Про салонную живопись
Вообще, у меня два любимых современных художника - Луис Ройо и Вася Ложкин, которые представляют собой два полюса: форма (без эмоций) и эмоции (при форме уровня трэш и угар). Конечно, со стороны это выглядит несколько эклектично, примерно как пить коньяк ХО в тренировочных штанах и майке-алкоголичке перед телевизором, по которому поют арию «Empio Diro Tu Sei» из оперы Генделя "Юлий Цезарь", но единство и борьбу противоположностей никто пока не отменял внезапным федеральным законом.
Читал про салонную живопись второй половины 19 века, точнее, про Генриха Семирадского. Обычно люди считают, что вот были художники, рисовали, теперь их картины по музеям висят. А то, какие там были споры и подковёрная борьба шла, и что многие из этих висящих по музеям друг друга сильно и активно не любили, как-то и не в курсе. А контекст бывает интересным.Это тот период, когда появились передвижники, которые противопоставляли себя официальному академическому искусству. То есть, считали, что хватит рисовать всяких антикварных греков и примкнувших к ним римских богов. Пора рисовать реализм. И чтобы побольше психологизма и безысходности. А какой психологизм могут предоставить древние римляне, если там сплошное пьянство и разврат с нимфами? Ну ладно, можно вспомнить, например, картину Жак Луи Давида "Клятва Горациев" Художник Жак-Луи Давид
Драматично. Но римляне - непонятные и социально далёкие. На ногах сандалии какие-то вместо православных лаптей, на головах каски с цветным гребнем, как у диких индейских людей в Североамериканских Штатах. Кто это такие? Чего хотят эти странные люди? Короче, нехристи и вообще иностранцы. Я уж не говорю про нимф. Какие нимфы ручьёв, если тут местами по полгода снег лежит? Жак Луи Давид не напишет картину "Клятва дворников убрать снег" - "ай, насяльника, мамой клянусь". Или картину "Пьяная нимфа возвращается домой с корпоратива работников Царскосельской железной дороги". А вот художник новой формации сможет, он такой. Так и появились передвижники.
Идейным лидером передвижников обычно считают Репина, а вот идейным воплощением академизма был Семирадский, имя которого в среде передвижников фактически стало нарицательным. Например, Репина и Семирадского одновременно выдвинули на звание академика живописи, Репина за "Бурлаки на Волге", Семирадского за "Христос и грешница". Семирадскому звание академика дали, а Репину дали только утешительную золотую медальку, это было обидно. Претензии передвижников и некоторых критиков к Семирадскому были в том, что рисует он очень красиво, но без души. Талантливый, но ремесленник. Короче, глянцевая фэшн-фотография, блокбастер со спецэффектами. Плюс потакание низменным вкусам, потому что на картинах постоянно голые бабы.
Христос и грешница:
Фрина на празднике Посейдона в Элевзине:
Христос у Марфы и Марии.
Портрет молодой римлянки.
Правильно, а что повесит у себя дома какой-нибудь олигарх, - полную драматизма и психологизма безысходность или где море, солнце, экзотика и голые бабы? Вот картину Семирадского и повесит. Или Луиса Ройо.
Помню, много лет назад читал интервью с художником, который успешно писал разных нимф за хорошие деньги. Заказывает богатый человек картину с нимфой, только натура пишется с фотографии его любовницы, а потом он эту картину вешает у себя дома. То есть, у кого-то дома на стенке висит портрет любовницы ню, а жена не смотрит на картину гюрзиным взглядом, скрежеща ядовитыми зубами, а вообще внимания не обращает. Это же артхаус какой-то.
Во Франции примерно в то же время, кстати, творил такой ВильЯм-Адольф БугрО (вообще, по произношению он Бугеро, но при поиске в интернете чаще первый вариант), французское написание фамилии никогда не мог запомнить, там на одну гласную буквы 2-3 минимум нужно, скопирую из википедии - William-Adolphe Bouguereau. Тоже академизм в терминальной стадии. И те же обвинения в поверхностности и ню. Небезызвестный гражданин Дега тоже делал имя Бугро нарицательным. И потом много лет считалось, что картины Бугро особой ценности не имеют. А где-то в 1970-1980 годах произошёл пересмотр взглядов.
Маленькие нищенки.
Тут ещё должна быть картина "La Crepuscule (Сумерки) или Вечернее настроение", но это может оказаться NSFW. В наше время нужна бдительность, лучше перебдЕть, чем недобдЕть.
Даже следующая картина под вопросом NSFW "Молодая девушка защищается от Эроса":
Искусство и литература
Потому что, действительно, ругаться на ню у Бугро крайне странно после того, как напокупал фэнтези с обложками Бориса Вальехо. Это где мечи, драконы и бронированные лифчики. Если на машине аэрография - репродукция Ройо, то обвинять Семирадского в поверхностности ещё более странно. А в кино такие блокбастеры идут, что надо срочно реабилитировать представителей салонного академизма. Как образец интеллектуальности и глубины.
И, в целом, осталось только ещё дождаться, когда картины Васи Ложкина будут в Третьяковской галерее.
P.S. Ария Цезаря «Empio, Dirò, Tu Sei», псевдонатовская форма особенно прикольная:







