, чтобы придать своим метафизическим теориям научный вид. Особенно популярна идея о невидимой, «тонкой» энергии – некой универсальной субстанции, пронизывающей всё на свете, но способной концентрироваться в определённых местах, имеющей определённую «частоту вибрации» и проявляющейся в виде «жизненной» энергии (ци, прана), «оргонной» энергии или биополя (ауры). С одной стороны, эзотерики почти единогласно говорят, что эту энергию нельзя измерить количественно в каких-то физических единицах и подтвердить её существование с помощью эксперимента. С другой стороны, то, что недоступно учёным-скептикам с их адронными коллайдерами, оказывается, вполне подвластно экстрасенсам и целителям. Они якобы могут чувствовать и даже видеть эту энергию, управлять циркулирующими по телу «энергетическими» потоками и осуществлять над ней такие операции, как «разблокирование», «выравнивание», «гармонизация», «настройка», «балансировка» и т.д., чтобы сделать вас здоровыми, счастливыми, успешными и любимыми.

На самом деле вера в «жизненную энергию» заложена в нас эволюцией: с ранних лет все дети чётко разделяют объекты на одушевлённые и неодушевлённые. Истоки «энергетических» практик можно найти в первобытной магии и в примитивной народной медицине, особенно древней Индии и Китая. Первые упоминания «жизненной энергии» на Западе относятся к модной в XIX веке философии витализма, потерявшей актуальность более 100 лет назад. Впрочем, для эзотериков это не аргумент: они считают, что чем старше теория, тем она авторитетнее. Начало массовому распространению «энергетического» целительства положил в 1920-е гг. «шарлатан века» Альберт Абрамс. Но как раз в то время учёные заложили основы квантовой механики, раз и навсегда покончившей с гипотетическим «эфиром» и с волновой природой материи. С точки зрения современной физики, энергия – это количественная мера различных форм движения материи и способность физической системы выполнять работу. Энергия не является самостоятельной субстанцией, она всегда мера чего-то. Энергия бывает потенциальной и кинетической, механической, электрической или атомной, измеряемой в джоулях, электрон-вольтах или калориях, но никакая «тонкая» или «жизненная» энергия науке не известна.

Согласно учениям нью-эйдж, у каждого из нас есть аура – излучаемое телом тонкоэнергетическое поле или матрёшка из семи оболочек, соответствующих семи цветам радуги, семи нотам и семи энергетическим центрам – чакрам. Аура отражает наше здоровье, характер, умственную деятельность и эмоциональное состояние, зависит от окружения и образа жизни. По цвету и состоянию ауры якобы можно диагностировать болезни задолго до появления симптомов, а через «дыры» в ауре можно подцепить лярву или астрального подселенца. Вот только никакими «грубыми» физическими приборами обнаружить эту ауру не удаётся. Зато есть более простые психологические и нейробиологические объяснения феномена. Ауру можно видеть в изменённом состоянии сознания, при мигрени, эпилепсии, нарушениях зрения и специально натренировавшись, если пристально смотреть на предмет, расположенный на белом фоне в тускло освещённом помещении. Но речь идёт об эффекте утомления сетчатки глаза или перевозбуждения нейронов, подобном остаточному свечению в глазах после того, как вы посмотрели на Солнце. Можно купить специальные очки с фильтрами из пинацианолбромида или сфотографировать любой предмет в газоразрядной камере по методу Кирлиан, но это может произвести впечатление только на людей, совершенно не знающих физики. В некоторых случаях способность видеть ауру объясняется редким явлением синестезии – перекрещиванием нейронных связей между центрами мозга, участвующими в обработке сигналов от разных органов чувств, при котором стимуляция одного участка вызывает отклик в другом. Синестеты могут буквально видеть звуки, запахи и вкусы в конкретных образах или цветах, но это не более, чем особенности субъективного восприятия.

Манипуляции с несуществующей энергией могут быть относительно безвредными, если дело ограничивается «разблокированием» каналов или «раскрытием» чакр. В конце концов, многим такие практики действительно помогают в силу эффекта плацебо. Но большинство энергетических «целителей» обещают исцеление чуть ли не от всех болезней, включая рак и СПИД. Они зарабатывают деньги на отчаявшихся людях, которые цепляются за всё, что даёт надежду, и зачастую упускают свой шанс на реальное выздоровление, обращаясь не к официальной медицине, а к альтернативной. Но целительство всё равно процветает, несмотря на отсутствие научных доказательств его эффективности. Ни один экстрасенс, целитель или маг ещё не смог подтвердить свои сверхспособности в условиях контролируемого эксперимента, хотя такие испытания регулярно проводятся, например, в рамках американской «премии имени Джеймса Рэнди» и российской «премии имени Гарри Гудини», которые готовы выплатить победителю миллион в соответствующей валюте. Неоднократно проверялись и утверждения практиков «бесконтактного массажа» и остеопатов о том, что они чувствуют энергию тела пациентов, их биополя или вибрации ауры.

В одном таком эксперименте 21 опытный практик вслепую пытались распознать «жизненную энергию», исходящую от рук 9-летней девочки, и это удалось только в 44% случаев из 280 испытаний, что ниже статистической погрешности при случайном угадывании. Если эти «целители» не могут обнаружить «энергию», то как им удаётся управлять ею или передавать её? В другом эксперименте Институт психики Беркли (BPI) отправил своего лучшего экстрасенса и специалиста по чтению ауры проходить контролируемый тест перед живой аудиторией на телевидении, с условием, что она получит $10000, если сможет доказать свои способности. Экстрасенс подтвердила, что видит ауры над головами двух десятков человек, случайно выбранных из зала. Затем этих людей увели за кулисы и распределили по 20-ти кабинкам, чтобы экстрасенс могла правильно идентифицировать каждую кабинку с человеком. Экстрасенс сказала, что видит ауры над всеми кабинками, но в действительности только в шести из них находился человек. Испытание с треском провалилось, на что экстрасенс ответила стандартным оправданием, что плохо видит во враждебной среде. Также часто говорят, что подобные эксперименты доказывают отсутствие сверхспособностей у конкретного экстрасенса, а не в принципе. Но даже если бы кому-то и удалось пройти тест и выиграть приз, при отсутствии адекватной физической теории, предсказывающей такой исход, это было бы разумнее объяснить статистической ошибкой или коллективной галлюцинацией, чем существованием «тонких» энергий.

Антиглобализм, конспирология и авторитаризм

Движение нью-эйдж не является политически однородным и вряд ли когда-нибудь станет самостоятельной политической силой. Несмотря на наличие объединяющих идей (приоритет духовности над материальным, холизм, монизм, энвайронментализм, пацифизм) и почти единогласную критику существующей политической системы за её несправедливость, социальное неравенство, патриархальность и иерархичность, политические взгляды нью-эйджеров варьируются от социалистических и либертарианских до консервативных и крайне правых. Одни выступают за глобализацию, всеобщее единство, свободу, плюрализм и децентрализацию. Другие верят в «глобальный масонский заговор», «мировое правительство», «новый мировой порядок» и прочие конспирологические нарративы. Поэтому среди сторонников новых религий много антиглобалистов и националистов, выступающих против объединения человечества в единую цивилизацию, распространения современных технологий, транснационализации экономики, унификации быта и разрушения культурных границ. Но они не понимают, что сам нью-эйдж – продукт постмодернизма, рождённый массовой культурой в условиях глобализации. Он мог возникнуть только в XX веке, когда мир стал единым целым, и возникли условия для смешения разных языков, культур и религий.

Нью-эйджерам свойственны бунтарство, желание идти против мэйнстрима, недоверие официальным институтам, романтизация природы и «натурального» образа жизни, экоактивизм, дауншифтинг и технопессимизм. Эти качества делают сообщество нью-эйджеров идеальной средой для распространения конспирологических вирусов. Как духовные гуру, так и их последователи охотно поддерживают классический набор теорий заговора: Qanon и «Пиццагейт», угроза вакцин и вышек 5G, жидомасоны и рептилоиды. Существование мирового закулисного правительства, тотального инопланетного контроля или демонических сил – заманчивый способ объяснить, почему Новая Эра никак не наступает, и мир по-прежнему полон страданий, зла и несправедливости. Во время пандемии коронавируса стало особенно заметно, как интернет-алгоритмы радикализируют аудиторию, играя на эмоциях, повторяя и закрепляя однотипный контент и не оставляя шансов выбраться из «информационного пузыря». Инфлюенсеры из соцсетей, которые продвигали йогу и ЗОЖ, начинали делиться мемами против локдауна и быстро становились антивакцинаторами, переходя на конспирологический контент, чтобы заработать больше лайков.

К сожалению, сказки о глобальном заговоре имеют тенденцию становиться былью как самосбывающиеся пророчества. Под лозунгами борьбы с установлением «нового мирового порядка» нью-эйджеры способствуют разрушению и без того шаткой и неэффективной системы демократических сдержек и противовесов. Сегодня доверие к государственным институтам и так находится на историческом минимуме, наблюдается деградация элит, увеличивается пропасть социального неравенства, финансовые кризисы чередуются с пандемиями и войнами. В условиях всей этой нестабильности суеверия и страхи начинают преобладать над логикой и смыслом, эмоции побеждают аргументацию, популизм и личная харизма становятся основой предвыборных программ. Учитывая политическую неграмотность и некритичность аудитории, сообщества нью-эйджеров легко попадают под влияние пропаганды, голосуя за радикалов и поддерживая авторитарные режимы.

Вера в реинкарнацию и высший замысел снижают ценность человеческой жизни, личности, её прав и свобод. Она оправдывает миллионы смертей во время пандемии или войны как необходимые жертвы, ведь эти люди смогут стать продвинутее в следующей жизни. Для некоторых адептов нью-эйджа основная масса людей – это дремучая серая масса, недостойная перехода в новую эпоху, и её можно использовать как расходный материал во имя приближения справедливого мира. Неудивительно, что оккультизм, теософия и конспирология пользовались популярностью среди нацистов, потому что хорошо сочетались с антисемитизмом и расовыми теориями. Диктаторам всех времён и народов играет на руку инфантильная вера подданных в существование «космической иерархии», «духовных наставников», «вознесённых мастеров», «махатм», «бессмертных магов» и «аватар», которые руководят свыше духовной эволюцией человечества, направляют исторический процесс и воплощаются в телах религиозных или политических лидеров.

Думаю, с моей стороны будет лишним напоминать, чем заканчивались все без исключения социальные эксперименты и попытки навязать людям «сверху» правильную идеологию. Какие бы высокие идеалы ни проповедовали нью-эйджеры, на практике ни одной из этих организаций так и не удалось построить совершенное бесконфликтное общество даже в пределах своей общины единомышленников. Какими бы продвинутыми они себя ни считали, вся их духовность улетучивается, когда приходится общаться с людьми и выполнять коллективные задачи. Несмотря на декларируемую свободу мысли, многие общины имеют довольно жёсткую иерархическую структуру с культом личности, тоталитарными порядками, промывкой мозгов, изоляцией от социума, психологическими манипуляциями и физическим насилием. Я не люблю понятие «секта» и не собираюсь подгонять под него все нью-эйджерские организации, как это делают критики от религии. Но кроме относительно безобидных сообществ по интересам есть и печально известные случаи мошенничества, торговли запрещёнными веществами, терроризма, массовых самоубийств и прочего трэша. Всем известны истории Аум Синрикё, «Семьи» Чарльза Мэнсона, «Храма Народов» Джима Джонса, Белого Братства, Ашрама Шамбалы и бога Кузи.

Магия, оккультные и мистические практики

На семинарах и ретритах нью-эйджеров практикуется огромное количество сомнительных занятий и ритуалов, которые преподносятся как необходимые этапы работы над собой и развития своей «духовности». Мы перечислим их в порядке от сравнительно полезных до опасных и противозаконных:

•  медитация в самых разных её формах: современные психологические техники по расслаблению, дыхательные практики, методы индийской йоги, китайской и буддийской медитаций, динамическая медитация;

•  гимнастика йоги, цигун, тайцзицюань, восточные единоборства, ритуальные танцы, экзотические виды спорта;

•  «позитивное мышление» (часто в токсичной форме), практики «управления реальностью» и «материализации мыслей», визуализация желаний;

•  чтение мантр, молитв, заклинаний, заговоров, священных текстов, выучивание этих текстов наизусть;

•  «энергетические практики», экстрасенсорика, бесконтактный массаж, рэйки, акупунктура, сексуальные практики;

•  астрология, гадания, хиромантия, нумерология, таро, руны, фэн-шуй;

•  выход из тела, астральные проекции, шаманизм, медиумизм, контакты со сверхъестественными существами или инопланетянами;

•  психоделические практики и другие способы изменения сознания.

Всё это продаётся не менее эффективно, чем тренинги личностного роста, курсы «успешного успеха» и «марафоны желаний». Людям нравятся панацеи от всех болезней, чёткие истины и простые рецепты на все случаи жизни, даже если положительный эффект от них сводится к самовнушению.

