Таксидермист.Антология рассказов Ярослава Гжендовича
До того, как судьба связала меня с данной книгой, с произведениями автора я был прежде не знаком. И вообще не собирался читать данную антологию, но на совместных чтениях была выбрана именно она. Разочаровался ли я этим выбором? Не совсем, но обо всем по порядку.
Сборник состоит из тринадцати рассказов, семь из которых очень коротки. Это рассказы: «Хобби тетки Констанции», «Премия», «Необходимая оборона», «Деликатесы Восточной кухни», «Празднество в Венеции», «Таксидермист» и «Третий Николай». Специфика этих рассказов обуславливалась тем, что они написаны для журнала «Факт», где были необходимы коротенькие истории с неожиданным концом. Расписывать каждый нет особого смысла. У каждого одна и та же концепция: завязка и неожиданная развязка. Исключением будет «Третий Николай»: он написан как добрая сказка для рождественского номера журнала.
Данные рассказы играют злую шутку для антологии, ибо, когда ты читаешь первый рассказ, концовка тебя удивляет и забавляет. Но начиная со второго ты уже знаешь, что ожидать от других. Всем коротким рассказам я бы поставил 7 из 10.
И к более крупным рассказам:
«Часовщик и охотник за бабочками». В будущем поняли, как путешествовать во времени и открыли для себя что с таймлайном что-то неладно. Его, попросту, как будто бы и нет. Главного героя отправляют в прошлое заниматься восстановлением, однако не всё так просто. Рассказ имеет пару ярких персонажей: это еврей, детектив с характерным акцентом и киллер Абацкий. Главный герой не запомнился вообще. Концовка вышла смазанной и пахнет роялем в кустах, как будто бы автор не «дожал» историю. Сам писатель упоминает, что рассказ у него никак не получался, пока он не придумал двух вышеуказанных персонажей. 6 из 10.
«Буран метет с той стороны». Рассказ, концепцию которого я уже видел у братьев Стругацких. Два человека. Из двух разных непохожих и одновременно похожих миров. Их невозможная встреча состоялась, и они ведут диалог, пытаясь понять где они и не сошли ли с ума. Упоминание ГУЛАГа и присутствие Зон на каждом шагу, в пространстве размером с Францию, присутствует. Если абстрагироваться от натянутых диалогов, рассказ вышел неплохим, на тему «Что, если…». Рассказ посвящен Киру Булычеву, в момент смерти которого рассказ и писался. Далее цитата автора: «Это рассказ о хороших русских. В фантастической среде их очень много. Встречи с ними всегда заканчиваются водкой и долгими разговорами, а потом на ум приходят размышления: как общество, порождающее столь симпатичных людей, одновременно способно породить столь неприятное государство? Появляется тоска о России, такой, какую мы хотели бы иметь в качестве соседа. Великой и богатой, но дружественной, без имперских амбиций. В чем-то похожей на Канаду. Я встречал немало хороших русских, но прежде всего – Кира Булычева. Как раз тогда, когда я заканчивал «Буран…», пришло известие о его внезапной смерти. У меня не было иного выхода, кроме как посвятить ему этот рассказ. Надеюсь, что, где бы он теперь ни был, ему понравилось. Отряхнув по прошествии многих лет рассказ от пыли, я обнаружил, что достаточно зашпаклевать самые большие щели, подкрутить винты – и он как-то работает и дальше.»6 из 10.
«Поцелуй Луазетты». Действие происходит во время одной из Французских Революций. Палач с семьей ездит из города в город и казнит людей своей любимой гильотиной по имени Луазетта, названной в честь какой-то умалишённой маньячки. Рассказ об одержимости своим ремеслом и содержит одну интересную мысль, что зло неискоренимо, даже если ты его физически уничтожаешь. Правда, эта мысль абстрактна и более глобальна. Рассказ мистический. Наш палач не так прост - он умеет видеть вину виновного, переживая некоторые события или чувства виновника. И этот дар с ним сыграет злую шутку. Для написания этого рассказа, автор, как он сам пишет, погрузился в матчасть устройства гильотин и всего подобного, однако в рассказе он подробно устройство машины не расписывает. Сцена в замке безумного аристократа самая запоминающаяся.8 из 10.
«Farewell Blues». Тут уже фантастика про визитеров. Прилетели инопланетяне и предлагают куда-то людям улететь в хорошее место, и они им в этом помогут. На Земле правит антиутопический режим, где людям многое запрещено. Герой от этого страдает и соглашается улететь. Сам автор указывает, что во время написания этого рассказа, образ поляка ассоциировался с эмиграцией - все уезжали или собирались. Отсюда и весь мотив ложится под «прощальный блюз». Концовка, зная уже специфику антологии, предсказуема, но путь к ней был весьма хорош. Сцена драки с соседом - моё почтение. 6 из 10.
«Выходные в Осэкозе». Хм. Социалистическая антиутопия, доведенная до абсурда с ЛГБТ, радикальным феминизмом и ему подобными веяниями. Осэкоз - это особая экономическая зона, откуда родом наш герой, который приезжает навестить мать и сестру из более развитой экономической зоны (капиталистической или просто адекватной), в которую слинял в свое время. По сути, Осэкоз существует ради дешёвой рабочей силы, которая работает на производстве для других зон. В Осэкозе правит бал всё то, что мы называем «повесточкой»: мужчин там документально нет, есть мужские особи, которые поголовно геи и так далее. Переизбыток толерантности к одним и жесткое неприятие других. Трудовые лагеря так же присутствуют. Задумка хороша, исполнение тоже. Рассказ вызвал неподдельные эмоции. Отдельно можно сказать, что более отталкивающего персонажа как брат ГГ, я давно не видел. 7 из 10.
«Волчья буря». Я бы сказал, амбассадор данной подборки, хоть она и называется не в честь данного рассказа. Рассказ о хороших немцах и не очень на подводной лодке времен Второй Мировой войны. Скорее повесть, чем рассказ. Действие начинается в сентябре 1944 г. Первую половину рассказа я бы сократил: человек, который не особо понимает принципы действия многих элементов подлодки, прошел бы несколько моментов стороной. Но те, кто интересуется, мимо не пройдут. Зачем было изучать гильотины в рассказе, где ты особо ничего о них не рассказал и расписывать матчасть о подлодке, где многие элементы тебе неизвестны? Зачем кочегары на подводной лодке, образца 1944 года? В любом случае, если пройти первую половину рассказа, дальше начинается самое интересное, но каждое слово будет спойлером. Скажу лишь то, что концовка становится ясна ближе к концу, а для данной антологии это уже плюс. Как говорится, наци и хтонь присутствует.7 из 10.
Итог. Я не разочаровался. Хоть многие рассказы были предсказуемы, но если бы я их встретил в разное время и не в рамках сборника, то они явно принесли бы больше удовольствия. Ярослав Гжендович пишет очень хорошо, язык замечательный. Но вот сюжеты из разряда «начал за здравие, закончил за упокой». И вряд ли я буду знакомиться с произведениями этого автора далее.
Если оценивать, то 6 из 10 или 3 из 5.
Спасибо, что дочитали.
Источник: Мой телеграм канал.


Книжная лига
28.2K постов82.1K подписчиков
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.