odno.kino

odno.kino

Пишу посты о кино, веду телеграм-канал: http://t.me/odno_kino
На Пикабу
поставил 7 плюсов и 0 минусов
отредактировал 1 пост
проголосовал за 1 редактирование
Награды:
лучший длиннопост недели Победитель «Киношный пост года – 2018» номинант «Киношный пост года – 2018» более 1000 подписчиков
188К рейтинг 2256 подписчиков 14 комментариев 149 постов 134 в горячем
69

В чем отличие звукового монтажа (sound editing) от звука (sound mixing) — на Оскаре и вообще

На Оскаре существуют две номинации — за лучший звук и за лучший звуковой монтаж (на самом деле, уже нет, но об этом позже).


Мне всегда это разрывало мозг, никогда не понимал в чем разница.


А в 2018 году вообще был апогей — список номинантов в этих номинациях были буквально одинаковым.
И в обоих номинациях победил "Дюнкерк".

В чем отличие звукового монтажа (sound editing) от звука (sound mixing) — на Оскаре и вообще Одно Кино, Звук, Монтаж, Оскар, Гифка, Видео, YouTube, Без звука, Длиннопост

(Не могу не отметить, что проигрыш "Малыша на драйве" в Sound Mixing — это сильно несправедливо.)


Так в чем же разница?

Оказывается, разница одновременно и есть, и нет, и Голливуд только в пару лет назад пришел к некому консенсусу.

Сначала расскажу немножко про историю этих номинаций, а потом на примерах покажу, в чем различие.


Экскурс в историю

В 1930 году , на 3-ей премии Оскар появляется номинация “За лучший звук”. (best sound). В нее попадают исключительно звуковые фильмы, оценивается вся звуковая дорожка целиком.

Примечательно, что в 1931 и 1932 году, в этой номинации участвовали не фильмы, а звуковые отделы студий.

Оба раза побеждала Paramount Publix Studio Sound Department.


Вроде все хорошо, все понятно — у кино появился звук, появились профессии звукарей/шумовиков — давайте тоже оценивать их труд.

Кстати, в 1929 году, первый звуковой фильм "Певец джаза" сразу наградили специальным Оскаром — «за создание первой звуковой картины, произвёдшей революцию в отрасли»

В чем отличие звукового монтажа (sound editing) от звука (sound mixing) — на Оскаре и вообще Одно Кино, Звук, Монтаж, Оскар, Гифка, Видео, YouTube, Без звука, Длиннопост

(Первая фраза, прозвучавшая в истории кино)


Появление спецэффектов


К 1963 году прогресс в кино настолько развился, что внутри звуковых дорожек фильмов явно начинали выделяться "яркие" места.


Звуковики теперь виртуозно записывали всякие экшн сцены, вроде стрельбы и погонь, придумывали звуки магии или криков чудовищ, которых не существует в мире и так далее.

Все это стали назвать звуковыми спецэффектами, и появилась отдельная номинация — sound effects editing.


Мол, sound — это за звук целиком. А sound effects editing — это сугубо за звук спецэффектов.

(Первый победитель в новой номинации в 1963 году — Уолтер Эллиотт за фильм "Это безумный, безумный, безумный, безумный мир".)

Но почему-то через пару лет ее убрали.

А потом опять вернули.


А в 2000 ее почему-то переименовали. (убрав слово effects, таким образом из довольно понятной sound effects editing стало непонятное sound editing).


И получается, что в 2000 году было 2 номинации — best sound и best sound editing. Отсюда и растут корни у названий из заголовка — "Лучший звуковой монтаж" и "Лучший звук".


А в 2004 внезапно sound становится sound mixing ( и отсюда и появилась смута, что sound mixing продолжали называть “лучший звук” в русскоязычных медиа — что выглядит странным).


Попытался как мог, описать весь таймлайн этих номинаций:

В чем отличие звукового монтажа (sound editing) от звука (sound mixing) — на Оскаре и вообще Одно Кино, Звук, Монтаж, Оскар, Гифка, Видео, YouTube, Без звука, Длиннопост

(Чукча конечно не графический дизайнер, но вроде так чуток нагляднее)


В 2020 году, когда Оскар начал активно терять рейтинги, было решено слепить номинации в одну — в просто "best sound" (как собственно, она называлась большую часть времени). А в 2022 году ее вообще вручили за кадром, во время рекламы — вот так, никому нет дела до звукарей. Хнык.


В объединении наград есть здравый смысл — звуковые спецэффекты уже настолько стали повсеместным атрибутом современных фильмов, что странно их выделять из общего звучания.

Фух, с исторической ретроспективой разобрались.


Ну а теперь давай-те же наконец разберем, черт возьми, что есть одно, а что есть другое.


В чем отличие
В чем отличие звукового монтажа (sound editing) от звука (sound mixing) — на Оскаре и вообще Одно Кино, Звук, Монтаж, Оскар, Гифка, Видео, YouTube, Без звука, Длиннопост

Начну с клёвой аналогии.


Звуковая дорожка — это грибной суп (я мастер аналогий, да).


Sound effects editing — это как будто сбор грибов. Мы долго трудимся для того, чтобы у нас вообще появились ингредиенты, из которых можно что-то сделать.

А вот их дальнейшая очистка, обрезка готовка — это sound mixing.

То есть получаются две довольно разные функции (поиск грибов и готовка грибов), для итогового результата — грибного супа.


Если вам не по душе гастрономические метафоры, то у меня в рукаве есть еще параллель — съемка фотографий (=sound effects editing) и их дальнейшая ретушь (=sound mixing).


Примеры


На примерах будет чуть проще объяснить.

Когда мы кайфуем с криков динозавров в "Парке Юрского периода", или со звуков световых мечей (и дыхания Вейдера) в "Звездных Войнах" — это респект в сторону звуковых спецэффектов.

Все истории про то, как записывались звуки "Терминатора" (про ломание льда и опускание микрофона в презервативе в овсянку) — это все про номинацию "Best sound effects editing/best sound editing"

(Крутое видео про то, как создавались культовые звуки)


А вот когда мы смотрим финал "Одержимости", и загипнотизированы всеобъемлющей экспрессией звука — то вот тут низкий поклон за сведение звука (best sound/best sound editing).

