"Развод" в сервисах. Взгляд изнутри.
Итак, друзья мои, как и обещал в ответ на пост http://pikabu.ru/story/_3711216 пишу свою версию данного аспекта. Так сказать, взгляд с другой стороны баррикад.
Прежде всего, предлагаю разобрать понятие «обман» в условиях нашей темы – ремонте мобильной и компьютерной электроники. Есть такая вот байка - http://pikabu.ru/story/_129194 . Для тех, кому лень читать, ее смысл в том, что человек взял много денег за один удар молотком в нужное место. Пример – приходит человек, молодой парень. У него умер айфон – никакой реакции ни на что – не включается, не заряжается. Ну, первое что приходит в голову – аппаратный рестарт – зажимаем две кнопки и через несколько секунд лицезреем белое яблоко на черном фоне (или черное на белом). Итого – аппарат включается, все работает. «С вас 300 (500, 1000, 100500 кому как наглость позволяет) рублей». «Но за что!? Вы же просто нажали две кнопки! Ничего особенного!» - скажет клиент и будет неправ. Я беру не за то, что нажал нужные кнопки, а за то, что знал какие кнопки нужно нажать. Что мешало этому парню вбить в поисковик симптомы болезни аппарата и почитать многочисленные форумы владельцев Йаблок? Данная проблема встречается довольно часто. Итак, разобрались – взять деньги за несложную операцию попадающую под т.н. know how – это не обман. Так же не обман сбросить Android-устройство с графическим ключом с помощью трех кнопок и рекавери, взять за это малую денюжку. Эта инфа так же гуглится «на раз».
Итак, поехали по пунктам вышеуказанной статьи про обман. Первое – «Работа плюс запчасть». Тут согласен частично – выдавать б/ушную запчасть за новую – не очень хорошо. Гораздо проще сразу сказать клиенту, что, например, дисплей будет б/у, но и стоить будет на 6000, а 5900. Шутка. Ценник может быть самый разный. Но бывают случаи, когда новой детали просто не найти. Или ей ехать через весь земной шар месяцами, или еще ряд аспектов. Но, в любом случае, подобные моменты должны быть согласованы с заказчиком. Кстати, последнее время народ все чаще просит поставить БэУшную запчасть, подешевле. По поводу цены на запчасти – тут кто как хочет так и пляшет. Но, поверьте мне, в убыток себе никто не работает. Кто-то называет цену запчасти по закупке плюс доставка, кто-то умножает ее на два, кто-то на три – опять же зависит от наглости и жадности. Иногда клиент узнает цену запчасти с заменой, разворачивается и уходит. Спустя какое-то время приходит уже с данной запчастью – заказал в интернете, в России или на Али, просит ее просто установить. Мы ее устанавливаем… а она бракованная! Бракованная, Карл! Клиент в ярости – платить не хочет, пену извергает, из глаз лазеры. Но наша-то вина здесь в чем? То, что его запчасть оказалась неисправной - не наша вина. Заказал бы у нас все сразу, такого бы не случилось – поставщики, как правило, без проблем меняют брак сервисам, с которыми долгое время сотрудничают. Да и частенько в стоимость уже включен подобный форс-мажор. Клиенту было бы немного дороже, но без геммора. Опять же ценник на замену какой-либо запчасти может значительно отличаться в зависимости от особенности конкретного аппарата. Например, поменять электретный микрофон на стареньком Самсунге намного проще, чем поменять цифровой микрофон на какой-нибудь Люмии. Таким образом, понятие единый ценник на все одинаковые услуги тут не совсем работает, ценообразование на запчасти так же непростое… Ну, и опять же человеческий фактор играет большую роль. От жадных и глупых людей никто не застрахован.
