18

Ответ на пост «Шествие идущих на х... объявляется открытым»103

Я работаю преподавателем в техникуме. Не первый год, но и не десять лет даже.

Что я могу сказать... Как я считаю, что важно для учителя:

1. Уметь признавать свои ошибки. Да, мы люди. мы ошибаемся. Я иногда даже арифметические ошибки делаю, но всегда говорю: "Я люблю, когда вы находите мои ошибки - значит, вы следите за моим объяснением. Значит, вам интересно. Спасибо вам за это".

2. Уметь извиняться. Даже если это ребенок, даже если он в три раза младше учителя. Потому что он все равно человек. И ему бывает обидно.

3. Уметь радоваться за ученика. Я не знаю, но если кто-то из моих учеников придет и скажет: "Sehvana Sehvan-овна, вот вы меня %обижали_всяко%, а я добился..." - я буду плакать от радости и гордиться этим человеком. Буду просить прощения за обиды, если обидела. Никогда не буду хранить зла на этого уже выросшего человека.

4. Никогда не пытаться казаться "умнее", "компетентнее", "более знающим" в вещах, где учитель, очевидно, не знает. И показывать интерес. Я, например, не разбираюсь в марках машин. И когда студент с горящими глазами объясняет мне, чем седан отличается от универсала, а Тойота от Лады (названия взяты для примера, я серьезно не разбираюсь), я с серьезным видом слушаю, хотя знаю, что забуду. Но всегда говорю: "Вы молодцы, а я вот не могу до сих пор запомнить... вы круче меня! Я рада за вас!" Или прошу в чем-нибудь помочь, где я не могу. Студенты рады, когда я не просто приказываю, а прошу их, как более знающих, более умных, более умелых... Потому что они только начинают жить и переходят из детства, где они все были "дитяти неразумные" во "взрослые".

5. Уметь поддержать в любом решении. Причем не просто "Ой, дерзай". А более обстоятельно. Или похвалить решение. Работать после техникума? "И правильно, навыки нельзя терять, к тому же ты умелый, планируешь свой бизнес... у тебя все получится, а образование можно получить в любом возрасте, я сама окончила вуз далеко не сразу...". Хочет в вуз? "И правильно, будет легче потом получить должность начальника, все же в тридцать лет учиться - не каждый может, ведь семья, работа, сложно..." Хочет перевестись на другую специальность? "И правильно, смысл тебе тут сидеть и учиться на нелюбимой профессии? Конечно, переводись! Куда хочешь, на авторемонт? Вообще супер, потому что там тоже учат слесарному делу, а тут вот авторемонту не особо..." И не просто сразу вываливать ответ, а послушать, спросить "почему", выслушать аргументы, может быть, попробовать возразить, но не сильно... дать почувствовать этому "маленькому взрослому", что его слышат, его решение воспринимают, с ним разговаривают.

6. Говорить добрые слова. Просто так. Даже "якобы нечаянно". Пройти мимо парней-студентов, например: "Ох, какие большие... Красавцы и силачи!" Или: "Здравствуйте, Sehvana Sehvan-овна! Как у вас дела?" - "Здравствуйте, мои хорошие! Как вас вижу, так настроение поднимается! Как вы сами? Что за пара сейчас? Физика? Ух, дерзайте, я в вас верю! Молодцы!"

7. Уметь пошутить. Необидно, с юмором.

8. Никогда не смеяться над тем, на что ребенок не может повлиять - над составом семьи, именем, фамилией, дикцией, национальностью, происхождением... Никогда не шутить на тему здоровья, родителей...

9. Уметь хранить секреты. Не только те, которые ребенок доверил. Но и те, которые он не озвучивал. Например, у нас один мальчик скрывает, что он из детского дома. Я не упоминаю, что он оттуда, хотя знаю. И даже в беседах я спрашиваю: "Ты домой поедешь после пар?" Он даже однажды признался, что живет в детском доме, думал, я не знаю. Я ему сказала, что я знаю об этом, но не озвучиваю вслух. Он аж выдохнул от облегчения.

10. Уметь разделять личное и рабочее. Пусть ученик бесит, пусть он раздражает. Но если он знает на "пять" - то он должен получить "пять". Никогда не мстить оценками.

Это то, что вспомнила...