Преображённая Земля (4)
Продолжаем знакомиться с книгой Питера Франкопана "Преображённая Земля".
Мы имели возможность убедиться, как меняет человеческое общество окультуривание растений. Одомашнивание животных влияет на него не меньше. Приручение коз, овец и прочего скота вызвало целую серию мини-революций. У человечества появился новый источник энергии, позволяющий экономить силы. Но лишь лошадь, которая передвигается в десять раз быстрее людей, сделала возможным строительство знаменитых классических империй древности. По-видимому, её приручили ботайцы в казахских степях пять с лишним тысяч лет назад. Довольно быстро лошадь стала известна всему континенту, но не сразу ей нашли «должное» применение. Доподлинно известно, что боевые колесницы сыграли ключевую роль при расширении Нового царства. Колесницы воспевали и поэты древнего Китая.
По всей Евразии лошади получили важный ритуальный статус. Техника обращения с ними постоянно усложнялась. Особенно наглядным стал этот процесс в период большого иссушения евразийских степей в XII веке до нашей эры. Ответом на изменение природных условий стал упор на лошадь ка источник белка и помощника в работе. Это животное не имеет проблем с сухой травой aka сеном. Произошёл переход от полуоседлого существования к более разнообразной пасторальной экономике с высокой мобильностью.
Это привело к построению широкой сети дальних контактов, позволившей распространяться идеям, верованиям и ритуалам, а также, конечно, товарам и технологиям. Просо, пшеница и ячмень пришли на восток Азии. Кочевники распространяли и медь с оловом, и керамику с металлургией. Сегодня исследователи отмечают генетическое перемешивание Средней Азии, а также расширение социальных иерархий мобильных популяций тех времён. Степные общества были эффективны, структурированы и очень успешны. Даже Геродот отмечал, что скифы (которыми греки обозначали всех степняков) «смогли добиться одной вещи, важнейшей в человеческих делах, лучше кого-либо на Земле: самосохранения». Да, оседлые народы ими не восхищались, но находились с ними во взаимозависимости. Степняки давали продукты, сырьё и прочие товары, а взамен получали предметы роскоши и другие ключевые элементы, поддерживающие социальную иерархию и власть вождя. Престиж, конечно, напрямую зависел и от размера и качества стада.
Особенно наглядно это было в эпоху сражающихся царств Древнего Китая. Властители царств были с одной стороны жизненно заинтересованы в обмене со Степью, а с другой – стали менять военное планирование. Самым важным изменением стало строительство массивных стен, которые, вопреки расхожему мнению, возводили не для защиты от варварских вторжений, а в целях привязки источников снабжения при расширении страны. Вовсю шёл процесс политической централизации, подгоняемый конкуренцией с соседями. Этому же способствовал рост городов. Так внешние угрозы концентрировали разум и предоставляли основания для кооперации и формирования единой идентичности. Похожий процесс шёл у степняков тоже. В результате слабые государства и племена устранялись. Крупнейшие аграрные страны выросли вчетверо, а племена создавали широкие союзы, такие как хунну или чосон. Образовался двусмысленный и ненадёжный баланс степи и поля. Недаром первые империи в истории выросли на кромке степного пояса. Современный статистический анализ показывает, что они появлялись чаще в регионах с устоявшимся сельским хозяйством и интенсивными военными действиями, что заставляет общества давать ответ.
В случае Китая созданию империи способствовало отсутствие горных цепей, которые затрудняли бы интеграцию. На Индостане, отрезанном от остального мира горами и пустынями, факторы, которые работали на объединение в империю, не включились должным образом. Тамошние капризные реки делали городскую жизнь ненадёжной. Труднее было приспособиться к изменчивой природе. Покинутый город – не такое уж редкое зрелище тех мест. Пастбищ у них мало, зато много джунглей, на расчистку которых нужны силы. Нет лошадей – нет империи. А ещё процветающие в жарком климате патогены.
География, экология и климат влияли на развитие обществ на всём земном шаре. Магическим компонентом государственного строительства ранних обществ Центральной Америки послужила кукуруза. Общества Западной Африки не демонстрировали в свою очередь серьёзной политической централизации. Разницу эту объясняют способом, каким были связаны региональные центры. Если в Америке удалённые друг от друга культуры развивались независимо друг от друга, то в Западной Африке шёл активный обмен.