Никаких особенных новых звуков тут получено не было. Запись барабанов и криков Симмонса — это вполне рядовые вещи.

Но вот свести это все воедино на правильных дорожках и уровнях громкости — вот тут вся хитрость и мастерство.


Недавно я писал пост про крутой звуковой монтаж из фильма "Три тысячи лет желаний"


Получается, что формально это категория звук (sound/sound mixing). А не звуковой монтаж (sound editing/sound effects edtiting). Так как эффекты вполне обычные — но вся магия в том, как они сведены друг с другом.


Вот такая вот закорюка с этой номинацией.


Хорошо, что в итоге номинации объединили — это правильное решение, чтобы не ломать мозг (повторюсь, спецэффекты уже давно стали обыденной частью кинематографа, а не чем-то кардинально необычным).


Вот так вот, надеюсь стало чуть проще :)


Лично мне было приятно наконец в этом разобраться.

В конце еще посоветую крутую документалку "По волнам: Искусство звука в кино", которая подробно разбирает, из чего вообще складывается звук в кино, как он записывается/обрабатывается/сводится и так далее.


Спасибо за прочтение!

Мой блог в телеграме (пост взят оттуда): https://t.me/odno_kino

Показать полностью 3 4
49

Примеры клевого звукового монтажа из недавнего “Три тысячи лет желаний” Джорджа Миллера

Кстати, “Лучший звуковой монтаж” — самая загадочная категория в Оскаре для меня.

Если в фильме нет хитрых заморочек, как в примере выше — то вообще не понимаю, чем она отличается от базовой “За лучший звук”.


Чует мое сердце, академики тоже не понимают.


А еще мне нравится как старина Джордж Миллер с детской любознательностью изучает жанры кино.

Казалось бы, смотришь на “Безумного Макса” — все понятно, наверняка большинство фильмов в карьере имеет похожие паттерны.

Но тут ты оказываешься в непонятках — здесь тебе и “Иствикские ведьмы”, и “Бейб” и даже (прости господи) “Делай ноги”.


Вот сейчас еще и “Три тысячи лет желаний”, про джина и любовь (а не про постапоклипсис).

Кинопоиск столкнется с непростой задачкой , если решит когда-нибудь сделать эссе “Как снимает Джордж Миллер” 😉


Взято из тг-канала Одно Кино

Показать полностью 2
495

Милый теплый факт со съемок Тарантино

У Тарантино есть забавная традиция — во время съемок, в начале некоторых дублей (или в конце) актеры передают привет некой Салли.

Загадки тут никакой нет — имеется в виду Салли Менке, постоянный монтажер Тарантино.


Салли и Квентин были друзьями, поэтому отсюда и пошел такой милый обычай.


Кстати, Тарантино несколько раз упоминал Менке как «своего лучшего соавтора» ("my number one collaborator").

Милый теплый факт со съемок Тарантино Одно Кино, Квентин Тарантино, Монтаж, Видео, YouTube, Гифка, Длиннопост

Уверен, Салли радовалась, когда в бесконечном потоке пленки и дублей, периодически слышала такие забавные пасхалки со своим именем.

Милый теплый факт со съемок Тарантино Одно Кино, Квентин Тарантино, Монтаж, Видео, YouTube, Гифка, Длиннопост
Милый теплый факт со съемок Тарантино Одно Кино, Квентин Тарантино, Монтаж, Видео, YouTube, Гифка, Длиннопост

Традиция была довольно устойчивой и существовала до 2010 года.


Почему до 2010 — потому что увы, Салли умерла через год после монтажа «Бесславных ублюдков».


Со времен «Джанго Освобожденного» Тарантино работает с Фредом Раскиным (помощником Салли на нескольких фильмах) -- но о традиции «Привет, Фред», я пока не слышал :(


Про другие тандемы

Раз уж зашла речь, расскажу в двух словах про другие союзы монтажеров и режиссеров.

У многих культовых режиссеров есть свой тандемый монтажер —например, у Скорсезе это Тельма Скунмейкер, а у Клинта Иствуда — Джоэл Кокс.


Шутка ли — Скорсезе сотрудничает с Тельмой уже 55 лет (с 1967 года)!

Милый теплый факт со съемок Тарантино Одно Кино, Квентин Тарантино, Монтаж, Видео, YouTube, Гифка, Длиннопост

(Скорсезе и Скунмейкер)


Корнями это уходит еще в студийную систему. Тогда режиссерам в большинстве случаев запрещалось участвовать в процессе монтажа (так как в нем участвовал продюсер, который и был основным автором фильма).


Да и конвейерная система предполагала, что после съемок одного фильма, режиссер сразу занимается следующим (времени на участие в монтаже обычно просто не предполагалось).

Милый теплый факт со съемок Тарантино Одно Кино, Квентин Тарантино, Монтаж, Видео, YouTube, Гифка, Длиннопост

(Исключения, конечно, были — например, союз Орсона Уэллса и Ричарда Уайза при создании "Гражданина Кейна". Уэллс принимал активное участие в монтаже.)


Поэтому в 50-ых, после краха студийной системы, некоторые маститые режиссеры сразу обзавелись «карманными» монтажерами, чтобы лучше контролировать монтаж и выпуск фильмов — ведь давления и ограничений со стороны студий уже не было.


Примеры — Джордж Томасини у Хичкока или Джек Мюррей у Джона Форда.


Ну а потом, в начале 70-ых, в эру Нового Голливуда это выросло в полноценное сотрудничество, где монтажер становится не просто «руками режиссера в монтажной комнате», а вполне себе важным участников в создании фильма (Как Майкл Кан у Спилберга или Уолтер Мёрч у Копполы).


А еще союз режиссера и монтажера из творческого может стать брачным — как в случае Джорджа Лукаса и Марсии Лукас (которая монтировала все его ранние фильмы и оригинальную трилогию “Звездных войн”.)

Милый теплый факт со съемок Тарантино Одно Кино, Квентин Тарантино, Монтаж, Видео, YouTube, Гифка, Длиннопост

(Джордж и Марсия Лукасы)


Ну и еще крайне забавный тандем можно наблюдать под именем Родерика Джейнса.

