Инфляция творчества - от живописи до стратегического менеджмента
Я пишу не только музыку, релизами которой делюсь тут раз в год. Ввиду насыщенного опыта в различного рода творческих задачах (включая маркетинг и продакт-менеджмент в IT), я интересуюсь всеми аспектами творческой деятельности - вплоть до нейробиологии. Я также веду телеграм-канал, но пока не буду пихать ссылку на него, потому как знаю, что это бесит.
Небольшой пост, которым хочу предложить сегодня, - это размышление на тему инфляции творчества как феномена.
Итак, изначально творчество предполагало умение реализовывать замысел своими руками. Художник должен был найти или изготовить самостоятельно краски, кисти и холсты, научиться не только реализовывать замысел достоверно, но и добиться того, чтобы произведение сохранялось (например, краски могут со временем облезать, выцветать, темнеть и пр.). В музыке нужно было не только уметь слышать и переносить замысел в ноты, но было важно и уметь создавать и настраивать музыкальный инструмент, беречь его, производить струны и прочие расходник (что, кстати говоря, исключительно положительно влияло на понимание тонкостей звучания при исполнении и создании).
Однако со временем технологии отбрасывали в сторону все больше и больше побочных навыков, чтобы творцы могли сосредоточиться на своем высказывании. Так, импрессионизм стал своевременным ответом появлению фотографии, ведь зачем продолжать работать над фотореалистичностью портретов, которые можно сделать с помощью техники за один поход в фотоателье? Лучше фиксировать эмоцию, которая уникальная у каждого человека и сложно передаваема фотографией.
Знаменитый писсуар Дюшана - это действительно важный момент в истории искусства, потому что поставил вопрос ребром: любое явление может быть как вещью в себе, так и высказыванием в соответствующем контексте. И вот теперь данная проблема касается не только творчества в привычном смысле (искусство или около него), но и даже такой штуки, как стратегический менеджмент.
Раньше, например, разработка бизнес-стратегии предполагала сложный анализ данных, которые было сложно достать. Нужно было придумать способ обработки информации, чтобы данные можно было применить. Так, большое число титанов бизнес-консалтинга типа «большой четверки» изобретали своих «дойных коров», стремясь к дифференциации от остальных экспертов. Получить опыт работы в такой компании означало вытащить счастливый билет для карьеры, потому что у тебя в анамнезе появлялось владение специфическими техниками.
Сегодня же, благодаря ИИ, можно столкнуться с тем, что сотрудник какое-то время (дни или недели, а то и месяцы) анализирует данные, строит гипотезы и несет концепцию руководству. А руководство? Открывает Chat GPT, вводит запрос и тоже получает готовую стратегию. Процесс интеллектуального творческого труда обесценен.
Давайте еще раз: раньше ты смотрел на огромную таблицу в Екселе и думал: «Сколько же времени нужно, чтобы создать (продумать, выстроить, настроить) этот документ?». Теперь же такой документ можно создать за один промт или не создавать вообще - взаимодействовать с данными через чат.
И что тогда остаётся нам? Если условный владелец бизнеса может получить ответ одним промтом вместо того, чтобы ждать недели от своей команды, то новая «ручная работа» его сотрудников - это умение задавать более глубокие вопросы, которые даже не придут в голову руководителю. Это способность не принимать ответ ИИ как догму, а подвергать его сомнению, проверять на противоречия и контекст, которые машина не видит (возможно - пока еще). Наше творчество сместилось с «создания картин» на их экспертизу и реставрацию.
Но даже это не отменяет того факта, что процесс творчества снова обесценивается, и для человека как феномена это чревато.
P.S. Да, картинка к посту создана Chat GPT, а не дизайнером, и это очень коррелирует с проблематикой. Поэтому альбом, который я выпустил на днях, был принципиально максимально «аналоговым», включая реальную картину для обложки.








