Работа с токсиками
Не все люди, что просят вас об услуге — ваши клиенты. Акцент на местоимении "ваши", потому что именно вам с ними работать, вникать в их проблемы и решать их.
Базово, когда вы только начинаете, все проходят путь "Хвататься за каждого". Этот путь полезен для набивания шишек, для поиска своих границ и понимания, кто ваш клиент, а кто совсем не ваш. И уже на это опыте вы поймете, какие звоночки уже на старте говорят, что клиент не ваш.
К примеру, мне сложно работать с людьми, которые постоянно рефлексируют и ноют. А когда начинают обесценивать труд других людей, якобы они специально все портят, ну а я в их глазах как бы лучше (манипуляторы, ага), тут я осаживаю.
Они специально?
Это все неосознанно делается, так уж люди устроены, так их воспитывали. Я же стараюсь не играть в такую игру, снимаю все попытки, легко заканчиваю работу и передаю проект заказчику, чтобы он мог найти иного подрядчика.
Суть и форма
Я предлагаю всегда отделять суть и форму. Вы можете быть правы по сути замечания, перечислять важные пункты для устранения или проведения работ. Однако сказать можно разными способами, воодушевить или демотивировать человека.
На опыте, я уже не ведусь на такие манипуляции, заканчиваю работу, получаю деньги, и мы расстаемся с Заказчиком. А потом я слышу от коллег по рынку, что они с моим "бывшим" страдают.
Что делать?
Главное, быть собой, не поддаваться, не переживать, не втягиваться эмоционально дальше уровня, который для вас небезопасен. Границы сами появятся, вы их проверите на прочность, и будет все адекватнее и адекватнее.
На пути начинающих эта поговорка будет долгие годы идти плечо к плечу:
Думал деньги, а нет — опять опыт!