Альтернативная медицина и вегетарианство

Последователи нью-эйджа придерживаются холистического взгляда на здоровье и критикуют традиционную медицину за то, что она лечит симптомы болезни, а не её причину. Утверждается, что здоровье – это естественное состояние человека, а болезнь – нарушение баланса вследствие неправильных мыслей или поступков. Поэтому нью-эйдж делает упор на самоисцеление и альтернативную медицину. Первым «медицинским» направлением нью-эйдж стало Движение за человеческий потенциал, предлагавшее каждому погрузиться в себя, чтобы обнаружить свои скрытые ресурсы и способности, отчуждённые и подавленные современной западной цивилизацией. Теоретическим крылом этого движения является трансперсональная психология, которая серьёзно относится к мистическому опыту, полученному в изменённом состоянии сознания. Другое направление альтернативной медицины – «целостное здоровье», или идея о том, что для исцеления человеку необходимо решить проблему на уровнях разума, тела и духа, стать единым целым и осознать своё единство со всей Вселенной.

Самыми распространёнными практиками целительства в нью-эйдже являются йога, массаж, остеопатия, гомеопатия, ароматерапия, акупунктура, рэйки, кинезиология, иридология, хиропрактика, фитотерапия, хромотерапия, терапия с помощью музыки, кристаллов, пирамид и различных магических амулетов. Вся эта нетрадиционная медицина опирается на учения о жизненной энергии (пране, ци), которой можно управлять с помощью мысли и магических ритуалов, на тантрическую идею о существовании особых узловых точек и зон организма (чакры, даньтяни) и на китайское положение о гармонии начал инь и ян. Также многие гуру проповедуют вегетарианство или его экстремальные формы: веганство, сыроедение, фрукторианство и праноедение. Для кого-то это часть духовного пути, кому-то жалко животных, а кто-то надеется таким образом улучшить здоровье и продлить жизнь. Но на деле ничего кроме расстройств пищевого поведения из этого не получается.

Выводы

Что ж, подводим итоги. Нью-эйдж – это культовая среда, осознавшая себя в конце 1970-х годов более или менее единым «движением». Как заметил исследователь эзотерики Воутер Ханеграаф, нью-эйдж – это форма западного секуляризованного эзотеризма, которая характеризуются критикой популярной западной культуры. По мнению Майкла Йорка, истоки нью-эйджа лежат в позднем современном капитализме, поэтому его адепты придерживаются веры в свободный рынок духовных идей как параллель со свободным рынком в экономике. Эклектизм нью-эйджа можно охарактеризовать как «духовный супермаркет», или, по выражению Сары Маккиан, «повседневная духовность». Нью-эйджеры готовы впитывать учения мудрости везде, где они могут их найти, будь то от индийского гуру, христианского священника, странствующего буддийского монаха, западного психотерапевта или индейского шамана. В конце концов, современный мир даёт людям широчайшие возможности для самоидентификации, самовыражения и самореализации. Каждый может выбрать из массы вариантов именно то, что ему по душе: веру и мировоззрение, место жительства и работу, друзей и романтических партнёров, хобби и увлечения, музыку и кино, еду и одежду. А нью-эйдж позволяет человеку, с одной стороны, иметь собственные уникальные религиозные убеждения и оставаться свободным от условностей, а с другой – найти себе единомышленников и участвовать в массовых мероприятиях.

Французский антрополог Паскаль Буайе относит нью-эйдж к категории утешительных религий, призванных выработать обнадёживающий взгляд на мир, тешащих самолюбие и «льющих бальзам на душу»: «[Нью-эйдж] утверждает, что люди — все до единого — обладают огромной «силой» и нет такого интеллектуального или физического подвига, который был бы им не по плечу. Согласно этому учению, все мы связаны с таинственными, но по сути своей благосклонными силами Вселенной. Здоровье можно укрепить за счет внутренней духовной стойкости. Человек по природе своей добр. Большинство людей до нынешней жизни прожили другую, весьма интересную». Трудно не поверить, когда говорят, что вы – творец и вершитель своей реальности, силой мысли можно исполнить любую мечту, всё в ваших руках, наши души вечны, а смерть – это всего лишь перерождение. Подобные идеи обладают психологической привлекательностью и работают как антистресс, но лишь до тех пор, пока человек находится среди единомышленников и не сталкивается с реальным миром. На первый взгляд в них нет ничего плохого, однако нью-эйдж, как любая религия или секта, подавляет критическое мышление и способствует распространению опасных заблуждений.

На мой взгляд, самым вредным нарративом нью-эйджа является эпистемологический и моральный релятивизм: объективной истины и универсальной морали не существует, всё относительно, каждый по-своему прав и сам выбирает, во что верить и каким следовать принципам, все мнения имеют одинаковое право на существование, а главный авторитет – личный опыт. Вот как звучит манифест верований нью-эйджа из книги Теодора Шика и Льюиса Бона «Как думать о странном и пугающем: критическое мышление в нью-эйдже» (1995): «Не существует такой вещи, как объективная истина. Мы сами создаём свою истину. Объективной реальности не существует. Мы сами создаём свою реальность. Духовные, мистические, внутренние пути знания превосходят обычное знание. Если опыт кажется реальным, значит, он реален. Если идея кажется правильной, она правильна. Мы не можем приобрести знание об истинной природе реальности. Наука тоже иррациональна и мистична. Это еще одна вера, система убеждений, миф, имеющий столько же прав на существование, как и любой другой. Истинны убеждения или нет, не имеет значения — главное, что они дороги вам». Худшей формы антиреализма и антисциентизма трудно себе представить.

Одной из основных задач Просвещения была борьба с обскурантизмом – мракобесием, невнятностью, иррациональностью и магическим мышлением. Нью-эйдж возрождает именно эти явления: веру в сверхъестественные способности, знаки, чудеса, волшебство, суеверия, превосходство воображения, интуиции, чувств и фантазий над логикой и рациональностью, культивирование страха перед высшими силами. Не подумайте, что я отвергаю современную духовность как таковую и все атрибуты нью-эйджа как абсолютное зло. Среди его практик есть вполне научно обоснованные и пригодные к употреблению виды медитации, упражнения йоги, сбалансированные диеты, психотехники когнитивно-поведенческой терапии, продукты художественного и музыкального творчества. Но это скорее исключения из правил, теряющиеся среди идеологического, лженаучного и псевдодуховного мусора.

Нью-эйдж культивирует такие негативные человеческие качества, как эгоцентризм, нарциссизм, уверенность в собственной правоте, токсичный оптимизм, фанатичная верность своим убеждениям и доверие интуиции, которая зачастую сводится к набору когнитивных ошибок. Ощущение своей «духовной продвинутости» и «божественности» даёт моральное превосходство над невежественной толпой и отсутствие самокритики. Как показывает демографическая статистика, нью-эйджеры – это почти исключительно белые представители среднего класса, в основном гуманитарии, работающие в сфере услуг, а также менеджеры и бизнесмены. Неудивительно, что большинство нью-эйджеров зациклены на саморазвитии и личностном росте, даже если они отдают предпочтение удовлетворению духовных потребностей «внутреннего Я», а не «внешнего эго». Им хочется быстро и недорого достичь просветления, исполнить свои мечты, решить финансовые проблемы, вылечить болезни, научиться управлять реальностью, обрести сверхспособности, войти в состояние внутреннего покоя и лёгкости бытия, стать лучшей версией себя и т.д. Другая крайность – беспрекословное подчинение авторитету, рабское служение, смиренное принятие унижений, нежелание самостоятельно думать и принимать решения, конформизм, зависимость от мнения единомышленников.

