Святые отцы?
Часто по телевизору показывают, как приезжает какой-то важный духовный лидер — во дворе храма уже собралась огромная толпа. Все оживают, когда подъезжает машина, священники бегут встречать, кланяются, а за ними и вся толпа склоняется перед вышедшим человеком. Каждый старается поцеловать ему руку, поймать взгляд. Эти картинки очень похожи на средневековое раболепное поклонение папам и патриархам. А как это было в первой христианской церкви? Что Библия говорит о роли и полномочиях пастырей? Как к ним относиться и какой почёт оказывать?
Давайте посмотрим, что об этом говорит Библия.
Пётр пишет всем верующим: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).
Он же обращается к пастырям: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых… пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду… Также и младшие повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:1-5).
Павел наставляет Тимофея о качествах епископа: он должен быть непорочен, муж одной жены, трезв, целомудрен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не драчун, не корыстолюбив, хорошо управляющий своим домом и детьми. Не новообращённый, чтобы не возгордился (1 Тим. 3:2-6).
Ещё советует: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15).
Бог через пророков строго предупреждал плохих пастырей: «Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! …Вы рассеяли овец Моих… вот Я накажу вас за злые деяния ваши» (Иер. 23:1-2). «Ибо пророк и священник — лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их» (Иер. 23:11). Они преданы корысти, действуют лживо, говорят «мир, мир», когда мира нет (Иер. 6:13-14). Жертвы и ладан Богу не нужны, если люди живут неправедно (Иер. 6:20). Не надейтесь на «храм Господень», если притесняете слабых, крадёте, убиваете, прелюбодействуете, а потом приходите в храм и говорите «мы спасены» (Иер. 7:4-11).
Из этого можно сделать несколько выводов. Библия не делит христиан на мирян и духовенство — все верующие являются царственным священством. Нет титулов вроде папы, патриарха, митрополита — только пресвитеры, пастыри. Пастырям разрешено иметь семью. Церковь не владела землями, не занималась политикой. Пастыри не должны господствовать над людьми, а подавать пример. Звание пастыря не гарантирует спасения или особой близости к Богу.
Как же церковь так сильно изменилась?
Историк Эдуард Гиббон в своей знаменитой книге «Закат и падение Римской империи» описывает раннюю церковь так: общее богослужение вели епископы и пресвитеры — сначала это были равные должности. Пресвитер значит «старец» по мудрости, епископ — «надзиратель». В каждой общине несколько таких пресвитеров руководили вместе, с равной властью и по согласию (Гиббон Э. Указ. соч. Т. 2, с. 50). Позже епископ стал главой совета пресвитеров, но сначала он был скромным, без пышности, избирался всей общиной (там же, с. 51). Церковь держалась принципа священства всех верующих, служителей выбирали голосованием, все рукоположенные были равны.
Но со второго века всё начало меняться. Появились провинциальные соборы, где епископы собирались в главном городе провинции, и их власть сильно выросла. Они стали называть себя наместниками Христа, преемниками апостолов (там же, с. 52-53). Пресвитеры и общины протестовали, но епископы стали независимым классом, выборы отменили (там же, с. 53-54).
Потом и среди епископов появилось неравенство — на соборах выбирали постоянного председателя, митрополита. Митрополиты начали бороться за власть. В крупных городах — Антиохии, Александрии, Константинополе, Риме — появились патриархи. Римский епископ получил титул папы и великого понтифика. Этот титул пришёл из языческого Рима и даже из Вавилона — там понтификом звали верховного жреца, «строителя мостов» между землёй и духами (Религии мира. Т. I, с. 160).
На Западе папа стал выше государства, на Востоке патриарх зависел от императора. Императоры Византии носили титул «святой», входили в алтарь, решали вопросы веры, назначали патриархов (Дашков С. Б. Императоры Византии, М.: Красная площадь, 1996, с. 21). В России Пётр Первый вообще упразднил патриаршество, ввёл Синод как министерство, а Сталин в 1944 году разрешил снова избрать патриарха.
В пятнадцатом веке в Праге два художника поставили на площади картины: на одной — Христос въезжает в Иерусалим кроткий, на ослице, в простой одежде, с бедными учениками; на другой — папа в роскошных одеждах, с тиарой, на украшенной лошади, с трубачами и кардиналами. Люди были потрясены контрастом между смирением Христа и гордостью Его «слуги» (Уайт Е. Великая борьба, К., 1993, с. 89). Не похоже ли это на сегодняшние пышные приезды духовных лидеров?
К чему привело это отступление?
Во-первых, появился привилегированный класс духовенства, якобы ближе к Богу, чем простые люди.
Во-вторых, церковь стала политической силой — в средние века и сейчас.
В-третьих, простых верующих отстранили от служения, особенно от проповеди.
В-четвёртых, мирян долго не допускали к Причастию.
В-пятых, создали сложную иерархию, чуждую Библии.
В-шестых, ввели целибат — обязательное безбрачие для духовенства (Григорий VII в одиннадцатом веке, окончательно к тринадцатому, подтвердил Павел VI в 1967 году).
В-седьмых, священники стали отпускать грехи на исповеди (введено в 508 году).
В-восьмых, объявили папу непогрешимым — догмат 1870 года на Ватиканском соборе (История христианства, с. 346). Кто не согласился — отлучили.
В-девятых, появилась инквизиция против инакомыслящих.
В-десятых, изменили десять заповедей на соборах, объявив решения отцов непогрешимыми — поставили человеческий авторитет выше Божьего.
В-одиннадцатых, заменили изучение Библии обрядами.
Мы следуем этому ложному учению, когда считаем кого-то из людей непогрешимым и преклоняемся перед ним; думаем, что соборы и лидеры могут отменять заповеди Бога; полагаем, что служить Богу могут только священники; верим, что обряды спасают, забывая слова Христа: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Библия зовёт всех верующих священным родом и учит повиноваться прежде всего Богу.
