motopila

motopila

изучаю историю техники
На Пикабу
поставил 123 плюса и 35 минусов
проголосовал за 0 редактирований
3105 рейтинг 25 подписчиков 243 комментария 18 постов 13 в горячем
312

Ответ на пост «За что Сталин дал повару Героя Советского Союза?»

Господа, товарищи, сосообщники и, возможно, коллеги. Ну давайте уже перестанем заниматься хренью и перепечаткой баек и мемуаров (простите за плеоназм и тавтологию).

У нас есть наградной лист с формулировкой, за что именно Иван Павлович Середа, красноармеец 91 танкового полка 46 танковой дивизии 21 мехкорпуса, получил своего Героя Советского Союза.

Ответ на пост «За что Сталин дал повару Героя Советского Союза?» Великая Отечественная война, История, Герой Советского Союза, Иван Середа, Ответ на пост

Как мы видим из наградного, размещённого по адресу - http://www.podvignaroda.ru/?#id=150029630&tab=navDetailDocument , красноармейца Середу наградили за:

- создание помех работе вражеского пулемёта, ствол которого он схватил рукой ( он же небось горячий) и держал какое-то время

- личное участие в подрыве танка, уничтожении 20 (двадцати!) мотоциклистов и взятие пленного. И всё это "в разведке", то есть во время рейда на территорию занятую противником.

Ответ на пост «За что Сталин дал повару Героя Советского Союза?» Великая Отечественная война, История, Герой Советского Союза, Иван Середа, Ответ на пост

Я конечно же не абсолютизирую все эти официальные наградные бумаги, в которых могли писать (и наверняка писали) всякую хрень, ибо война дело непростое. Вполне возможно, что Середа сделал что-то другое, а ему просто приписали работу всей группы.

Однако, если у нас есть наградной в котором написано всё вот это вот, то для пересказывания баек "повар постучал топором по люку танка и никого не убил" нужно нечто большее, чем позднесоветское издание мемуаров в жанре "для детей и юношества".

На дворе январь 2022 года, и можно позволить себе не быть восторженными детьми, всеръёз воспринимающими сценарий про Ивана Бровкина и Мистера Питкина.

Показать полностью 1
83

Кассини был прав


Я люблю слушать фоном всякие лекции по истории, особенно от людей связанных с узкой темой. Они рассказывают интересные подробности, игнорируемые универсальными историками.


В этот раз, это был ролик "Елена Журавлева: Великие градусные экспедиции: Арктическая миссия Цельсия и Мопертюи 1736 года".


Лёгкий рассказ о том, как Ньютон и Кассини (тот самый, в честь которого космический зон "Кассини") поспорили о том, какая форма у Земли: сплюснутая или вытянутая.

Кассини был прав Ньютон, Кассини, Длиннопост

Через какое-то время, уже после смерти и Ньютона и Кассини, ситуация накалилась настолько, что была снаряжена экспедиция для экспериментальной проверки этих гипотез. Из самых крутых специалистов и с безлимитным бюджетом. Итоговой длительностью более чем 8 лет.


А время было шальное и весёлое, учёные жили на гранты от спонсоров и более лучшим учёным считался тот, кто был более популярен на мероприятиях проходящих в кафе. Лекции, диспуты, публикации в прессе. Вобщем, всё как сейчас.


Одним из таких учёных был Пьер Луи де Мопертюи. В науку он пришёл из армии и умело делал себе имя и карьеру.


"Тот кто дает повод о себе говорить - всегда на слуху, а в этом и заключается успех. Зачем вам публиковать одну большую работу, напишите несколько работ по разным поводам и тогда о вас будут говорить непрерывно" , - давал совет Мопертюи своему протеже 300 лет назад.


Я слушал и улыбался, ибо я очень люблю истории, показывающие то что 100 лет назад и мир и люди были таким же как сейчас. А тут почти 300 лет.


Так вот, в 1735 году в Перу уезжает экспедиция для проверки, а Мопертюи в неё не берут. Он не теряется, и убеждает французские власти организовать ещё одну экспедицию. Специалисты будут не такие крутые, зато денег сильно меньше и управятся меньше чем за год. И работать будут не за океаном, а практически дома - в Лапландии.


Власти дают добро и деньги, экспедиция собирается и уезжает в холодный северный край, попутно погостив у шведского короля.


А так как время было как сейчас, то кроме научного результата, появилось очень много рассказов о зиме, комарах, оленях и прочих чудесах далёкого северного края.


В экспедиции, кстати, был ещё один человек писавший такие письма, но там и не так драматично и без подробностей о самом эксперименте.


Так что, интернациональный коллектив учёных, под предводительством Мопертюи, проводил время не только полезно, но и весело. Настолько весело, что через какое-то время в Париже объявились две лапландских девушки и сказали, что приезжавшие из города учёные обещали на них жениться. Вобщем, всё как сейчас.


Но, напоминаю, кроме материалов для публичных лекций, Мопертюи привёз научные результаты для разрешения спора между умершими Ньютоном и Кассини. А результаты показывают, что Ньютон крут, а Кассини - лузер.


Кассини (не того который умер, а его сына) это не устроило и начались разборки на тему того, что это какая-то фигня, а не научная работа. Потому что Мопертюи просто выдал ответ, но никак его не обосновал и не расписал методику.


Вдруг, на отметке 59:33 звучит фраза, которая заставила меня перестать слушать вполуха и начать смотреть внимательно - "Взыскательный читатель сам может взять и обработать мои сырые наблюдения, чтобы убедиться что я прав" (с) Мопертюи .


Нет, я понимаю, что сейчас всё точно так же, но в рассказе который я слушаю, идёт речь о ТАКИХ людих и ТАКИХ событиях, что как-то странно встретить приём "сами доказывайте, я не нанимался". Может мне показалось?


Пересматриваю - нет, не показалось. И тут я понял, что история гораздо интереснее чем кажется на первый взгляд.