Как правило, «воинам света» и адептам позитивного мышления трудно объяснить, что путь к просветлению проходит через тьму и страдания. Никто из них не хочет по-настоящему усердно работать над собой, преодолевать внутреннее сопротивление, проходить длительную психотерапию, изучать сложные науки, бескорыстно помогать людям и жертвовать своим эго, не рассчитывая на кармическое вознаграждение ни при жизни, ни после смерти. Настоящая духовность не требует веры в сверхъестественное и не принесёт вам никакой практической выгоды. Это узкая дорога для избранных, сопровождающаяся невыносимой болью, крушением всех идеалов, преодолением желаний, полной самоотдачей, социальной изоляцией, радикальной психологической трансформацией и вторым рождением в новую жизнь. Об этом знают и говорят единицы, а ещё меньше тех, кто может поделиться личным духовным опытом.

Что ждёт нас в будущем? Новая эпоха действительно уже наступает, но боюсь, что нью-эйджеров она разочарует. Вместо квантового перехода грядёт квантовое превосходство, вместо Золотого века – кремниевый, вместо шестой расы людей – новые гибридные виды генно модифицированных сапиенсов с нейросетями, вместо выхода из матрицы – вход в новые виртуальные реальности, вместо рая на Земле – Дивный новый мир прогресса. Вероятно, нью-эйдж будет и дальше набирать популярность с каждым годом, расширяясь и превращаясь во всё более коммерциализирующийся «духовный рынок», где каждый сможет выбрать те идеи и ценности, которые ему по душе. Привлекая всё больше «альтернативно» мыслящих жителей мегаполисов, у которых нет времени и желания разбираться в священных текстах или изучать чужие культуры, нью-эйдж постепенно заменит, хотя и не полностью, традиционные религии, пока не станет достаточно массовым, чтобы выйти из моды. Но для меньшинства хорошо образованных людей нью-эйдж – это пережиток уходящей эпохи постмодерна, с её плюрализмом, равноправием идей и отсутствием объективной истины. Ему нет места в обществе метамодерна, которое воплотит почти все эзотерические мечты о сверхспособностях в реальность при помощи передовых технологий. Те, кто будет иметь доступ к этим технологиям, обретут знания и способности, которые нью-эйджерам и не снились. Телепатия, телекинез, материализация предметов, полный контроль над своим сознанием и телом, редактирование ДНК и вечная молодость станут обыденностью. А сторонники «единения с природой» станут безнадёжно отставшими луддитами – противниками технического прогресса, проповедующими эскапизм (побег от реальности), мракобесие и культ смерти.

Показать полностью 1
0

Нью-эйдж – духовный супермаркет псевдоглубокой чуши, эзотерических практик, лженауки и конспирологии. Часть 1

Нью-эйдж – духовный супермаркет псевдоглубокой чуши, эзотерических практик, лженауки и конспирологии. Часть 1 Критическое мышление, Эзотерика, Духовность, Философия, Теософия, Нью-эйдж, Новая эпоха, Ченнелинг, Саморазвитие, Видео, YouTube, Длиннопост

«И познаете истину, и истина сведёт вас с ума» (Олдос Хаксли)


«…сойти с ума, имея на то причину, – в этом нет ни заслуги, ни подвига, но совсем иное дело утратить разум, когда для этого нет никаких поводов» (Мигель де Сервантес, Дон Кихот)


«Если вы ищете истину, вы можете в конце концов найти успокоение; если вы ищете успокоение, вы не найдёте ни успокоение, ни истины – вы лишь начнёте с мягкого мыла и выдачи желаемого за действительное, а закончите отчаянием» (Клайв Стейплз Льюис)


«Мне кажется, никакая из ныне существующих религий и никакие построения нью-эйджа не воздают должного величию, красоте, сложности и гармонии Вселенной так, как наука. А тот факт, что открытия современной науки Писанием отнюдь не предсказываются, с моей точки зрения, вынуждают усомниться в богодухновенности этой книги» (Карл Саган)

С чем у вас ассоциируется словосочетание «нью-эйдж»? Многие никогда его даже не слышали, а потом с удивлением обнаруживают, что и сами являются последователями этого движения. Вместо иностранного термина они используют невнятные понятия «духовность», «саморазвитие», «путь к себе», «эзотерика», «оккультизм» и т.д. Возможно, вам приходилось посещать специфические магазины, где продают эзотерическую литературу, магические амулеты, аромамасла и свечи, а также органические продукты, вегетарианскую еду и «натуральную» косметику. Для кого-то нью-эйдж – это в первую очередь расслабляющая музыка для медитации, поджанр унылого эмбиента. Кто-то, услышав о нью-эйдже, представляет себе эдаких «современных хиппи» с одухотворёнными лицами и цветами в длинных волосах, наряженных в пёструю одежду кислотных цветов, обвешенных повязками, бусами и фенечками и водящих хороводы вокруг костра под этно-музыку. Но большинство адептов нью-эйджа на вид не отличаются от «нормальных» людей, пока не начнут говорить о «тонких энергиях», биополях, знаках зодиака, чакрах, карме, реинкарнации и прочих экзотических вещах. Кто же они – духовно продвинутые пассионарии или зазомбированные сектанты, счастливые внесистемщики или обманутые жертвы алчных псевдогуру, основоположники шестой расы людей и провозвестники новой эры или носители архаичных суеверий и предрассудков?