Связность континентов видна в древнееврейских рукописях, которые на средиземноморском фоне упоминают массу азиатских вещей: слоны, павлины, обезьяны. В них нашлось место мудрости и сказаниям из Индии и авестийским идеям о небесах и аде, воскрешении и универсальном божестве. История о том, как царь Соломон делил ребёнка между двумя женщинами, весьма похожа на отрывок из тибетского перевода Трипитаки. Тамильская поэзия включает в себя явные параллели с Песней песен того же Соломона. Причём южноазиатские слова, нашедшие дорогу в Ветхий завет, однозначно говорят о том, кто у кого списывал. Вся эта «азиатчина» осела и в христианстве, и в исламе. Культурный обмен был, естественно, двусторонним. Древние индусы охотно брали на вооружение планетарные модели греческих астрологов. Распространение получали не только практики, но и отношение к ним. Татуирование, например, было распространено по всей Евразии тысячи лет. В Китае к нему относились, как к варварскому обычаю, а на западе континента татуировали преимущественно лишь рабов.
Охотно перенимались народами новинки мореходного искусства. Уже в третьем веке до н.э. Бенгальский залив бороздили суда водоизмещением до 75 тонн. Настоящими хозяевами муссонов стали австронезийцы, колонизировавшие Тихий океан вплоть до острова Пасхи. Их судна весили уже сотни тонн и достигали полусотни метров в длину. Китайские источники упоминали об их способности идти по морю наперекор ветру и волнам. Как следствие уже две тысячи лет назад народы с острова Борнео преодолели целый океан и поселились на Мадагаскаре, оставив свой след и в генетике, и в лингвистике острова.
У цивилизаций бывало много проблем, но, пожалуй, одной из важнейших являлся и является недостаток воды. Климатические вызовы порождали необходимость координированных действий. И древние правители действовали. Одним из примеров этого является правление Птолемеев в Египте, которые выпускали декреты в трудные времена, позволявшие договориться со жрецами и сохранить власть. Один из подобных декретов оказался записан на знаменитом Розеттском камне.
Но что интересно: появление подобных декретов хорошо коррелирует с извержением тропических вулканов, которые влияют на количество воды в Ниле. Будет меньше воды во время ежегодного разлива – будет меньше еды у населения, всё просто. Но в целом нельзя описать влияние вулканизма как однозначное. Многое зависит от того, где находится вулкан. И даже от времени года, в которое произошло извержение. Тем не менее, если случается что-то неординарное – последствия будут чувствовать весьма далеко. В 43 году до н.э. коротко, но мощно рванул Окмок на Аляске – и аукнулось в Древнем Риме. А также в Скандинавии, Калифорнии и Китае. Кое-где в Средиземноморье температура упала ни много, ни мало – на 7°С. Воды в Ниле почти не прибыло ни в ту весну, ни на год позже. Кто правил там в те годы? Клеопатра! Править в Египте в было тогда непросто, недаром многие правители женились на родственницах. Какая-никакая, а концентрация власти. А тут ещё Цезаря в Риме убили, началась гражданская война. В которой Клеопатра, как известно, поставила не на ту лошадь. Египет сожрали. Вообще, объединить под своим началом такие обширные территории было выдающимся достижением для того времени. Римляне смогли победить конкурентов за счёт лучшей организации и более быстрого старта, что позволило им воспользоваться благоприятными обстоятельствами.
Не обошлось и без удачи. Средиземное море – не океан, ходить по нему можно относительно безопасно. Его разветвлённая структура способствует постепенному завоеванию. Да и с климатом повезло. Период римской экспансии климатологи называют Римским климатическим оптимумом. Потеплело на пару градусов, но при этом осадков меньше не стало, скорее наоборот. Отступили альпийские ледники, а флора и фауна пошли на север. Более того, сократился и вулканизм. Окмок был лишь редким исключением. В остальное время Нил работал, как часы.