Милый теплый факт со съемок Тарантино Одно Кино, Квентин Тарантино, Монтаж, Видео, YouTube, Гифка, Длиннопост

(Кадр из "Старикам тут не место")


Под ним скрываются Итан и Джоэл Коэны, которые сами монтируют все свои фильмы. Ну и в качестве шутки (или каких-то юридических проволочек), в качестве монтажера они всегда указывают Родерика.

Милый теплый факт со съемок Тарантино Одно Кино, Квентин Тарантино, Монтаж, Видео, YouTube, Гифка, Длиннопост

(Братья за монтажом "Да здравствует Цезарь!")


Спасибо за прочтение!

Мой телеграм-канал про кино (пост взят оттуда): https://t.me/odno_kino

Показать полностью 8
2415

Пара наблюдений про «Джанго освобожденного»

Пересматривал тут на днях “Джанго Освобожденного”, и заметил пару интересностей (так всегда бывает, когда вдумчивей пересматриваешь).

Пара наблюдений про «Джанго освобожденного» Одно Кино, Джанго, Квентин Тарантино, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Про cахар

В фильме явно есть какая-то мудреная метафора про дантиста и сахар.

Джанго в пути сопровождает доктор Шульц, который по профессии дантист.

Пара наблюдений про «Джанго освобожденного» Одно Кино, Джанго, Квентин Тарантино, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

В начале пути, им нужно одолеть братьев Бриттл (“Братья Бриттл” – это известные производители арахисовой пасты).

Ну а дальше словно в детском мультике.

Как следует назвать главного противника дантиста?

Правильно, мистером Кэнди (Candy -- сладость).

У него еще должны быть отвратительные зубы, он должен постоянно есть леденцы и жить в месте под названием Кэндиленд (буквально, страна сладостей) .

Пара наблюдений про «Джанго освобожденного» Одно Кино, Джанго, Квентин Тарантино, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Не думаю, что тут есть какая-то глубокая линия, просто интересная аллегория, мол, все сладкое в фильме связано с рабством.

Ведь сахар в то время, наряду с хлопком – основной продукт рабского труда.

Поэтому доктор Шульц, перед кульминацией, категорически отказывается от торта.

Пара наблюдений про «Джанго освобожденного» Одно Кино, Джанго, Квентин Тарантино, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Про наряды Джанго

Собственно, еще довольно очевидный факт, который я почему-то не заметил — костюм Джанго в финале картины — это костюм Келвина Кенди из их первой встречи (даже сигарета с мундштуком присутствует).

Пара наблюдений про «Джанго освобожденного» Одно Кино, Джанго, Квентин Тарантино, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Видимо, Джанго переоделся в доме, когда ждал возвращения людей с похорон.

Если продолжать тему с костюмами, то свой классический охотника за головами он взял у персонажа из фильма “Бонанза” — это подтверждал сам Тарантино.

Пара наблюдений про «Джанго освобожденного» Одно Кино, Джанго, Квентин Тарантино, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Ну а модные очки он взял у Чарли Бронсона из “Белого бизона”.

Пара наблюдений про «Джанго освобожденного» Одно Кино, Джанго, Квентин Тарантино, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Давайте посмотрим еще отсылки к другим вестернам – тут есть несколько культовых.

Тарантино не мог удержаться без цитирования своих любимых “Искателей” – когда персонаж двигается вдаль из дверного проема.

Джанго:

Пара наблюдений про «Джанго освобожденного» Одно Кино, Джанго, Квентин Тарантино, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Искатели:

Пара наблюдений про «Джанго освобожденного» Одно Кино, Джанго, Квентин Тарантино, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

После того, как Джанго становится полноценным охотником за головами, перед экран проплывают титры “Миссисипи” – куда направляются герои.

Пара наблюдений про «Джанго освобожденного» Одно Кино, Джанго, Квентин Тарантино, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Такая манера (проплывание больших букв) – явная аллюзия на вступительные титры из “Унесенных ветром”:

Момент, про который много рассказывали, ну и я не могу удержаться – при первом знакомстве с мистером Кенди (герой Ди Каприо), Джанго видит незнакомца, который просит произнести по буквам имя Джанго.

Пара наблюдений про «Джанго освобожденного» Одно Кино, Джанго, Квентин Тарантино, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Этого незнакомца играет Франко Неро, исполнитель главной роли в фильме “Джанго” Сержио Корбуччи 1966 года! Из которого явно взято имя персонажа, ну и заглавная тема:

Еще есть отсылка в кульминации, когда доктор Шульц стреляет в цветок на груди Кэнди, не желая пожимать ему руку.

Пара наблюдений про «Джанго освобожденного» Одно Кино, Джанго, Квентин Тарантино, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Это прямой оммаж к тому же Корбуччи, к фильму “Наемник” — где ровно таким же способом (выстрелом в цветок) убивают главного злодея.

Интересные факты про стрельбу

Когда Джанго убивает братьев Бриттл, то первого он убивает из своего маленького пистолета (выстрелом в сердце. Ровно тем же оружием и таким же выстрелом убьют Ди Каприо).

А второго брата — из его же револьвера (который тот выронил)

Примечательно, что в пистолете было 5 патронов (мы слышим 5 выстрелов, и потом щелчки пустого барабана) — хотя револьвер 6-зарядный.


Не знаю, планировалось или нет, но это довольно точная деталь. В те времена часто были случайные срабатывания и пистолет выстреливал в кобуре – поэтому шестизарядники заряжали 5-ю патронами вместо 6 — и боек оставляли напротив пустого.


Про закрытые глаза

Еще забавный момент, как Джанго учиться жмуриться в момент стрельбы.

При перестрелке в особняке Кэнди, он не успевает зажмуриться после убийства Бутча, кровь брызгает ему в глаза, из-за чего он промахивается по юристу.

Пара наблюдений про «Джанго освобожденного» Одно Кино, Джанго, Квентин Тарантино, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

В следующий раз, когда он расправлялся с надсмотрщиками (во главе с Тарантино) — Джанго уже был научен опытом, и убивает двоих с закрытыми глазами, чтобы не промахнуться по Тарантино.

Пара наблюдений про «Джанго освобожденного» Одно Кино, Джанго, Квентин Тарантино, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Кстати, в самом финале, когда Стивен понимает свою судьбу, он отбрасывает палочку, показывая, что хромота все это время была фальшивой.