Понятие нью-эйджа и его история

Термин «нью-эйдж» (англ. New Age – «новый век») употребляется в основном религиоведами и критиками от религии для обозначения всей совокупности новых религиозных движений (НРД) и квазирелигиозных учений. Стивен Сатклифф и Ингвильд Салид Гилхус считают, что он является одной из самых спорных категорий в изучении религии. Пол Хилас охарактеризовал нью-эйдж как «эклектичное рагу верований, практик и образов жизни», Джеймс Льюис и Джон Гордон Мелтон – как «синтез множества различных ранее существовавших движений и направлений мысли». Историк религии Олав Хаммер назвал его «общим знаменателем для множества весьма расходящихся современных популярных практик и верований», которые возникли с конца 1970-х годов и «в значительной степени объединены историческими связями, общим дискурсом и атмосферой семьи». Социолог религии Майкл Йорк описал нью-эйдж как «общий термин, который включает в себя большое разнообразие групп и идентичностей», которые объединены их «ожиданием крупного и универсального изменения, основанным прежде всего на индивидуальном и коллективном развитии человеческого потенциала». Религиовед Воутер Ханеграаф придерживается другого подхода, утверждая, что нью-эйдж был «ярлыком, без разбора прикрепляемым ко всему, что кажется ему подходящим», и что в результате он «означает очень разные вещи для разных людей». Дарен Кемп подытожил ситуацию следующим образом:

«Одно из немногих положений, в которых сходятся все исследователи Нью-Эйджа, заключается в том, что его трудно определить. Зачастую данное определение фактически отражает опыт учёного, дающего это определение. Так, сторонник Нью-Эйджа рассматривает Нью-Эйдж как революционный период истории, продиктованный звёздами; христианский апологет определяет Нью-Эйдж как культ; историк идей понимает его как проявление многовековой традиции; философ видит в Нью-Эйдже монистическое или целостное мировоззрение; социолог описывает Нью-Эйдж как новое религиозное движение (НРД); а психолог описывает его как форму нарциссизма»

Сами последователи этих учений употребляют термин «нью-эйдж» довольно редко, предпочитая называть себя «духовными искателями» или причислять себя к сторонникам конкретных учений (теософия, агни-йога, кришнаизм, неоязычество, ведизм, дзэн-буддизм и т.п.). Но он хорошо выражает главную объединяющую идею этих движений – ожидание наступления новой эпохи («эры Водолея»), которая положит конец старому несправедливому миру и приведёт к радикальной трансформации человечества. Большинство адептов нью-эйджа верят в единого, пронизывающего всю Вселенную абстрактного Бога, в «тонкие» миры и духовных сущностей (ангелы, духовные учителя), в божественность человека, его духовный потенциал и сверхспособности, в силу магии и альтернативной медицины, в необходимость синтеза науки и религии и в духовное возрождение человечества через самоисцеление и личную трансформацию. Чуть позже мы остановимся на каждом из этих признаков подробнее.

Как справедливо отмечает Воутер Ханеграаф, большинство нью-эйджеров «на удивление невежественны относительно реальных исторических корней своих убеждений». Олав Хаммер называет это «амнезией источника» и считает её «строительным блоком мировоззрения Нью-Эйдж», поскольку нью-эйджеры обычно перенимают идеи, не осознавая их происхождения. Поэтому для малообразованных неофитов нью-эйдж действительно кажется чем-то новым и экзотическим, особенно в сравнении с тем, чему их учили в школе. Но если хорошо изучить историю философии и религии, то окажется, что за последние 200 лет было предпринято множество попыток совместить несовместимое: науку с религией, западную философию с восточной, здравый смысл с мистикой, физику с метафизикой, химию с алхимией и т.д.

Местные культы существовали задолго до появления мировых религий и отличались от них лишь меньшей распространённостью. В античном мире это было в порядке вещей, а христианство всю свою историю пыталось бороться с многочисленными сектами и ересями, но безуспешно.  Достаточно вспомнить культы Диониса и Митры, ессеев и гностиков, катаров и богомилов, розенкрейцеров и мормонов. С началом эпохи Просвещения возникла идея прогресса и светлого будущего, на Запад стали проникать разные элементы восточных культур, появилось много тайных масонских обществ и эзотерических школ. Во время Французской революции якобинцы объявили о создании «Культа Разума» и «Культа Верховного Существа», но долго они не просуществовали. В 1782 г. на Большой печати Соединённых Штатов был провозглашён «новый порядок навеки». В XIX и 1-й половине XX вв. термин «нью-эйдж» всё чаще можно было встретить в литературе: «Новый Век и его послание» (1864) Уоррена Фелта Эванса, «Евангелие эпохи Водолея» (1908) Леви Доулинга, «Ученичество в новую эпоху» (1944) и «Образование в новую эпоху» (1954) Алисы Бейли, «Основы миропонимания новой эпохи» (1934) Александра Клизовского, «новый эон» и «эпоха Водолея» в работах Карла Густава Юнга. В 1907 г. в Великобритании был учреждён еженедельный журнал «Нью-Эйдж», в котором его редакторы Альфред Орейдж и Холбрук Джексон продвигали идеи христианского либерализма и социализма. Позитивное мышление, «закон притяжения», аффирмации, визуализации, энергетические практики – всё уже было в конце XIX века в рамках американского движения «Новое мышление».

Нью-эйдж возник не на пустом месте: он опирается на целый ряд старых эзотерических традиций XVIII-XIX вв., таких как оккультизм, спиритизм, теософия, антропософия, учения Эммануила Сведенборга и Франца Месмера. О наступлении Новой эры много говорила Елена Блаватская – соучредительница Теософского общества и большая фантазёрка, утверждавшая, что нашей планетой тайно управляют учителя Великого Белого Братства, скрывающиеся от простых смертных в горах Тибета. Теософия стала первой попыткой «синтеза науки, религии и философии», а на деле – смесью буддизма, индуизма, гностицизма, неоплатонизма, каббалы и масонского мистицизма. Преемница Блаватской Анни Безант продвигала на роль «проводника» Мирового Учителя молодого индуса Джидду Кришнамурти, а основательница Школы Арканов Алиса Бейли контактировала с неким «Тибетцем» и ожидала приход в конце XX века буддийского мессии учителя Майтрейи. Немалый вклад в популяризацию эзотерики внёс американский экстрасенс Эдгар Кейси, основавший в 1931 г. Ассоциацию исследований и просвещения. Послевоенная Германия массово посещала сеансы самозваного целителя Бруно Грёнинга. В США популярность НЛО и рассказов о контактах с пришельцами способствовала появлению движения старсидов – «звёздных людей», которые называли себя посланниками внеземных цивилизаций, а также раэлитов и сайентологов.

Движение нью-эйдж зародилось в специфической среде молодёжной контркультуры 2-й половины 60-х – 1-й половины 70-х гг. Это была эпоха хиппи, которые протестовали против войны во Вьетнаме, жили в коммунах, предпочитали свободную любовь, отправлялись в психоделические трипы, слушали рок на фестивале Вудсток 1969 г. и увлекались индийской философией, следуя примеру группы The Beatles. На фоне расцвета массовой духовности стали всплывать различные эзотерические общества и маргинальные секты, основанные ранее. В 1962 г. в Шотландии влиятельная организация под названием «Фонд Финдгорна» построила первое экопоселение, и вслед за ним подобные общины стали появляться по всему миру. После отмены иммиграционного Закона об исключении азиатских стран в 1965 г. в США приехали проповедовать такие известные индийские гуру, как Махариши Махеш Йоги, Свами Сатчидананда, Свами Прабхупада и Ошо. В 1968 г. была опубликована и быстро стала бестселлером книга «Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки» перуанского антрополога и писателя Карлоса Кастанеды, считающегося одним из основоположников нью-эйджа. Вместе с тем как грибы после дождя вырастали новые организации: Движение за человеческий потенциал, Движение внутреннего мира, Трансцендентальная медитация, Сока Гаккай, Дзэн-центр Сан-Франциско, неоязыческая Церковь всех миров и Церковь Сатаны.

