Пост посвящается всем, кто решил попробовать себя в роли бизнесмена.
То ли кризис затянувшийся сказывается, то ли эти дурацкие тренинги типа "Поверь в себя и заработай 100кк без вложений через месяц", "Ты сам себе директор" распоясались. Всё чаще становлюсь свидетелем как люди бросают работу и решают "открыть своё дело". Напишу свой первый пост о некоторых истинах,- вдруг кому поможет.
С чего начать?
Ну, во-первых, определиться с тем, что за бизнес ты собираешься строить. Это не так просто как кажется на первый взгляд, потому что нужно учитывать несколько переменных:
1. Что ты УМЕЕШЬ делать. Не "представляешь как делается", не "видел, как батя делает", не "любой дурак научится и я смогу".
2. Насколько твоё умение нужно рынку.
3. Сколько денег у тебя ЕСТЬ. Не "будет", не "теоретически есть", а реально.
4. Кто твоя команда.
Если подробнее остановиться на этих вопросах, то некоторые из составляющих могут быть взаимозаменяемы. Например, без реальных личных навыков сложно добиться качественного результата, но если у тебя есть деньги и команда, то возможно. Совсем без денег никак, но имея даже немного + мозги и толковых компаньонов, можно. Как видишь, команда, действительно, нужна. И дело не только в том, что две головы лучше. Взаимодополняющие компетенции + поддержка –вот, что важно.
По поводу переполненности рынка. Прежде чем открыть 1001 доставку суши, массажный салон и выездную автомойку –нужно анализировать спрос. Самый простейший способ –открой Яндекс запросы и посмотри сколько раз вбивали в поиск за год, например, "химчистка ковров в городе зажопинске". Поищи как много фирм занимаются этим делом в твоём городе и это соотношение даст тебе хотя бы простейшее представление какой кусок пирога ты сможешь урвать, если напряжешься.
Итак, ты понял, что принесёт тебе твой первый миллион. Отлично, дальше - сложнее.
Планирование.
Ничего толкового из "погнали, по ходу разберёмся" не выйдет. Нужно чётко выстроить все бизнес-процессы и просчитать свои затраты.
Что за штука такая "бизнес-процесс"? Это поэтапное изображение действий от начала и до конечного результата. Как технология процесса изготовления. Продумав один раз "кто, что, когда и как" потом не будет проблем с ответственностью и заменой составляющих цепочки. Это чертовски важно с самого начала стандартизировать работу, потому что чем дальше, тем сложнее. Особенно, когда появятся наёмные работники и будет текучка кадров. Лучше один раз все написать и придерживаться, чем держать в голове и заново объяснять.
Следует подсчитать сколько денег и на что нужно и прибавить к этой сумме 20%. Должен быть запас средств и терпение. Вложения не отбиваются сразу и у каждого бизнеса есть свой срок выхода "в ноль", не говоря о прибыли.
Когда ты подошёл к моменту, что знаешь и весь процесс, и расходы с ним связанные, и ты готов к этому, то наступает время подготовки.
Подготовка к открытию
У каждого дела разнятся этапы подготовки, но для небольшого предпринимательства в общем примерно так:
1. открытие ИП (налоговая, пенсионный, ФСС)
2. открытие счета в банке
3. поиск и выбор поставщиков, подрядчиков, сотрудников
4. поиск и снятие помещения+ремонт и закупка нужного оборудования
5. продумывание концепции - лого, дизайн
6. размещение информации в интернете, запуск рекламы, поиск клиентов
7. открытие
Это краткое изложение о том, как от идеи дойти до бизнеса, но надеюсь оно поможет реально оценить "а надо ли" :)
Несколько тезисов из моего опыта:
1. Крайне нежелательно начинать бизнес с родственником или близким другом, если у вас разнится видение "Как должно быть" и у одного из вас отсутствует умение идти на компромисс.
2. Если оборотных средств не хватает и без кредита не обойтись, все равно не закладывайте единственную квартиру. Брать же кредит, чтобы открыть бизнес вообще категорически не советую.
3. Персонал - это 80% успеха вашего бизнеса. Не кидайте на деньги. Идеальный руководитель - это добрый, но строгий и справедливый человек.
4. Вам ни один раз будут попадаться неадекватные, необязательные и просто тупые люди, относитесь к этому проще, они не стоят ваших нервов.
5. Реклама. Никогда не жалейте денег, то есть не менее 10% тратьте. Даже если у вас самый лучший товар за доступную цену, это неважно, если никто не будет знать об этом.
У меня сеть магазинов непродовольственных товаров, первый в 2007 открыт, последний в 2015, два магазина одежды по франшизе, у мужа строительная компания.
Всем удачи в начинаниях!