В Шереметьево идет борьба за кресло генерального директора

Привет, друзья!

Я уже приносил вам инсайды из внутренней жизни аэропорта Шереметьево, которые потом сбывались. И даже не раз. Судя по количеству подписчиков (спасибо, ребята, вы лучшие), многим людям это интересно, хотя с моей любовью к чаю продолжать рисовать схемы вывода денег через Шарик на Кипр мотивации поубавилось.

В Шереметьево идет борьба за кресло генерального директора Шереметьево, Шереметьево Хэндлинг, Слухи, Инсайд, Бизнес, Негатив, Видео, Длиннопост

Ну да ладно. Тут мне в руки попала интереснейшая информация, которой еще нет ни у кого. Дело в том, что в аэропорту Шереметьево прямо сейчас разворачивается нешуточная борьба за кресло генерального директора (хотя, как по мне, от этой должности зиц-председателя Фунта наоборот нужно бежать как от огня).

И я не исключаю, что через некоторое время мы будем читать в топе «Яндекса» новость о смене руководителя аэропорта.

Итак, краткое вступление. Многие годы в кресле генерального сидит Михаил Михайлович Василенко - бывший военный комендант аэропорта Кабул, Афганистан, тот самый бедняга, которого в эфире «Эха» ославили на всю страну, назвав лицом нетрадиционной ориентации.

В Шереметьево идет борьба за кресло генерального директора Шереметьево, Шереметьево Хэндлинг, Слухи, Инсайд, Бизнес, Негатив, Видео, Длиннопост

До 2012 года он был вполне самостоятельным субъектом, что-то решал, даже умудрился поругаться с «Аэрофлотом», не предоставив нацперу по первому же требованию терминал на эксклюзивных условиях, за что его кстати хотели уволить. Но…

Но в злополучном 2012 году в верхах начали претворять в жизнь план по «приватизации» аэропорта, о котором я говорил уже не раз. Повторяться не буду, кому интересно - вот ссылка. И даже не одна.

Первым пунктом плана значилось классическое внедрение. У Василенко появилось трое новых замов (резковато, да? Практически сразу, с минимальной задержкой, три новых для аэропорта человека стали замами генерального), потом пресса выяснила, что эти люди связаны с олигархами Пономаренко и Ротенбергом, Василенко как мог открещивался...


– В конце 2012 года у вас появились новые заместители: Александр Ильин по правовым вопросам, Александр Олейник по экономике и финансам, Сергей Ярышев — по коммерческой деятельности. Они считаются людьми этих бизнесменов.
– И что?
– Как эти менеджеры оказались в правлении аэропорта?
– Я их сам подбирал.
– Как так совпало, что они имеют отношение к бизнесменам, которые все активнее входят в бизнес Шереметьево?
– Послушайте, среди моих нынешних заместителей есть те, кто имеет отношение к правоохранительным органам. И тоже не знаю, как это совпало. Несколько человек, в том числе и я, имеют отношение к Вооруженным силам. Тоже совпало.
– Правоохранительные органы и Вооруженные силы — это огромные структуры. Совпадения, действительно, вероятны. Тут же совпадение с конкретными людьми.
– Еще были у меня заместители, которые хорошо знакомы с другими олигархами.
– Я вернусь к вопросу: как на ключевые управленческие позиции пришли одновременно три человека, связанных с Ротенбергом, Пономаренко и Скоробогатько. Расскажите, как вы подбирали этих менеджеров?
– Мне нужен был корпоративный директор, коммерческий директор и финансист с хорошим опытом работы и с умением взаимодействовать с госорганами. Финансиста мы брали в Москве. У нас разные варианты были. Но остановились на Олейнике. Ильина мы брали на конкурсе, смотрели. Ярышев такой активный, такой деятельный. В первую очередь мне очень импонировала его неподкупность. Это очень важно для коммерческой дирекции. Причем, они не сразу стали заместителями. Сначала поработали советниками.

...потом туда-сюда, и бац - аэропорт уже на 70% частный и - ой - в оффшоре.

Михаил Михайлович на этом этапе все понял и безропотно подписывал то, что от него требовали (а то вдруг по «Эху» еще чего-нибудь расскажут, а то и покажут).

В Шереметьево идет борьба за кресло генерального директора Шереметьево, Шереметьево Хэндлинг, Слухи, Инсайд, Бизнес, Негатив, Видео, Длиннопост

Пономарь Пономаренко, олигарх и один из собственников кипрского оффшора, владеющего аэропортом, контролирует процесс проставления подписи. Рядом министр Дитрих, следит за главой Росавиации Нерадько, который на тот момент еще не стал его замом.