У меня возникла гипотеза и я стал внимательно следить за рассказом лектора и обсуждениями после лекции.


Это был отличный рассказ, в котором было сказано много интересных слов.

Это было очень познавательное обсуждение после лекции, в котором участвовали люди понимавшие геодезическую сторону рассказываемой истории.


В какой-то момент мне показалось, что будет сказано "а сейчас я расскажу что из всего этого следует" и будет озвучена та же версия что возникла у меня.


Но, нет, ни лектор ни комментаторы тему не дожали, и придётся это делать мне.


Для этого пришлось послушать другое выступление того же лектора по той же теме, прочитать описание в разных книжках, попытаться понять французский язык 18-го века и поискать обсуждения в интернете (собственно говоря, так я и нашёл эккаунт @tvarenie , публикующий те самые материалы проекта "Геодезия и отвага" )


Я отлично провёл выходные, копаясь в этой истории, и решил превратить это в публичное обсуждение. Ведь прямо тут есть нужный мне специалист (или его представитель).


Я очень надеюсь, что тема Лапландской экспедиции получит на Пикабу развитие, а Елена Журавлёва сможет как-то прокомментировать мою гипотезу и ответить на возникшие у меня вопросы.

История техники - точная наука

Многих удивит, но история это ТОЧНАЯ наука. Не вся, конечно же.


История людей это чистая беллетристика:

- кто кому что прошептал перед смертью

- как у кого горели глаза в походе

- кто что сказал узнав о казни брата


Я всё это не очень люблю, потому что это непроверяемые и заведомо недостоверные сказки.


Однако, есть ещё история техники и технологии. И вот такую историю можно пересчитать и перепроверить.


Сколько груза привезёт корабль, пробьёт ли стрела доспех, взлетит ли самолёт - это всё обычные инженерные задачи, в которых надо учесть специфику используемых материалов и технологий. А анализируемые при этом процессы и закономерности - универсальны на все времена.


- на том месте больше двух этажей строить нельзя

- вы впятером за неделю не управитесь

- тут без трактора не обойтись


Это, конечно же, не такие надёжные закономерности как в баллистике и материаловедении, но и на них можно опираться при анализе исторических событий.


Вот именно этим мы сейчас займёмся.


Прочитав дальнейший текст, вы скажите, что я смешиваю в одну кучу разных Кассини, что опираюсь на материалы одного единственного научпоп лектора и, вообще, рассуждаю без пиитета о великих людях совершивших великие открытия.


Да, всё так. Я намеренно десакрализую всю эту историю про Лапдандскую градусную экспедицию и сознательно игнорирую тот факт, что в истории замешаны имена написанные на страницах школьных учебников, термометрах и космических кораблях.


Давайте посмотрим на ситуацию спокойно, слегка расфокусированным взглядом и в общих чертах.


Ведь это была понятная задача, которую специалисты решали с помощью известных методов и инструментов.

Как выглядит эта ситуация

Мопертюи не был рождён в научной династии, пришёл в науку после армии и сам пробивал себе дорогу. Он использовал особенности тогдашней научной системы и умело играл по правилам "пиарься или умри с голода". В какой-то момент, ему выпадает шанс принять участие в крупном глобальном проекте, со звёздным составом профильных специалистов и безлимитным бюджетом. В случае успеха он встанет в один ряд с Ньютоном.


Однако, из проекта его выперли.


Он обиделся, но по быстрому организовал такой же проект. Бюджет пониже, состав участников пожиже, но спонсоры и пиар есть.


После начала проекта оказывается, что подготовка была некачественной и хоть сколь либо рабочий план неосуществим. На ходу придумывается другой план и начинается реализация.


То что в итоге получается, вызывают у людей понимающие в геодезии реакцию типа "э-э-э-э-э-э, а что вообще за хрень" и "это работать не будет".


Причём, эта реакция была как у его современников в 1730-х, так и у потомков в 2020-х.


А всё дело в том, что отчёт об эксперименте состоит больше из рассказов "мой король, здоровенные комары свистели у нас над головой". Описаний нет, отчётов нет, что и как делали - непонятно.


В его команде есть более менее специалист, но тот в своих отчётах ничего не пишет про конкретные цифры.


Поднимается скандал, Мопертюи отбивается и показывает как именно он ставил эксперимент. Однако, делает он это в тепличных условиях, и не факт что так же как делал это во время реального эксперимента.


То есть, налицо максимально мутная ситуация, указывающая на то, что что-то здесь нечисто.

И всё бы было понятно, если бы не факт признания победы над Кассини и результатов эксперимента как научного достижения.


Однако, и с этими фактами всё не так однозначно.

Результаты же правильные?

На самом деле, правильная формулировка про результаты звучит так: "В споре о форме Земли, Монпертюи опроверг версию Кассини о вытянутой форме Земли".


Потому что именно это и произошло - лапландская градусная экспедиция привезла цифры которые не вписывались в версию Кассини о вытянутой Земле. После некоторого сопротивления Кассини-сына, Кассини-отец был признан проигравшим.


Однако, если мы выйдем за рамки конкретного спора между конкретными людьми, то результаты Монпертью оказываются ОШИБОЧНЫМИ.


Итак, какие данные о сплющенности Земли у нас есть.


Елена Журавлёва в своём выступлении оперирует следующими данными:

- Лапландская экспедиция - 1/180 , либо "как у Ньютона"

- Ньютон - 1/230

- Перуанская экспедиция и современный результат - 1/300


В некоторых текстах в интернете есть данные о том, что Лапландская экспедиция насчитала 1/178.


В советской геодезической литературе есть данные:

- Лапландская экспедиция - 1/214

- Перуанская экспедиция - 1/314


Википедия:

- современный результат - 1/298


Из чего можно сделать два вывода.