Видимо, Стивен так уклонялся от работы.

Пара наблюдений про «Джанго освобожденного» Одно Кино, Джанго, Квентин Тарантино, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Ну и первым же выстрелом, Джанго ему эту хромоту возвращает: )

Пара наблюдений про «Джанго освобожденного» Одно Кино, Джанго, Квентин Тарантино, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Про ККК и пару камео

Людей в капюшонах, преследующих доктора Кинга Шульца и Джанго, часто принимают за ККК, которая была основана только через 7 лет после событий этого фильма, в 1865 году. Однако, по словам Тарантино, эти люди являются предшественниками Ку-клукс-клана, называемого Регуляторами.

Среди них была мини-роль Джона Хиллы. Изначально она должна была быть существенно больше, но ее вырезали.

Пара наблюдений про «Джанго освобожденного» Одно Кино, Джанго, Квентин Тарантино, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Ну и дополнительно -- сам Тарантино тут играет маленькую роль, Роберта (мужика, который всех успокаивает, на 2:57):

Про предшественника Джанго

Еще забавный момент, что формально, Тарантино уже участвовал в производстве вестерна про Джанго еще до “Джанго Освобожденного”.

В 2007 году он исполнил небольшую роль в японском фильме “Сукияки Вестрен Джанго”.

Ну и под конец -- забавное совпадение.

Во вселенной “Звездных войн” есть наемный убийца Джанго Фетт.

Который, будучи наемником с темным прошлом получил свое им в честь главного героя “Джанго” Корбуччи (пишутся имена немного по разному – Jango и Django).

Джанго Фетта убивает Мейс Винду, персонаж Самуэля Л. Джексона.

Пара наблюдений про «Джанго освобожденного» Одно Кино, Джанго, Квентин Тарантино, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Стивен неодобрительно смотрит на охотника за головами Джанго, который пришел к мистеру Кэнди


А в фильме Тарантино, как раз наоборот – наемник Джанго убивает героя Самуэля Л Джексона :)


Спасибо за прочтение!

Мой телеграм-канал (пост взят оттуда): https://t.me/odno_kino

Показать полностью 17 6
289

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца”, часть 2

Первая часть тут.


В первой части не уложился в ограничение по картинкам, обещал выложить через пару часов продолжение – собственно, вот, исполняю обещание :)


Напомню, рассказывал про то, как в сериале "Клан Сопрано" цитировали "Крестного отца", показывая неуместность того гангстерского пафоса.

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца”, часть 2 Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Герои “Клана Сопрано” буквально грезят “Крестным отцом”.

Они хотят быть похожими на персонажей из фильма, хотят говорить такими же фразами – ровно как и реальные гангстеры после выхода фильма “Крестный отец”.

И в большинстве случаев, эта одержимость работает против них – либо выглядит комично, либо просто жалко.


Авторские отсылки используются для того, чтобы зрители поняли несостяотельность мифа “Крестного отца”.

А вот упоминания фильма внутри самого сериала нужно для того, чтобы неуместность сравнения почувствовали сами персонажи..

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца”, часть 2 Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Иногда, некоторые упоминания просто подчеркивают страсть героев к фильму Копполы.

Так, у персонажа Поли Галтиери в автомобиле понтовейший гудок, который звучит как тема из “Крестного отца” (что даже внутри сериала подается как китч и вызывает усмешку):

Или культовый эпизод, когда персонаж Сильвио Данте пародирует фразу Майкла Корлеоне “Они снова затащили меня обратно” из третьего “Крестного Отца”.


Сил делал это несколько раз в сериале, это часто повторяющаяся шутка:

Также, главные герои постоянно хотят интегрировать мафиозные вещи из “Крестного отца” в свой мир – что обычно заканчивается комично.


Например, обычное убийство бандита Брэндона (где стреляли в лицо и случайно попали в глаз), герои сразу окрещают “убийством со значением” – ведь именно так убили персонажа Мо Грина из “Крестного отца”!

Комичность ситуации в том, что Мо Грин – влиятельный мафиози, которого действительно, могут убить по-особенному. А Брэндон – уличная шпана, никто не будет закладывать в его убийство какой-то потаенный смысл.

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца”, часть 2 Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост
Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца”, часть 2 Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Или название бара, которым владеет Тони, “Bada Bing” – это не просто “Пиф-паф”, а это именно те слова, который говорил Сонни Корлеоне при обсуждении убийства Соллоццо и капитана Маккласки:

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца”, часть 2 Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Владение темой “Крестного отца” можно воспринимать даже неким обрядом инициации – совсем молодой и неопытный Крис тоже хочется приобщиться к поклонению “Крестным отцом” – но путает имя персонажи Лука Брази, чем вызывает негодование другого бандита.

И явно показывает, что еще не готов стать полноправным членом банды – ведь все опытные гангстеры в таких мелочах не ошибаются!

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца”, часть 2 Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Но самое важное – это когда персонажи сами подтверждают несостоятельнотсть мифа “Крестного отца” своими цитатами.

Например, на свадьбе влиятельного босса из другой семьи, Крис спрашивает у Тони, попросил ли он услугу у босса? Ведь в фильме “Крестный отец” именно такой ритуал показывали на свадьбе дочери Вито Корлеоне.

На что Тони не понимает как реагировать, ведь нигде кроме как в “Крестном отце” такого обычая нет.

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца”, часть 2 Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

“Крестный отец” – один из любимейших фильмов Тони Сопрано. А сцена, которая ему нравится больше всего – где Майкл Корлеоне убивает Соллоцо и капитана полиции – ведь они стояли за покушением на его отца, Вито Корлеоне.

И самая яркая связь мифологической картины Копполы с реальностью Сопрано – когда сын Эй Джей Сопрано, пытается убить Джуниора, обидчика Тони.

Прямо как Майкл Корлеоне, который мстил врагам своего отца. В той самой любимой сцене Тони Сопрано.

Но неожиданно, вместо триумфа, который получил Майкл, у Эй Джея ничего не выходит, да и Тони его за это гневно ругает.

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца”, часть 2 Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Сын в смятении, ведь он все делал в соответствии с законами гангстерского мифа!

На что Тони очень грустно отвечает, что, увы, это всего лишь фильм.

