Про главную тему в кино в 1999 году

Забавно, как в одном и том же году — в 1999 — вышло несколько культовых фильмов, которых объединяла общая тема.

Про главную тему в кино в 1999 году Одно Кино, 1999, Бойцовский клуб (фильм), Красота по-американски, Матрица, Видео, Длиннопост

Все они показывали, как текущая рутина сводит главных героев с ума и как они находят способы вырваться из неё.

Немного контекста

90-е годы были сложным периодом для США.

В 80-х произошёл перелом: эпоха бунтарства и хиппи были подавлены, но не танками, а офисной культурой, Уолл-стритом и образом успешного яппи. Однако, новая идеология не принесла ничего, кроме роста цинизма и напряжения в обществе.

И вот, общество вступило в новое десятилетие — с парой войн (Югославия, вступление США в конфликт в Кувейте), сильными внутренние противоречия (погромы в ЛА, резня в Уэйко, теракт в Оклахоме-сити).

Про главную тему в кино в 1999 году Одно Кино, 1999, Бойцовский клуб (фильм), Красота по-американски, Матрица, Видео, Длиннопост

Если сюда еще присыпать нервозность перед миллениумом (наступление нового тысячелетия) — то становится понятным, почему в обществе появился такой сильный запрос на стремление вырваться из этого мира, к свободе в широком смысле слова.

А символом текущего заточения однозначно стал офис-тюрьма.

Про главную тему в кино в 1999 году Одно Кино, 1999, Бойцовский клуб (фильм), Красота по-американски, Матрица, Видео, Длиннопост

Ну а теперь давайте вернемся к кино, к тому как на подобные настроения среагировали в Голливуде.

И, что интересно — среагировали в один и тот же год — в 1999.

Бойцовский клуб

Я хотел уничтожить что-то красивое...

Рассказчик

«Бойцовский клуб» показывал как герой Нортона ехал по фазе от пластиковой пустоты и одноразового однообразия вокруг.

Про главную тему в кино в 1999 году Одно Кино, 1999, Бойцовский клуб (фильм), Красота по-американски, Матрица, Видео, Длиннопост
Про главную тему в кино в 1999 году Одно Кино, 1999, Бойцовский клуб (фильм), Красота по-американски, Матрица, Видео, Длиннопост

И путь к переменам показан только через деструкцию и само-деструкцию (как единственный способ почувствовать себя живым).

Про главную тему в кино в 1999 году Одно Кино, 1999, Бойцовский клуб (фильм), Красота по-американски, Матрица, Видео, Длиннопост
Про главную тему в кино в 1999 году Одно Кино, 1999, Бойцовский клуб (фильм), Красота по-американски, Матрица, Видео, Длиннопост
Про главную тему в кино в 1999 году Одно Кино, 1999, Бойцовский клуб (фильм), Красота по-американски, Матрица, Видео, Длиннопост

В финале главный герой взрывает небоскребы банков — как явный вызов банкам и тому самому офисному рабству.

Красота по-американски

Моя жена и дочь считают, что я гигантский неудачник. И в чем-то они правы. Но я не всегда был таким.

Лестер Бёрнем

Вся жизнь для главного героя «Красоты по-американски» — это несвобода.
Даже на визуальном уровне, Лестера постоянно запирают в визуальной клетке обязательств и ограничений.

Про главную тему в кино в 1999 году Одно Кино, 1999, Бойцовский клуб (фильм), Красота по-американски, Матрица, Видео, Длиннопост
Про главную тему в кино в 1999 году Одно Кино, 1999, Бойцовский клуб (фильм), Красота по-американски, Матрица, Видео, Длиннопост

Ну а «сбежал» Лестер через отрицание текущего статуса-кво.

Из-за вспыхнувших эмоций к молодой девушке, Лестер по сути отринул те самые обязанности и ограничения. И, наплевав на мнение окружающих, герой Спейси смог вдохнуть полной грудью (хоть и на короткое время).

Про главную тему в кино в 1999 году Одно Кино, 1999, Бойцовский клуб (фильм), Красота по-американски, Матрица, Видео, Длиннопост
Про главную тему в кино в 1999 году Одно Кино, 1999, Бойцовский клуб (фильм), Красота по-американски, Матрица, Видео, Длиннопост

Матрица

Следуй за белым кроликом.