1) В то время о котором идёт речь, можно было получить ПРАВИЛЬНЫЙ результат 1/298 , что и сделала Перуанская экспедиция

2) Лапландская экспедиция получила ОШИБОЧНЫЙ результат


Да, именно так, если Лапландская экспедиция не показала результат близкий к 1/298 , то она не получила правильного результата. Просто потому, что экспедиция поехала за тем, чтобы привезти точные данные в виде чисел.


Если человек говорит "2+2=7", то мы не можем признать его ответ верным с формулировкой "ну хоть не отрицательное число, и то хорошо". И точно так же, мы не можем признать результат Монпертюи правильным лишь потому, что он "ну хоть не вытянутая, и то хорошо".


Однако, главный вопрос не в том, являются ли результаты Лаплангдской экспедиции правильными - не являются и это не вопрос.


Вопрос в том, чем именно эти результаты являются: ошибкой или фальсификацией.

В одном из выступлений, Елена Журавлёва говорит о том, что Мопертюи использовал при организации экспедиии идею о том, что Перуанская экспедиция может привезти ошибочные результаты, или даже результаты соответсвующие ожиданиям.


Так что же привёз он сам? Какое значение сплющенности Земли было получено ДО перемеривания парижской дуги?


Если 1/214 , то можно с уверенностью говорить о том, что Монпертюи просто "нарисовал" результат предсказанный Ньютоном. Просто потому, что маловероятно, что и он и Ньютон получили двумя разными способами один и тот же неверный результат.


Если "1/178", то вариантов два.


Первый всё тот же - фальсификация. Просто результат выдуман ещё более сплюснутый, для того чтобы превзойти Ньютона. Но это сомнительно, ведь рисовать совсем необоснованный результат будет опасно - в любой момент кто-то сделает свои измерения и опровергнет ошибочный результат. Хотя, как показал пример Кассини, это не такая уж большая проблема и с этим можно жить, иметь успешную карьеру и своё имя имя написанное на борту космического корабля.


Второй - Лапландская экспедиция плохо сделала свою работу. Да, они могли пытаться, но не обладали ни опытом, ни знаниями и просто получили ошибочный результат.

Вопросы на которые надо ответить

Как я уже говорил, я не люблю "историю людей", особенно ту которая на столетия в прошлое. Я предпочитаю данные в в хоть сколь либо значимом количестве и возможность вывести закономерность процесса.


В первом приближении мы видим эту закономерность: честолюбивый и активный учёный экстренно организовал экспедицию и привёз нужные результаты, которые не смог толком обосновать. Ну а впоследствии эти результаты оказались неверными.


Всё в общих чертах, всё понятно, и будь это сейчас, то можно было бы звать диссернет и борцов с лженаукой. Однако, для получения большей ясности, нужны ответы на разные вопросы.


И хотя, за время написания данного текста, у меня уже появились сканы книг изданных по результатам обоих экспедиций, но там там очень специфических формулы и таблицы, а я не дорос до уровня Кассини, чтобы эти таблицы перепроверять.


Однако, если кому-то будет интересно копнуть эту историю о возможной фальсификации результатов научных исследований, в которой замешаны люди упомянутые в школьных учебниках, то вам могут пригодиться вопросы для прояснения ситуации.


Насколько правдоподобны те описания экспедиции давал Мопертюи до обвинений со стороны Кассини? А после? Выглядит ли это описанием реальной экспедиции способной дать реальные научные результаты?


Когда Монпертюи показывал Кассини пример использования своей методики в условиях Парижа, то была ли это та же самая методика что и использованная в Лапландии?


Какие конкретно данные о сплющенности земли можно получить из результатов Перуанской и Лапландской экспедиции, если использовать оба варианта парижского дуги (до и после перемеривания)?


Если взять длину градусной дуги полученную Лапландской экспедицией и сравнить с реальной длиной, а потом отложить полученную погрешность в другую сторону, то что мы получим? Насколько сплющенной получится Земля и будет ли она всё ещё сплющенной? Вполне возможно, что Мопертюи был в одном шаге от того, чтобы привезти в Париж результаты подтверждающие правоту Кассини.


Были ли в Лапландской экспедиции люди, способные понять что они делают фигню и результаты просто фальсифицированы? Если да, то есть ли в их письмах или мемуарах указания на подобные вещи?


А что именно писал другой участник экспедиции, тот который не упоминал конкретных цифр?

Откуда мы знаем цитату Мопертюи про риск получения ожидаемых результатов от Перуанской экспедиции? Если это не документ из 1735 года, а мемуары, то не может ли это быть признанием того, что он сам привёз именно ожидаемые результаты?


Как отреагировали тогдашние учёные, когда данные Перуанской экспедиции не совпали с данными Лапландской? Чьи результаты были поставлены под сомнение?


... и это лишь малая часть вопросов, ответы на которые должны быть получены, прежде чем можно будет попытаться уверенно рассуждать о произошедшем в ноябре-декабре 1736 года на лапландской реке Торнио.

Выводы

Люди взявшиеся за изучение данноого вопроса могут придти к разным выводам.


Возможно это будет вывод о добросовестной ошибке (и недобросовестной работе), а возможно - о намеренной фальсификации результатов. Конечно же, скорее всего, это будет вывод "установить невозможно", просто потому что мы не можем восстановить всех деталей и провести допрос участников Лапландской экспедиции.


Но один вывод можно сделать точно - результаты Лапландской градусной экспедиции нельзя признать правильными, потому что они НЕ_ПРАВИЛЬНЫЕ.


Если начать признавать правильными удобные нам результаты, которые численно не совпадают с реальностью, то следующим шагом нам придётся признать правильными любые среднепотолочные результаты.


Так что, нет - Монпертюи победил финансово, карьерно и в споре, но результаты Лапландской экспедиции не являются данными подтверждающими сплющенность Земли.


Ну, либо "2+2=7" ...


P.S. И, да, Кассини был совершенно прав, когда говорил о том, что это какая-то фигня, а не научная работа.

