SanctiMunitis

SanctiMunitis

На Пикабу
764 рейтинг 12 подписчиков 0 подписок 19 постов 7 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
33

Рыночная улица в Выборге ч.2

В прошлой публикации я начал рассказывать о зданиях на Пионерской (Рыночной) улице в Выборге. И, сегодня, как обещал, продолжу.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀⁣⁣⠀
Если первую постройку Карла Нюстёрма я уже освятил, то до второй нужно ещё добраться. Между двумя его творениями расположился дом, отдаленно напоминающий небольшой дворец, взглянув на который, сразу становится ясно, что это не просто здание, а очень серьёзное заведение😅. Да, это⠀Банк Северных стран (изначально, конечно).⁣⁣⠀⁣⁣⠀
⁣⁣⠀⁣⁣⠀
Автор - Вальдемар Аспелин. Хельсинский архитектор построил в Выборге всего два здания, но зато какие☝🏻 (второе - здание нынешнего филиала РГПУ им. Герцена). Есть несколько примечательных фактов, связанных со строительством этого здания. ⁣⁣⠀⁣⁣⠀
⁣⁣⠀⁣⁣⠀
Факт первый: на заре своей карьеры Аспелин работал в архитектурном бюро Карла Нюстрёма, а значит, что соседнее здание построил его, так сказать, наставник;⁣⁣⠀⁣⁣⠀
⁣⁣⠀⁣⁣⠀
Факт второй: постройка здания Объединённого банка, архитектором которого являлся Нюстрём, шла одновременно со зданием Аспеллина, а значит, между учеником и наставником (если их считать таковыми) шло состязание в том, кто кого превзойдёт;⁣⁣⠀⁣⁣⠀
⁣⁣⠀⁣⁣⠀
Факт третий: архитектор активно (но безуспешно) настаивал на сносе Круглой башни, заслоняющей фасад банка. Мешала она красивому виду на здание Аспелина, но, слава Богу, местные блюстители старины не дали в обиду средневековую постройку.⁣⁣⠀⁣⁣⠀
⁣⁣⠀⁣⁣⠀
Теперь непосредственно о здании. Построено оно было в стиле неоренессанс по образцу флорентийских палаццо (за образец⠀соседнего брали венецианское). Видимо, северный модерн не набрал ещё полных оборотов в своей популярности).⁣⁣⠀⁣⁣⠀
⁣⁣⠀⁣⁣⠀
В связи с вышеупомянутой конкуренцией заказчики не скупились на декор здания, облицованного гранитом на уровне первого этажа. Через главный вход, расположенный со стороны Рыночной площади, посетители по широкой лестнице попадали на второй этаж, где разместился операционный зал с полированными гранитными колоннами и стеклянной крышей. ⁣⁣⠀⁣⁣⠀
⁣⁣⠀⁣⁣⠀
На северном фасаде главный вход украшен изображениями жезла Меркурия. Медальон над главным входом, а также мозаичное мощение на тротуаре содержат первые буквы названия банка по-фински и по-шведски.⁣⁣ ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀⁣⁣⠀
Не вся история этого здания связана с банками. После 1919 года здесь был филиал Объединённого банка. В 1940 году бывшие банковские помещения занял горкомхоз, позднее — Выборгский райисполком и другие учреждения (например, на первом этаже разместилась центральная районная библиотека). В колонном зале проводились заседания депутатов районного совета. С начала 90-х и до 2016 года в нем находился Выборг-Банк (упразднён).

