15

Охота близится к концу

Охота близится к концу Александр II, История России, Александр III, Народовольцы, Длиннопост

Охота близится к концу

Александр II (часть 10)


Понимая, что охота на него будет продолжена 11 сентября 1880г. император составил завещание. Он распорядился положить в Государственный банк на имя жены и детей 3млн. 303тыс. руб. С момента перечисления денег на банковский счет (5 сентября 1880г.) одаренное лицо было вправе распоряжаться вкладом по своему усмотрению. Наследнику престола император написал письмо, в котором попросил сына в случае своей смерти позаботиться о второй семье.


Он приказал готовиться к отъезду в столицу, его не смутило даже то, что за три дня до запланированного выезда ему донесли, что полиция обезвредила мину заложенную вдоль железнодорожных путей станции «Лозовая-Севастопольская». Вспомнив предсказание парижской гадалки император понял, что судьбу нельзя изменить.


28 ноября 1880г. Александр II с семьей возвратился в Санкт-Петербург, и для него включился счетчик обратного отсчета времени.


Начальник охраны Зимнего жандармский полковник Михаил Иванович Федоров создал вертикально-горизонтальную охрану императора во дворце.


Ежедневную и ночную охрану Зимнего увеличили в два раза, чтобы император ни делал, в соседних помещениях рядом с ним присутствовали телохранители, перекрывавшие боковые, верхние и нижние комнаты.

Охрана контролировала дворцовые чердаки, подвалы и подходы к дворцу.

28 января Лорис-Меликов получил одобрение императора и наследника престола на формирование из представителей земств и утвержденных правительством чиновников финансовой и административной подготовительных комиссий. Им предписывалось подготовить предложения по реформированию губернского управления, составить проект по изменению земского и городского законодательства, определить пути решения ряда административно-хозяйственных и финансовых вопросов.


Эту работу курировала «Генеральная консультативная комиссия». Участие народных избранников в законотворческом процессе пугало наследника престола и приближенных к нему лиц, они считали, что Россия уверенно двигается к краю пропасти.


Александр II наслаждался совместной жизнью с Катенькой, единственно, что безумно раздражало Государя в эти дни, необходимость соблюдать придворный протокол. Супруга, обладавшая меньшим статусом, чем остальные Великие князья во время трапезы садилась в конце стола между принцем Александром Петровичем Ольденбургским и герцогом Максимилианом Лейхтенбергским.


Император поручил князю Николаю Сергеевичу Голицыну собрать в архиве сведения о коронации Екатерины I (урожденной Марты Скавронской), супруги Петра Великого.


Уступив просьбе мужа, Катенька согласилась пройти обряд коронации.

Столицу будоражили слухи, что в 20-ю годовщину отмены крепостного права царь поставит финальную точку в заключительной главе «Великого реформирования». Говорили что, Высочайшим повелением император ликвидирует самодержавие, дарует империи конституцию и объявит о созыве Государственной думы Российской империи.


Услышав, о чем народ говорит на улицах, народовольцы словно взбесились, если «заговоренный» Александр Освободитель, подарит народу конституцию, государственную думу, и откажется от престола, с кем тогда предстоит бороться революционерам?


В спешке террористы готовили новое покушение на императора, операцию ликвидации разрабатывали люди до исступления алчущие смерти царя:
Александр Дмитриевич Михайлов – прирожденный организатор, конспиратор, вербовщик, устроивший личного агента в III Отделение;
Николай Иванович Кибальчич – талантливый химик-изобретатель, разработал метательные бомбы, начиненные «гремучим студнем» (аналог взрывчатого вещества Альфреда Нобеля 1875г.);
Андрей Иванович Желябов – лично участвовал в провалившейся попытке подрыва царского поезда, и организации взрыва в Зимнем дворце. Фанатично ненавидел Александра II, верил, что рано или поздно покушение увенчается успехом;
Софья Львовна Перовская – дочь бывшего Санкт-Петербургского губернатора, члена Совета Министра внутренних дел. Участвовала в двух покушениях на императора, делила с революцией любимого мужчину народовольца Желябова. При упоминании имени императора впадала в бешенство.