Показать полностью 1
104

Лучший научно-популярный журнал послевоенного СССР

В фейсбуке в группе  "Комиссия по борьбе с лженаукой" проходит опрос о лучшем научно-популярном журнале послевоенного СССР - https://www.facebook.com/groups/klnran/permalink/3365691313542049/ .

Можно выбирать более одного пункта и добавлять свои варианты.

Лучший научно-популярный журнал послевоенного СССР Наука и жизнь, Химия и жизнь, Техника-молодёжи, Знания, Юный натуралист, Длиннопост

В комментариях обсуждают кто лучше, НиЖ или ХиЖ

Лучший научно-популярный журнал послевоенного СССР Наука и жизнь, Химия и жизнь, Техника-молодёжи, Знания, Юный натуралист, Длиннопост

Но на третье место неожиданно вышла "Техника молодёжи"

Лучший научно-популярный журнал послевоенного СССР Наука и жизнь, Химия и жизнь, Техника-молодёжи, Знания, Юный натуралист, Длиннопост

Те у кого есть эккаунты в фейсбуке могут присоединиться - https://www.facebook.com/groups/klnran/permalink/3365691313542049/ .

Показать полностью 3
181

Сколько старух-колхозниц надо чтобы родить одного стахановца?

Пару дней назад увидел в фейсбуке картинку про слёт старух-колхозниц в 1933 году.

Сама по себе формулировка "слёт старух-колхозниц" звучит как что-то смешное и весёлое, типа хора бабок-ёжек из мультфильма "Летуний корабль", но в реальности 1930-х годов это было серъёзное дело, имеющее непосредственное отношение к стахановцам и тому зачем они понадобились Сталину ( Происхождение и значение стахановского движения ).

Дело в том, что без слёта старух-колхозниц в 1933 году не было бы стахановцев в 1935.

Сколько старух-колхозниц надо чтобы родить одного стахановца? Индустриализация, Стахановцы, История СССР, Длиннопост

Интенсивное строительство заводов и создание новых отраслей промышленности проходило в условиях жесточайшего кадрового голода. И речь тут не о том, что не было квалифицированной рабочей силы, а о том, что рабочей силы не было вообще.

Имевшиеся в Российском империи заводские рабочие и инженерные кадры сильно уменьшились в количестве в результате гражданской войны и начало Первой пятилетки и Индустриализацию мы встречали в ситуации когда среднестатистический заводской рабочий являлся крестьянином-отходником - сельскохозяйственным рабочим встававшим к станку зимой, когда нет сельхозработ.

В начале 1930-х разворачивается кампания по повышению качества рабочей силы и в 1931 году на свет появляются два важных документа.

- "Шесть условий" - озвученные Сталиным условия необходимые для развития промышленности в СССР
- Постановление о колхозниках-отходниках

Первый документ был программным и говорил о необходимости привлечения колхозников к работам на промышленных предприятиях
Второй - объяснял как именно это должно происходить

Дальнейшее развитие событий показало, что эта кампания оказалась успешной и промышленность получила постоянных квалифицированных рабочих, но это привело к неизбежным последствиям - оттоку кадров из сельского хозяйства.

Частично этот отток компенсировали за счёт механизации работ, а частично - за счёт привлечения людей ранее не принимавших активного участия.

Сколько старух-колхозниц надо чтобы родить одного стахановца? Индустриализация, Стахановцы, История СССР, Длиннопост

Да, обширная социальная кампания по борьбе с "кухонным рабством" нужна для получения новых рабочих рук.

Женщин агитируют и стимулируют идти на работу. Для этого организуются столовые, фабрик-кухни, прачечные, ясли и т.п.

Женщины не только занимают в колхозе места ушедших в отход (это не опечатка и не каламбур - это именно так называется) мужчин, но и сами идут работать в промышленность.

Сколько старух-колхозниц надо чтобы родить одного стахановца? Индустриализация, Стахановцы, История СССР, Длиннопост

Потом будет Паша Ангелина с лозунгом "100 тысяч подруг на трактор", потом будут плакаты, истории и призывы  и т.п. В некоторой степени, об этом же рассказывает фильм "Москва слезам не верит", но уже не в виде лозунга и призыва, а просто как повествование.

Но всё это берёт своё начало в 1931 году, когда начинает реализовываться государственная политика по привлечению рабочих кадров с промышленность. Кадровый голод становится настолько сильным, в ход идут самые разные способы решения этой проблемы, включая привлечение тех кто раньше в работе не участвовал.

И это были не только женщины, но и... старик и старухи

Сколько старух-колхозниц надо чтобы родить одного стахановца? Индустриализация, Стахановцы, История СССР, Длиннопост

Нельзя сказать, что это было очень длительное и заметное явление, но та заметочка про "слёт старух-колхозниц" является частью страницы газеты "Известия". Страницы, которая целиком посвящена именно теме работающих стариков.


Так что, это была достаточно серъёзная попытка получения новых рабочих рук.

Сколько старух-колхозниц надо чтобы родить одного стахановца? Индустриализация, Стахановцы, История СССР, Длиннопост

Судя по отсутствию в центральной печати сообщений о достижениях старух-колхозниц, эта инициатива не вышла из стадии эксперимента или же целевая аудитория оказалась более сознательной чем молодое поколение, и длительных уговоров не понадобилось. А может быть старухам-колхозницам дали более приятное обозначение и больше не называли "старухами-колхозницами"


Однако, независимо от причин по которым мы не видим дальнейшего развития этой агитации, она является важной частью общего процесса.


Процесса, в результате которого к 1935 году набралось достаточное количество опытных рабочих и работниц, чтобы дать им назвать их общем именем "стахановцы", назначить им высокую зарплату и, собрав в Кремле, благословить на внедрение новых технологий и методов работы.