Показать полностью 7
8

Рыночная улица в Выборге ч.1

Как не рассказывай о выборгской архитектуре, всё равно, в конечном итоге, кульминацией повествования всегда будут дом Лалукки (арх. Аллан Шульман) или Гранитный дворец (дом Хакмана арх. У. Ульберг, А. Гюльден). ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Но это настолько очевидный рассказ, что его как самое вкусное в своей тарелке или в качестве вишенки на торте😅🙈 я оставляю на конец( ну в смысле на потом😂), тем более, что герои этой публикации географически находятся ближе к старому городу,а точнее являются его границей с центром.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Сегодня рассказ как раз не об очевидном, конечно, не для тех, кто внимательно всматривается в стоящие вокруг дома, а для тех, кто приезжает в Выборг просто посмотреть на город. Не изучить его, а познакомиться с местом будущих визитов, которые скорее всего продолжаться. ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Я могу даже заранее сказать, что это будет повествование не об одном доме, а сразу о четырёх. Все они находятся на одной улице - Пионерской. Рыночную улицу (на финский манер) вообще можно назвать одной из самых красивых в Выборге. Правда,⠀она настолько мала, что вмещает в себя совсем немного строений, но зато каких☝🏻. ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Про два из них я расскажу сегодня, а о других двух в следующих публикациях.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
На нынешней Пионерской находились отделения Банка Северных стран, Финляндского объединённого банка и Банка Финляндии. Да, пока вы запутались, но постепенность повествования поможет распутать этот клубок. Гуляя по этой улице,⠀вы также пройдёте мимо рыночной площади и парка Эспланада, замыкает же её построенная уже в 21м веке гостиница⠀«Виктория». ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Два из трёх банков построил профессор и ректор Гельсингфорского университета, почетный академик Петербургской академии художеств, архитектор Карл Густав Нюстрём. Вы понимаете, что человек был государственного масштаба, ну по крайнем мере для Финляндии😀?⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
О готическом⠀красавце на рыночной площади я расскажу в следующий раз, сегодня о том здании, что скромно прячется в тени деревьев и могучего соседа , построенного Вальдемаром Аспеллином. ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Объединённый (Союзный) банк заказал Карлу Нюстрёму новое здание для Выборгского отделения в⠀1898 году. Вскоре был⠀готов проект, который представлял собой здание с фасадом, оформленным в стиле неоренессанс. Причём как⠀образец для будущей постройки архитектор брал венецианские палаццо. Этот стиль сильно выбивается из всего того, что можно увидеть в Выборге. ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Неким дополнительным стимулом , как следует потрудится над проектом, для Нюстёма послужило одновременное строительство вплотную к его зданию банка Северных стран, который окажется куда больше своего соседа.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
В 1900-ом отделение было открыто. Большое внимание новой постройки⠀привлекал декор⠀с его ажурными медальонами, балкон, являющийся центром фасада и украшенный статуями львов, держащими герб Выборга и Хельсинки, а также керамическая плитка, ни до ни после, не применявшаяся в городе при постройке домов. Украшением больших полуциркулярных окон первого этажа явились чугунные решётки. Под крышей на боковом фасаде размещён герб Великого Княжества Финляндского.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Количество клиентов росло и вскоре понадобилось расширение. Для этого банком был приобретен⠀соседний угловой участок. Задачу постройки нового здания и соединения его со старым⠀решал уже Уно Ульберг.⠀В 1909 году новое здание было готово, а ещё через год два дома соединил переход в виде зубчатой стены (прям как на средневековом замке). Новое здание Ульберг постарался максимально приблизить к старому по стилю, его декор поражал своей красотой. ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Пришлось перенести вход в здание с главного фасада на боковой, для чего к левому фасаду была пристроена гранитная наружная лестница , украшенная светильником на высоком постаменте, декорированном барельефами скульптора Хильды Флодин-Риссанен, изображающими мальчиков с девочкой, которые собирают урожай яблок — сюжет, призванный символизировать доходность банковских вкладов.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
В 1919 году Банк Северных стран и Финляндский объединённый⠀банк слились. Помещений стало слишком много, и угловое здание было решено сдать в аренду, где и будет позже размещаться ресторан "Лехтоваара".⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
К сожалению, время не пожалело его и оно сильно пострадало от бури двух войн, пронёсшихся над городом. При восстановлении здания советским строителям было не до его декора, город нужно было как можно быстрее приспособить к мирной жизни.⠀Новую жизнь зданию дала разместившаяся здесь швейная фабрика. ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Буря войны была не самой разрушительной для этой постройки, куда страшнее оказался вихрь 90-х. Нуждающееся в капитальном ремонте здание «с молотка» ушло в частные руки. Оно пустовало 20 лет и только в этом году наблюдаются подвижки в его реставрации. Говорят, что даже, возможно, вернут ему первоначальный вид, но.... верится, как всегда, с трудом. ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
⁣⁣⠀

Показать полностью 12
9

Фотосравнения Выборга военных лет

Фотосравнения Выборга военных лет. На первом фото посещение города маршалом Маннергеймом и осмотр войск на нынешней площади полков в ноябре 1939 года, на втором фото бойцы Красной армии играют волейбол на прогонной улице в апреле 1940-го, на третьем посещение М.И. Калининым города после окончания зимней войны, в марте 1940 года, и вручение им наград отличившимся военнослужащим, и на последних фото вернувшиеся в 1942-и году финские жители, которые успеют что-то привести в порядок в городе, но визит их окончится в октябре 1944 года.