Заговорщики рассчитывали, что смерть императора приведет к развалу империи на 15-20 лоскутных кусков. Земля, банки, промышленные предприятия будут национализированы, а власть перейдет в руки народа.


Александр II старался как можно реже покидать Зимний дворец, однако по воскресеньям он по-прежнему выезжал на торжественную смену караула в Михайловском манеже, этим и решили воспользоваться террористы.


Бомбометатели ежедневно тренировались метко кидать в цель «адские машины», они верили, что из четырех бомб одна станет для императора роковой. На случай провала Желябов пообещал товарищам, впрыгнуть на ходу в экипаж императора и заколоть тирана кинжалом.


В конце ноября 1880г. приговоренный к смерти 21-летний народоволец Иван Фёдорович Окладский, ожидая казни, согласился сотрудничать с «охранкой».


27 февраля 1881г. по его наводке в меблированных комнатах на Невском проспекте арестовали Михаила Николаевича Тригони и Желябова. Организатор покушения, готовившийся лично заколоть императора, улыбнувшись, сказал филерам, что арест запоздал, товарищи, оставшиеся на воле, доведут начатое дело до конца.


Странно, что после этих слов террориста, армейскую и личную охрану Александра II не усилили.


Узнав, что Желябов арестован Перовская каталась по полу, извергая грязные ругательства и проклятия. Когда один народоволец заикнулся о том, что дату покушения надо перенести, она быстро успокоилась, и силой нечеловеческой ненависти убедила товарищей ничего не менять в разработанном плане.


За день до покушения Александр принял министра внутренних дел Лориса-Меликова, граф проинформировал императора об аресте Желябова.


Министр не сомневался, что в ближайшее время народовольцы предпримут новую попытку покушения на жизнь Государя, и умолял царя не покадить в течение нескольких недель дворец. Император отказался выполнить просьбы «верного армянина» и чтобы загладить отказ, подписал проект политической реформы, который 4 марта надлежало утвердить Комитету министров.


1 марта 1881г. Александр Николаевич отстоял заутреню в дворцовой церкви, позавтракал, провел встречу с Лорис-Меликовым, и зашел к себе в покои, чтобы попрощаться с супругой. Екатерина Михайловна, словно предчувствуя беду, умоляла мужа изменить маршрут следования в Михайловский манеж.


Государь успокоил жену, сказав, что из Манежа он заедет почаевничать к кузине Екатерине Михайловне, герцогине Мекленбург-Стрелицкой, а по возвращении они пойдут гулять в Летний сад.


Без пятнадцати час в сопровождении семи терских казаков из Императорского конвоя и трех жандармов Александр поехал на последний в жизни парад. После церемонии он поговорил с несколькими иностранными посланниками, и отправился в Михайловский дворец к герцогине Мекленбург-Стрелицкой. Откушав чаю с кузиной в 14:45 император приказал кучеру отвезти его домой.


Увидевшая карету императора на набережной Екатерининского канала Софья Перовская дала отмашку стоящим наготове четырем сообщникам Николаю Ивановичу Рысакову, Игнатию Иоахимовичу Гриневицкому, Тимофею Михайловичу Михайлову и Ивану Пантелеймоновичу Емельянову.


Когда императорский кортеж поравнялся с Рысаковым, террорист, подняв двумя руками закамуфлированную под сверток бомбу, метнул ее к подножке императорской кареты, раздался взрыв. Когда дым развеялся, террористы увидели, как дверца экипажа с императорским вензелем открылась, и на мостовую спустился Государь. Контуженный, но не получивший ни царапины он увидел лежащими на земле двух убитых казаков и молодого юношу продавца пирогов.


Жандармский полковник Дворжицкий попросил императора срочно покинуть место покушения, но Александр решил посмотреть в глаза схваченного полицейским нарядом Рысакова.


Так это ты бросил бомбу? Получив утвердительный ответ, император пошел обратно. Из толпы выкрикнули: «Ваше величество Вы целы?», Александр ответил: «Благодаря Господу да». При этих словах Рысаков истерически засмеялся и выкрикнул: «Не рано ли благодарить Господа?».

