Тиличики, 1914 год:
"Утром 23 февраля после литургии был совершен крестный ход к языческому священному месту — апапелю, где язычники-коряки почитали присутствие невидимой силы божества и для его умилостивления приносили жертвы в виде убитых собак, оленьего мяса, рога, жира, табака и пр.После бесед и молитв во время съезда коряки Иоасафовского села решили раз и навсегда оставить почитание апапеля и уничтожить его. На этом месте была в то утро устроена арка с надписью: "С нами Бог". Стоя у апапеля, я спросил язычников-коряков:— Что это такое?
— Это наш апапель, где мы умилостивляем злого духа.
— А это что такое? — спросил я, указывая на церковь.
— Это твой апапель, — отвечали язычники, — где живет добрый дух.
— А для чего же вам два апапеля, может быть, довольно одного?Тогда коряки-язычники заявили:
— Пусть будет один твой апапель, а наш худой (дурной) нам больше не нужен.Коряки единодушно обещали больше не почитать апапеля, вырыли на этом месте яму, сложили в нее все остатки прежних жертвоприношений, часть их сбросили в море, а на месте апапеля водрузили святой крест.Закончился съезд праздником, трогательными играми туземцев: гонками на собаках и оленях, борьбой, бегом скороходов и прочими излюбленными развлечениями туземцев. Победителям я раздавал подарки. Вечером были устроены иллюминация, бенгальские огни, ракеты, фейерверк. Надо было видеть восторг и удивление дикарей на этом чудесном зрелище. Их наивная, искренняя радость невольно передавалась и нам.
"Митрополит Нестор "Моя Камчатка: записки православного миссионера"