В 70-е гг. нью-эйдж стал массовым явлением среди поколения «бэби-бумеров», особенно в США и Великобритании. В этот период движение расширилось и охватило широкий спектр альтернативных духовных и религиозных верований и практик, не все из которых явно придерживались веры в Эпоху Водолея, но, тем не менее, искали альтернативы общественному укладу. Ханеграаф назвал более широкое развитие New Age sensu lato, или «нью-эйдж в более широком смысле», противопоставляя его New Age sensu stricto, или «нью-эйдж в строгом смысле слова» - раннему ядру движения, которое базировалось в основном в Великобритании и испытывало сильное влияние теософии и антропософии. По мере распространения идей нью-эйдж по всему миру стали открываться специальные магазины («Путь к себе», «Белые облака», «Роза Мира», «Логос»), где продавались соответствующие книги, журналы, сувениры, украшения и магические атрибуты, где играла музыка нью-эйдж и было слышно запах ладана. В августе 1987 г., на пике популярности нью-эйдж, во время парада планет прошла коллективная синхронизированная медитация под названием «Гармоническая Конвергенция», организованная Хосе Аргуэльесом в Седоне (Аризона).

Популяризации нью-эйджа способствовали книги «Дао физики» (1975) Фритьофа Капры, «Курс чудес» (1975) Хелен Шукман, «Боги Водолея» (1976) Брэда Стейгера, «Откровение: Рождение Новой Эры» (1977) Дэвида Спенглера, «Политика Нью Эйдж: Исцеление себя и общества» (1979) Марка Сатина, «Танцующие мастера У Ли» (1979) Гэри Зукава, «Заговор Водолея» (1980) Мэрилин Фергюсон, «На волю» (1983) Ширли Маклэйн, «Селестинское пророчество» (1993) Джеймса Редфилда, а также бестселлеры по астрологии «Знаки солнца» (1968) и «Знаки любви» (1978) Линды Гудман, серия «Материалы Сета» Джейн Робертс, «Беседы с Богом» Нила Дональда Уолша и работы Рам Дасса. Некоторые из этих книг издавались миллионными тиражами, по ним снимали видеоролики, записывали аудиокассеты и делали документальные фильмы. Распространению нью-эйджа на постсоветском пространстве предшествовали учения Георгия Гурджиева и его последователя Петра Успенского, Живая Этика (Агни-Йога) Елены и Николая Рерихов, а также движение сторонников системы оздоровления Порфирия Иванова. Во время Перестройки генсек СССР Михаил Горбачёв провозгласил, что «всё человечество вступает в новый век», и с экранов телевизоров стали вещать новоиспечённые гуру вроде Кашпировского и Чумака. На Западе к началу 90-х гг. термин «нью-эйдж» стали употреблять всё реже, поскольку он объединял слишком много самых разных движений, которые сами же его дискредитировали. В 1994 г. религиовед Джон Гордон Мелтон представил доклад, в котором провозгласил, что «нью-эйдж умер», потому что он не знает никого, кто бы называл свои практики этим словом. В 2001 г. Олав Хаммер заметил, что термин «нью-эйдж» всё чаще отвергался как уничижительный или бессмысленный людьми в западной культовой среде. Но это отнюдь не означало упадка самой идеи Нового века, просто бывшие магазины «Нью-Эйдж» теперь обозначались вывесками типа «Разум, тело, дух».

Новый толчок к распространению идеологии нью-эйджа дало появление Интернета в 90-е гг. Стали создаваться тематические сайты и группы в соцсетях, открываться клубы для «духовного развития», «улучшения кармы» и т.д. Специфический лексикон, включающий такие понятия, как «энергетический вампиризм», «аура», «энергетика» и т.д., укоренился в массовой культуре наряду со знаками зодиака и символами животных по китайскому календарю, а астрологические прогнозы теперь звучали по телевизору не реже, чем прогнозы погоды. «Движение» нью-эйдж превратилось в «настроение» и стало мэйнстримом, во многом благодаря его сторонникам среди знаменитостей: первая леди США Нэнси Рейган консультировалась с астрологом, британская принцесса Диана посещала духовных медиумов, американская телеведущая Опра Уинфри продвигала учения Экхарта Толле и Марианны Уильямсон, а норвежская принцесса Марта Луиза основала школу, обучающую людей ясновидению и общению с ангелами, и в 2024 г. вышла замуж за афроамериканского шамана и конспиролога Дурека Верретта. В 2015 г. религиовед Хью Урбан утверждал, что духовность нью-эйдж растёт в Соединенных Штатах и, как можно ожидать, станет более заметной: «Согласно многим недавним исследованиям религиозной принадлежности, категория «нерелигиозная духовность» является одной из наиболее быстрорастущих тенденций в американской культуре, поэтому позиция духовного индивидуализма и эклектики нью-эйдж вполне может стать всё более заметной в ближайшие десятилетия».

Вот основные признаки, которые позволяют отнести то или иное учение к движению нью-эйдж:

Новая эпоха, которая уже наступила или вот-вот наступит

Адепты нью-эйджа верят в то, что мы живём в особое время, когда происходит смена эпох. Якобы человечество переживает переломный момент своей истории – некую духовную трансформацию, очищение и возрождение в новом качестве. В связи с этим обязательно упоминается индуистская доктрина о космологических циклах, которая пророчит смену нынешней тёмной эпохи (Кали-Юги) новым «золотым веком» (Сатья-Югой). Часто можно услышать о приходе новой шестой расы людей на смену текущей пятой, о чём писали Блаватская и Рерихи. Астрологи ссылаются на циклы прецессии земной оси, по которым в наши дни происходит условный переход от эпохи Рыб к эпохе Водолея. Кто-то идёт ещё дальше и заявляет о скором конце света. Благо, предсказания о нём есть в любой религии, а свидетельства о его приближении найдутся всегда. Например, христианский Апокалипсис, за которым следуют Страшный суд и «новое небо и новая земля». О том, когда именно начнётся Новая Эра, мнения расходятся. Дэвид Спэнглер вёл её отсчёт с 1967 г., для других она началась с Гармонической Конвергенции 1987 г., Хосе Аргульес предсказал её начало по календарю майя в 2012 г., а кто-то откладывает её на середину третьего тысячелетия.