Показать полностью 8
17

Выборгский функционализм

📖 Решил немного сделать перерыв на средневековых постройках Выборга и поговорить немного..., нет не о модерне😄..., о функционализме.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
📓В Советском союзе функционализм называют конструктивизмом, в принципе это почти и то же, но если попроще объяснить отличие, то скажем так, - конструктивизм это творческое выражение креативности нового времени..., это особенно заметно на фоне⠀с одновременно зародившимся авангардом того времени. Он предлагал красоту, новый величественный стиль вместе с функциональностью.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
📔Функционализм же это изыскания простота, строгость и никак не величественность. Наиболее характерные черты функционализма — первоочередное внимание к функциональному назначению зданий, использование новых материалов, простота форм, экономичность и отказ от декора. ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
📒Вот прохожу я мимо дома построенного архитектором Ялмари Ланкиненом в 1928 году, как приходской дом лютеранской общины города, и ловлю себя на мысли, что мне нравится его простота и изысканность.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
📕В голове сразу возникает образ завода, но у финнов даже церкви были функционалистскими. И что характерно, консервативная христианская община не воспринимала в штыки авангардный архитектурный стиль.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
📗После войны в здании разместился Дом офицеров, бывший зал собраний служил театральным залом. Здесь же находился музей, посвящённый победам в Великой Отечественной войне. Сегодня здесь размещен «Дом молодежи».⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
📘Не стоит забывать, что именно скандинавский функционализм стал предтечей, такого любимого сейчас многим, скандинавского стиля, где во главе простота форм, большие пространства и естественность материалов.⁣⁣⠀

Дом Молодежи в Выборге

Показать полностью 4
27

О восстановлении исторической справедливости...

В промежутках между моими архитектурно-историческими изысканиями захотелось высказать своё мнение по одному из спорных вопросов, часто возникающих в ходе дискуссий.

А вопрос вот какого содержания - какие же ужасные коммунисты, что разрушили или не восстановили города доставшиеся Советскому Союзу после войны...

Особенно часто, можно услышать как загубила красная армия Калиниград и Выборг, а после, эти ужасные совки превратили шедевры немецких и финских зодчих в хрущевские сараи.

Многие посмотрев на старые фотографии, восклицают - ах, как же было красиво, а русские всё загубили.

Как мне кажется, это очень не правильный и часто необъективный путь оценки действий наших дедов и прадедов. Категоричность суждений, навязанных нам в последние 20-40 лет, преследовала свои цели в 80-е и 90-е, когда основательно рушились сначала стены, а потом и фундамент советского государства. Мы же воспитанники тех 80-Х и 90-х. Нам зачастую закладывали лживое представление о своём прошлом.

Калиниград, был столицей восточной Пруссии. Город с вековыми традициями европейского рыцарства. Этот город разрушила не советская армия..., в 1944 году Кёнигсберг интенсивно бомбился Британскими Королевскими ВВС, а после этого город горел в течение нескольких дней.

В марте-апреле 45-го советские войска подошли к очень сильно укреплённому городу, где более 100 лет незнавшие на своей территории иностранной армии, немецкие войска готовились стоять до последнего... Битва не могла не оставить отпечатка на лице города. Как мы знаем, отстоять его немцам не получилось..., да и шансов особенно не было. Но там сложило голову около 126 тысяч сынов нашего отечества.

Не уж то можно всерьез говорить о восстановлении этого города, людьми приехавшими с выжженной немцами земли? Не уж то серьезно некоторые наши соотечественники предлагают эти города вернуть прежним хозяевам?

Ленинград, Сталинград , Минск, Киев, Одесса, Севастополь и сотни других городов лежали в руинах... Они навсегда утратили свои исторические памятники. А вы бы стали тратить деньги, время, силы и проявлять любовь к истории и культуре человека убившего ваших родных???

Быть может да, но это высшее проявление милосердия на которое не всегда были силы и возможности у наших предков. А вы уверены, что способны на него?

История с Выборгом иная, в 39-м обескровленные финны оставили его Красной армии практически не повреждённым, но бои 1941-го и 1944-го принесли сильные разрушения. Город утратил большое количество памятников архитектуры.

Целый ряд городов, буквально дотла уничтоженных в годы войны, были восстановлены в течение нескольких лет. И один из этих городов - Выборг, который был включён в список из 10 городов СССР подлежащих первоочерёдному восстановлению. Хотя, как я и упомянул выше, были города и более дорогие сердцу советского человека.

Строители и архитекторы, практически не имея документов и чертежей, на основе послевоенных фотографий и исходя из имеимых средств, вернули Выборгу его лицо. Старожилы города помнят, каким он был чистым и ухоженным в период 60-х и 80-х годов. И до сих пор туристы тысячами, каждый год приезжают посмотреть на него.

Увы, но именно свобода и демократия принесла наибольшее количество бед и несчастий этим городам, как бы не жалко было это осознавать. Именно мы, а не наши предки так бесталанно и не имея чувства прекрасного уничтожаем оконные рамы, оригинальные двери, стеклим балконы, вешаем спутниковые тарелки на фасады этих прекрасных зданий. Многие дома просто разрушились на глазах в течение 90-Х и 00-х.