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца”, часть 2 Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Тем самым подтверждая, как опасно верить в ванильный мир “Крестного отца”, и как сильно он отличается от мира Сопрано.

"Крестный отец" и "Клан Сопрано" – это два логичных этапа становления гангстерского мифа.

Первый этот миф воздвиг. Ну а второй же – этот миф разрушил и деромантизировал.

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца”, часть 2 Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Видео, YouTube, Длиннопост

Спасибо за прочтение!

Мой телеграм-канал (пост взят оттуда): https://t.me/odno_kino

Показать полностью 9 3
521

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца”

Мир мафии – одна из самых обласканных тем в попкультуре.

Вот лишь некоторые узнаваемые кинематографические черты этого мира: итальянцы, честь семьи, дорогие костюмы, высокопарные речи и благородные доны (которым мы сопереживаем). И, конечно, подлые доны — абсолютные негодяи, которых непременно убьют.


Такой мир возник на экране в 70-е—90-е годы благодаря культовым фильмам “Однажды в Америке”, “Славные парни”, “Неприкасаемые”. Но в первую очередь. конечно, “Крестному отцу” — одной из главных культурных вех Америки.

А в 00-ых он был разрушен с появлением “Сопрано” – который использовал буквальные отсылки на фильм Копполы, цинично показывая неуместность такого мафиозного пафоса.

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост

В посте сначала расскажу немного про мафию глазами Крестного отца и Сопрано, а во второй части – долгожданные отсылки.


Мир Крестного Отца

Так вот, пару слов про главную гангстерскую ленту 70-ых.

Сразу после выхода фильм стал культовым – он получил Оскар как лучший фильм, собрал и единодушно объединил и высоколобых критиков, и простых зрителей – фильм все боготворили.

Впоследствии, “Крестный отец” стабильно входит в списки величайших фильмов всех времен,

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост

Мафия там показана совсем не как набор алчных и подлых бандитов, решающих свои уголовные делишки, а как семья, где основная задача – отбивать внешние удары на близких и помогать друзьям.

В первой же сцене фильма, к Вито Корлеоне приходят просить помощи – и он соглашается на услуги, но как мудрый глава семьи, а не как жестокий босс ОПГ, который наверняка что-то потребует взамен.

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост

За весь фильм, представители Корлеоне не делают ничего такого, что вызвало бы в нас внутреннее несогласие.

Да, Майкл Корлеоне убивает, но убивает убийц своего отца.

Да, Вито Корлеоне участвует в собрании вместе с другими боссами (среди которых есть негодяи) – но от выступает яро против наркотиков, которые видит злом.

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост

И все это на фоне итальянских традиций, красивых речей, дорогих машин и костюмов.

После выхода фильма, “Крестного отца” ругали за такую романтизацию бандитов.

Роджер Эберт (один из главных кинокритиков XX века) писал: «Коппола ловко строит фильм так, чтобы вызвать симпатию к героям. Мафия не является благотворительной организацией, а семья Корлеоне лишь немногим лучше других. И все же, когда Вито Корлеоне падает замертво посреди своего огорода, мы чувствуем утрату чего-то великого».


Да и сам Марио Пьюзо (автор романа) говорил в своем интервью New York Magazine, что большинство отраженного в книге – его фантазии, и он “никогда не встречал честного гангстера”.


Однако, такой образ мафиози надежно закрепился в массовом сознании – жестких, но благородных людей слова, которые на первое место ставят семью.

Ну а в 1999 году, через 27 лет после выхода “Крестного отца” появляется “Клан Сопрано” – сериал, который рассказывал про тех же самых италоамериканцев-бандитов, но совсем с другого боку, без гламура и лоска.

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост

Кстати, “Клан Сопрано” – вообще один из главных сериалов современности, который ознаменовал приход серьезных драм и сценариев на телевидение.


Мир Клана Сопрано

Сериал создал Дэвид Чейз, который до этого был успешным сериальным сценаристом на студии Paramount.

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост

Дэвид Чейз (справа) вместе с Джеймсом Гандольфини, исполнителем главной роли

Всю свою карьеру он вынашивали идею отразить на экране свои личные отношения с матерью – которые были весьма драматическими и тяжелыми. Но в какой-то момент он понял, что мало кому будет интересно смотреть на взаимоотношения телевизионного продюсера со своей мамой.

Отсюда пришла идея сделать главного героя крутым харизматичным персонажем, за которым интересно будет наблюдать – Дэвид был итало-американцем, поэтому в качестве крутого персонажа на ум сразу пришли мафиози.

Вот так появился образ Тони Сопрано – внешне жесткого и крутого парня, руководящего ОПГ. Но с кучей детских комплексов и страхов внутри, возрастными проблемами и сложностями во взаимодействиях с семьей.

Который так не похож на привычного нам Вито Корлеоне.

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост

Студия HBO, узнав про то, что Чейз пишет сценарий сериала про мафию сходу предложила ему снять телевизионную версию “Крестного отца” – на что Чейз ответил отказом, предложив свою версию.

Где сериал становится не респектабельным произведением про мафию – а семейная сага о кризисе среднего возраста и проблемах в отношениях с родственниками.

HBO увидело в этом потенциал и согласилось.

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост

На съемочной площадке финального эпизода "Сопрано"



Чейз всегда хотел снимать так, чтобы ему было интересно это смотреть и его знакомым.

А это означало реалистичные места, правдивые диалоги, многогранные персонажи со своими слабостями – все как в жизни.

Поэтому и гангстерский мир в Сопрано изначально начал создаваться максимально реалистичным – ведь Чейз, выросший в Нью-Джерси, прекрасно знает манеру поведения настоящих бандитов, живущих по соседству (в отличии от создателя “Крестного отца” Марио Пьюзо).


Про контрастность восприятия бандитского мира у Копполы и у Чейза

Бандиты в сериале очень сильно хотят выглядеть респектабельными и властными мафиози, как их коллеги из “Крестного Отца”.

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост

Но если в “КО” семья заседает в отелях на фоне американских флагов, то Сопрано предпочитали обсуждать деловые вопросы на парковках или пересекаться в торговых центрах. Или вообще, встречаться на заднем дворе домов (с постыдным убеганием, когда заметили федералов).