После этих слов Гриневицкий стоявший в нескольких метрах от Государя бросил бомбу себе под ноги. Раздался второй взрыв, взрывная волна отбросила Александра на 4 метра назад, он пытался встать, но не мог, он не чувствовал ног, превратившихся в мешок набитый переломанными костями. Собравшись силами, монарх прошептал: «Во дворец…. Там хочу умирать».


Кадеты расположенного рядом военно-морского училища, не скрывая слез, перенесли императора в сани полковника Дворжицкого так же получившего тяжелейшие ранения.


С ужасом Екатерина Михайловна встречала носилки с императором в спальне, ее глазам предстала страшная картина. Чудовищный по силе взрыв раздробил нижние конечности, левая нога держалась на лоскуте кожи, голова была посечена осколками брусчатки, при этом Государь пребывал в сознании. Врачи пытались остановить обильное кровотечение, но всем присутствующим при этой трагедии было понятно, император умирает.


Наследник престола приказал членам семьи собраться у ложа умирающего отца. Пораженные горем взрослые, прощаясь с Александром, никто не замечал испуганного лица 12 летнего Ники, будущего последнего российского императора Николая II.


Глядя на тяжело дышащего деда, старший сын наследника престола с ужасом думал, что когда то и он может стать Николаем Вторым, императором и самодержцем Всероссийским.


В 15:35 лейб-медик императора Сергей Петрович Боткин сдерживая слезы, громко сказал: «Его императорское величество оставил нас». Светлейшая княгиня Юрьевская упала на бездыханное тело мужа и, заливаясь слезами, повторяла: «Зачем Саша, Зачем Саша, Зачем »….


Пока тело императора готовили к погребению, Лорис-Меликов поинтересовался у наследника Александра Александровича судьбой подготовленного и утвержденного покойным императором манифеста. Александр ответил, что он уважает решение принятое покойным Государем.


Прошла ночь и наследник приказал сообщить вездесущему министру внутренних дел, что он принял решение пока не афишировать информацию о начале работ над первой русской конституцией.


7 марта 1881г. в сопровождении траурной процессии тело Александра II доставили в Петропавловский собор, митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор (Иаков Сергеевич Никольский) совершил обряд отпевания, после чего прах императора предали земле в северном нефе собора.


22-летний атташе французского посольства в Санкт-Петербурге Жорж Морис Палеолог вспоминал, что с издевкой в голосе сказал ему на ухо секретарь посольства Эжен-Мельхиор:
«Посмотрите на этого мученика! Он был великим царем и заслужил более счастливую судьбу. Его нельзя назвать мудрецом, но он обладал благородной, возвышенной душой. Он любил свой народ и всеми силами стремился помочь униженным и угнетенным… В последний день своей жизни он работал над реформой, которая должна была направить Россию на путь современного развития – введением парламентской системы. И вот нигилисты убили его!.. Освободитель американских негров, Линкольн, тоже был убит… Какое это все-таки опасное ремесло – освободитель!».


Какие верные слова, не правда ли?

Через неделю после похорон княгиня Юрьевская вместе с детьми навсегда покинула пределы Российской империи. Императорская семья так и не признала этих бастардов, Александр III не выполнил обещания, данного отцу, вынудив «потаскушку» Катьку бежать во Францию.


До сих пор нет ответа на вопрос, по чьему приказу столько лет шла охота на Александра II, ее могли устроить банкиры, члены императорской фамилии, или противники конституционной реформы.


В царствование Александра II отменили крепостное право, учредили земства, ограничили цензуру, провели банковскую реформу, преобразовали среднее и высшее образование, модернизировали русскую армия.


Российская империя расширилась за счет среднеазиатских земель, территорий Северного Кавказа и Дальнего Востока. Странно, что русский император, который как никто другой желал счастья народу, поносился этим народом как никакой другой правитель.


В своих бедах народ винил этого царя реформатора, а родные и близкие Александра II презирали его за морганатический брак и ублюдков прижитых от «развратной Катьки».


После убийства императора по стране прокатилась волна арестов народовольцев, ликвидировались подпольные химические лаборатории, склады с оружием и взрывчаткой, подпольные типографии. Считается что разгром «Народной воли» состоялся потому, что захваченный на месте преступления бомбист Николай Рысаков согласился сотрудничать со следствием.


