Революция день за днем. Агитационное.
Спасибо вам за подписку на мой профиль! Продолжаю серию исторических заметок к столетию октябрьской революции. В преддверии Корниловского выступления сегодня немного экспериментальная заметка. Про агитацию. Понимаю. Это пост будет скорее интересен узкому кругу читателей, но спешите отписываться, скоро будет основательный рассказ о Корниловском выступлении.
Почему агитация большевиков была эффективной? Есть простой пример отвечающий на вопрос. Возьмём две заметки, примерно в один период времени. Одна из популярной Московской газеты другая из большевистской. В дни взятия Риги и перед Корниловским выступлением каждая газета считала свои долгом подвести итог первых месяцев после революции.
Лично мне наиболее примечательной и разжигающей беспокойство у обывателей, показалась заметка из "Московских Ведомостей" Публикую в обрезанном виде так как публицист считал своим долгом буквально залить водой заметку, видимо оплата шла за количество символов. Заметка опубликована в газете "Московские Ведомости" №187 от 26 августа 1917 года. От большевиков взята передовица из газеты "Пролетарий" №2 от 15 августа 1917 года. В посте будет второй.
Первый абзац Московской заметки это пример воды, далее по существу.
"Над бездной. Последняя черта!.. Еще один шаг -- даже и не шаг, а одно только движение -- и мы все, вся Россия низвергнется в бездну. Уже одна нога наша висит над нею, уже корпус наклонился вперед. Только слепой инстинкт побуждает нас другой ногой цепляться за клочок твердой земли.
...
Кто дал толчок, первый толчок, повлекший под гору нашу армию? -- Совет рабочих и солдатских депутатов. Кто же должен остановить падение? -- тот же кто и был причиною. Как? -- но не всё ли равно как!.. Своею грудью, трупами? -- хотя бы и так.
...
Приказ №1 одним ударом уничтожил дисциплину. Он поселил глубокое недоверие в сердцах солдат против офицеров. Митинговые ручьи разожгли недоверие в ненависть. Под флагом классовой борьбы стала проповедоваться ненависть простонародья к интеллигенции. Результат этой проповеди, низкой угодливости самым подлым инстинктам черни на лицо. Мы сейчас видим их. Я знаю были попытки объяснить катастрофу влияниями извне, посторонними действиями. Говорили также что пресловутый приказ (кстати сказать анонимный!) неправильно понят.
...
Ведь, в самом деле,благодаря гнусной и подлой сходочной демагогии честная интеллигенция и буржуазия, показавшая себя в массе носителями истинно государственного ума, потерпели громадные потери и моральные, и материальные. Они истреблялись перекрестным огнем - и своим,"пролетарским", и немецким. Я не говорю уже о том презрительном ошельмовании, которому подвергался и подвергается еще порядочный интеллигент, не подпевающий в унисон с лаем толпы.
...
Идите на фронт и там удерживайте безумцев. А военачальникам дайте чрезвычайные полномочия для водворения дисциплины и порядка.(Смертная казнь, это было одно из требований Корнилова Временному правительству прим. Kirovetz ) Уничтожьте декларации прав солдат, растоптавшие права командного состава. И на заводах введите железную дисциплину(смертная казнь прим. Kirovetz), чтобы не пропадала ни одна минуту времени. Промедление времени -- прямая гибель.
А мы все объеденимся! Выбросим из своей среды всё недостойной, предательское. поможем родине! Погибнем, но спасём её".
Далее вступительная часть передовицы из большевистской газеты под названием "Два пути"
"Основной вопрос современного положения – это вопрос о войне. Экономическая разруха и продовольственное дело, вопрос о земле и политическая свобода – все это частные вопросы одного общего вопроса о войне.
Чем вызвана продовольственная разруха?
– Затяжной войной, расстроившей транспорт и оставившей город без хлеба.
Чем вызвана финансово-экономическая разруха?
– Нескончаемой войной, высосавшей из России все силы и средства.
Чем вызваны репрессии на фронте и в тылу?
– Войной и политикой наступления, требующей “железной дисциплины”.
Чем вызвано торжество буржуазной контрреволюции?
– Всем ходом войны, требующим новых миллиардов, причем отечественная буржуазия, поддерживаемая союзной буржуазией, отказывает в кредите без предварительной ликвидации основных завоеваний революции.
И так далее, и тому подобное. Ввиду этого разрешить вопрос о войне – это именно и значит разрешить все и всякие “кризисы”, душащие теперь страну. Но как это сделать?
Перед Россией лежат два пути. Либо продолжение войны и дальнейшее “наступление” на фронте, и тогда – неизбежная передача власти в руки контрреволюционной буржуазии для того, чтобы добыть деньги путем внутреннего и внешнего займов. “Спасти” страну в таком случае значит покрыть расходы войны за счет рабочих и крестьян (косвенные налоги!) в угоду русским и союзным акулам империализма.
Либо переход власти в руки рабочих и крестьян, объявление демократических условий мира и прекращение войны для того, чтобы, двинув дальше революцию, передать землю крестьянам, поставить рабочий контроль в промышленности и привести в порядок разваливающееся народное хозяйство за счет барышей капиталистов и помещиков.
Спасти страну в таком случае значит освободить рабочих и крестьян от финансовых тягот войны в ущерб акулам империализма. Первый путь ведет к диктатуре помещиков и капиталистов над трудящимися, к обложению страны тягчайшими налогами, к постепенной распродаже России заграничным капиталистам (концессии!) и к превращению России в колонию Англии, Америки, Франции. Второй путь открывает эру рабочей революции на Западе, разрывает опутывающие Россию финансовые нити, расшатывает самые основы буржуазного господства и очищает дорогу для действительного освобождения России.
Таковы два пути, выражающие интересы двух противоположных классов – империалистической буржуазии и социалистического пролетариата.
Третьего нет."