Признаюсь, за его состояние лично у меня несколько раз были опасения - выглядит он сейчас не очень, правда его и не фотошопят также обильно, как Савельева, директора АФЛа, который на этом помешан (причину такой любви фотошопу своих ног на «Эхе», к сожалению, не раскрывали).

Но вот один из его замов - а именно Андрей Олегович Никулин, первый зам по производству, сказал сакральную фразу «я могу навести здесь порядок» (ну-ну).

В Шереметьево идет борьба за кресло генерального директора Шереметьево, Шереметьево Хэндлинг, Слухи, Инсайд, Бизнес, Негатив, Видео, Длиннопост

Василенко, Пономарь Пономаренко, Никулин

Повторюсь, я не знаю зачем Никулину кресло зиц-председателя Фунта. Он либо не понимает, почему и зачем в Шереметьево все делается через то самое место (и при чем здесь кипрский оффор «TPS Avia») и наивно верит в возможность наведения порядка, или хочет крутую запись в трудовую книжку, готовясь для этого пить успокоительное в терминальных количествах, либо надеется остаться после смены собственников (что крайне наивно). Тем не менее, если мотивация не ясна, то намерение уже вполне известно.

Никулин - личность интересная. В принципе, он один из немногих, кто имеет профильное образование, «управление движением воздушного транспорта». Плюс он из Питера, а это пока еще котируется. У него есть опыт преподавания, но главное - он выходец из «Аэрофлота», для которого Шереметьево - базовый аэропорт. Вроде звучит вполне подходяще, да?

Но на пути этого назначения встает огромная проблема - у Никулина в портфолио есть крайне позорное и общеизвестное пятно. Его на всю страну назвали профаном, прилюдно изгнав из дочерней компании «Шереметьево Хэндлинг» за позорнейший багажный коллапс 2019 года, о предпосылках к которому я рассказывал.

Ставить генеральным человека, который устроил такую свистопляску в сезон отпусков сразу на несколько месяцев и которого увольнял лично министр транспорта - с точки зрения стороннего наблюдателя это абсурд и идиотизм. Даже сам факт того, что этот человек остался первым замом - уже чудо. Если бы выбор руководителя аэропорта определялся исключительно профессиональными навыками, Андрею Олеговичу должности генерального не видать как своих ушей никогда.

Но у нас тут свои законы, поэтому шанс у Никулина только один - доказать свою полезность лично владельцу аэропорта Александру Пономаренко, который в данный момент, по моей информации, усиленно ищет покупателя на весь аэропорт, чтобы монетизировать актив и получить бОльшую свободу в случае каких-либо общественно-политических потрясений.

(Аэропорт-то хоть и в оффшоре, но терминалы и «взлетки» в Лондон за собой не утащишь, могут взять и национализировать, как в истории с Башкирской содой. Неприятно)

Если Никулин поймет, что именно нужно Пономаренко, у него появляется шанс. А нужны ему:


- снижение издержек любой ценой, даже возможностью значительных потерь в средне- и долгосрочной перспективе (за них будет отдуваться новый хозяин).


- максимальная конфиденциальность всей внутренней «кухни» аэропорта (вылезающие наружу свидетельства творящегося бардака увеличивают затраты на административный ресурс и повышают осведомленность возможных покупателей)


- максимальная «пыль в глаза» - абсурдные победы в конкурсах типа «лучший аэропорт в мире», красивые цифры по инвестициям, умение на серьезных щах бравировать термином «EBITDA», громкие обещания о наступлении новой эпохи, способность доказать, что очень, ну вот прям очень нужно построить еще парочку терминалов и прочая мишура. И чиновникам есть что показать, и покупатели проникнутся.


- уметь правильно подбирать галстук.

Однако у меня все равно остается впечатление, что Андрей Олегович просто не до конца понимает, куда он попал. Возможно первый зам по производству считает, что бардак в Шереметьево последних лет - это результат снижения эффективности Василенко, и не осознает, что это прямое следствие политики оффшорных собственников. А с такой политикой хоть макаку в кресло посади, лишь бы ее выдрессировали подписывать все бумаги, которые подносят на подпись «нужные» люди.

Если так, то даже если он это кресло получит, то его ждет «презабавный» сюрприз и повышенный риск алкоголизма в терминальной стадии.

А вы бы хотели стать гендиром оффшорного актива, приватизация которого в случае смены элит вызовет крайний интерес правоохранительных органов, на который кучка олигархов усиленно ищет покупателя? Или оно того не стоит?