Предательница. Глеб Диберин. Глава 9
Глава 9. Артист
Театр пах пудрой, пылью и нервами. Алёна стояла у массивной кулисы, гладя пальцами по бархату, влажному от чужого волнения. Её пригласили на премьеру случайно, подруга отменила визит, билет остался. Спектакль шёл по Шекспиру, и вечер обещал быть томным, но она не ожидала, что окажется не только зрительницей.
— Осторожнее, здесь сцена! — молодой парень в чёрной майке и наушнике ловко провёл её вдоль стенки закулисья, где стояли декорации, лестницы, оставленные кем-то костюмы.
Она ничего не понимала, как оказалась тут, почему не села в зал? Но... сердце подсказывало: останься.
И в этот момент мимо прошёл он.
Высокий, с бледной кожей, в чёрном плаще. Пронёсся, как призрак, как будто был не здесь, не в теле, а где-то на грани реальности и сна. Его глаза сверкнули под гримом. Он даже не посмотрел на неё, но Алёна вздохнула, словно после удара током.
— Это он? — прошептала она женщине рядом, завязывавшей ленточку на голове девочки-актрисы.
— Данила. Он Гамлет сегодня и всегда.
Имя засело в груди, будто реплика, которую нужно было выучить.
Он прошёл, и она осталась. Алёна затаилась в узком коридоре между костюмами и стенами, наблюдая, как за минуту до занавеса актёры превращаются в героев, как сердца начинают стучать быстрее, как в глазах появляется что-то большее, чем просто взгляд, это был свет. Он. Он вышел на сцену и мгновенно стал кем-то другим.
Алёна смотрела на монитор, установленный за кулисами, и в его монологе слышала... себя.
«Быть или не быть…»
И каждое слово билось внутри неё, как будто он не Гамлет, а сам её внутренний голос, усталый от выборов, от страстей, от собственной двойственности. Он не играл, он жил, а может, наоборот только на сцене он и был жив.
Она не знала, почему её пропустили за кулисы, не знала, зачем пришла, но сейчас знала главное, он её следующая роль.
Алёна стояла неподвижно, спрятавшись за чёрной кулисой, и наблюдала за ним, как зачарованная. Данила выходил на сцену, не просто как актёр, — он вышел туда, будто в последний бой, в поединок с собственной тенью. Её дыхание стало неглубоким, как у зрителя, что боится нарушить ритм священного действия.
«Быть… или не быть…»
Его голос был тих, как холодный ветер. Он не взывал, не кричал. Он говорил себе. Точнее себе и ей. Эти слова, до боли знакомые, теперь звучали как откровение. Она не могла оторвать взгляд от него, словно в его взгляде было что-то бездонное, обещающее распад и искупление.
На сцене он метался, жил, разрушался, держался за голову, прижимал к груди череп, смотрел в зал как в бездну. А Алёна в этот момент смотрела в него.
Она видела, что он не играет. Он горит. Его тело напрягалось как струна, каждое движение отточенное. Его руки дрожали, когда он произносил монологи, глаза становились стеклянными, но не пустыми, в них плавала боль, та, что узнаётся мгновенно.
Сердце Алёны сжалось, словно его кулак сжимал её собственную грудную клетку. Она почувствовала, как её «предательница», затихшая на какое-то время, снова пробуждается. Не от желания, нет от какой-то более глубокой, почти мистической тяги. Это было похоже на влюблённость не в мужчину, а в архетип, в трагедию, в искусство, в разлом между личностями.
— Это же не игра, — прошептала она сама себе. — Это исповедь.
Он двигался по сцене как человек, лишённый земли под ногами. Он страдал, и это было красиво. Это было правда. Вся она, Алёна, со своей тоской, болью, стремлением к любви, была в этом Гамлете, в этом мужчине, в этом голосе.
В какой-то момент Данила посмотрел в зал. В сторону, где сидела она. Их взгляды не встретились, и всё же Алёна почувствовала, что он смотрит сквозь всех именно на неё. Не как на зрителя, а как на тайного свидетеля внутреннего крушения.
Когда занавес закрылся в антракте, у Алёны дрожали руки. Она не могла встать, не могла ни уйти, ни двигаться. Всё, что было внутри, казалось — отозвалось, надломилось, заговорило.