Убеждение, что «раньше было лучше», теперь стало плохо, но скоро мы вернём потерянный рай, основано на двух столпах: незнании истории и недовольстве современным миропорядком. У большинства сторонников нью-эйджа представление о прошлом очень схематичное, идеализированное и романтизированное, реальные исторические факты перемешаны с мифами, либо официальная хронология событий отрицается в пользу «альтернативной» истории. Например, широко распространена вера в продвинутые цивилизации древнего мира, превосходившие нашу по технологическому развитию, и в затерянные континенты вроде Атлантиды, Лемурии, Гипербореи и Му. Всё это в основном позаимствовано из трудов Елены Блаватской и Эдгара Кейси. Образ будущего у нью-эйджеров тоже довольно утопичен: эпоха Водолея, по словам Гордона Мелтона, это «Новый Век любви, радости, мира, изобилия и гармонии […] Золотой Век, о котором до сих пор только мечтали». Для кого-то приход Новой Эры означает объединение науки и мистицизма, всеобщее признание альтернативной медицины, решение экологических проблем, прекращение насилия, преступности и войн и т.д., а кто-то видит будущее как преобразование мира в «Эру Света», когда люди станут полностью духовными существами, испытывающими безграничную любовь, блаженство и счастье. Последнее время можно часто услышать о предстоящем или уже состоявшемся «квантовом переходе» или «квантовом скачке» в четвёртое или пятое измерение.

Новая научная парадигма

Идея новой научной парадигмы впервые прозвучала в книге «Структура научных революций» философа Томаса Куна и была охотно подхвачена нью-эйджерами. Будто бы старая, материалистическая парадигма безнадёжно устарела и упёрлась в ряд противоречий, неразрешимых традиционными научными методами. Проблемы тёмной материи и тёмной энергии, необратимости времени, асимметрии слабого взаимодействия, неполноты Стандартной модели и её несовместимости с общей теорией относительности – всё это вроде бы как свидетельствует о глубоком кризисе современной науки. Ну а в качестве альтернативы предлагается принять новую картину мира, основанную на вере в разумный замысел, нематериальную природу сознания, фрактально-голографическую структуру материи, «тонкие» миры и нелокальные взаимодействия.

Человеку, далёкому от науки, действительно может показаться, что вот оно – универсальное объяснение сверхъестественных явлений, околосмертных переживаний, мистических совпадений, предсказаний будущего и других странностей, не укладывающихся в материалистическую картину мира. К тому же новый взгляд на реальность подтверждает правоту «авторитетных» источников вроде священного писания и работ древних философов. Но если потратить немного времени и самостоятельно поискать ответы на вечные вопросы об устройстве мира, можно легко убедиться в безосновательности всех этих откровений. Поэтому академический истэблишмент справедливо называет нью-эйдж лженаукой, или, в лучшем случае, выносит его на периферию подлинных научных исследований. В свою очередь нью-эйджеры обвиняют учёных в догматизме и нежелании признать, что их картина мира устарела. Они отвергают рационализм и научный метод, но при этом охотно используют малопонятные научные термины и цитируют понравившиеся им слова известных деятелей науки. Иногда им удаётся привлечь на свою сторону профессоров, академиков и даже нобелевских лауреатов, таких как Дэвид Бом, Илья Пригожин и Фритьоф Капра. Многим последователям нью-эйджа понравилась околонаучная «гипотеза Геи» Джеймса Лавлока о Земле как едином живом организме, и они дополнили её идеей о том, что Земля обладает сознанием и разумом.

Нью-эйджеры больше доверяют лжеучёным, чем «официальной» науке, потому что их «теории» интуитивно понятны, хорошо согласуются с религиозными убеждениями и дают однозначные ответы на любые вопросы, в то время как научные теории контринтуитивны, труднодоступны человеку без профильного образования, никогда не дают 100-процентных предсказаний и сильно ограничивают наше воображение. Подавляющее большинство людей не имеет понятия о научном методе, их не учат в школе критическому мышлению, умению находить в интернете полезную информацию и отсеивать её от чуши, проверять источники, пользоваться теоремой Байеса и выстраивать в уме целостную картину мира. Поэтому им легко заходят идеи о гармоничном синтезе восточной метафизики и западной науки.

Религиозный синкретизм

Нью-эйдж не является религией в традиционном понимании этого слова, но некоторые религиоведы относят его к новым религиозным движениям (НРД). У нью-эйджа нет единой доктрины, символа веры, священного писания и духовной иерархии. Отношение нью-эйджеров к религии неоднозначно. С одной стороны, они признают равноправие идей и право альтернативных мнений на существование. Некоторые нью-эйджеры относят себя к христианам, индуистам, буддистам и т.д., другие выступают за «духовность без границ и догм» и занимают антиклерикальную позицию. Как правило, мировоззрение нью-эйджера представляет собой индивидуальный микс из кусочков разных религий, мифологий и культур, которые кажутся ему вполне совместимыми. Зачастую он даже не знает первоисточников и не знаком с учением той или иной религии. Но такая эклектичная смесь разных верований формируется избирательно: из традиционных религий берутся только самые прогрессивные и «приятные» идеи, но отбрасывается весь «негатив». Например, нью-эйджеры признают десять заповедей Моисея, Нагорную проповедь Христа, учение Будды и других «учителей человечества», но не готовы принять ксенофобию Ветхого завета, языческие жертвоприношения, жёсткую кастовую систему древней Индии и другие тёмные аспекты соответствующих религий. Также нью-эйджеры отвергают сложные ритуалы, многочисленные запреты, необходимость знать священные писания или хотя бы основные догматы.

В большинстве случаев духовные традиции нью-эйджа возводят к развитым историческим или мифологическим культурам: древним египтянам, индоариям, кельтам, ессеям, индейцам майя, атлантам и т.д., но у них практически не встречаются заимствования у австралийских аборигенов, эскимосов, бушменов и других малоизвестных племён каменного века. Христианские церкви и высшие руководящие органы других религий почти без исключения осуждают нью-эйдж как ересь и называют его последователей сектантами. Это совсем не удивительно, поскольку нью-эйдж конкурирует с традиционными религиями за паству и учит, что для общения с Богом не нужны посредники. Кроме того, по меркам священников нью-эйдж слишком демократичен и гуманистичен. Он делает упор на свободу человека, авторитет внутреннего голоса, индивидуализм, личностный рост и уникальность духовного пути, а некоторые и вовсе провозглашают человека богом. Также нью-эйдж критикуют представители языческих и коренных общин за искажение их верований.

