1424

Техногенные катастрофы #39. Крушение под Эшеде

Серия Техногенные катастрофы

Автор: Даниил Ли.


Хотя в последнее время в рубрике явное засилье ж/д тематики, я всё-таки расскажу про ещё один случай. Кому что говорит дата 3 июня 1998 года? А топоним Эшеде? Уже теплее? В общем, сегодня рассмотрим катастрофу поезда ICE № 884 «Wilhelm Conrad Röntgen».


Intercity-Express – семейство немецких скоростных электропоездов, наподобие японского Синкансэн, французского TGV или южнокорейской KTX. Это первые германские поезда такого типа, их эксплуатация началась в 1991 году. Катастрофа стала крупнейшей в истории скоростных электропоездов и одной из крупнейших ж/д катастроф Германии в принципе. Как и почему это произошло?

Итак, утром 3 июня поезд ICE № 884, носящий гордое имя первооткрывателя Х-лучей, и принадлежавший компании Deutsche Bahn, состоявший из двух головных моторных (BR 401) и дюжины промежуточных прицепных (BR 801—804) вагонов, с 287 пассажирами на борту отправился из Мюнхена в Гамбург. Без пяти одиннадцать, примерно в шести километрах от коммуны Эшеде, на скорости порядка 200 км/час у первого прицепного вагона лопнул бандаж на правом колесе (см. рис.1). Причина – усталостная трещина. Выпрямившийся под действием центробежных сил обломок пробил пол вагона и застрял между сидений. Если кого-то из вас мучал знаменитый вопрос «Что произойдёт, если в поездной унитаз на ходу бросить лом?» – то вы как раз по адресу. Произошло вот что.

Рис.1. Radring - это и есть треснувшая деталь


Подобно пресловутому лому, зловредная железяка принялась для начала расковыривать шпалы. Сорванный в этот момент стоп-кран мог бы спасти множество жизней, но пресловутый немецкий ордунг требовал от кондуктора лично убедиться в наличии проблем. Так что пока он топал из третьего вагона в первый, последняя возможность отделаться лёгким испугом была упущена. Поезд достиг съезда с двумя стрелками, и всё заверте…


На первой, пошёрстной, стрелке, обломок бандажа, подобно монтировке, подцепил и вырвал контррельс, на который, как на вертел, насадился второй вагон. Контррельсом его пробило навылет от пола до потолка и частично снесло с рельс. Сцепка, тем не менее, уцелела, а главное – уцелела тормозная магистраль. Казалось бы, вин – но нет; всё строго наоборот – разрыв магистрали приводит к срабатыванию тормозной системы, которого не произошло. Торчащими за пределы габарита колёсами второго вагона зацепило и перевело вторую, противошёрстную, стрелку (см. рис.2). В итоге, третий вагон, задними колёсами вынесло уже на боковой путь, развернуло диагонально, и он врезался в опору проходившего над путями моста. От удара сцепка, наконец, разорвалась, но было уже поздно: если четвёртый вагон ещё проскочил под рушащимся мостом, то пятый уже зацепило, а шестой попросту расплющило. В раздавленный шестой впилились остальные семь, образовав кучу-малу из перекорёженного металла, бетона и мяса.

Рис.2


Головной и первые три пассажирских проехали по инерции ещё пару километров и остановились. Четвёртый вагон, хоть и не попал под мост, укатился под откос и врезался в деревья. Полураздавленный пятый остался на рельсах в паре десятков метров за мостом. Остальные напоминали забытую на солнцепёке коробку пластилина.

Здесь хорошо виден мост, четвёртый вагон в кустах, расплющенный пятый и мессиво из остальных


Поскольку крушение произошло практически в черте населённого пункта, помощь подоспела почти сразу. Первые пожарные расчёты прибыли менее, чем через десять минут, чтобы охренеть от увиденного и запросить подмогу. В итоге к месту аварии стянули службы со всей округи, вертолёты, тяжелую строительную технику и даже танки, которыми растаскивали обломки (есть ли на свете такая проблема, которую немцы пытались бы решить без помощи танков?). Спасы и разбор завалов продолжались около двух суток, мешанина была реально жуткая.


В катастрофе погибло 99 пассажиров и два работника путей, сметенных терпящим аварию составом. 88 человек получили ранения. Больше всего повезло пассажирам первых трёх вагонов – там не погиб никто.

Начавшееся следствие установило возможную причастность к аварии двух сотрудников технического персонала Deutsche Bahn и инженера фирмы Vereinigte Schmiedewerke, изготавливающей шины для поездов. 8 мая 2003 им присудили по 10 000 евро штрафа. После катастрофы Deutsche Bahn провела техническое переоснащение всего парка ICE, ужесточила правила и частоту техосмотра, ввела ультразвуковой контроль шин поездов.

Автор: Даниил Ли.

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_236062

Живой список постов, разбитый по эпохам


Подпишись, чтобы не пропустить! Следующая техногенка будет завтра около 10:00 по МСК.

Все остальные техногенки здесь: pikabu.ru/@Cat.Cat/saved/1426045

Лига историков

19.6K пост55.3K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества