Самая сильная девочка в мире
В лице «Пеппи» Такахаты-Миядзаки-Котабэ
Тестовый набросок для Пеппи Длинныйчулок (представленный в книге «Призрачная Пеппи Длинныйчулок»)
В 80-х Такахата и Миядзаки превратили студию Ghibli в творческий феномен, а Котабэ, присоединившись к Nintendo, сыграл ключевую роль в создании дизайна Марио и Боузера. Их работы стали известны по всему миру.
Но задолго до этого, в 1971 году, Такахата пытался адаптировать «Пеппи Длинныйчулок» в японский анимационный сериал. Были созданы тестовые сценарии, рисунки и анимации, но автор книги, Астрид Линдгрен, отказалась от предложения, и проект так и не был завершен.
Тем не менее, Пеппи оставила след в других проектах команды, таких как «Хайди: девочка Альп» (1974) и «Ведьмина служба доставки» (1989). Сохранившиеся эскизы и документы позволяют заглянуть в начало пути Такахаты и Миядзаки.
Сегодня мы рассмотрим, какой могла быть «Пеппи» и что еще она может нам рассказать. Приятного чтения!
Пеппи стремилась «освободить умы детей».
В книгах она изображена как «самая сильная девочка в мире», которая может поднять лошадь одной рукой. У неё есть дом и чемодан с золотом, что делает её абсолютно независимой. Как отмечал Такахата, Пеппи обладает силой взрослого человека (и даже больше). Для неё мир — это игровая площадка, где возможно всё.
Анимация историй о Пеппи была направлена на передачу этой энергии детям. Однако, несмотря на детскую аудиторию, подход к проекту не был упрощённым. Как и в других фильмах студии Ghibli, в этот сериал было вложено много усилий. Миядзаки был особенно вдохновлён идеей работы над «Пеппи», видя в этом возможность создать нечто особенное. «Я чувствовал, что есть надежда», — вспоминал он.
Но в то время Миядзаки ещё не был тем великим режиссёром, каким стал позже. «Пеппи» не был его личным проектом, и сами книги не особо его увлекали. Весь фокус был на Такахате, или «Паку-сане», как его называли друзья.
Я надеялся, что Пак-сан сделает содержание захватывающим, — сказал Миядзаки. — А я просто хотел создать подходящий мир для этого проекта.
Несколько набросков Миядзаки для Пеппи (представленные в книге «Призрачная Пеппи Длинныйчулок»)
Дизайнерские работы Миядзаки для дома Пеппи (представленные в книге «Призрачная Пеппи Длинныйчулок»)
За несколько лет до начала работы над проектом Такахата переживал профессиональный кризис, и для него «Пеппи» стала возможностью вернуть свою карьеру на прежний уровень.
Всё начиналось весьма успешно. Такахата присоединился к ведущей токийской анимационной студии Toei Doga в 1959 году. Несмотря на то, что он не умел рисовать, у него был талант к режиссуре, и он работал помощником режиссёра в фильмах, таких как «Маленький принц и восьмиглавый дракон» (1963). В итоге он самостоятельно снял значимый фильм «Хорус: Принц Солнца» (1968).
Этот фильм сильно повлиял на дизайнера персонажей Ёйти Котабэ. «Хорус» показал ему, что «анимация может создавать миры, которые кажутся почти реальными». Такахата и его команда, включая Миядзаки в роли главного художника, создали мир, который ощущался живым. Как сказал Котабэ:
«Хорус: Принц Солнца» был первой режиссёрской работой г-на Такахаты, и он вложил в неё всю свою душу. Он глубоко размышлял о своих целях, о том, что хочет передать, и о психологических аспектах. [...] И, стремясь соответствовать его ожиданиям, я сам обрёл уверенность.
Предложение от студии A Production
Однако «Хорус» вышел за рамки бюджета и сроков, что привело к его провалу при релизе. Это подорвало репутацию Такахаты, и в студии Toei Doga ему запретили руководить проектами. Позже Миядзаки признал, что это решение было оправданным, учитывая обстоятельства.
Прошло несколько трудных лет, и неожиданно Такахата получил предложение снять «Пеппи Длинныйчулок».
Предложение поступило от студии A Production, которая в конце 60-х выпустила успешный сериал о муми-троллях, вызвавший зависть у сотрудников Toei, так как проект был основан на детской литературе, а не на комиксах. «Это было настоящим событием для нас», — вспоминал Миядзаки. Студия предложила Такахате снять шоу по книгам о Пеппи.
Решение было непростым, так как Такахата был важным творческим лидером в Toei Doga и должен был взять с собой доверенных друзей-художников, так как сам не рисовал. Тем не менее, он решил уйти и убедил Миядзаки и Котабэ присоединиться к нему. «Я чувствовал, что для создания чего-то значимого мне нужно быть с ним», — позже признался Миядзаки.
В 1971 году они ушли вместе, чтобы работать над «Пеппи» в атмосфере неопределенности, волнения и недоброжелательности.
Ранние эскизы персонажей Йоичи Котабе (верхний ряд) и его более законченные дизайнерские работы (нижний ряд) (представленные в книге «Призрачная Пеппи Длинныйчулок»)
В проекте «Пеппи Длинныйчулок» участвовали всего три человека
Наш подготовительный этап был коротким, но чрезвычайно значимым, — вспоминал Миядзаки.
Работа шла быстро, и каждый сосредоточился на своем. Такахата разрабатывал характеры и философию Пеппи, а также создал подробный сценарий. Миядзаки, вдохновленный идеями Такахаты, работал над визуальным миром, создавая концепты ключевых сцен и локаций. Котабэ занимался разработкой персонажей и тестовой анимацией.
Такахата продолжал развивать идеи, заложенные в «Хорусе», создавая мир, который ощущался реальным. Однако «Пеппи» имела другой характер. В 1971 году Такахата описал сериал так:
Главное — Пеппи утверждает своё существование ярко и живо, без иронии. Она дарит смех, мечты и чудеса, помогая детям вырваться из повседневности и наполняя их жизнь радостью. Это и есть цель. В сериале важно показать повседневную жизнь Пеппи, её игры и необычные поступки, а также создать персонажей, представляющих взрослую логику и здравый смысл, которые противопоставляются Пеппи.
Ключевые моменты работы команды
Такахата считал, что успех сериала зависит от его реалистичности и сосредоточенности на повседневных деталях.
В 1971 году он отметил, что такие детали необходимы, чтобы «сделать Пеппи живой и настоящей для детей» и оживить её мир. Он предложил несколько ключевых моментов для команды:
Мы не должны избегать показов обычных действий, таких как снятие обуви, повседневные манеры или работа по дому. Напротив, это должно стать одной из главных тем. Нужно не только показывать намерения Пеппи, но и тщательно передавать процесс её действий, чтобы это было интересно и весело.
Анимация теряет смысл, если она просто отображает реальность. Показ эксцентричного поведения Пеппи должен усиливать выражения и эмоции, чтобы вдохновлять детское воображение и передавать радость игры и открытий.
Могут ли люди почувствовать реальность, если жесты и эмоции выглядят механически? Если Пеппи не будет по-настоящему живой, красивые моменты не будут казаться красивыми, а радостные — радостными. Только захватывающая история сможет удержать интерес зрителей, особенно детей.
Такахата подчеркнул, что сериал «Пеппи» не столько о сюжете или конфликтах, сколько о жизни.
Пеппи жила сама по себе, ухаживая за лошадью и обезьянкой. Её необычный дом, спроектированный Миядзаки, выделялся среди других. Всё в жизни Пеппи контрастировало с обычной жизнью её соседей — Томми и Анники, их родителей и города.
Энергия Пеппи была заразительной, но сериал также затрагивал её одиночество после потери родителей. Хотя её мать умерла, Пеппи продолжала с ней разговаривать, находя в этом утешение. Этот психологический аспект, перенесённый из «Хоруса», делал Пеппи более реальной и глубокой.
Смотрите слева направо: серия сюжетных зарисовок Миядзаки, показывающих распорядок дня Пеппи (представленные в книге «Призрачная Пеппи Длинныйчулок»)
Поездка Миядзаки
Когда проект «Пеппи» начался, Миядзаки ещё не был в Европе и планировал создать мир сериала без исследований. Однако он всё-таки решил поехать в Швецию.
Это был необычный шаг. Как позже отметил журнал Animage, «даже недельная поездка за границу была редкостью в мире аниме того времени».
Хотя Такахата хотел поехать, не смог, а Котабэ отказался, посчитав это не своей задачей. В итоге решили, что Миядзаки лучше всего подойдёт для этой поездки, поскольку он думал не только о визуальной части, но и о проекте в целом. Когда началась подготовка, Миядзаки отправился в Швецию с Ютакой Фудзиокой, чтобы получить одобрение Астрид Линдгрен и впитать атмосферу страны.
Позже Миядзаки признался:
Я думал, что смогу изобразить Европу, не побывав там. Но когда оказался на месте, почувствовал всю глубину реальности. Я понял, что восприятие меняется в зависимости от того, где находишься.
Миядзаки использовал детали из этой поездки в своём искусстве, включая здания, людей и даже еду. Котабэ отметил:
Он запомнил форму сыра и салями, которые пробовал там, и детально рисовал сцены еды.
С тех пор у Миядзаки появилась особая любовь к изображению пищи.
Проект также впитал другие европейские влияния. Миядзаки вдохновлялся русским искусством Ивана Билибина для создания фонов, а эскизы Котабэ были частично вдохновлены советским мультфильмом «Малыш и Карлсон». Всё это помогло создать уникальный стиль для японского телевидения.
«Пеппи» обещала быть успешной, но так и не была реализована.
Тестовые кадры и фоны, созданные для демонстрации сериала (представленные в книге «Призрачная Пеппи Длинныйчулок»)
Итоги поездки
В Швеции встреча с Линдгрен так и не состоялась — она сообщила, что устала. Японская команда вернулась ни с чем. Вскоре стало ясно, что Линдгрен не одобрила сериал, и проект был отменён.
Мы были в шоке», — вспоминал Котабэ. «Мы ушли из компании ради этого проекта, а он не состоялся.
Без плана они начали работать над другими телешоу, такими как «Люпен III» (1971–1972), но это их не вдохновляло. «Пеппи» была мечтой, а новые проекты — нет.
Позже Такахата и Миядзаки признали, что «Пеппи Длинныйчулок» мог бы не стать удачным проектом. Хотя идеи были отличными, они были слишком амбициозными. Такахата отметил: «Мы не были готовы профессионально для такой задачи». Возможно, сериал бы не выдержал производства.
В итоге, идеи из «Пеппи» воплотились в проекте «Панда! Вперед, Панда!» (1972) и повлияли на «Хайди: девочка Альп» (1974), который стал первым настоящим успехом трио. «Хайди» развивала идеи повседневной жизни, начатые в «Пеппи».
Такахата считал «Пеппи» «первым шагом»
в своём подходе к изображению фэнтези
Хотя Миядзаки утверждает, что «Хорус» был началом этого подхода, «Пеппи» добавила конкретику. Переход от «Хоруса» к «Моему соседу Тоторо» был значительным, но переход от «Пеппи» к «Моему соседу Тоторо» кажется более плавным.
Хотя многие проекты кажутся разрозненными, «Пеппи» стала ядром чего-то значимого, сохранив свой дух даже после отмены. Читая сценарии и арт-материалы, ощущаешь, как шоу оживает. Эти черты отражаются в последующих работах Такахаты и Миядзаки. В конце сценария Такахаты мы читаем:
Лицо Пеппи немного странное. Ее носик дергается, и она бормочет — «Почему-то мне кажется, что мама сегодня переживает за меня… Вот что это такое — она беспокоится!» Она встает в корыте и, не вытирая ног, легко бежит открывать дверь.
ВИЛЛА ВИЛЛЕКУЛЛА, ЭКСТЕРЬЕР
Она выбегает, встает под окном, смотрит на небо и кричит — «Не переживайте за меня! Я всё контролирую!» Голос Пеппи поглощает высокое, широко открытое звездное небо. Ее ясные глаза очаровательны, когда она смотрит вдаль.
Набросок сцены, разработанный Миядзаки для описанного выше эпизода
Статью подготовила Регина Шарафиева специально для AnimationClub