Тринити

«Матрица» демонстрировала серость жизни буквально через серо-зеленый фильтр и подчеркивание того, что человек в мире Матрицы — лишь винтик (или, если быть точнее — батарейка).

Про главную тему в кино в 1999 году Одно Кино, 1999, Бойцовский клуб (фильм), Красота по-американски, Матрица, Видео, Длиннопост
Про главную тему в кино в 1999 году Одно Кино, 1999, Бойцовский клуб (фильм), Красота по-американски, Матрица, Видео, Длиннопост

Ну а бегство предполагалось, через выбор — пожалуй, самый известный в истории кино.

Про главную тему в кино в 1999 году Одно Кино, 1999, Бойцовский клуб (фильм), Красота по-американски, Матрица, Видео, Длиннопост

Cиняя таблетка — и комфортная скучная жизнь вернется.
Красная — и прыжок веры в новую реальность.

Нео (будучи офисным работником), разумеется, выбирает красную.
И жизнь его становится гораздо интереснее:

Про главную тему в кино в 1999 году Одно Кино, 1999, Бойцовский клуб (фильм), Красота по-американски, Матрица, Видео, Длиннопост
Про главную тему в кино в 1999 году Одно Кино, 1999, Бойцовский клуб (фильм), Красота по-американски, Матрица, Видео, Длиннопост

Про общий момент

Вспомним то, про что я говорил в начале — офис как символ несвободы.
Забавно, но во всех трех фильмах был почти буквально одинаковый разговор в кабинете начальника — где босс недоволен главным героем и ведет себя надменно (даже ракурсы похожи).

Про главную тему в кино в 1999 году Одно Кино, 1999, Бойцовский клуб (фильм), Красота по-американски, Матрица, Видео, Длиннопост
Про главную тему в кино в 1999 году Одно Кино, 1999, Бойцовский клуб (фильм), Красота по-американски, Матрица, Видео, Длиннопост
Про главную тему в кино в 1999 году Одно Кино, 1999, Бойцовский клуб (фильм), Красота по-американски, Матрица, Видео, Длиннопост

Даже в “Магнолии” (разумеется, тоже 1999 года) был такой кадр.

Про главную тему в кино в 1999 году Одно Кино, 1999, Бойцовский клуб (фильм), Красота по-американски, Матрица, Видео, Длиннопост

Офисное пространство

Визуально всю эту идею (бег из рутины) можно подытожить кайфушной сценой из «Офисного пространства».

Год выхода угадаете? (правильно, конечно же тоже 1999).

Если поразгонять, даже первый эпизод «Звездных войн» был на похожую тему, с избавлением Энакина от татуинского «офисного» рабства 🙂

После того всплеска, тема бегства из офисного рабства как-то остыла и на пару лет сменилась масштабными блокбастерными франшизами («Пираты Карибского моря», «Властелин Колец», «Гарри Поттер») или подростковыми комедиями.

Кстати, «Американский пирог» тоже вышел в 1999 году.

P.S. Ну и чтобы два раза не вставать, давайте закину момент из «Офисного пространства», с которого всегда трещу как в первый раз. Искренне считаю Лоуренса самым гениальным персонажем фильма.

P.P.S. Кстати, 1999 многими считается лучшим годом в истории кино.

Вот неполный список того, что релизнулось в этот год: «Бойцовский клуб», «Красота по-американски», «Офисное пространство», «Ведьма из Блэр», «Шестое чувство», «История игрушек 2», «Магнолия», «Мумия, «Все о моей матери», «Талантливый мистер Рипли», «Зеленая Миля», «Тарзан», «Американский пирог», «Розетта», «Стальной гигант», «Святые из трущоб», «Жестокие игры», «Догма», «С широко закрытыми глазами», «Беги Лола, беги», «Анализируй это», «Быть Джоном Малковичем», «Матрица» и тд.

Есть даже клевая книжка на эту тему — «Лучший год в истории кино. Как 1999-й изменил все», всем советую. Я думал это просто альманах рецензий будет, а это прям интересная работа, где автор словно проживает этот год заново, вспоминая хронологически все события и контекст.

А еще, «Зеленый слоник» тоже вышел в 1999 году....

Спасибо за прочтение!

Пост взят из моего телеграм-канала Одно Кино: @odno_kino