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост

Вместо грозного одновременного убийства всех боссов из враждебных семей – беготня по зимнему лесу за бешеным русским.

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост

Даже световая гамма произведений кардинально разная – в КО везде присутствуют темные полутона, с недостатком света,как будто мы исподтишка заглядываем за кулисы гангстерского мира.

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост

А в Сопрано – обычный будничный дневной свет, максимально снимающий расстояние между зрителем и героями – как будто стоим рядом с героями в сцене.

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост

“Сопрано” – продукт эпохи постмодерна. Герои сериала запоем смотрят фильмы про мафию, что позволяет им постоянно на них ссылаться.

Особняком стоит, конечно, произведение Копполы — большинство персонажей “Сопрано” его обожают.

Поэтому шоураннер Дэвид Чейз ссылается на первоисточник либо посредством своих персонажей (проводит параллели с героями Копполы), либо через прямые упоминания.


Авторские отсылки

Создатели сериала часто отсылаются на “Крестного отца” на уровне самого повествования – отсылки кажутся понятными только нам, зрителям, персонажи как будто это не замечают.

Чаще всего, это служит целью показать нам неуместность пафоса “Крестного отца” в реалистичном мире Сопрано.


Поэтому в эпизоде, когда Тони попадает в кому, в его видениях почти все пронизано отсылками к фильму Копполы – два мира смешиваются в одном сюрреалистичном потоке.


Это и повторение фраз, выглядящих максимально неуместно (грубую фразу про “член наперевес” в “Крестном отце” говорил Сонни Корлеоне в компании бандитов, а в “Сопрано” ее произносят за семейным ужином)

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост
Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост

“Клан Сопрано”, сезон 5, серия 11


Или параллель с поиском пистолета за бачком унитаза – Майклу Корлеоне нужен пистолет как орудие (он пришел убивать другого гангстера).


А Тони Сопрано, который вышел в туалет с семейного обеда, очевидно, не нужен пистолет – поэтому за бачком он находит пустоту.

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост
Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост

“Клан Сопрано”, сезон 5, серия 11


Или Эй Джей, сын Тони, говорит Крису фразу “Сложно, но не невозможно”, аналогично Рокко из второго “Крестного отца”.

В Сопрано обсуждают убийство бандита Джуниора Сопрано, а в “Крестном отце” – убийство мафиози Хаймана Рота.

Но в “Крестном отце” обсуждалось сложное и выгодное убийство мафиози, который из партнера превратился в опасного конкурента.

А вот в Сопрано обсуждается убийство немощного старика.

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост
Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост

“Клан Сопрано”, сезон 6, эпизод 3


Кстати, интересная деталь – Дядю Джуниора (которого хотят убивать в Сопрано) и Джонни Ола (ближайшего помощника Хаймана, которого хотят убивать в Крестном отце) – играет один и тот же актер, Доминик Кьянезе.

Понятно, что нельзя было обойтись без упоминания самой известной фразы из саги о Корлеоне – “предложение, от которого нельзя отказаться”.

Её говорит тренер футбольной команды, объясняя свой уход.

На что представили мафиози резонно замечают, что настоящее предложение, от которого тот не сможет отказаться, он пока не услышал.

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост
Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост

“Клан Сопрано”, сезон 1, серия 9


Ну или взять полную пафоса фразу Вито Корлеоне, адресованную гробовщику, про то, чтобы он использовал все свое мастерство и умение, чтобы привести лицо сына в порядок перед похоронами (после того, как его изрешетили пулями).

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост

Крестный отец, 1972


В Сопрано в похожей ситуации после смерти матери, в похоронном бюро, ситуация отзеркаливается – гробовщик сам сходу говорит, что применит “все свое мастерство и умение”.

На что Тони отвечает вполне житейски, мол, давайте без фанатизма.

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост

“Клан Сопрано”, сезон 3, серия 2


Иногда, отсылки чуть-чуть адаптируют и просто используют как дань уважения классике – например, в сцене покушения в “Крестном отце”, Дон Корлеоне покупал апельсины.

А перед своим покушением Сопрано берет апельсиновый сок Тропикана (что довольно буднично и гораздо ближе к американским реалиям 90-ых):

Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост
Как “Сопрано” разрушает гангстерский миф через отсылки и аллюзии на “Крестного отца” Одно Кино, Крестный отец, Клан Сопрано, Гифка, Длиннопост

“Клан Сопрано”, сезон 1, серия 12


Но авторские отсылки не так ценны, как прямое упоминание фильма персонажами фильма.

Ведь тогда с темой гангстерского пафоса взаимодействуют не создатели сериала – а напрямую, каждый раз подтверждая нереальность этого мафиозного мира.


И вот тут у меня к концу подошел лимит на картинки ((


Постараюсь через пару часов успеть выложить вторую часть.


Мой телеграм-канал (пост взят оттуда, он там целиком): https://t.me/odno_kino

Показать полностью 24
51

Про скример в виде попугая из «Гражданина Кейна»

Как мы знаем, «Гражданин Кейн» почти весь состоит из новаторских фишек Орсона Уэллса (там тебе и двойная экспозиция, и глубокий фокус, и ракурсные съемки, все, что душе угодно было).


Но один из самых неординарных приемов — это когда где-то после полутора часов фильма, в момент склейки между эпизодами, неожиданно появляется орущий белый попугай.


25 секунда:

Критики бесновались, куча скрытых смыслов — и внутренний крик героя, и обозначение перемен, и возращение к теме зоопарка (клетка и вот это все).


А на самом деле старина Уэллс просто добавил его, чтобы встряхнуть аудиторию.

Про скример в виде попугая из «Гражданина Кейна» Одно Кино, Гражданин Кейн, Орсон уэллс, Видео, Гифка

А то вдруг вы задремали, а впереди же важная сцена — тут-то адский попугай вас точно разбудит :)

Взято из телеграм-канала Одно Кино: https://t.me/odno_kino

Показать полностью 1
300

Про кадр из «Апокалипсиса Сегодня»

Забавный факт — в самом конце фильма «Апокалипсис сегодня», когда Уиллард наконец добирается до полковника Курца, в местной деревне можно заметить надпись «Apocalypse Now».