«Не те запчасти». Это тот случай, когда вместо дисплея на 7' вам в планшетник ставят дисплей на 5.6'. Шутка юмора, сарказм… Давайте, разберемся, какие запчасти те, а какие не те. Понятно, что АСЦ должны ставить только «те», т.е. оригинал. Но, насчет АСЦ я не знаю, никогда там не работал, да и нет их у нас в городе… Поэтому расскажу со стороны своего собственного НеАСЦ-сервиса. Оригинал есть, его можно заказать, но заказывают его редко. В основном снобы, конечно… В большинстве случаев людей прежде всего интересует цена. Чем ниже, тем лучше. Я всегда предлагаю на выбор разные запчасти по разным ценам. 70% выбирают среднюю категорию в соотношении цена-качество, 20% самые дешевые запчасти и совсем немного народу ставят оригинал. Возможно, по другим регионам цифры будут другие. На самом деле, очень редко когда дешманский дисплей на флагманский Самсунг выглядит и показывает так же как оригинал – отличия безусловно есть. И они видны. Поэтому чтобы выдавать копеечный экран за оригинал надо быть или очень самоуверенным или очень сильным или очень глупым. Плавно перетекаем в следующую тему -
«Кража запчастей». Аж передернуло. Главная страшилка – «А в полночь, в новолуние у вас из телефона вынут все хорошие запчасти и поставят свои плохие, негожие!». Думаю, каждый слышал подобное от друзей/родных/друзей родных/родных друзей. Бред. Во-первых, большинство ремонтников берегут свой имидж и мимолетная сомнительная прибыль менее интересна, чем доброе имя на долгие года. Во-вторых, в большинстве случаев, это не так просто – нельзя просто взять и поменять местами процессор, например… Процесс установки микросхем BGA довольно сложен, и просто от нечего делать мало кто будет этим заниматься. Имеет смысл выпаивать элементы с «трупа». Но прежде надо его выкупить у хозяина, иначе в нашем городе можно помимо плохой репутации выхватить и хороших люлей например… Были случаи – мне приносят аппарат после мастерской в Г* (эдакое гетто в нашем городе), а там половины микрух нет. Я так и заявляю владельцу. Он говорит, что там ему сказали, мол аппарат неисправный, можете выкинуть. Помню, недолго те ребята проработали.
«Скупка за бесценок». Помню, лет 5-6 назад работал у меня в мастерской Виктор. Виктор был другом семьи. Виктор сидел на приемке и просто принимал аппараты в ремонт, выдавал их с ремонта, продавал зарядки, делал простенькую диагностику. И покупал, сцуко, аппараты на запчасти. Причем те, у которых села батарея, порван шлейф, или еще что незначительное… Говорил: «Ой-ой-ой! Как все плохо! Это труп. Но я дам вам за него… 100 рублей…» И многие соглашались. Виктор расталкивал батарейки лягушкой, менял шлейфы, прочие несложные ремонты и продавал это все на городском форуме. Был пойман с поличным, с Виктором пришлось попрощаться. Виктор, гудбай! Лично я на запчасти трупы покупаю редко. И недорого. И снимаю с них запчасти. Т.е. не восстанавливаю, а именно разбираю до винтиков. Причина есть – пару раз меня настойчиво приглашали в местное ОВД по поводу продажи мной ворованных аппаратов. Купил труп, восстановил, продал, а он в розыске. Печаль… Поэтому стараюсь подобным более не заниматься. Но знаю людей, кто активно практикует подобное. Осуждаю, конечно…
Диагностика. В начале статьи есть пара слов про диагностику – в нашей мастерской она бесплатная. Обычно достаточно быстрого исследования дабы примерно понять что случилось с телефоном, планшетом или ноутбуком. В 70% случаях диагноз подтверждается. Иногда требуется разборка, подключение к компу, подкинуть какую-нибудь запчасть… Но люди порой сами затрудняют установку причины неисправности – зачем-то врут. «Топили, роняли?» - раньше спрашивал я. «Нет, не топили, не роняли! Вы что!» А внутри все зеленое от окислов, или вообще оторван передатчик. «Да мы не топили, не роняли - так, под дождь попал/в снег упал/сын описал/уронили на ковер/с девятого этажа упал на пуховую перину/проехали катком». Поэтому сейчас я начинаю издалека – «Может быть, попал под дождь? Брали с собой в ванную? Чисто гипотетически предположим, что уронили?» Иногда выстреливает – «Да, я с ним в джакузи лежала» или «Нечаянно упал в стену. Три раза». Это сильно облегчает работу.