"Я хочу знать, кто ты," — подумала она.
"Хочу знать, кто ты — когда гаснет свет."
***
— Понимаешь, — сказал Данила, уставившись в зеркало гримёрки, — иногда мне кажется, что меня вообще не существует.
Алёна сидела напротив него, скрестив ноги, с бокалом дешёвого шампанского в руке. Он ещё не снял грим: тени под глазами, бледный тон лица, след от короны на лбу. В полумраке он выглядел как призрак человека, которого она только что видела живущим на сцене с такой остротой, что казалось, он сейчас умрёт на её глазах.
— Что значит не существует? — тихо спросила она.
— Именно то, что сказал. Я не он, не тот, кого ты только что видела. И не этот вот, — он провёл рукой по своему отражению. — И не тот, кого обнимает женщина в постели. Я набор ролей. Собранных из воздуха и чужих ожиданий.
Алёна посмотрела на него долго. Она не отвела взгляд, хотя хотелось. Что-то в нём было слишком обнажённым, не кожа, а мысль.
— А ты когда-нибудь бывал собой? — спросила она.
Он усмехнулся:
— Быть собой это роскошь, которую не может позволить себе ни актёр, ни мужчина.
Она не знала, почему эти слова ударили в грудь так остро. Её собственная жизнь одна длинная репетиция. Её желания, обострённые, чуждые, срывающиеся тоже были частью какого-то сценария. Разве она не играла влюблённую? Разве не притворялась равнодушной? Не повторяла один и тот же текст: «Это просто, ничего не значит, я справлюсь»?
— А ты хочешь узнать, кто ты? — спросила она.
Он посмотрел на неё, в этот раз пронзительно. Его лицо стало серьёзным, совсем не театральным.
— Я боюсь, что если сниму все маски, там не останется ничего.
Алёна протянула руку и коснулась его запястья. Он не отпрянул, не напрягся, но и не ответил. Он был, как тёплая, но не живая тень, как человек, который присутствует, но не здесь.
— Может, — сказала она, — ты просто слишком долго жил чужими жизнями.
— Может быть, — кивнул он. — А может, я и есть чужая жизнь.
Тишина упала между ними, ни театральная, ни интимная, а какая-то серая, настороженная.
Вдруг он рассмеялся. Смех был лёгким, даже мальчишеским.
— А ты, Алёна? Кто ты, когда не женщина, не любовница, не зритель?
Она почувствовала, как что-то внутри сжалось. Ей не понравился вопрос. Она сама его боялась. Ей легче было быть кем-то для кого-то, чем быть кем-то для себя.
— Я... я просто хочу почувствовать, что жива, — честно сказала она.
Он кивнул, будто ожидал именно этого.
— Тогда держись подальше от актёров. Мы умеем убедить. Даже самих себя.
Алёна не помнила, кто сделал первый шаг. Весь этот вечер был как постановка без сценария. Он стоял перед ней в полутёмной гримёрке, уже смыв грим, но оставив в глазах то, что нельзя смыть — трагедию, страсть, игру.
Он не целовал её, он пробовал реплику на вкус. Не раздевал, а менял костюм. И когда его пальцы скользнули под тонкую ткань её платья, это не было спонтанным жестом желания. Это было решением режиссёра, которого она почему-то добровольно подчинилась.
Он прошептал:
— Теперь ты будешь Офелией, но без безумия.
Она усмехнулась.
— А ты? Гамлет без отца?
Он не ответил, просто отступил на шаг, взял её за руку и повёл как по сцене. Его пальцы сжимали её ладонь не с лаской, а с уверенностью актёра, который точно знает, когда должен выйти на реплику. Она шла за ним, словно по мизансцене, уже не женщина — персонаж. А он уже не мужчина, а роль.
Они не разрывали тишину. Звуки их тел были как шёпот закулисья: тяжёлое дыхание, рваный шелест ткани, быстрые, как смена декораций, движения. Всё происходило словно не с ними, а с кем-то написанными заранее.
Он вложил её в кресло-кровать, с которого только что поднимался в финале третьего акта. Пыль от старого бархата влетела в её ноздри. Он наклонился, не глядя ей в глаза, а как будто смотря в партитуру, по которой играет тело.