Про кадр из «Апокалипсиса Сегодня» Одно Кино, Апокалипсис сегодня, Видео, Гифка, Длиннопост

Зачем, для чего?

У хитрого Кополлы есть ответ!


Оказывается, по правилам киноакадемии (во всяком случае, того времени), название фильма обязано появится в печатном виде во время фильма — для возможности его участия в номинациях на Оскар.


Предполагалось, очевидно, что это будет в начале фильма в виде титра (как обычно и делается).

Но у «Апокалипсиса», как мы помним, нет начальных титров.

Их заменяет одна из лучших вступительные сцен ever, со взрывом джунглей и просыпающегося в Сайгоне Уиларда, под «The End» от Doors:

Ну и в финальных титрах надписи «Apocalypse Now» тоже нет (ее добавили только в Redux-версии).

Про кадр из «Апокалипсиса Сегодня» Одно Кино, Апокалипсис сегодня, Видео, Гифка, Длиннопост

Так вот, Коппола спецом добавил такой «интертитр» в самом фильме, чтобы формально угомонить буквоедов из академии — надпись была? Была.

Про кадр из «Апокалипсиса Сегодня» Одно Кино, Апокалипсис сегодня, Видео, Гифка, Длиннопост

Свои номинации фильм в итоге получил (но победить смог только в 1 из 7).


Кстати, ровно из-за такого же буквоедства, композитор Нино Рота пролетел на Оскаре за музыку к «Крестному отцу» (который снимал также Кополла).

Про кадр из «Апокалипсиса Сегодня» Одно Кино, Апокалипсис сегодня, Видео, Гифка, Длиннопост

Там одна из партитур была уже использована им в каком-то дремучем итальянском фильме, а по правилам — все композиции должны быть оригинальными.

И из-за такой мелочи, Роту лишили даже номинации — вот так обошлись с главной киномелодией 20-го века.

Справедливости ради, Рота свой Оскар таки взял со второй частью «Крестного отца» — через 2 года после выхода 1 части (Оскар он поделил с Кармайном Кополлой, отцом режиссера, который участвовал в написании музыки).


Но это скорее похоже на попытку исправить предыдущий бюррократический выкрутас, так как величие музыкальной темы уже было очевидно.

Про кадр из «Апокалипсиса Сегодня» Одно Кино, Апокалипсис сегодня, Видео, Гифка, Длиннопост

(Фрэнсис Форд Кополла с отцом Кармайном (он вышел получать Оскар за музыку))


Видимо, Коппола на этом примере выучил, насколько специфичными могут быть академики.

P.S. Ну и чтоб два раза не вставать — название «Apocalypse Now» появилось из перевернутого хиппи-призыва 60-ых ( Nirvana Now! )

Про кадр из «Апокалипсиса Сегодня» Одно Кино, Апокалипсис сегодня, Видео, Гифка, Длиннопост

Я бы перевел как «Даешь апокалипсис», но тоже не совсем то.

Но уж точно это не «Апокалипсис наших дней».



Ну и добавим чуть-чуть безумия в самом конце.

В прошлогоднем «Сонике», в сцене, где доктор Роботник бреет себе голову — это оммаж к похожей сцене с Марлоном Брандо в «Апокалипсисе».

Про кадр из «Апокалипсиса Сегодня» Одно Кино, Апокалипсис сегодня, Видео, Гифка, Длиннопост

Один из сценаристов «Соника» про это рассказывал.


Люблю жить в таком безумном мире, где в фильме 6+ про синего ежа ссылаются на победителя Канн 79-го года про войну во Вьетнаме.

Спасибо за прочтение!


Автор — телеграм-канал Одно Кино: https://t.me/odno_kino

Показать полностью 6 3
441

Про визуальную красоту Лоуренса Аравийского

Наконец добрался до «Лоуренса Аравийского» — мощнейший фильм!

Про визуальную красоту Лоуренса Аравийского Одно Кино, Лоуренс Аравийский, Фильмы, Видео, Длиннопост

После него явно понимаешь, откуда выросла «Дюна» Фрэнка Герберта, татуинская часть «Звездных войн», черты образа полковника Курца из «Апокалипсиса сегодня» и многое-многое другое.

Про визуальную красоту Лоуренса Аравийского Одно Кино, Лоуренс Аравийский, Фильмы, Видео, Длиннопост

Ну и подтверждает это россыпь из 7 Оскаров (включая главный и режиссерский).

Хочу вам рассказать про крутые визуальные решения этой картины.


Про содержание

Для начала, для галочки, проговорим про сюжет.

Смысловая часть фильм слегка устаревшая, эдакий старый-добрый англосаксонский имперский шовинизм. (Ну про то как белокурый британский полубог объединил всяких арабских дикарей в одно государство, а они такие коварные, сговорились с политиками и прогнали Лоуренса).

Выйдя в 1962 году, «Лоуренс» был одним из последних великих фильмов, которые довольно легко относились к подобным мыслям. (через 3 года случилось американское вмешательство во Вьетнамскую войну, после которого тема западного империализма освещалась уже совсем по-другому)


Про визуал

Ну а вот с точки зрения формы, фильм просто божественный, не устаревший ни на день.

Про визуальную красоту Лоуренса Аравийского Одно Кино, Лоуренс Аравийский, Фильмы, Видео, Длиннопост

Например, там есть одна из самых чарующих сцен 20 века — медленное, медитативное появление визиря Али из ниоткуда, буквально из пекла пустыни.

Компания Panavision специально для съемок фильма изготовила какую-то безумную 450-мм линзу, которая ни до, ни после не использовалась.

Про визуальную красоту Лоуренса Аравийского Одно Кино, Лоуренс Аравийский, Фильмы, Видео, Длиннопост

В фильме есть и другие визуальные решения, ставшие культовыми.


В начале фильма, Лоуренс показывает направление визирю Али, мол, город Акаба вон там, туда пойдем! (и показывает в правый край экрана).

Ну и дальше все передвижения будут слева направо! (по сюжету герои двигаются в Акабу).


Немного отрывков, подтверждающих слова про направление (и про красоту фильма):

Исключение


Единственное нарушение этого правила (движение только направо) было в эпизоде, когда Лоуренс возвращается обратно за Гасимом (бедуином, который остался сзади, ослабев от пустыни).