Старухи-колхозницы входили в число тех людей, которые занимали рабочие места опустевшие после ухода в город тех работников и работниц которых потом назовут "стахановцы"


Предыдущие рассказы о том откуда взялись стахановцы и зачем они были нужны СССР:

- https://www.youtube.com/watch?v=fAhyVWHEvBg - "Стахановцы - кто они, почему появились и зачем были нужны Сталину"

- https://pikabu.ru/story/proiskhozhdenie_i_znachenie_stakhanovskogo_dvizheniya_7859047 - "Происхождение и значение стахановского движения"

Показать полностью 5
160

Происхождение и значение стахановского движения

Сейчас существует тенденция рассматривать стахановцев как энтузиастов ставивших рекорды исключительно по имя великих целей и светлых идеалов. Однако, если присмотреться к тем методам, которыми власть пропагандировала  стахановское движение, то становится очевидным, то в первую очередь речь шла о техническом перевооружении промышленности и экономическом стимулировании работников - зарплаты стахановцев были в несколько раз больше, чем у не -стахановцев.

(на видео наговорено 45 минут, а под катом - краткое содержание и пруфы.)

Для понимания причин возникновения стахановского и его целей, надо вспомнить кто именно работал на промышленных предприятиях в те годы.


Очень часто это были сезонные работники, колхозники-отходники, для которых работа на заводе была не основной деятельность.


Они могли просто взять и уйти, потому что так требовал календарь сельскохозяйственных работ

Происхождение и значение стахановского движения Стахановцы, История СССР, Зарплата, Видео, Длиннопост

Со временем ситуация улучшала, но сезонные рабочие по прежнему оставались значительным фактором.

Они не являлись квалифицированными рабочими и не умели обращаться с промышленным оборудованием, а все навыки полученные на заводе зимой забывались за время летних работ.

Вдобавок, крестьяне привыкли работать индивидуально, на своих личных наделах, и не были настроены на бригадную работу с разделением труда.

Ставить своё доход в зависимость от эффективности работы другого человека было рисковано.

Происхождение и значение стахановского движения Стахановцы, История СССР, Зарплата, Видео, Длиннопост

А так как нормы выработки формировались на основании реальных показателей, то они соответствовали возможностям массовых неквалифицированных сезонных рабочих.

В случае со угольщиками Донбасса это были те самые 7 тонн в сутки.

Рекордные стахановские 102 тонны хоть и выглядят фантастически но объясняются очень просто - он работал в составе бригады из двух человек - забойщика и двух вспомогательных работников.

То есть, дело было не в энтузиазме, не в трудовом порыве и не в хорошем настроении.

Увеличение выработки было обеспечено более эффективной организацией труда.

Происхождение и значение стахановского движения Стахановцы, История СССР, Зарплата, Видео, Длиннопост

Наградой же Стаханову была не похвала и абстрактное звание передовика, а деньги.

В первой же заметке про Стаханова содержалась информация о том, сколько денег он заработал в процессе постановки рекорда.

Происхождение и значение стахановского движения Стахановцы, История СССР, Зарплата, Видео, Длиннопост

И если смотреть все последующие материалы о стахановцах, то видно, что в первую очередь речь идёт о деньгах.

Происхождение и значение стахановского движения Стахановцы, История СССР, Зарплата, Видео, Длиннопост

И о том, что можно купить на эти деньги

Происхождение и значение стахановского движения Стахановцы, История СССР, Зарплата, Видео, Длиннопост

Именно про высокие зарплаты писала советская пресса, когда пропагандировала стахановское движение.

Именно про высокие зарплаты говорили стахановцы приехавшие в ноябре 1935 года на Первое Всесоюзное совещание стахановцев

Происхождение и значение стахановского движения Стахановцы, История СССР, Зарплата, Видео, Длиннопост

И именно про это была известная фраза Сталина "Жить стало лучше. Жить стало веселей".

Полностью она звучала так

Основой стахановского движения послужило прежде всего коренное улучшение материального положения рабочих. Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее.

Таким образом, история стахановцев это не история про лозунги и героизм, а история про материальное стимулирование перехода на более эффективные методы работы.

И если для самих стахановцев речь шла именно про деньги, то государство таким образом пыталось преодолеть проблемы связанные с неквалифицированным трудов сезонных рабочих.

Государство говорило, что если освоить современную технику и методы работы, то можно вместо 389 рублей в месяц заработать 4361.

Стахановцы в этом случае выступали не в роли дурачков которые повелись на красивые лозунги, как многим кажется сейчас, а в роли высокоплачиваемого тарана, которым ломалась старая культура производства, старые технологии и старые нормы.

М.Елисейкин
2020-11-27

Показать полностью 7
103

Первый в мире реактивный самолёт Coanda-1910 - летал или нет?

15 октября 2020 года исполняется 110 лет парижскому ависалону 1910 года, а вместе с ним — 110 лет официальной презентации аппарата известного нам как «Coanda 1910», который часто называют «первым в мире реактивным самолётом» и рассказывают о его полёте в декабре 1910 года.


Эта традиция не обошла стороной и Пикабу:

Первый реактивный - https://pikabu.ru/story/pervyiy_reaktivnyiy_4345231

Применение эффекта Коанда в гоночных машинах - https://pikabu.ru/story/primenenie_yeffekta_koanda_v_gonochnyikh_mashinakh_4185158


А раз так, то будет правильно воспользоваться поводом и рассказать о том, почему этот красивый и интересный аппарат не является реактивным самолётом в нашем современном понимании, и почему нет никаких оснований считать что он летал, а основания считать обратное — есть.


Disclamer: данный текст частично повторяет содержимое моего видео на эту тему ( https://www.youtube.com/watch?v=Yc18Dkn8FeQ ), но не полностью — в видео есть то чего нет в данном тексте, а тексте есть то чего нет в видео.

Первый в мире реактивный самолёт Coanda-1910 - летал или нет? История авиации, Авиация, Длиннопост

Во современном понимании, реактивный самолёт — это тот в котором тягу создаёт струя газов полученных в результате сгорания топлива. Оно может быть твёрдым, жидким и даже газообразным, но оно должно быть.