Не стоит считать наших предков глупыми, надо просто иногда посмотреть в зеркало и трезво оценить себя, что ты сделал для своего города, дома или улицы? Чем ты можешь похвастать, и почему берёшься судить тех, кто имея меньше благ, созидал больше нашего?

Надо понимать, что понятие о ценностях, складываются у окружения исходя из среды в которой они обитают. Наши предки, как правило, не голубых кровей, в 90% случаях не дворяне и были не образованы, когда случилась революция.

Большевики, тоже не из космоса прилетели, их создал и воспитал, как раз тот царский режим. Свергали они его не от хорошей жизни. Не от того, что деревенского мужика любили дворяне, он готов был с ними сражаться, а потом люто ненавидел всё то, что с ними было связано.

Но мы же все не такие... Мы же поголовно люди с высшим образованием..., мы же не допускаем такого сегодня!

Увы..., но это не так. Потому хочется немного успокоить антисоветчиков и тех, кто советует отдать прежним хозяевам то, за что заплачено кровью.

Что сделано, то сделано. Давайте лучше думать о будущем и не допускать, негативов прошлого. Чтите предков и оставляйте наследие для потомков...

Показать полностью 3
42

Столяр Матти Пиетинен

Каждый раз, приезжая в Выборг, и выходя из здания вокзала, мы окидываем взглядом лежащую перед нами площадь. Даже сегодня, сравнив расположенные на ней дома, мы ясно видим что здание, стоящее напротив входа в вокзал, выделяется среди прочих. Когда-то дом этот был одной из визитных карточек города, но об этом позже. ⁣⁣⠀

Матти Пиетинен

Всё верно, это дом Матти Пиетинена или, как его ещё называют, дворец Пиетинена. Разбогатевший фабрикант заказал строительство дома в начале 1906 года Армасу Линдгрену - одному из самых талантливых архитекторов своего поколения, основоположнику национального романтизма. ⁣⁣

Дом Пиетинена

Строящийся Алланом Шульманом недалеко от этого места дом Лалукки (ставший одним из шедевров стиля) задал тон и дому Пиетинена. Линдгрену предстояло построить его не хуже, но даже лучше соседнего. Архитектор спроектировал фасад дома, взяв для его украшения за основу героев эпоса «Калевала» Айоно и Вяйнямёйнена. Другие герои эпоса, равно, как и сказочные животные, выполнены с каким-то оттенком древности и примитивизма, отсылающим прохожих будто в пещеры с наскальной живописью.⁣⁣⠀

Чертёж дома Армаса Линдгрена 1906 г.

Внутренние конструкции дома спроектировали архитекторы Бертель Юнг и Оскар Боманссон. Этот дом стал одним из первых в Финляндии, оборудованным лифтами, паровым отоплением и горячим водоснабжением. На первом и цокольном этажах располагались магазины, в том числе и самого Пиетинена, на втором различные конторы, а в 20-30-е годы даже Советское консульство.⁣⁣⠀

Дом Пиетинена 1914г.

Примечательно, что оканчивающийся здесь Ленинградский проспект берет своё начало у здания также связанного с именем Пиетинена, а именно мебельной фабрикой, известной в современном городе как бывший завод рыбопромышленного оборудования. ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Здание фабрики в 1899 году возвели известные архитекторы Эмиль Густавссон и Алан Шульман, оно тоже была оборудовано передовыми станками того времени. Фабрика навсегда войдёт в историю города, правда трагично.⁣⁣⠀

Фабрика Матти Пиетинена в Выборге

Прямая линия проспекта, словно показания на графике, по которым росли слава и благосостояние этого человека, вершиной же является обозначенный мною дом. История этого человека интересная, но грустная, а тем, кто не знает её, мой пост в помощь. ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Кем же он был, этот Пиетинен? Родился он в марте 1859 года в местечке Сумиайнен, что в центре Финляндии, в очень бедной семье крестьянина-тропаря (настоящая фамилия отца Питканен). Отличала мальчика в бедной крестьянской семье тяга к просвещению и труду. ⁣⁣⠀

Рекламный лист начала XX века

Он уезжает в учительскую семинарию в Ювяскюля. Это была первая школа среди семинарий, где велось преподавание на финском языке. В 1881-м году Пиетинен становится учителем народной школы в Сяккиярви (Кондратьево). ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Молодой педагог оборудует в школе столярную мастерскую и начинает вместе с учениками делать мебель. Позже, с обретением уверенных навыков, занятия перерастают из хобби в собственное дело. ⁣⁣⠀

Арка на центральном фасаде дома 2020 год.