3 апреля 1881г. Перовскую, Желябова, Кибальчича, Михайлова и Рысакова повесили на Семеновском плацу. Перед смертью народовольцы отказались прощаться с предателем. Святое распятие перед казнью согласился поцеловать только Тимофей Михайлов, видно не случайно, во время казни его веревка дважды оборвалась. Однако 21-летнего столяра революционера это обстоятельство не спасло, бедолагу окончательно повесили с третьей попытки.


Константин Петрович Победоносцев, ставший серым кардиналом нового императора, просил Александра III соблюдать повышенные меры безопасности:
- закрывать на ключ перед сном двери;
- приблизить к себе самого надежного человека поручив ему проверку замков, шпингалетов и щеколд;
- проверять перед сном исправность шнурков звонков для вызова прислуги и охраны;
- осматривать перед сном шкафы и пустоты под кроватями;
- держать рядом со спальней дежурных адъютантов;
- уволить из штата подозрительных слуг.


Немудрено, что Победоносцев окончательно убедил императора поставить жирный крест на конституционной реформе. Он внушил Александру, что Бог, высшая мудрость, справедливость и сила самодержавия укрепят Россию.


29 апреля 1881г. в свет вышел подготовленный Победоносцевым «Манифест о незыблемости самодержавия»:
«Издан 29 апреля (11 мая) 1881 года императором всероссийским Александром III.
«О призыве всех верных подданных к служению верою и правдою Его Императорскому Величеству и Государству, к искоренению гнусной крамолы, к утверждению веры и нравственности, доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения,к водворению порядка и правды в действии учреждений России.»


«Объявляем всем верным Нашим подданным:
Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученическою кончиной, а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления.

Повинуясь воле Провидения и Закону наследия Государственного, Мы приняли бремя сие в страшный час всенародной скорби и ужаса, пред Лицом Всевышнего Бога, веруя, что предопределив Нам дело Власти в столь тяжкое и многотрудное время, Он не оставит нас Своею Всесильною помощью.


Веруем также, что горячие молитвы благочестивого народа, во всем свете известного любовию и преданностью своим Государям, привлекут благословение Божие на Нас и на предлежащий Нам труд Правления.


В Бозе почивший Родитель Наш, прияв от Бога Самодержавную власть на благо вверенного Ему народа, пребыл верен до смерти принятому Им обету и кровию запечатлел великое Свое служение.


Не столько строгими велениями власти, сколько благостью ее и кротостью совершил Он величайшее дело Своего Царствования - освобождение крепостных крестьян, успев привлечь к содействию в том и дворян-владельцев всегда послушных гласу добра и чести; утвердил в Царстве Суд, и подданных Своих, коих всех без различия соделал он на всегда свободными, призвал к распоряжению делами местного управления и общественного хозяйства.


Да будет память Его благословенна во веки!


Низкое и злодейское убийство Русского Государя, посреди верного народа, готового положить за Него жизнь свою, недостойными извергами из народа, - есть дело страшное, позорное, неслыханное в России, и омрачило всю землю нашу скорбию и ужасом.


Но посреди великой Нашей скорби Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления в уповании на Божественный Промысл, с верою в силу и истину Самодержавной Власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений.


Да ободрятся же пораженные смущением и ужасом сердца верных Наших подданных, всех любящих Отечество и преданных из рода в род Наследственной Царской Власти. Под сению Ее и в неразрывном с Нею союзе земля наша переживала не раз великие смуты и приходила в силу и в славу посреди тяжких испытаний и бедствий, с верою в Бога, устрояющего судьбы ее.Посвящая Себя великому Нашему служению, Мы призываем всех верных подданных Наших служить Нам и Государству верой и правдой, к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, - к утверждению веры и нравственности, - к доброму воспитанию детей, - к истреблению неправды и хищения, - к водворению порядка и правды в действии учреждений, дарованных России Благодетелем ее, Возлюбленным Нашим Родителем.»Дан в С. - Петербурге, в 29-й день Апреля, в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот восемьдесят первое, Царствования же Нашего в первое».

Александр III стал императором успокоившим Россию, но это видимое глазу спокойствие скрывало раздуваемый бесами огонь величайшей русской смуты.