Итак, подводя небольшой итог – в сервисе могут обмануть. Но могут и не обмануть. Даже скорее всего. Но как выбрать куда сдать в ремонт свой айфончик после полета с девятого этажа во время сэлфи на крыше? Во-первых, мастерская должна работать долго. Не первый год как минимум. Значит люди дорожат своим именем и держат марку. Цены. Слишком низкие цены это тревожный звоночек. Слишком высокие цены тоже должны насторожить. Сидящий на рынке выходец из довольно таки средней азии предлагающий «аригынальный дисплэй, мамой клянусь» должен вызвать как минимум сомнение. Изучайте форумы, читайте отзывы. Спрашивайте знакомых. Есть такой негласный закон – довольный клиент расскажет трем людям, недовольный – растрепет всем своим знакомым. Нормальные сервисы этого правила придерживаются и стараются быть на уровне.
Ну, и напоследок - многие аппараты не восстанавливаются даже после несильного удара или попадания влаги – платы делают все тоньше, меди в них все меньше, экономия и удешевление, гонка за продажами, впесту качество! Этим страдают как китайские бренды, так и именитые производители. Запас прочности в них очень небольшой. Даже хваленые китайские монстры в резиновых корпусах, которые позиционируются как водо-пыле-пуленепроницаемые все равно боятся воды и ударов. Так, что не надо спрашивать меня какие телефоны лучше. Какие не ломаются? В очумелых ручках наших соотечественников все ломается просто на Ура! Тут больше даже дело случая. Как повезет. Но гарантийный срок почти все проходят. Почти.
Если будут вопросы или дополнения к написанному прошу в камменты. В следующем посте напишу как добыть огонь из фольги и мертвого енота.
Прежде всего, предлагаю разобрать понятие «обман» в условиях нашей темы – ремонте мобильной и компьютерной электроники. Есть такая вот байка - http://pikabu.ru/story/_129194 . Для тех, кому лень читать, ее смысл в том, что человек взял много денег за один удар молотком в нужное место. Пример – приходит человек, молодой парень. У него умер айфон – никакой реакции ни на что – не включается, не заряжается. Ну, первое что приходит в голову – аппаратный рестарт – зажимаем две кнопки и через несколько секунд лицезреем белое яблоко на черном фоне (или черное на белом). Итого – аппарат включается, все работает. «С вас 300 (500, 1000, 100500 кому как наглость позволяет) рублей». «Но за что!? Вы же просто нажали две кнопки! Ничего особенного!» - скажет клиент и будет неправ. Я беру не за то, что нажал нужные кнопки, а за то, что знал какие кнопки нужно нажать. Что мешало этому парню вбить в поисковик симптомы болезни аппарата и почитать многочисленные форумы владельцев Йаблок? Данная проблема встречается довольно часто. Итак, разобрались – взять деньги за несложную операцию попадающую под т.н. know how – это не обман. Так же не обман сбросить Android-устройство с графическим ключом с помощью трех кнопок и рекавери, взять за это малую денюжку. Эта инфа так же гуглится «на раз».