Мебель Пиетинена была настолько хороша, что учитель, проработав 10 лет в школе, уходит из неё и начинает изготавливать мебель самостоятельно. Вскоре он становится настолько известным в округе, что его засыпали заказами. Через пару лет на Пиетинена уже работали десятки человек, а он сам стал мастером-краснодеревщиком. ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Дела шли так успешно, что возникла необходимость наращивать производство. Для этого в 1899 году мастером строится в Выборге фабрика. Пиетинен разбогател, и почти все дома в районе Панцерлакса стояли на земле, принадлежащей ему. ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Известность фабрики росла, вскоре уже почти все новые здания Выборга не могли обойтись без мебели, изготовленной Пиетиненом. Даже сегодня в городе можно увидеть и потрогать мебель сделанную им, например в здании Сбербанка на проспекте Ленина 12. ⁣⁣⠀

Сохранившаяся мебель в здании Сбербанка

Элементы декора в Сбербанке

Важно, что несмотря на свой успех и на то, что у него были десятки рабочих, Матти Пиетинен не гнушался трудиться сам. Он постоянно занимался проектированием новой мебели и стоял у столярных станков. ⁣⁣

Армас Линдгрен (слева), за работой над домом

В 1907 фабрикант строит свой дом на вокзальной площади, о котором я писал выше. Необходимо добавить, что дом украшала большая башня, но она была сделана не случайно и не из стремления к гигантизму и роскоши. Все дело в том, что архитектор Линдгрен, делавший фасад дома, был соучредителем бюро, в котором работали также Герман Гезеллиус и Элиель Сааринен, которые с 1904 года вели проектирование нового выборгского вокзала. Так вот в первоначальном виде вокзал должен был иметь башню, которая получила бы своё отражение в доме напротив. Но в конечном счёте вокзал был построен без башни, да и само здание, к сожалению, не сохранилось. ⁣⁣⠀

Декор на фасаде дома Пиетинена

Помимо работы, Пиетинен вёл и активную общественную жизнь, от партии «младофиннов» (сторонники независимой Финляндии) дважды избирался депутатом в Сейм в 1906 и 1910 годах. ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Неизвестно, как бы могла сложиться жизнь этого человека, но вихрь истории не знает сослагательного наклонения и сметает всё на своём пути без оглядки. ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Выборг был вторым по величине городом Финляндии, и события, разворачивавшиеся в политической жизни княжества, не могли обойти его стороной. Город сыграл весьма важную роль в революционных событиях 1917 г. и событиях Гражданской войны. ⁣⁣⠀

Фабрика в начале ХХ века

Во время февральской революции командование 42-ым армейским корпусом, располагавшееся в Выборге, скрывало от подчиненных победу революции в Петрограде. Всякое сообщение со столицей было прекращено, но 27 февраля радиосообщение об этом всё же было принято солдатами. Состоялся митинг, в результате которого был создан Выборгский совет солдатских депутатов. Сначала в нем состояли в основном эсеры, но к сентябрю прошла его большевизация, а председателем стал большевик Юшкевич. Стоит отметить, что Совет состоял не только из русских солдат, в Выборге было мощное красное ядро финского пролетариата, которое также влилось в него. ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
19 января 1918г. красногвардейцы выяснили, что в здании мебельной фабрики Пиетинена находился большой склад вооружения щюцкора. Завязалась перестрелка, и только утром 20 января красногвардейцы вытеснили белых из здания фабрики, обнаружив там два пулемёта, 60 винтовок, ящик ручных гранат и пироксилина. В это же время перестрелка шла и в других частях Выборга, например, на вокзальной площади. Сам Матти Пиетинен был арестован представителями новой власти, вместе с ним арестовали его раненого сына Тойво, участвовавшего в перестрелке. ⁣⁣⠀

Заключённые в Выборгской тюрьме после задержания

Задержанные после допросов были доставлены в Выборгскую тюрьму. Сначала заключённых было 18 человек, потом их количество выросло. Туда же позже попадёт и архитектор Леандер Иконен (автор «дома Виклунда», что расположен на площади Выборгских полков). ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
В последующем над заключёнными ежедневно издевались, и дело не ограничивалось только побоями. Пиетинен и Иконен провели в заключении 3 месяца, а в Финляндии в это время полным ходом полыхала Гражданская война. К городу подходили белые войска, состоящие преимущественно из егерей, воевавших на стороне Германии во Первой мировой войны. ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Церемониться с пленными не стали. Ночью 27 апреля 1918г. пьяные красноармейцы начали глумиться над заключёнными: их вызывали по одному, избивали, потом расстреливали. Одними из первых расстреляли архитектора Леандера Иконена и фабриканта Матти Пиетинена, они больше и громче всех протестовали против избиения заключённых. После того, как расстреливать по одному надоело, оставшихся заключённых забросали гранатами. В итоге это событие вошло в историю как массовое убийство заложников в выборгской тюрьме. Всего в ту ночь там погибло от 30 до 40 человек.⁣⁣⠀

Убитые в тюрьме в ночь на 27 апреля 1918 года.

