44

Обезличка в СССР и тюремный срок за поломку трактора

Серия Монокорпорация СССР

В последнее время несколько раз общался на тему уравниловки в СССР и того как это отражалось на производительности и качестве продукции. Вообще, борьбу с уравниловкой придумал не Горбачёв и она шла прямо с самых первых лет существования СССР. И в самом начале там была не только "уравниловка", но и "обезличка". Вот как этот термин раскрыл в 1931 году сам Сталин: "Что такое обезличка? Обезличка есть отсутствие всякой ответственности за порученную работу, отсутствие ответственности за механизмы, за станки, за инструменты. Понятно, что при обезличке не может быть и речи о сколько-нибудь серьезном подъеме производительности труда, об улучшении качества продукции, о бережном отношении к механизмам, станкам, инструментам."

Это вообще, очень интересная тема, которая в нынешних экономических реалиях мало понятна, но которую я сейчас затрагивать не буду, ибо речь о другом.

Вчера на глаза попался вот этот плакат, и "я сперва не понял, а потом как понял".

Итак, вот плакат 1931 года, на котором показан модный трактор "СТЗ-1", который только вроде бы начали выпускать, прицепной комбайн неочевидной марки и грузовик "ГАЗ-АА". Крупный текст вы видите, а мелкий гласит, что Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановил внести в уголовные кодексы норму о том, что за порчу тракторов и "преступно-небрежное отношение", надо вычитать из зарплаты, отправлять на принудительные работы или сажать в тюрьму на срок до 3 лет (в зависимости от размера ущерба). Отдельно указано, что дела о порче тракторов суды должны рассматривать без очереди, а в особых случаях надо проводить суды прямо в колхозах/совхозах и принародно.

Тут можно было бы вспомнить о том, как в позднем СССР было явление "бесхозяйственность", выражавшееся в в "техника гниёт" и посетовать на бессмысленную жестокость сталинских времён.

Тем более, что плакат датирован 1931 годов, то есть СССР как раз превратился в Монокорпорацию СССР, со всеми вытекающими последствиями.

Но, на самом деле, это гораздо более интересный плакат, чем может показаться на первый взгляд. Дело тут не только в том, что, по нашему разумению устройства СССР, трактор казённый и в случае поломки трактористу должны давать не тюремный срок, а новый трактор и гарантированную зарплату.

Дьявол в деталях. И одна из этих деталей бросается в глаза - буква Т на прицепном комбайне. Перед ней что-то похожее на латинскую L, а значит это какое-то слово "...LT".

Да, правильно, это не советский комбайн "Коммунар", а его пробраз - иностранный комбайн "Holt". В 1931 году, запорожский завол "Коммунар" ещё только осваивал производство.

Так же, из 1931 года следует, что грузовик это не отечественный "ГАЗ-АА", который ещё не производят, а исходный импортный "Ford-AA".

И, скорее всего, перед нами не модный новый "СТЗ-1", который вроде бы уже освоили в производстве, и уж тем более не последующая версия "СХТЗ 15/30" , а исходный иностранный трактор "International 15-30".

И вот в этом случае, жёсткость в карах становится понятна. Более того в самом начале мелкого шрифта прямо написано "Советское государство вкладывает огромные средства на приобретение для обобществлённого сектора сельского хозяйства тракторов и сельскохозяйственных машин".

Это не просто трактор, не просто комбайн и не просто грузовик, это - импортная техника, за которую заплачено дефицитной иностранной валютой. И запчасти, за которые надо платить иностранной валютой.

Той самой иностранной валютой, которую приходится добывать экспортируя всё что можно экспортировать, и которая нужна не только для покупки тракторов.

Той самой валюты, на которую прямо сейчас (относительно времени плаката) из США везётся завод для постройки точно таких же тракторов.

И вот в этом суть той жёсткости, которая написана на плакате.

Это была долговременная стратегия развития большой монокорпорации:

- продать древесину и пр., и получить валюту

- купить трактора для тестирования, обучения персонала и использования

- купить завод для производства тракторов, для которых уже есть обученный персонал и отработано использование в реальных условиях

И если досрочно просрать импортный трактор, то это подкашивает всю эту стратегию. Да и не только импортный, надо признать.

Поэтому, уважаемый товарищ тракторист, долой обезличку - начинай следить за тем, чтобы вверенный тебе аппарат не вышел из строя раньше времени.

Именно поэтому была такая , непонятная нам сейчас, жёсткость в адрес "вредителей" и "антимеханизаторов".

( Я понимаю что вам хотелось бы видеть это в виде полноценной главы в "Монокорпорация СССР" - Монокорпорация СССР , но пока вот так. )

* * *

"Дубли не вошедшие в фильм"

Фото на котором как раз "Holt" ,а за ним, скорее всего, тот самый "International". Фото датировано 1929-м годом, так что это прям то самое что на вышепоказанном плакате.

Фото с названием "Коммунар". Точной датировки нет, но название есть. Вообще, в интернете есть фотографии подписанные именно как "Коммунар" и на которых трактор похожий на "СТЗ-1" или "СХТЗ-15/30", но я не готов говорить какая именно там марка комбайна.

Смешной скриншот из Википедии, где на странице про комбайн "Сталинец-1" написано "«Холт» и «Катерпиллер»". Смешное тут то, что "Холт" это и есть" Катерпиллер", потому что компания Holt была предком компании Caterpillar. Соответственно, в отечественных источниках это писалось как "Холт-Катерпиллер", но в Википедию перенеслось по отдельности.

Выписка из "Книжная летопись" за 1931 год по которой видно, что современные переживания "Ах, это не собственная разработка, а копия" в те годы вообще были бы не поняты. Стране нужны трактора, а валюты для покупки готовых тракторов не напасёшься. Поэтому за бешеные деньги купили в США готовы завод и поставили в Сталинград.

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества