Проза
105 постов
Доброе утро! В основу всего публикуемого в ММ мы заложим принцип того, что современный мир – это единое целое, а эволюция истории – стремление к этому целому.
Глобализм в истории, то есть большой масштаб, – неуклонный процесс растворения в историческом времени множества региональных, локализированных географически периодов и времён, которые объединила во II тысячелетии Монгольская империя на пространстве Евразии.
Но результаты истории показывает время, и значение этого движения стало понятно только во второй половине XVIII века, когда и возникло понятие историзма событий во времени, в котором рождаются и умирают народы и страны. И тут встают вопросы линейности и цикличности времени, где они живут и развиваются.
Надо понимать, что история Тихоокеанского, Дальневосточного, Сибирского регионов давным-давно изучены и открыты китайскими и европейскими учёными, как и эволюция человеческих цивилизаций. А потому нельзя делать вместе с бурятскими и монгольскими СМИ и ТВ «открытия», ахая и охая по поводу того, что известно многим и многим на планете.
Свою историю желательно знать вкупе с мировой эволюцией и культурой. Это намного важнее для развития человека.
На востоке Внутренней Монголии, у Большого Хингана, находится Национальный геологический парк горячих источников «Аршан». Общая площадь парка 814 кв. км.
В административном подчинении самого города Аршан – площадь почти 7 400 кв. км, на которой расположены 1 глобальный геопарк, 2 национальных лесопарка и 3 национальных парка водно-болотных угодий.
В Аршане зима длится около 7 месяцев, 182 дня из которых городок покрыт снегом. Вот почему в числе прочих достоинств Аршан славится тем, что в нём проводится Международный фестиваль снега и льда, а также – здорового образа жизни. Очередной праздник прошёл 18 ноября 2025 года. Народы стремятся друг к другу! Погуглите и посмотрите.
Приграничные районы Забайкалья изучены мало, но именно здесь находятся места, связанные с именем Чингисхана, являясь охранными зонами России, которые должны быть под протекторатом президента.
Чинданты. Первый, Второй, Старый. Шандан
На карте отмечены село Чиндант 1-й Ононского района, в прошлом Чиндантская пограничная крепость с Георгиевской церковью. Восточнее – село Чиндант 2-й Борзинского района, возникшее как казачий караул Чиндант-Турукуевский.
Я видел развалины церкви. Старики рассказывали, когда звонили, то слышно было на Торейских озёрах. А это почти 40-50 ки-лометров. С караулом Чиндант-Турукаевский не очень понятно: не то он был отдельно от Первого или Второго Чиндантов, не то принадлежал к одному из них. На старинной карте этот караул почти на месте Первого Чинданта, но современники указывают на Второй Чиндант. Оба они возникли как хамниганские (тунгусские) караулы, позже обрусели. В Первом Чинданте или Старом Чинданте в 19 веке стоял воинский гарнизон, где-то в песках должна быть старинная пушка. Чиндантская крепость, это почти как Белогорская крепость из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина.
Об этимологии слова «Чиндант» спорят до сих пор. На одном из сайтов вычитал, что Шандан означает старинное, сакральное за-хоронение. Вполне возможно: где-то здесь захоронены чингисиды.
Между Первым Чиндантом и Икаралом (тоже неисследован-ный участок) – находится Первая ставка Чингисхана, (перенесённая в Каракорум). Там проходил Курултай 1206 года, возведший Темучина в Чингисханы. Рядом остров Икарал и Ононский бор. Об этом написано в Географически-статистическом словаре П. П. Семёнова-Тян-Шанского. Интересно слово «Турукаевский», от слова Турга название не могло произойти, было бы «Тургинский». Может быть, от Турукай-Табунанга, который стоял на Кяхте, а потом – здесь? Это же граница.
Все Чинданты – места сакральные и исторические. И все они – на правом берегу реки Онон.
В Монголии началась реализация масштабного проекта – строительство нового города Шинэ Хархорум, который станет музеем под открытым небом. Расположится он в долине реки Орхон на руинах Каракорума — первой столицы Монгольской империи, основанной Чингисханом.
Отмечу, что Первая ставка Чингисхана находилась на правом берегу Онона, между современными сёлами Икарал и Первый Чиндант, именно там был проведен Курултай 1206 года, где Темучин стал Чингисханом. Позднее ставка была перенесена в Каракорум.
В XXI веке в городе будет проведена полная реконструкция улиц, зданий, мастерских и культовых объектов XIII века, а также восстановлен Великий монастырь Цогт.
Официально строительство началось уже в июне этого года. Работой руководят сотрудники Национального музея «Чингисхан» и институты при Монгольской академии наук. Их задача — не только воссоздать архитектуру, но и показать повседневную жизнь города.
Политическая культура России, в большинстве своём, заимствована из Монгольской империи Чингисхана и её народов, живших в междуречье Онона и Аргуни, где сегодня находится степной фронтир, соприкасающийся с границами современных Китая и Монголии. Это не три района округа, лишённые границ с другими странами, а гораздо большая территория, откуда и начинается Россия, забывшая о своей истории и корнях. По этой причине её пытаются ужать за Онон и далее.
Но сегодня страна возвращается к своей истории и корням. Вся приграничная полоса в глубину не менее 100 километров будет под протекторатом Президента, который и определит точные границы страны, а не какие-то местные нувороши, обманывающие руководство. Историческую точность и государственную поддержку получат все приграничные районы Восточной окраины России.
Биография востоковедов – история монголов. Продолжаем разговор о Н. Н. Поппе. В 1933 году он написал работу «Пути повышения речевой культуры западных бурят». В этой работе он писал о великорусском шовинизме и местном национализме, которые и сегодня мешают развитию людей. Поппе подчеркивал о том, что национальные различия важны, но для этого должна присутствовать многоязычность.
Чрезвычайно интересна его работа «Некоторые данные о баргузинских тунгусах XVIII и ХIХ веков», где подчеркивает, что они мало освещены в литературе. В Баргузинском районе, по его сведениям, 400 тунгусов, но, видимо, раньше их было значительно больше. Об этом говорят география и названия рек: Улюн, Улункан, Курумкан, Кучеркан, Аргада, пишет о селениях, где уже не живут тунгусы.
В том же, 1933 году, Н. Н. Поппе издал труд «Бурят-монгольское языкознание», где имеют главы о наречиях и истории бурятского языка. В этой работе интересна география расселения бурят, потому она очень важна для изучения. Например, мы узнаём, что о Соловецком сельском обществе, где живёт 350 бурят, а в БМАССР бурят – около 220 000.
В дальнейшем буду рассказывать обо всех востоковедах, исследовавших историю и культуру монгольских народов.