Через несколько дней, взяв Выборг, белые устроили кровавую резню в городе, расстреляв более 400 человек красногвардейцев, рабочих и простых граждан, большинство из которых были русскими.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Вот такой печальный конец имела история известного выборгского фабриканта, но память о нем до сих пор живёт в городе, радуют глаз прохожих его творения, а рассказы о нём продолжают передаваться новому поколению горожан.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Вечный покой Иконен и Пиетинен обрели недалеко от библиотеки Аалто, что в центре Выборга. Их похоронили у стен кафедрального собора, который ныне разрушен, но на месте их погребения сейчас стоит гранитная плита с надписями на разных языках в память о тех, кто был убит в городе в ту ночь.⁣⁣

Показать полностью 14
34

Мастер карельской готики

Практически во всех городах мира существуют постройки, с которыми ассоциируют город. Всем известны открыточные виды своих городов, и каждый узнает свой город среди сотен фотографий зданий, потому с детства видит эти изображения на марках, календарях, открытках, а иногда даже и на валюте. Но так получается, что не всегда люди знают творца, что придумал и воплотил в жизнь эти строения, которые радуют глаз горожанина. Ну, например, все ли москвичи помнят, что колокольню Ивана Великого построил Бон (Марко) Фрязин, или что архитектором Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге был Огюст Монферран, или еще круче, что дом Советов в Калиниграде возводил Лев Мисожников? Конечно, кто-то знает, а кто-то вспомнит, что когда-то слышал, да и то не сразу. Я бы хотел, чтобы горожанин помнил людей, создававших облик его города. Правда, пишу я о Выборге и, естественно, хотел бы, чтобы в этом городе знали и помнили не одного Алвара Аалто или Уно Ульберга, но и многих других, кто делал этот город таким интересным и красивым, каким мы знаем его сегодня. На этот раз речь пойдет о человеке, которого нельзя сравнивать с мэтрами модерна и конструктивизма, гениальными и очень плодовитыми архитекторами Выборга, каковыми были Аллан Шульман, Пааво Уотила или вышеназванный Ульберг. Постройки этого архитектора хоть и немногочисленны, но весьма заметны на Выборгском ландшафте, его ганзейский, готический стиль был всегда узнаваем современниками. Жаль, но главная из его построек, Новый кафедральный собор, простояла всего 47 лет, но пока она была, по ее изображению Выборг всегда узнавался среди прочих городов.

Карл Эдуард Диппель ( к сожалению его фотографий почти не найти в хорошем качестве)


Карл Эдуард Диппель был финским архитектором, но происхождения немецкого. Родился он в Выборге 10 октября 1855 года в семье ганноверского купца - предпринимателя Хенрика Вильгельма Юлиуса Диппеля и Марии Альфтан, поселившихся в Выборге в 1847 году и основавших здесь табачную фабрику. В 1871 году Карл Эдуард поступает в Ганноверскую Политехническую школу (семья всегда была ориентирована на историческую родину). Язык общения в семье был немецкий, потому, очевидно, что еще загодя родители решили, что образование их отпрыск будет получать в Германии. По окончании Политехнической школы, с 1876 года Карл Эдуард вернулся в Выборг и начал работать архитектором, он даже открыл для этого одно из первых частных архитектурных бюро в городе. Надо заметить, что он был одним из немногих архитекторов Выборга, никогда не занимавших официальных административных должностей, в то время, как большинство известных нам сегодня занимали должности городского или губернского архитекторов.

Проект деревообрабатывающей фабрики «Верла» в Куовала в 1893г.

Фабрика «Верла» в 1980-е


Диппель проектировал здания различного назначения, в том числе предприятия, склады (в частности, крупную деревообрабатывающую фабрику «Верла» в Куовала в 1893г. ). Уже немного созрев, он берется и за жилые дома. Во многих из них Диппель проектировал изразцовые печи, которые приобрели известность во всей губернии. В 1889 году он женился на дочери бывшего Улеаборгского и Нюладского губернатора генерал-майора барона Георга фон Альфтана и Эббы Матильды Гешвенд, Дагмар Марии фон Альфтан. Дагмар была четвероюродной сестрой Карла Эдуарда. Уже скоро у пары появились дети-погодки Гарри (1890г. умирает в детстве) и будущая художница Харриет Мария, которая позже выйдет замуж за будущего военного министра Финляндии Вильгельма Теслеффа, тоже представителя известного Выборгского рода, но тот брак счастливым не станет, Харриет Мария снова выйдет замуж, за русского артиста, преподавателя живописи и искусства Николая Шмакова.

