3

Советские клятвы

Обществу в любое время свойственен институт обещаний. Это устный договор, в котором одна сторона обязуется выполнить в будущем некое действие для другой стороны. Важность подобного договора заключается в том, что стороны настолько доверяют друг другу, что никаких официальных заверений не требуется. Достаточно чтобы обещающий сказал нужные слова.


Сейчас это кажется очень смешным, но в моём детстве обещание было не пустым звуком. Да, можно было пообещать и не сделать, но ты рискуешь стать изгоем, вплоть до бойкота, особенно, когда обещание было дано перед группой людей.


Если ситуация складывалась критическая для одной стороны, в ход шла клятва. Она применялась редко и только в исключительных случаях, когда ты понимал, что если не клятва, то результата тебе не видать. Клятва использовалась как последний (или единственный) рычаг давления на ту сторону, которая должна была её дать.


И даже в этой исключительной мере обещаний были градации.


Когда я ходил в детский сад, а потом и в 1-2 класс школы, применялась клятва «честное октябрятское». Даже ещё будучи детсадовцами, мы все понимали её силу. А уж когда мы вступали в группы октябрят и вешали значки с молодым Ульяновым на грудь, подобная клятва становилась гораздо значимей.


Следующей по весомости было «честное пионерское». Не имело значение, был ли ты октябрёнком, пионером или даже взрослым, после такой клятвы можно было идти спать спокойно – человек, который дал её, выполнит своё обещание на сто процентов.


Но была клятва, могущество которой не победить было даже Саурону, и звалась она «честное ленинское». Отличалась она тем, что если уж ты просишь её, значит ты максимально в отчаянии, буквально прижат к стенке. Просьба о такой клятве применялась исключительно как акт последней надежды, когда по сути ты сам себя уговаривал поверить человеку, ленинскую клятву которого ты просил.


Вот, например, как мама буднично пишет о том, что я с неё требую ленинскую клятву, что она вернётся в лагерь, когда пообещала. А тогда это был для меня крик отчаяния, по сути ультимативная просьба выполнить данное ей обещание.

Советские клятвы