"Тобол", Алексей Иванов
В очередной раз погрузился в миры одного из лучших российских писателей. И нет, я сейчас не про какого-нибудь Пелевина (которого, однако, люблю и уважаю), Сорокина, Сальникова, Прилепина или, упаси Господь, всяких иноагентов типа Чхартишвили, Быкова или Глуховского. Я про великого и неподражаемого Алексея Иванова – пермского краеведа, писателя, сценариста, журналиста, искусствоведа, в бытность нищим студентом успевшего поработать ещё сторожем, учителем и гидом-проводником на родном Урале.
Иванов в современной русской литературе заслуженно считается феноменом – его книги словно принадлежат к самым разным жанрам, отчего маститые критики растерянно разводят руками. Быков даже написал как-то о нём: «Когда Иванов окончательно победит Традиционный Русский Роман, он вытолкнет русскую прозу на глубокую воду новой метафизики и новой смелости». Что бы это ни значило, звучит красиво, однако.
Какой-то актёр из сериала "Кухня" тоже идеально подошёл в каст. Играет Семёна Ремезова, известного сибирского архитектона и изографа.
Знакомство с Ивановым у меня состоялось ещё в детстве, когда в руки попала его знаменитая книга «Сердце Пармы», по мотивам которой в Перми вот уже который год проводится этнофутуристический фестиваль «Зов Пармы». Книжку я тогда успел прочесть наполовину, потом у меня её забрал владелец, но в памяти отложилась своя, особая и неповторимая атмосфера – вот ты будто бы читаешь про своих, родненьких русских людей, которые такие же, как ты, и проблемы у них столетия назад были зачастую те же, что у тебя; однако живут они не просто в Средневековье, а на непокорённых ещё территориях дикого Урала, на настоящем фронтире между язычеством и христианством, между русским миром и диким миром вогулов и остяков.
Книгу я в более взрослом возрасте, конечно, нашёл и прочитал полностью. Прочёл также «Географ глобус пропил» и «Общагу-На-Крови», а сейчас вот взялся за исторический роман в двух частях под названием «Тобол».«Тобол» я, к слову, тоже прочитал в своё время наполовину, но потом забросил, поскольку был на вахте; позже электронный вариант затерялся. Сейчас же перечитываю и сам на себя матерюсь за то, что не распознал тогда настоящего шедевра.
Никак иначе, кроме как шедевром, книгу назвать сложно. Не знаю уж, сколько исторических источников пришлось выкурить Иванову для написания, но это поистине титанический труд; я сам на подобный подвиг точно неспособен. Кстати, сразу оговорюсь – ни в коем случае не смотрите экранизацию от российских киноделов. Она настолько дрянная, что вам может показаться, будто книга такое же говно. Но книга отличная.
(Хотя вы можете глянуть фильм просто ради короткой роли Дмитрия Дюжева – он внезапно до одурения похож на Петра Первого, и внешностью, и неординарным поведением).
Больше всего меня зацепило, что действие происходит в моей родной Сибири – например, зная о том, что у меня в родове есть предки-поляки и ссыльные шведы, я с удовольствием читал о приключениях шведских подданных в холодном и негостеприимном Тобольске. Если и впрямь где-то там у меня в родовом древе затесался швед, то, быть может, симпатичный персонаж Табберт фон Сталенберг и есть он? Хотя это так, просто фантазии :)
Плюсом могу пообещать, что после прочтения у вас останется в памяти много полезной информации о России петровской эпохи – и о войне со шведами, и о покорении Сибири, и о таких значимых людях того времени, как князь Матвей Петрович Гагарин или тобольский изограф-строитель Семён Ульянович Ремезов. Да тут чего и кого только нет! На одной странице вы читаете о китайском посольстве и джунгарах-степняках; на другой о житье-бытье остяков-язычников; на третьей уже о судьбе ссыльных шведов, отправленных в сибирскую глушь после проигранной войны. Вдобавок тут и китайцы, и татары, и казаки, а плюсом ещё и староверы-раскольники – всё вперемешку, смешались люди, кони, однако так оно и было, подобное столкновение культур описано вполне органично. Временами упоминается мой родной Иркутск (где Матвей Гагарин служил одно время воеводой) и даже далёкий забайкальский Нерчинск, бывший в те времена важным торговым постом рядом с Китаем. Действие переносится из Санкт-Петербурга, где своенравный русский царь строит корабли и остригает бороды боярам, в Тобольск, где такой же властный самодур, а по совместительству сибирский губернатор Гагарин (который в предыдущей главе лебезил перед самодуром Петром Алексеевичем) уже и сам ведёт себя подобно царю – разве что корабли не строит, зато явно не страдает хоть какой-либо рефлексией и слыхом не слыхивал о комплексе неполноценности. Хотя человек он, судя по всему, был всё-таки неплохой и подобной судьбы не заслужил. Но что поделать, время такое.
Иванов столь щедро насыпает истории и географии, что местами, обнаружив совсем уж удивительное, я лез во всемогущий гугл и удивлялся – а ведь и впрямь, всё описанное наиправдейшая правда, в отличие от «Сердца Пармы», где писатель реально в нескольких местах откровенно натянул сову на глобус. Впрочем, и времени между написанием «Сердца» и «Тобола» прошло немало, чувствуется, что Иванов весьма поднаторел и стал ещё более щепетильным к источникам. Вставляемые им в историческую книгу фэнтези-элементы уже таковыми не ощущаются, и вполне себе верится, что маленькая остячка Айкони могла совершить колдовской ритуал и приворожить себе жениха… Правда, приворожила-то в итоге не того, кого требовалось. Ой, простите за маленький спойлер.
В общем, вот этот двухтомный исторический талмуд под названием «Тобол» я смело рекомендую всем от мала до велика – и читается крайне интересно, и полезно для расширения кругозора, и почерпнёте немало нового об истории собственной страны. Обещаю, вы не разочаруетесь.
Обложка у книги так себе, поэтому прикреплю к посту скриншоты из экранизации. Хоть фильм и говно, но кадры таки красивые, аутентичные.
_____________
Больше подобных постов в моём сообществе ВК: https://vk.com/ai_taasou