Восточная философия

Философия нью-эйджа близка к индийскому мистицизму. Она включает в себя:

- веру в безличного пантеистического бога (Абсолют, Брахман, Вселенная или просто абстрактная «энергия»). В принципе все личные взгляды на божественное признаются равноправными, что отчасти отражает идею о невозможности постичь бога человеческим разумом или языком. В литературе нью-эйдж слово «Бог» обычно заменяют такими расплывчатыми понятиями, как «Высший Разум», «Абсолютный Источник», «Океан Единства», «Бесконечный дух», «Изначальный поток», «Единая сущность» и «Универсальный принцип». Многие представляют божество как пронизывающую всё сущее универсальную субстанцию: «энергию», «жизненную силу», «любовь» и т.д.

- смысл жизни – развитие собственного божественного потенциала, достижение нирваны или единства с Богом, «трансформации сознания человека, в которой обнаруживается единство реального „Я“ со всей вселенной и всеми другими существами, и идею духовного поиска, предполагающую выявление божественного индивидуального начала и возможность его слияния с Абсолютом». Утверждается, что все люди содержат в себе частичку бога: «Высшее Я», «каплю божественности», «внутреннее божество» или Атман, который тождественен Брахману. Эта духовная сущность может направлять человека на путь истинный и давать советы через интуицию или сны. Если установить контакт со своим высшим Я и развивать его, вы станете просветлённым и дорастёте до уровня учителя, то есть станете представителем или воплощением Бога на земле. Дальнейшее продвижение по духовному пути предполагает освобождение от оков материального мира, эволюцию на более «тонких» планах бытия, выход из колеса Сансары и достижение Нирваны, то есть полного единства с богом.

- иллюзорную природу материи. Мир – это майя, грёза Брахмана, или сказка, которую рассказывает Вишну своей супруге Лакшми, сидя на змее Шешу. Это якобы подтверждается наукой, в частности, открытиями относительности времени и пространства, «эффекта наблюдателя» и квантовой нелокальности. Но современные гуру обычно призывают своих последователей воспринимать мир как значимую иллюзию, а не стремиться к уходу в себя или в другие измерения. Физическая реальность рассматривается как поле для обучения и роста, пройдя которые, человеческая душа переходит на более высокие уровни существования.

- единство всего со всем. Нью-эйдж является холистической философией, которая отвергает дуализм материи и духа в иудео-христианской традиции и редукционизм науки. В этой картине мира все материальные и нематериальные объекты, включая человеческие души, связаны между собой на каком-то скрытом уровне реальности. Универсальная связь всего со всем объясняется существованием высших измерений, информационного поля, фрактально-голографической структурой вселенной, квантовой запутанностью, «холодинамикой» и прочими псевдонаучными идеями. Также можно услышать об изначальном единстве, из которого возникло всё во вселенной.

- космическую справедливость и разумный замысел. Как и любая религия, нью-эйдж постулирует существование разумного замысла во всём, что бы ни происходило в реальности. Ничего не происходит случайно, во всём есть какой-то смысл. Как правило, нью-эйджеры верят в судьбу и в астрологическую предопределённость, но при этом считают, что люди обладают свободой воли и могут свою судьбу изменить. История тоже рассматривается как процесс, направленный к конкретной цели (телеологическая эволюция) или как развёртывание божественного потенциала (творческая эволюция). То есть нью-эйдж признаёт эволюцию и прогресс, но отвергает дарвиновский естественный отбор.

- цикличность истории и жизни. Единого взгляда на космогонию в нью-эйдже нет: кто-то верит в акт творения, кто-то – в бесконечную и вечную Вселенную, кто-то признаёт теорию Большого взрыва и рассуждает, что было до него. Но одна из самых распространённых идей – это повторяемость истории и её деление на циклы (дни и ночи Брахмы, «юги» и «махаюги», пралайи и манвантары). Отсюда закономерно следует и цикличность жизни, то есть учение о перерождении.

- учение о карме и реинкарнации. Большинство представителей нью-эйджа верят в бессмертие души или духа и в его способность многократно воплощаться в материальном теле. Считается, что при определённых условиях можно вспомнить свои предыдущие жизни и повлиять своими действиями на будущие воплощения. Нью-эйдж отрицает понятие греха и наказания за него, но призывает воспринимать негативные события как уроки, призванные чему-то вас научить и дающие возможность продвинуться в духовном плане. Поэтому в учении о карме акцент делается не на ответственности за деяния в прошлых жизнях, а на возможности изменить свою судьбу в жизни настоящей. То есть под кармой подразумевают не расплату за содеянное, а скорее материализацию ваших мыслей и «закон притяжения». Например, если вы кого-то критикуете, в чём-то обвиняете или осуждаете за его действия, вы принимаете на себя негатив, что вредит вашей духовной эволюции.

Ченнелинг и спиритизм

Многие представители движения признают авторитетным источником мудрости не только священные писания мировых религий, но и откровения современных «контактёров». Кто-то даже уравнивает эти источники в статусе, считая исторические религиозные откровения формами ченнелинга. Идея ченнелинга (в буквальном переводе – «канализация», т.е. сверхъестественный канал связи) сводится к способности особо продвинутых людей (медиумов, т.е. посредников, проводников) общаться с некими нематериальными сущностями: богами, ангелами, духами природы, развоплощёнными душами умерших, духовными наставниками, инопланетянами и т.д. Примеры такого ченнелинга – контакты Джейн Робертс с сущностью по имени Сет, Джей Зи Найт с Рамтой, Хелен Шукман с Иисусом Христом и Ли Кэрролла с Крайоном. Иногда знания получают без посредников из какого-то безличного источника: «информационного поля» или «коллективного бессознательного». Присутствует и вера в то, что невидимый ангел-хранитель или духовный учитель сопровождает в жизни каждого из нас, и при желании с ним можно научиться контактировать. Для этого достаточно пониженного уровня критичности к своему внутреннему голосу, и он начнёт выдавать откровения, воспринимаемые контактёром, как послания свыше, а не продукт собственного мозга.

Как утверждает академик Сюзанна Риордан, откровения «контактёров» обычно «перекликаются друг с другом по тону и содержанию», предлагая анализ состояния человека и давая инструкции или советы о том, как человечеству узнать свою истинную судьбу. Эти материалы либо слишком тривиальны, либо слишком запутанны и противоречивы. Как правило, «контактёры» не делают конкретных предсказаний или говорят о том, что невозможно проверить на практике. Ченнелинг бывает трансовым или обычным, а также в форме автоматического письма и яснослышания. В XIX веке подобные практики называли спиритизмом и понимали как общение с духами умерших, в Средние века это расценивалось как одержимость бесами, а первобытной формой ченнелинга был шаманизм, до сих пор распространённый в диких племенах. Ну а с точки зрения психиатрии ченнелинг в лучшем случае относится к проявлениям богатой фантазии, в худшем – диссоциативного расстройства или шизофрении.

Продолжение в следующем посте

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!