— Тише... — прошептал он, когда она издала голос. — Это ведь монолог.
И она поняла, он не занимается с ней любовью. Он играет. Себя, мужчину, героя, проклятого поэта. Он даже двигался, как будто видит зрителя. И ей пришлось сыграть тоже. Стонать не от наслаждения, а, как будто, играя роль. Она подыгрывала ему. Была красивой в каждом изгибе, запоминала, как ложится свет на плечо, как тень скользит по животу. Это была... не фальшь. Это был театр и только.
Он вышел из неё так, как умирают герои в конце — резко, внезапно, молча. Его лицо осталось напряжённым, будто он всё ещё держал финальную паузу перед аплодисментами.
Алёна не знала, как дышать от пустоты, в которую она шагнула после второго акта действия, потому что за ним был третий - финал.
Он встал, не глядя на неё, натянул рубашку, как занавес и долго молчал. Потом, он как бы между делом, произнёс:
— Ты очень талантлива. В другой жизни мы могли бы составить великолепный дуэт.
Она лежала, не шевелясь. Глаза её смотрели в точку на потолке, как в прожектор. Свет был мёртвым. И казалось, аплодисментов не будет.
Она стояла перед зеркалом в его гримёрке, почти голая, укутанная в простыню, как в театральный занавес, который забыли опустить. Свет ламп на зеркале отбрасывал на её лицо жёсткие тени, словно проверяя, не остался ли на ней грим.
Алёна рассматривала своё отражение. Оно казалось чужим. Взгляд был не её, поза будто выученная. Даже волосы, растрёпанные и влажные, падали с постановочной небрежностью.
— Кто ты такая? — прошептала она отражению. — Героиня или статистка?
Слова звучали как реплика, не настоящая мысль. Она вдруг поняла: она говорит так, как говорит сценический персонаж, не чувствует, а играет чувства. Не проживает, а репетирует.
В углу комнаты валялась его театральная маска. Половина Гамлета. Половина правды. Половина лжи. И всё, что происходило между ними, будто было под этой маской. Он её ни разу не назвал по имени, только «милая», «Офелия», однажды — «муза».
Она подошла к креслу, на котором недавно лежала, и провела пальцем по подлокотнику. Бархат ещё хранил тепло тел, но не души.
Алёна чувствовала: внутри пусто, но наружно всё продолжало играть. Как будто её тело живёт по сценарию, написанному задолго до неё. Она знала, как подать плечо. Как прикусить губу. Как посмотреть в глаза на три секунды дольше. Всё это она делала не, потому что чувствовала, потому что так принято. Потому что так делают героини. Женщины. Любовницы. Роли.
Он вернулся из душа, босой, с полотенцем на шее, и посмотрел на неё с той же актёрской отстранённостью, с которой смотрел на зал, не мужчина на женщину, а Гамлет на публику. Усталый, проживший, не настоящий.
— Ты прекрасна, — сказал он. — Ты умеешь держать паузу.
Она не ответила, просто продолжила смотреть в зеркало, в себя, в ту, кем она сейчас стала — и кем, может быть, никогда не была.
Вдруг она вспомнила слова режиссёра, когда-то давно, ещё в юности: «Настоящая актриса та, кто умеет не чувствовать, а убедить зрителя, что чувствует».
Алёна внезапно осознала, она уже давно актриса. Сценой был не театр. Сценой была её жизнь. Каждый мужчина партнёр, каждый поцелуй монолог, каждый оргазм финальная реплика.
И если в театре можно было забыть слова, в жизни приходилось импровизировать.
Она встала, натянула платье. В его взгляде не было ни удивления, ни нежности, ни сожаления. Только усталость после спектакля.
— Я выйду на поклон одна, — тихо сказала она.
Он улыбнулся половинчатой, выученной улыбкой.
— Ты заслужила овации.
Она кивнула, но внутри знала, аплодисменты фальшивы.
На следующий вечер она пришла в театр одна. Алёна сидела в пятом ряду, в центре. На сцене были те же декорации, те же актёры. Только он не появился на сцене.