генерал Георг фон Альфтан (тесть Диппеля) и Харриет Мария (дочь архитектора)


Но вернемся к Карлу Эдуарду, который много работал по заказам городских властей: так, например, в архиве города Миккели можно увидеть с десяток различных чертежей для Выборгского магистрата, которые были подготовлены им в то время. Диппель сам владел несколькими земельными участками в городе, разрабатывал для них чертежи, и строил дома для сдачи. В 1884 году он построил два деревянных здания на своем участке вдоль Алексантеринкату (ныне Ленинградский проспект) и внес изменения и дополнения в свои участки в Салаккалахти (наб. 40-летия ВЛКСМ).

Обзорная башня в парке на Папуле (позже будет перестроена примерно в таком же виде, но из железа)

В 1887 году он построил 5,5-метровую "обзорную башню" в парке отдыха на Папуле (р-н Выборга), а также развлекательный павильон с прекрасным видом на южный берег залива, ныне этот парк почти заброшен и не пользуется особой популярностью у горожан, многие из которых не знают о его громком прошлом.

Вид парка на Папуле (в центре обзорная вышка водонапорной башни)


В 1894 году Диппель построил два дома по заказу Эугена Вульфа на улице Южный Вал. Ныне эти постройки кажутся непримечательными, но мало кто знает, как они должны были выглядеть в оригинале, эх,... если бы не эхо двух минувших войн. К сожалению, ими полностью утрачен такой важный элемент, придающий зданию индивидуальность, как кровля. Не осталось от них ни башенок, ни ганзейских щипцов. Крыша – возможно, главный элемент здания северной Европы. Ведь, какие ассоциации возникают у нас, представь мы города Германии, Швеции, Дании? Ну, конечно же, крыши, не важно, черепичные или покрытые листовым железом. Но надо отдать должное советским строителям и реставраторам, что эти дома вообще были восстановлены и еще имеют шанс предстать перед нами в первозданном виде. Сейчас в подвальном этаже одного из этих зданий сохранились средневековые помещения, которые ныне используются рестораном «Славянская трапеза».

Доходный дом на улице южный вал построенный по заказу Эуген Вольфа

На заднем плане фото можно увидеть первоначальный вид кровли здания


Примерно в тоже время Диппель селится в дом на Крепостной улице 10, перестраивает его. Дом был построен в 18 веке, но претерпел в последующем изменения. Среди владельцев дома были бургомистр Аксель Юхан Хольмбум, вдова надворного советника и благотворительница София Эрн, торговец Пётр Антонов, госпожа Елизавета Бердяева, купец Вильхельм Клейн. Возможно, что о некоторых из них я еще напишу в следующих публикациях.

"Дом Векрота" в наши дни


Самым известным сегодня и одним из самых красивых и важных зданий Диппеля вообще стало перестроенное в 1897 году крыло жилого дома на ул. Северный вал, д. 2. Это так называемый «Дом Векрута», один из старейших домов Выборга имеющих богатую историю, насчитывающую почти 4 столетия, о нем я уже писал в предыдущих публикациях. Первоосновой существующего сегодня здания служит двухэтажный дом, построенный купцом Антоном Борхардом в 1650 году. Вся его история связана с богатейшими купцами Выборга, такими как Юхан Векрут или Нильс Перандер, для которого Диппель и перестроил дом. Также он известен двумя визитами императрицы Екатерины II, проживанием в нем какое-то время Витуса Беринга, а также располагавшемся в доме отелем «Мельблом».

"Ведьмин дом" (улица Южный Вал д.1)


В том же году Диппель строит ещё один известный дом, 3-этажное здание по адресу Южный вал, д.1, именуемый в народе «Ведьминым домом». Сейчас уже и непонятно, почему и когда возникло это название. Краеведы делают различные предположения, но мне кажется, всё дело в причудливой форме дома. Пройдя определённую точку и посмотрев на здание, прохожий может предположить, что дом стоит без стены, настолько острый у него угол. Почему строение был спроектировано так и хотел ли Диппель показать его именно таким, сейчас доподлинно неизвестно.

Знаменитая стена "Ведьминого дома"


В 1896 году Диппель выполнил проект дома греко-католического (православного) прихода в Выборге на углу Карьяланкату (тогда Алексантеринкату) и Луостаринкату, дом построен в готическом духе Ганзейских городов, стиле, который, видимо, нравился архитектору больше других. Здание было значительно перестроено в 1936 году по проекту Юхани Викстедта (Вийсте). Сейчас на этом месте находится дом с рестораном «Евразия», что на перекрестке Ленинградского проспекта и улицы Ростовской. Жаль, но дом не сохранился.