Итак, поехали по пунктам вышеуказанной статьи про обман. Первое – «Работа плюс запчасть». Тут согласен частично – выдавать б/ушную запчасть за новую – не очень хорошо. Гораздо проще сразу сказать клиенту, что, например, дисплей будет б/у, но и стоить будет на 6000, а 5900. Шутка. Ценник может быть самый разный. Но бывают случаи, когда новой детали просто не найти. Или ей ехать через весь земной шар месяцами, или еще ряд аспектов. Но, в любом случае, подобные моменты должны быть согласованы с заказчиком. Кстати, последнее время народ все чаще просит поставить БэУшную запчасть, подешевле. По поводу цены на запчасти – тут кто как хочет так и пляшет. Но, поверьте мне, в убыток себе никто не работает. Кто-то называет цену запчасти по закупке плюс доставка, кто-то умножает ее на два, кто-то на три – опять же зависит от наглости и жадности. Иногда клиент узнает цену запчасти с заменой, разворачивается и уходит. Спустя какое-то время приходит уже с данной запчастью – заказал в интернете, в России или на Али, просит ее просто установить. Мы ее устанавливаем… а она бракованная! Бракованная, Карл! Клиент в ярости – платить не хочет, пену извергает, из глаз лазеры. Но наша-то вина здесь в чем? То, что его запчасть оказалась неисправной - не наша вина. Заказал бы у нас все сразу, такого бы не случилось – поставщики, как правило, без проблем меняют брак сервисам, с которыми долгое время сотрудничают. Да и частенько в стоимость уже включен подобный форс-мажор. Клиенту было бы немного дороже, но без геммора. Опять же ценник на замену какой-либо запчасти может значительно отличаться в зависимости от особенности конкретного аппарата. Например, поменять электретный микрофон на стареньком Самсунге намного проще, чем поменять цифровой микрофон на какой-нибудь Люмии. Таким образом, понятие единый ценник на все одинаковые услуги тут не совсем работает, ценообразование на запчасти так же непростое… Ну, и опять же человеческий фактор играет большую роль. От жадных и глупых людей никто не застрахован.
«Не те запчасти». Это тот случай, когда вместо дисплея на 7' вам в планшетник ставят дисплей на 5.6'. Шутка юмора, сарказм… Давайте, разберемся, какие запчасти те, а какие не те. Понятно, что АСЦ должны ставить только «те», т.е. оригинал. Но, насчет АСЦ я не знаю, никогда там не работал, да и нет их у нас в городе… Поэтому расскажу со стороны своего собственного НеАСЦ-сервиса. Оригинал есть, его можно заказать, но заказывают его редко. В основном снобы, конечно… В большинстве случаев людей прежде всего интересует цена. Чем ниже, тем лучше. Я всегда предлагаю на выбор разные запчасти по разным ценам. 70% выбирают среднюю категорию в соотношении цена-качество, 20% самые дешевые запчасти и совсем немного народу ставят оригинал. Возможно, по другим регионам цифры будут другие. На самом деле, очень редко когда дешманский дисплей на флагманский Самсунг выглядит и показывает так же как оригинал – отличия безусловно есть. И они видны. Поэтому чтобы выдавать копеечный экран за оригинал надо быть или очень самоуверенным или очень сильным или очень глупым. Плавно перетекаем в следующую тему -
«Кража запчастей». Аж передернуло. Главная страшилка – «А в полночь, в новолуние у вас из телефона вынут все хорошие запчасти и поставят свои плохие, негожие!». Думаю, каждый слышал подобное от друзей/родных/друзей родных/родных друзей. Бред. Во-первых, большинство ремонтников берегут свой имидж и мимолетная сомнительная прибыль менее интересна, чем доброе имя на долгие года. Во-вторых, в большинстве случаев, это не так просто – нельзя просто взять и поменять местами процессор, например… Процесс установки микросхем BGA довольно сложен, и просто от нечего делать мало кто будет этим заниматься. Имеет смысл выпаивать элементы с «трупа». Но прежде надо его выкупить у хозяина, иначе в нашем городе можно помимо плохой репутации выхватить и хороших люлей например… Были случаи – мне приносят аппарат после мастерской в Г* (эдакое гетто в нашем городе), а там половины микрух нет. Я так и заявляю владельцу. Он говорит, что там ему сказали, мол аппарат неисправный, можете выкинуть. Помню, недолго те ребята проработали.