Не один лишь Рим воспользовался климатическим оптимумом. В Китае появилась династия Хань. Новые техники освоили фермеры долины Миссисипи. В Центральной Америке достиг расцвета Теотиуакан. Все могли развивать свои административные и логические способности. И всё же наибольшего успеха достигли при этом римляне, объединившие под своей властью, и север Европы, и знойную Африку, и Ближний Восток. Завоевания резко подняли «покупательную способность» римлян. Патриции вели экстравагантный и расточительный образ жизни, а чернь «довольствовалась» хлебом и зрелищами. Всё это сказалось на окружающей среде, где было зарегистрировано учетверение концентрации свинца в атмосфере. Начиная с Италии, страны стали страдать от недостатка лесов. Многие римские авторы, включая Плиния Старшего и Лукреция, высказывали озабоченность по поводу истощения ресурсов.
Впрочем, без дров не случилось бы и Рима. Отмечено, что столько свинца не попадало в атмосферу аж до начала современной промышленной революции. Тогдашний уровень развития производительных сил требовал наличия полутора гектаров на каждого гражданина Империи. А дикая фауна! Один из современников Траяна свидетельствовал, что во время десятидневных игр на аренах было убито 11 тысяч животных! Регулярные охоты ставили многие виды на грань исчезновения. Рост населения требовал дальнейшего роста потребления продуктов. Его добивались с помощью новых инструментов, новых источников энергии, а также консервации продовольствия. Определённые политические решения улучшали структуру агрохозяйств и их размер. Осваивались новые земли. Развивалась инфраструктура: дороги, мосты, каналы, акведуки. При этом уровень экологического стресса оставался удивительно невысоким.
Конечно, нельзя сказать, что плоды цивилизации достались бесплатно. Скученная жизнь в городе имела свои недостатки, одним из которых являлись эпидемии, наиболее запоминающимися из которых были чумные. Интересно, что они часто попадали на времена кратковременных похолоданий, которые в свою очередь объяснялись вулканизмом. Кстати, период с 150 до 650 годы нашей эры был чрезвычайно изменчивым в климатическом плане. Не обходилось и без общественных пертурбаций: Древний Рим, начиная с 230 года, стал входить в штопор с непрестанной сменой императоров, в Китае в 220 году закончилось время империи Хань. Новая династия появилась в 224 году в Персии.
Трудно, однако, сказать, что всё это было вызвано климатом. Гораздо продуктивней искать причины тех перемен в политической конъюнктуре, мудром руководстве и логистических реформах. Да, сельское хозяйство зависит от погоды, но оно же зависит от человеческого труда, от управления землёй и от спроса на продукцию ремесленников. Древний Рим, державшийся на своих легионах, был критически уязвим в плане снабжения своих солдат, вокруг которых наросли региональные экономики. Стоило прекратить зерну течь – и последние оказались в свободном падении. Бюрократия и логистика были критически важны. Не удивляет то, что первой развалилась Западная Римская империя, которая больше опиралась на власть государства.
В степях влияние климата было более выражено. Три периода засух в четвёртом – шестом веках привели в движение кочевников. Главным приводом в этом движении послужили гунны, волны которых докатились до Западной Европы. Трудно сказать, каким именно образом было вызвано направление движения на запад. Предполагают, что ближе к Европе зимние пастбища были более благоприятны. Также было замечены значительные колебания южной осцилляции Эль-Ниньо, в результате чего периоды засух перемежались обильными осадками, что хорошо для кочевников.
В 410 году оказался взят сам Рим. Из городов стал разбегаться народ, дальняя торговля приказала долго жить, а население стало распыляться далеко за пределами областей набегов: от Британии до Египта. Тёмные века были вызваны не хаосом и кровопролитием, а развалом государства. «Живенько» дела шли и на Востоке, где китайский император перенёс столицу в Лоян, поближе к югу. Не самое плохое решение.
Питер отмечает, что политика сильно зависела от заблаговременной оценки рисков и адекватного ответа на вызовы времени. Но всегда основные тяготы ложились на плечи бедняков. Потому чем больше их, чем беднее страна, чем выше в ней неравенство – тем она уязвимее. Многим современным правителям это следует зарубить себе на носу



Книжная лига
28.2K постов82.1K подписчиков
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.