Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок

Всем бодрое время суток!) Лайфхак... наткнулся я на этот пост, почитал комментарии. И так, некоторые не понимают и/или просто не знают, что при центровке воздушного судна (ВС) учитывается всё: вес пассажиров, вес ручной клади, багажа, груза, почты, экипажа, топлива, воды. Учёт идёт не с филигранной точностью:)
Скажу так, данный пост больше будет сухой и скучный. Будут конечно картинки, но для наглядности к тексту. Но я надеюсь, все-таки кому-то будет интересно.
Сразу скажу по поводу веса пассажиров. Конечно, если полетит 50 сумоистов, поправка на их повышенную массу будет сделана;) Ну а так исторически сложилось, что для пассажиров от 12 лет вес делится на «летний» и «зимний», летом - 75 кг, зимой - 80. Для остальных одинаково: от 2 до 12 лет - 30 кг. До 2 лет - 15 кг.
Весь смысл при регистрации пассажиров и багажа, контролировать центровку самолёта и распределить багаж, груз и почту по багажникам самолёта. Чтобы САХ самолёта не была слишком передней или слишком задней.
Центровка воздушного судна (Center of Gravity) - положение центра тяжести, измеряемое в процентах длины средней аэродинамической хорды - САХ. У каждого самолёта есть свой предельный передний и задний центр тяжести, когда самолёт уже не сможет компенсировать момент центра тяжести рулём высоты. Либо не может поднять нос, либо заваливается на хвост. Разжевал как смог;)
Простите за фото с экрана. Делать адекватные скрины было трудно.
И так, поехали. Регистрация пассажиров и багажа. Все производится в программе «Астра».
(Все зависит от авиакомпании, бывают разные программы. Рассматриваю на конкретном примера, суть в всех одна)

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст

Под цифрами: 1 - пункт назначения пассажиров; 2 - количество проданных билетов на данный рейс; 3 - количество зарегистрированных пассажиров; 4 - сколько из них мужчин; 5 - женщин; 6 - детей от 2 до 12 лет; 7 - детей до 2 лет; 8 - ручная кладь пассажиров; 9 - багаж в килограммах. Синим обвёл вес груза и почты, до куда он летит.
Все эти данные нам нужны, чтобы внести их в центровочную программу WB-гарантия.

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст

В красном кружке указываем общее количество ручной клади. Под цифрой 1 зоны где сидят пассажиры. Цифры 2-5 нужны, чтобы указать количество мужчин, женщин и детей в этих зонах. Их количество мы смотрим на предыдущем фото. А кто в каких зонах смотрим тут:

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст
Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст

Примерно раскидываем по зонам пассажиров. Программа уже считает центровку. Она уже понимает, что на нос давит, допустим, 20 пассажиров и 1400 кг (зона 0А). В зависимости от их возраста учитывается вес (В начале поста указал их). Они создают переднюю центровку. В зоне 0B, допустим сидит 15 человек и они тоже создают переднюю центровку, но не так сильно, как зона 0А, потому что они сидят почти у центра тяжести. Так же и влияют на заднюю центровку пассажиры зон 0С и 0D, в противовес зонам 0А и 0B. (Вспоминаем как работает момент силы рычага)
Дальше идёт багаж, груз, почта. На первом фото пункт 9 и то, что обвёл синим.

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст

В самолёте два багажника: передний (цифра 1) и задний (цифра 2). Внутри они тоже делятся на две зоны. Для переднего багажника на 1 и 2 зону. Для заднего на 3 и 4 зоны. Обвёл зелёным. 1 зона позволяет загрузить туда около 800 кг. (Зависит от типа ВС). Потому что находится в самом носу. Туда много грузить нельзя. Опять же вспоминаем рычаг. 2 зона около 2-3 тонн. 3 зона 4-5 тонн. 4 зона около 800 кг (потому что самый хвост, рычаг сильный).
Жёлтым обвёл вес загрузки в зависимости от ее типа. В вот оранжевым обвёл уже тип загрузки. B - baggage/багаж, C - cargo/груз, M - mail/почта.
И так мы видим, что в первом багажнике, в первом отсеке 45 кг почты, во втором отсеке 600 кг багажа до LED (Санкт-Петербург). Во втором багажнике, в третьем отсеке 410 кг груза и 500 багажа до DME (Москва), в 4 отсеке 143 кг почты до DME. Данные по почте и грузу берём из первого фото.
Благодаря этим данным программа считает сколько килограмм давит на нос и хвост самолёта и как это влияет на центровку. Причём, если один самолёт летит транзитом до LED, через DME, то ВСЯ загрузка делится на разные багажники. Для быстрой разгрузки/загрузки самолёта и, чтобы не было путаницы.
Что ещё?) Топливо... топливо весит много и тоже влияет на САХ.

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст

До вылета заносится в программу сколько будет топлива на борту на взлёте, на рулении, сколько топлива самолёт потратит до посадки в аэропорту назначения. Это все нужно, опять же, для центровки. На взлёте одна центровка, на посадке другая. Потому что топливо сгорит. В данном случае сгорит 14.5 тонн топлива.
В итоге получается вот что:

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст

Это центровочный график (колодец). Синяя линия не должна выходить за переделы белой зоны. Если это произойдёт, то программа выдаст ошибку и не даст оформить рейс. Нужно будет перегружать багаж, груз, почту. А может даже часть снимать с самолёта. Никто же не хочет катастрофы.
На основе всех этих данных создаётся Сводная Загрузочная Ведомость (СЗВ/Loadsheet). В которой указывается рекомендуемый выпуск закрылок на взлёте, положение стабилизатора. Количество пассажиров в каждой зоне. САХ (Цетровка самолёта) на взлёте, посадке. Количество груза, почты.
Выглядит примерно так (взял с другого рейса):

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст

А так же схема загрузки багажа по багажникам и их зоны

Центровка самолёта. Взгляд со стороны пассажирских перевозок Самолет, Пассажиры, Физика, Центровка, Длиннопост, Текст

Эти документы отдаются командиру воздушного судна. Он их изучает и подписывает, подтверждая этим что он ознакомился со схемой загрузки и знает какая центровка его самолёта, сколько пассажиров и груза. Один экземпляр остаётся в аэропорту вылета, один остаётся ему.
P.S Ребят, 3 часа ночи. Пост планировался давно. Но я старался. Пытался подготовиться, углубиться в тему. Я сам не диспетчер пассажирских перевозок (он этим занимается), но мне все это разжевывали за два дня. Поэтому где-то я мог упустить что-то или объяснить не совсем понятно. Простите заранее. Я сам в целом это все понимал, но ни разу не видел как все центруется и проверяется.
Правда, надеюсь, что те, кто прочёл это все до конца, поняли тему в целом. Поняли, что центровка самолёта - важная штука и что учитывается вес всего.
P.s 2. Спасибо за внимание, надеюсь я внёс чуточку ясности.