«Скупка за бесценок». Помню, лет 5-6 назад работал у меня в мастерской Виктор. Виктор был другом семьи. Виктор сидел на приемке и просто принимал аппараты в ремонт, выдавал их с ремонта, продавал зарядки, делал простенькую диагностику. И покупал, сцуко, аппараты на запчасти. Причем те, у которых села батарея, порван шлейф, или еще что незначительное… Говорил: «Ой-ой-ой! Как все плохо! Это труп. Но я дам вам за него… 100 рублей…» И многие соглашались. Виктор расталкивал батарейки лягушкой, менял шлейфы, прочие несложные ремонты и продавал это все на городском форуме. Был пойман с поличным, с Виктором пришлось попрощаться. Виктор, гудбай! Лично я на запчасти трупы покупаю редко. И недорого. И снимаю с них запчасти. Т.е. не восстанавливаю, а именно разбираю до винтиков. Причина есть – пару раз меня настойчиво приглашали в местное ОВД по поводу продажи мной ворованных аппаратов. Купил труп, восстановил, продал, а он в розыске. Печаль… Поэтому стараюсь подобным более не заниматься. Но знаю людей, кто активно практикует подобное. Осуждаю, конечно…
Диагностика. В начале статьи есть пара слов про диагностику – в нашей мастерской она бесплатная. Обычно достаточно быстрого исследования дабы примерно понять что случилось с телефоном, планшетом или ноутбуком. В 70% случаях диагноз подтверждается. Иногда требуется разборка, подключение к компу, подкинуть какую-нибудь запчасть… Но люди порой сами затрудняют установку причины неисправности – зачем-то врут. «Топили, роняли?» - раньше спрашивал я. «Нет, не топили, не роняли! Вы что!» А внутри все зеленое от окислов, или вообще оторван передатчик. «Да мы не топили, не роняли - так, под дождь попал/в снег упал/сын описал/уронили на ковер/с девятого этажа упал на пуховую перину/проехали катком». Поэтому сейчас я начинаю издалека – «Может быть, попал под дождь? Брали с собой в ванную? Чисто гипотетически предположим, что уронили?» Иногда выстреливает – «Да, я с ним в джакузи лежала» или «Нечаянно упал в стену. Три раза». Это сильно облегчает работу.
Итак, подводя небольшой итог – в сервисе могут обмануть. Но могут и не обмануть. Даже скорее всего. Но как выбрать куда сдать в ремонт свой айфончик после полета с девятого этажа во время сэлфи на крыше? Во-первых, мастерская должна работать долго. Не первый год как минимум. Значит люди дорожат своим именем и держат марку. Цены. Слишком низкие цены это тревожный звоночек. Слишком высокие цены тоже должны насторожить. Сидящий на рынке выходец из довольно таки средней азии предлагающий «аригынальный дисплэй, мамой клянусь» должен вызвать как минимум сомнение. Изучайте форумы, читайте отзывы. Спрашивайте знакомых. Есть такой негласный закон – довольный клиент расскажет трем людям, недовольный – растрепет всем своим знакомым. Нормальные сервисы этого правила придерживаются и стараются быть на уровне.
Ну, и напоследок - многие аппараты не восстанавливаются даже после несильного удара или попадания влаги – платы делают все тоньше, меди в них все меньше, экономия и удешевление, гонка за продажами, впесту качество! Этим страдают как китайские бренды, так и именитые производители. Запас прочности в них очень небольшой. Даже хваленые китайские монстры в резиновых корпусах, которые позиционируются как водо-пыле-пуленепроницаемые все равно боятся воды и ударов. Так, что не надо спрашивать меня какие телефоны лучше. Какие не ломаются? В очумелых ручках наших соотечественников все ломается просто на Ура! Тут больше даже дело случая. Как повезет. Но гарантийный срок почти все проходят. Почти.
Если будут вопросы или дополнения к написанному прошу в камменты. В следующем посте напишу как добыть огонь из фольги и мертвого енота.