Нынешний Ленинградский (Алексантеринкату) проспект в конце 19 века, вид на ж/д вокзал


Главная в жизни Диппеля постройка была еще впереди. В конце 19 века в Выборге большинство населения составляли уже финны, постепенно выдавливая немецкое и шведское большинство. Естественно, что принимавшая у себя финскую лютеранскую общину церковь сельского прихода (бывший собор Доминиканского монастыря) не могла вместить всю паству. Дело в том, что старый кафедральный собор после взятия войсками Петра I города к тому моменту стал полковой церковью российских войск, располагавшихся в гарнизоне. Был объявлен конкурс на строительство новой церкви для финской лютеранской общины. Как можно догадаться, победу в нем одержал Диппель.

Собор Доминиканского монастыря в начале 1920-е

Новый кафедральный собор построенный Диппелем в 1893 году (1939 год)

Новый кафедральный собор в начале 20-го века

Вид на собор от библиотеки Аалто


Великолепная краснокирпичная церковь была построенна в 1893 году. Она вмещала в себя 1800 прихожан, и после учреждения Выборгской епархии ее стали называть «Новым Кафедральным собором» для отличия от «Старого собора» или церкви Агриколы. На месте Торкельской эспланады (парк Ленина) вдоль Екатерининской (Крепостной ) улицы собор стал одним из самых важных и монументальных зданий Выборга. Это было готическое здание, с красивым внутренним убранством, покрытое крестовыми сводами. Украшал церковь 75 метровый шпиль, который доминировал над своим архитектурным окружением. В 1928 году интерьеры собора были реконструированы по проекту Армаса Линдгрена, особенно впечатляли высокие крестовые своды. На алтарной стене висела картина кисти известнейшего финского художника Пекки Халонена «Снятие со креста». В 1895 году, для собора, датским мастером Йенсом Цакариассеном был изготовлен 45-регистровый орган (в то время - самый большой в Финляндии). В 1930-ом его заменят на еще более крупный орган «Братьев Риггер» на 76 регистров.

Интерьеры собора

76-ти регистровый орган "Братьев Риггер"


Жаль, но судьба у этого собора была незавидной. Во время Советско-Финской войны он получил сильные повреждения при бомбардировке города. Авиабомба попала непосредственно в собор, разрушив шпиль и алтарь. Его своды обрушились, и в полуразрушенном виде церковь стояла до начала 1950-х годов. После войны, она будет разобрана как не подлежащая восстановлению.

Добротное здание «разбирали» с помощью взрывов. Орган сломали и растащили, а на остатках фундамента разбили сквер.

Собор в феврале 1940-го после бомбежки

Собор в 1944 году после взятия города советскими войсками


Также Диппелль строил заводские и складские кирпичные здания в готическом стиле. Остатки подобных строений сохранились на Папуле (ул. Тупиковая 8) и склад для Hackman & Co на улице Южный вал.


Его проектные работы можно встретить и за пределами Выборга. Он построил несколько фабрик, складов и жилых зданий в Южной Финляндии в Яала и Ялкеала. В других местах Финляндии к заметным постройкам Диппеля относятся деревянная кирха Нуйямаа, промышленные строения картонного завода в Верла. Многие из этих зданий выполнены из красного кирпича и опять-таки в неоготическом стиле. В этих постройках в изобилии присутствует декоративная кладка, а обитые железом пики оживляют крыши. Каждая деталь закончена и дополняет целое, все свидетельствует о таланте мастера.

Занимался Диппель и предпринимательской деятельностью. С 1889 года он владел фабрикой по производству плитки в Ракколанйоки, но перед первой мировой войной директором фабрики станет его уже упомянутый зять Вильгельм Теслефф . В 1096 году Диппель унаследовал от своего бездетного брата Вильгельма, председателя выборгского городского совета, промышленные предприятия в области деревопереработки и строительных материалов в Верле.

Диппель был заметным и уважаемым человеком в Выборге. Вместе со своим братом в 1901 году он пожертвовал 30 000 марок Ассоциации по восстановлению старых домов в Выборге, для этого даже продал часть своей собственности. Он активно участвовал в общественной и культурной жизни города. Был одним из основателей общества "Выборгских друзей искусства" в 1891 году и "Выборгского технического клуба". Часто выступал там с докладами, один из которых «Выборг с технической и промышленной точки зрения во второй половине нынешнего века» был опубликован в 1895 году и широко известен. Он также принимал участие во многих комитетах, включая городской комитет по водоснабжению и дноуглублению фарватеров. В последние годы жизни, страдая от туберкулеза и диабета, Диппель жил в Ницце. Там он и скончался 30 декабря 1912 года в возрасте 57 лет.

Таким он был, Карл Эдуард Диппель (1855-1912).
Показать полностью 22
Отличная работа, все прочитано!