Wibes — кому и зачем?
WB стремится стать настоящей экосистемой и проникнуть как можно глубже в разные аспекты нашей жизни. Уже почти забыто прошлогоднее реалити-шоу с переделом бизнеса и перестрелками, теперь всё внешне более цивильно, но с увеличившимся в разы количеством рекламы. Наиболее вероломным и весьма дерзким способом засунуть рекламу в каждую свободную минуту итак перегруженного контентом пользователя, считаю их приложение вертикального рекламного контента Wibes.
Упоминания Wibes появились весной этого года на рекламных поверхностях Москвы, львиная доля которых после объединения с к крупнейшим российским оператором наружной рекламы Russ Outdoor, показывает почти исключительно рекламу Вайлдбериз или товаров с Вайлдбериз. Даже не представляю, насколько ВБ толкает эту штуку в своём собственном приложении (у меня его нет), но полагаю, что увернуться от рекламы этого ТикТока/Инстаграма* для рекламы очень сложно. *Деятельность организации Meta Platforms Inc. (владелец Instagram) запрещена в РФ.
Идея мягко говоря не инновационная, впервые я услышал о подобном 3-4 года назад, когда смотрел интервью с каким-то айтишником из Китая. К тому времени там уже пышным цветом цвела торговля различными потребительскими товарами прямо во время стримов популярных блогеров. Уже тогда (2021-2022 год) там существовали настоящие звёзды именно этого конкретного жанра. Девочки и мальчики умудрялись продавать на десятки и сотни миллионов юаней во время специальных стримов, а отлаженная система доставки позволяла многим юзерам-заказчикам успеть получить свой заказ ещё ДО ОКОНЧАНИЯ стрима, на котором они его оформили! Отдельно упоминалось, что под такие активности продавцы заранее создавали ощутимый запас продукции на своих складах, чтобы совладать с ростом заказов и не упустить выгоду.
Всё это делается для так называемого "бесшовного" шоппинга, когда не нужно переходить между приложениями, чтобы купить товар из ролика. Ну помните в прошлом такое "артикул WB в описании", или из недавнего "ссылки и артикулы оставила у себя в телеграме". Такие переходы туда-сюда устарели и неудобны, поэтому исключительно в рамках заботы о покупателях, и может быть совсем чуть-чуть в рамках адской конкуренции, великие китайские умы изобрели этот формат.
Конечно же, лучшие западные азиатские практики мы с удовольствием перенимаем, адаптируем на свой лад и называем "контентплейсом". ВК тоже недавно запустил Шопсы, даже не изобретая для этого отдельного приложения! Скорее всего потому, что в отличии от ВК-видео, это не позволило бы причинить пользователям ещё больше боли, туда просто бы никто не пошёл, а значит в этот раз нужно делать хоть мало-мальски удобно. И в этом конкретном случае хочется даже похвалить вкантокт за последовательный подход к делу. Ведь тут сначала развлечение, а потом внутри него реклама. Сначала была наработана аудитория, потом ей стали активно предлагать новый формат продаж внутри контента. Меня не нужно звать в ВК, я итак там бываю. И как ни странно, не потому, что не могу зайти в инст или тикток. Могу, нет с этим проблем, но по привычке заглядываю и в ВК, в конце концов я там с 2008 года! А зачем мне в Wibes?
Есть несколько мыслей на весь этот счёт:
1. Интересно, какой портрет пользователя у создателей приложения Wibes? Чтобы привлечь куда-то аудиторию потребителей контента, нужно сначала привлечь туда авторов, спрос вслед за предложением. И конечно же, создатели сервиса об этом в курсе.
2. Вы могли не заметить, но за прошедшие годы уже было несколько новых приложений с вертикальным контентом от отечественных гигантов. Мне в первую очередь приходит в голову NUUM от МТС, который был запущен в конце 2023 и закрылся в 2025. Несмотря на то, что никому в лоб не говорили, что это приложение почти исключительно для рекламы, народ всё равно что-то не пошёл.
3. Если я НЕ несчастный микроблогер, которому обрубили уже почти все некоторые возможности зарабатывать на рекламе, и который увидел в этом приложении способ хоть как-то монетизировать свой талант собирать вокруг себя людей, какой смысл мне установить Вайбс? Вы же итак покажете всё это в основном своём приложении.
4. Есть прямо очень стойкое чувство, что без специального стимулирования, не слишком много этих самых микроблогеров пошло бы тратить свои силы, время, энергию и талант на контент для этого конкретного "заказчика" на весьма туманных условиях монетизации. Репутация заказчика в плане взаимодействия с партнёрами в прошлом мягко говоря не блистала. Крупным состоявшимся блогерам с большой аудиторией, тем более было бы очень странно без внушительных по суммам контрактов идти пилить контент на этот "контентплейс". У них итак работы хватает, нужно свою аудиторию радовать и показывать периодически очень недешёвую рекламу в инс..., ах даааа, там же теперь нельзя!
Правда интересно всё совпало с этими запретами? Уверен, это никак не связано с появлением вайбсов и шопсов, просто забавно вышло.
Отмечу, что я люблю классную качественную рекламу. Это очень круто, когда на интересующий меня продукт есть подробный классный обзор. Или когда кто-то в оригинальной форме рассказывает мне про предложение какого-то бизнеса, даже если сейчас оно мне не актуально. Реклама, когда она сделана хорошо, может и радовать и удивлять и даже восхищать! Не зря существуют Каннские Львы, своеобразный рекламный Оскар.
Может быть создателям Wibes учредить премию за лучшие рекламные ролики? А пользователям предложить роль жюри. Всё же это более элегантный способ вовлечь представителей и той и другой стороны. Вайбсские Львы будут! 😁
P.S. Приятно вернуться сюда спустя почти 10 лет! Если понравилась статья, приглашаю подписаться на мой телеграм, который не стоял столько времени в запустении)