— Замена, — прошептала соседка. — Главный заболел. Сегодня Гильденстерн вместо Гамлета.
Алёна замерла. Болен? Сомнительно. Он говорил: «Я не болею. Я растворяюсь».
Так он и исчез, не по-настоящему, а театрально. Без финала, без прощания, без занавеса.
После спектакля она подошла к охраннику.
— Простите, а Алексей Сергеевич?
— Уже третий день не появляется. Говорят, уехал без предупреждения.
Алёна стояла в фойе среди молча расходящихся зрителей. Хлопанье дверей казалось аплодисментами. Зал опустел, свет гас. Как всегда спектакль закончился, и больше никто не играет.
Она прошла за кулисы. Мягкий пол, запах пыли и старого дерева. Комната, где они были вдвоём, была пуста. Костюмы висели на вешалках. Грим рассыпался на туалетном столике. Его маска всё ещё лежала там, та самая, из «Гамлета».
Она взяла её в руки. Лёгкая. Пустая. Без лица.
На подоконнике лежала записка, как будто забытую кем-то.
«Все роли играют нас, а мы только эхо чужого текста».
Ни имени. Ни подписи. Только почерк — его, безошибочно. И сердце Алёны провалилось в ту самую чёрную яму, в которую падает актёр, забывший финальную реплику.
Она вышла из театра, дрожа. С улицы здание казалось глухой коробкой. Свет внутри уже погас. Лишь её отражение в витрине кассы, лицо без мимики, усталое, обманутое.
— Даже не прощался, — прошептала она. — Ни финала. Ни занавеса. Просто... исчез.
Как и все, как и всегда.
Алёна пошла по улице, чувствуя, как в груди пустеет. Как гаснет внутренний свет, как зрительный зал в конце спектакля. Только оваций не было. Только пустота.
Дождь шёл вяло и упрямо. Алёна брела по тротуару без зонта, позволяя каплям стекать по её щекам, как несыгранные слёзы. У неё внутри будто что-то закончилось, или даже не закончилось, а выдохлось, как последняя реплика, произнесённая в пустоту.
— Браво, — прошептала она, глядя в небо. — Великолепный финал, Алексей. Ты даже в исчезновении был театрален.
Но что еще хуже, он не был исключением. Он был зеркалом. Сколько уже их было? Каждый был с маской, каждый со сценарием. А она? Она была той, кто подстраивалась. Алёна была игрушкой, тенью. То девочкой с глазами-оленьими, то женщиной-вамп, то бунтаркой, то послушной ученицей, но она ни разу не была собой.
Вечером она открыла ноутбук и начала писать: не роман, не пьесу, а просто слова. Алёна писала слова о себе.
«Меня зовут Алёна. Я не актриса. Я не сценарий. Я не функция чужого желания.
Я устала. Устала быть чьей-то ролью. Устала репетировать чувства, быть светом в чужом спектакле, фонарём, который греет только сцену. Я больше не выйду на сцену чужого сюжета. Я не роль. Я человек».
Текст был простым без стиля, без аллюзий, без метафор, но в этой простоте было то, что ей всегда не хватало, правды.
Она закрыла ноутбук, посмотрела в зеркало. Макияж размыт, волосы влажные, глаза покрасневшие, но впервые в этом отражении не было чужой героини.
— Я здесь, — прошептала она самой себе. — Настоящая. Я не актриса, не муза, не эпизод. Я просто женщина, которая устала быть подстраиваемой, изменяемой, режиссируемой, которая впервые хочет быть не героиней, а автором.

Лига Писателей
4.7K постов6.8K подписчиков
Правила сообщества
Внимание! Прочитайте внимательно, пожалуйста:
Публикуя свои художественные тексты в Лиге писателей, вы соглашаетесь, что эти тексты могут быть подвергнуты объективной критике и разбору. Если разбор нужен в более короткое время, можно привлечь внимание к посту тегом "Хочу критики".
Для публикации рассказов и историй с целью ознакомления читателей есть такие сообщества как "Авторские истории" и "Истории из жизни". Для публикации стихотворений есть "Сообщество поэтов".
Для сообщества действуют общие правила ресурса.
Перед публикацией своего поста, пожалуйста, прочтите описание сообщества.