Но если мы посмотрим на патент полученный Коандэ и на описания аппарата в источниках того времени, то нет никакого упоминания о впрыске топлива в поток воздуха. Да, в интернете много красивых картинок показывающих куда именно происходил впрыск топлива для создания «реактивности», но это всё современные картинки, а в источниках 1910-х этого нет.


Зато там есть прямое указание на то, что перед нами аппарат который должен был обойти физические ограничения воздушных винтов — он перестаёт эффективно работать если лопасти достигают сверхзвуковых скоростей.


И для этого предполагалось использовать воздушную турбину.


На данной картинке показана иллюстрация из статьи итальянца Кановетти, который так же вёл работы в этом направлении — это точно такая же конструкция, как и у Коандэ.


Я не готов 100% утверждать, что они осознанно боролись именно с явлением «эффект запирания», но то что речь шла именно о возможности раскрутить турбину для недоступных воздушному винту скоростей — это факт.

Первый в мире реактивный самолёт Coanda-1910 - летал или нет? История авиации, Авиация, Длиннопост

Но откуда тогда взялся рассказ про «реактивный» и про «полёт»?


А взялся он из бурного роста реактивной авиации, начавшегося после Второй Мировой Войны и национальной гордости французов. Если читать публикации во французской прессе, то в 1940-х года Коандэ ещё рассуждает о спорности термина «реактивный» и том, что он может быть смог пролететь 30 метров. Однако, в 1950-х французская авиационная пресса «раскручивает» национальное достояние — человека который стоял и истоков авиации вообще, наблюдал за такими людьми как Вуазен, братья Фарман, Эйфель, и был лично знаком с пионерами авиации.


И в этот момент появляется известная нам легенда о полёте и гибели самолёта в вырвавшемся на волю пламени реактивной струи.


И хотя эту историю практически сразу разгромили (и продолжают делать все эти годы), она укрепилась в национальной гордости французов и румынов (по отцу Коандэ был румыном), развлекательных книгах по истории авиации, ассортименте рынка авиамоделей и прочих местах.


Однако, как я уже сказал в самом начале, у этой истории нет никаких подтверждений, и даже наоборот — есть основания считать что она недостоверна.


Начнём с простого — гибели самолёта на аэродроме Исси-Ле-Мулино.


Вот как выглядела авария произошедшая 5 октября 1910 года на том самом аэродроме.


Что вы видите на этом фото?

Первый в мире реактивный самолёт Coanda-1910 - летал или нет? История авиации, Авиация, Длиннопост

Правильно, вы видите ФОТОГРАФИЮ аварии. Да, именно так — перед вами факт публикации фотографии в прессе. И этот факт произошёл как раз в 15 октября 1910 года, то есть — через 10 дней после самой аварии.


Да, в 1910 году существовали и фотографы, и фотографии и технологии печати этих фотографий в прессе. И если бы в декабре 1910, на Исси-Ле-Мулино разбился самолёт ставший главной диковинкой недавнего парижского авиасалона, то это бы освещалось не только в специализированной авиационной прессе, но и в обычных газетах.


Но этого нет — нет. Да, я поленился и пользовался поиском по отсканированным газетам, но в одном из анализов данной истории я встретил рассказ о том, что исследователь пролистал каждый номер Le Figaro за тот период и не нашёл там упоминаний об аварии.


То есть, это не просто «нет сведений» как будто бы мы не нашли, нет — в течении 1911 года про Коандэ и его аппарат пишут разные источники, но ни один из них не сообщает о полёте и аварии. Более того, встречаются прямые утверждения о том, что про полёт этого удивительного аппарата ничего неизвестно.


То есть, про полёт биплана известного нам как «Coanda-1910» не знает не только историк Михаил Елисейкин в 2020 году, но и журналисты авиационной прессы из 1910-х годов.

Про тот самый полёт, который, по легенде, состоялся при большом стечении народу и в результате которого самолёт был уничтожен.


Реально, да? Как по мне, так это очень странная версия.


Но это не единственное отсутствие следов полёта «первого в мире реактивного самолёта Coanda-1910», там где они должны были сохраниться.


В то время создавалось очень много очень разных вариантов конструкций. Авиация того времени — это бешеными темпами растущая отрасль, ищущая работающие варианты летающих аппаратов.


И что же делает Анри Коандэ после того как узнаёт, что его двигатель реально работает, а самолёт реально летает? Вы думаете, что он начинает улучшать конструкцию?

Нет — он делает очередной чудо аппарат, про который пресса пишет «это очень круто, но слишком дорого».

Первый в мире реактивный самолёт Coanda-1910 - летал или нет? История авиации, Авиация, Длиннопост

Да, он строит очень похожий аппарат, но в качестве силовой установки там два РОТАТИВНЫХ двигателя сведённых через ДИФФЕРЕНЦИАЛ в один вал воздушного винта.


Это очень инновационного и впечатляюще, но ни разу не похоже на «реактивный двигатель».


Более того, практически сразу после этого, Анри Коандэ уходит работать в британскую компанию известную нам по бренду Bristol и на свет появляется самолёт «Bristol-Coanda» - типичный для своего времени аппарат. Без реактивных двигателей, дифференциалов и прочих вундервафель.

Первый в мире реактивный самолёт Coanda-1910 - летал или нет? История авиации, Авиация, Длиннопост

И получается, что имея реально работающую силовую установку способную поднять самолёт, Анри Коандэ бросает всё, идёт делать совершенно обычные самолёты и не возвращается больше к удачному варианту.


Реально, да? Как по мне, так это даже более странная версия, чем про аварию произошедшую при большом стечении народа, но о которой не знал ни один журналист.


Закончить этот рассказ хочется современным примером, упомянутым по одной из ссылок в начале — репликой якобы реактивного якобы летающего самолёта из 1910 года.


Эта реплика была построена в Румынии, где Анри Коандэ — национальный герой, национальное достояние и аэропорт города Бухарест.

Первый в мире реактивный самолёт Coanda-1910 - летал или нет? История авиации, Авиация, Длиннопост

Красивая машина, которая, если верить выложенному видео не то что бы не может взлететь — она даже ездить не может, без того чтобы её толкали руками.