И именно с помощью этого формального приема (направленности движения), легко понять кто откуда движется в следующей сцене (когда Лоуренс с Гасимом возвращаются обратно и встречают дозорного).

Еще из интересных находок -- ночные сцены снимали днем, при помощью специального фильтра.

Крутое решение, которое решает поставленную задачу изображения сумерек без видимых источников света.

Из минусов -- у верблюдов были тени :)

Про визуальную красоту Лоуренса Аравийского Одно Кино, Лоуренс Аравийский, Фильмы, Видео, Длиннопост

Кстати, меня перед просмотром очень интересовало, как почти 4 часа хронометража показывали в кинотеатрах в 62 году?

Cам фильм на вопрос и ответил — прям посреди кино есть перерыв на антракт на 5 минут!

Только потом вспомнил, что такое же было и в «Унесенных ветром»


В общем, «Лоуренс Аравийский» — один из последних грандиозных фильмов Старого Голливуда, до сих пор прекрасный в своей красоте и масштабности (и некоторой наивности).

Абы кто не обошел бы на Оскаре «Убить пересмешника» и «Мятеж на Баунти» 🙂

Про визуальную красоту Лоуренса Аравийского Одно Кино, Лоуренс Аравийский, Фильмы, Видео, Длиннопост

Режиссер Дэвид Лин на съемках фильма.


Спасибо за прочтение!

Кстати, веду телеграм-канал о кино (пост взят оттуда): https://t.me/odno_kino

Показать полностью 6 14
262

Про компьютер IBM и детскую песенку

Помните, как в конце «Космической одиссеи 2001», когда отключают HAL 9000, он начинает петь песенку «Daisy Bell»?

Ну которая, «daisy, daisy, give me your answer, do».


Собственно, сама сцена:

Сцена довольно культовая и завораживающая.


Я всегда так анализировал этот эпизод:


— во-первых жуткость момента, типа детская наивная песенка, но ее поет умирающий искусственный интеллект, у которого никогда ничего похожего на детство-то и не было.

— во-вторых показывает деградацию HAL при его отключении — от почти всесильного существа до разума ребенка.

Про компьютер IBM и детскую песенку Одно Кино, Стэнли Кубрик, Видео, Гифка, Длиннопост, Космическая одиссея

Так вот, все вышесказанное наверняка имеет смысл, но важно добавить одну деталь.


В 1961 году (за 7 лет до фильма) состоялась презентация компьютера IBM 7094.

Про компьютер IBM и детскую песенку Одно Кино, Стэнли Кубрик, Видео, Гифка, Длиннопост, Космическая одиссея

(Только посмотрите на этого красавца, почти 143 КБ памяти)


Помимо очевидных нововведений вроде «2 ядра, 2 гига», маркетологи решили продемонстрировать кое-что необычное.


Впервые в истории машина пела песню полностью синтезированным голосом.

И исполнял компьютер как как раз «Daisy Song».

Честно скажу, звучит это еще более жутко, чем в «Одиссее».


Зачем демонстрировать возможности вычислительной техники на примере, который со световой скоростью летит в зловещую долину — не очень ясно.


Собственно, Артур Кларк, автор сценария и книги, был на презентации и мрачно охренел вместе со всеми зрителями. И этот эпизод перекочевал из жизни в сценарий, а потом и в фильм.

Про компьютер IBM и детскую песенку Одно Кино, Стэнли Кубрик, Видео, Гифка, Длиннопост, Космическая одиссея

(Кубрик и Кларк смотрят на тебя так, как будто ты поешь "Daisy song")


Ну а сам момент (отключение HAL) в картине ознаменует собой победу человека над своим самим совершенным инструментом — то есть способность перехода человечества как вида на следущий этап (что, собственно, дальше и происходит — появление «Звездного Дитя» и вот это все).

Про компьютер IBM и детскую песенку Одно Кино, Стэнли Кубрик, Видео, Гифка, Длиннопост, Космическая одиссея

Ну и на сладкое есть факт, про который тоже хочется упомянуть.


Если сдвинуть все буквы в слове IBM на одну влево по алфавиту, то получится HAL.

Артур Кларк это много раз опровергал — но если это и совпадение, то удивительное.



Про шахматы

Кстати, про связь "Одиссеи" с реальными компьютерами, примечателен еще один эпизод.


В фильме есть момент, где HAL 9000 играет в шахматы с астронавтом Фрэнком Пулом.


После очередного хода Фрэнка, HAL говорит, что он получит мат через два хода, объясняет последовательность, и Фрэнк сдается.

Так вот, вся загвоздка в том, что HAL 9000 блефует, мата там можно было избежать!

В кино показывают реально существующую партию Рош-Шлаге, 1910 год, довольно хорошо описанную.


И там двумя ходами можно было избежать того мата, о котором говорит HAL.


Что тут демонстрируют -- способность к обману для достижения цели или то, что HAL уже начал ломаться -- неясно.

Про компьютер IBM и детскую песенку Одно Кино, Стэнли Кубрик, Видео, Гифка, Длиннопост, Космическая одиссея

(Стэнли Кубрик был заядлым шахматистом, поэтому вряд ли этот момент добавлен случайно.)


Ну и пикантный момент — в 1967 году, за 2 года до выхода фильма, программа Mac Hack Six впервые обыграла человека на официальном турнире.



Про IMAX

Ну и чтоб два раза не вставать — вот вам короткометражка «Вселенная».

Закадровая речь принадлежит Дугласу Рейну — как только Кубрик ее услышал, он настоял, чтобы именно Рейн озвучивал HAL-9000.


Кстати режиссер этой документалки, Роман Кройтор — автор концепции Силы из «Звездных войн» (Лукас вдохновлялся его мыслями из другого фильма, «21-87»).

Про компьютер IBM и детскую песенку Одно Кино, Стэнли Кубрик, Видео, Гифка, Длиннопост, Космическая одиссея

А еще, через пару лет после выхода короткометражки, Кройтор придумает формат IMAX.

В котором потом переиздадут "Одиссею" в 2018 году.


Но это, как говорил классик, уже совсем другая история ...


Спасибо за прочтение!

Пост взят из телеграм-канала Одно Кино: https://t.me/odno_kino

Показать полностью 6 3
Отличная работа, все прочитано!