Зато как гудит…


* * *


Да, ничто из сказанного мной не даёт 100% гарантии того, что этот аппарат не осуществил 16 декабря 1910 года полёт на реактивной тяге и погиб при большом стечении народа.


- Коандэ мог изменить конструкцию по сравнению с патентом.

- Журналисты могли не знать о полёте.

- Молодой перспективный авиаконструктор мог променять собственный бизнес и мечту на работу «на дядю» ради реальных денег.

- И, конечно же, современные реконструкторы не обязаны демонстрировать летающую реплику и вообще делать её летающей.


Отлично. Допустим, что и я и все те люди, которые, начиная с 1950-х, говорят что эта история очень стрёмно выглядит — неправы.


Есть здесь люди, которые считают, что в 1910 году Анри Коандэ создал реактивный двигатель который поднял в воздух самолёт?


А расскажите, на основании чего вы так считаете.


Мне очень интересно.

Показать полностью 6
35

Что ждёт "Ясную поляну" в двадцатом году

К концу своей жизни Лев Толстой стал большой фигурой и брендом мировой величины. Вокруг него шла бурная деятельность, которой не помешало даже то, что в ноябре 1910 года Лев Толстой умер.

Сейчас вы увидите 4 рисунка опубликованные на обложке журнала "Огонёк" через месяц после смерти писателя. В них автор карикатуры показал возможную судьбу усадьбы Льва Толстого через 10 лет - в двадцатом году. Одна тысяча девятьсот двадцатом, конечно же.

Картинки интересны даже не общем направлением юмористического остросоциального прогноза.  Данные картинки интересны деталями, в которых художник изображал свой реальный 1910 год. Что при выдумывании древних цитат ( Фейковая цитата как достоверный исторический источник ), что при прогнозировании упадочного будущего, люди всегда говорят о своём восприятии настоящего.

Итак, что же нам может рассказать журнал "Огонёк" про своё настоящее


Ясная Поляна по проектам российских почитателей Льва Толстого.

Но прежде чем читать дальше, попробуйте угадать что же было напророчено "Ясной поляне" на двадцатый год.

Что ждёт "Ясную поляну" в двадцатом году Футурология, Лев Толстой, Журнал Огонёк, Длиннопост

Начало вполне очевидное. Показана достаточно простая усадебная архитектура и граф Лев Толстой общающийся с небогато одетыми пешими посетителям. Судя по положению левой руки Толстого - он подаёт мужчине милостыню.

Но это за год до смерти писателя. А что же будет дальше?

Что ждёт "Ясную поляну" в двадцатом году Футурология, Лев Толстой, Журнал Огонёк, Длиннопост

Территория облагораживается. Появляется гостиница с неизменно модной в России  вывеской "Hotel". Хорошо одетые гости читающие буклет или книгу. Автомобили привозят туристов с саквояжами.

На человеке выходящем из авотмобиля виден колониальный пробковый шлем. Может быть так было проще обозначит иностранца, а может это более острая социальная тема.

В любом случае, прежним посетителям Льва Толстого здесь не место. Стоящий на входе в Hotel швейцар их просто не пустит.

Но время бежит и прогресс не стоит на месте.

Что ждёт "Ясную поляну" в двадцатом году Футурология, Лев Толстой, Журнал Огонёк, Длиннопост

Через два года территория уже хорошо развита. Проход в усадьбу по билетам. Вход оформлен в пафосном имперском стиле. Посетителям теперь доступен широкий круг современных развлечений, но простому люду, ранее принимаемому графом Толстым, здесь не место. Чтобы этот самый люд не мешал отдыхающим на входе стоит городовой.

Но интересно на этой картинке не продолжающееся развитие территории и изменение социального портрета людей приезжающих в Ясную поляну, а детали.

Детали, рассказывающие о модных развлечениях того времени.

1) Рекламный плакат "Борьба". Теннисные ракетки в руках и закатанные штаны на ногах (наверняка у них было отдельное название)

2) Обязательный "Кинематограф"

3) Конечно же "Скетинг ринг". Что? Вы не знаете что такое "скетинг ринг"? Вы наверное плохо учились в школе, ведь про это даже есть рассказ у Куприна - "Мученик моды". Рассказ датируется тем же 1910 годом, что и данный шарж. Судя по всему, это было реально модное развлечение в те годы.

Нам это загадочный иноземный "скетинг ринг" ( skating ring ) известен как роллердром или каток.

Что ждёт "Ясную поляну" в двадцатом году Футурология, Лев Толстой, Журнал Огонёк, Длиннопост

Если верить рекламе из того же номера журнала "Огонёк", роликовые коньки в то время продавались везде.

Но даже если они продавались не везде, всё равно это было модное занятие.

К сожалению, автор шаржа не стал прогнозировать каждый год и скакнул в будущее.

Что ждёт "Ясную поляну" в двадцатом году Футурология, Лев Толстой, Журнал Огонёк, Длиннопост

К 1920 году в бывшей усадьбе писателя должна была появиться всемирная выставка с гиперболоидной шуховской башней, лубочными маковками и множеством флагов.

Беднота полностью пропадает, а взамен мы массового горожанина приезжающего на прямом трамвае "Ясная Поляна - Москва", прилично одетых господ и торговца детективными романами про Шерлока Холмса и Ната Пинкертона.

* * *

Понятно, что это ни разу не прогноз на 1920 год, а мнение автора шаржа об упадке нравов в 1910 году.

Но ведь в этом и прелесть таких вещей - можно сравнить переживания художника 1910 года современными переживаниями про 2020 год.

Ну так что, сильно мы отличаемся от тех кто жил 110 лет назад?

P.S. Белые столбы, изображённые на первой картинке, очень похожи на современные. Может быть они даже пережили войну, не знаю.

И, кстати, короткие дневные тени на первой картинке, полностью соответствуют географической реальности.

Что ждёт "Ясную поляну" в двадцатом году Футурология, Лев Толстой, Журнал Огонёк, Длиннопост
Показать полностью 6
61

О масштабах "воровства технологий у Запада" в СССР

К вопросу о том, что в СССР "воровали" иностранные технологии. Очень популярная идея, которая базируется на современных маркетинговых традициях и  слабом понимании того что из себя представлял СССР.

Дело в том, что в условиях отсутствия рыночной конкуренции (как внутренней, так и внешней), не было никакой необходимости в том, чтобы скрывать откуда ты взял конструкцию и выдавать её за свою "уникальную разработку".


Основная задача промышленности состояла в том, чтобы дать народному хозяйству нужные машины, и именно это было главным - https://pikabu.ru/story/mekhanizmyi__na_polnyiy_khod_yanvar_1948_7540896 .


Как следствие, то что советская промышленность освоила лицензионное производство иностранной техники в 1930-х - это повод для гордости. В более поздние годы - нормально и спокойно.


В качестве иллюстраций я набрал цитат из двух главных газет Советского Союза - Известий и Правды.

* * *

Данный кусок взят из статьи в газете "Известия". 1934 год. Статья посвящена авиационным двигателям.

О масштабах "воровства технологий у Запада" в СССР Сделано в СССР, Советская техника, История СССР, Длиннопост

Это другой номер "Известий". Снова 1934 и снова авиадвигатели.

О масштабах "воровства технологий у Запада" в СССР Сделано в СССР, Советская техника, История СССР, Длиннопост

Это из газеты "Правда". 1957 год. Статья посвящена Московскому станкостроительному заводу им. Серго Орджоникидзе

О масштабах "воровства технологий у Запада" в СССР Сделано в СССР, Советская техника, История СССР, Длиннопост

Газета "Правда". 1969 год. Заметка про Брянский машиностроительный завод.

О масштабах "воровства технологий у Запада" в СССР Сделано в СССР, Советская техника, История СССР, Длиннопост

Газета "Правда". 1974 год. Критическая заметка про задержку освоения купленной лицензии на автомобильные тормоза.

О масштабах "воровства технологий у Запада" в СССР Сделано в СССР, Советская техника, История СССР, Длиннопост

Там самая передовица от 12 марта. В одной из двух главных газет Советского Союза. Статья достаточно большого размера, полностью посвящённая покупке и продаже лицензий на разные технологии.

О масштабах "воровства технологий у Запада" в СССР Сделано в СССР, Советская техника, История СССР, Длиннопост

Газета "Правда". 1975 год. Статья про сотрудничество с западногерманской фирмой "Магирус-Дойц"

О масштабах "воровства технологий у Запада" в СССР Сделано в СССР, Советская техника, История СССР, Длиннопост

То есть, две главные газеты СССР всё время рассказывали о том, что страна покупала иностранные технологии. В свете этого факта, популярные рассказы о том, что никто не знал что СССР массово воровал технологии у Запада выглядят странно.

И в вопросе незнания о заимствованиях технологий и в вопросе о механизмах этого заимствования.


Лицензирование было открытым, явным и ничем не отличалось от лицензирования во всём остальном мире.

В этом плане, СССР на международном уровне мало чем отличался от всех остальных. Были свои разработки, которые можно продать. Были чужие разработки, которые можно купить.

Ну и, конечно же, были чужие разработки которые можно украсть.

Что, опять же, является обычным явлением в мировой экономике, и никакого "особого русского пути" в этом вопросе наша страна не придумала.


Все всегда воровали, воруют и будут воровать - https://pikabu.ru/story/apple_obvinili_v_krazhe_tekhnologiy_7157271 .

Показать полностью 7
244

Прораб-эрудит и газетные заголовки Шурика

#авторский_челлендж

* * *

Как понятно из моих предыдущих статей, я очень люблю изучать историю по сильно неформальным источникам. «Картина "Лесоруб" как документ эпохи» ( https://pikabu.ru/story/kartina_lesorub_kak_dokument_yepokhi_6627994 ), «Фейковая цитата как достоверный исторический источник» (https://pikabu.ru/story/feykovaya_tsitata_kak_dostovernyiy_istoricheskiy_istochnik_7532126) , «"Механизмы - на полный ход" (январь 1948)» ( https://pikabu.ru/story/mekhanizmyi__na_polnyiy_khod_yanvar_1948_7540896 ) - если понимать законы жанра, то извлекать информацию можно из самых неожиданных исторических документов.


И когда в обсуждении последней статьи всплыла цитата из «Операции Ы», я подумал о том, что это очень хороший шанс попрактиковаться в исторических исследованиях.


Наше строительно-монтажное управление построило такое количество жилой площади, которое равно одному такому городу, как Чита, десяти таким городам как Хвалынск, или тридцати двум Крыжополям.

А вдруг использованные в цитате сведения являются реальными?

Прораб-эрудит и газетные заголовки Шурика Советское кино, Исследования, Длиннопост, Авторский челлендж

Самым простым вариантом было обратиться к официальной статистике и изучить данные переписи населения СССР. Вышедший на экраны в 1965 году, фильм «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» оказался прямо посередине промежутка между переписями 1959 и 1970 годов.


Я взял данные этих двух переписей, добавил к ним данные из соответствующих страниц Википедии и пересчитал население Читы, Хвалынска и Крыжополя на 1965 год. И оказалось, что всё это было напрасно, ведь Гайдай снимал лёгкий фильм и не занимался хитрыми пересчётами количества населения — всё основывалось на данных предыдущей, относительно времени съёмок фильма, переписи населения СССР.


Итак, по данным переписи 1959 года, население Читы составило 171816 человек, а население Хвалынска — 17036. То есть, население Читы было в 10.1 раза больше чем население Хвалынска. Прораб оказался не просто говорливым - он был эрудитом, знающим актуальную статистику!


Более того, дальнейшая проверка подтвердила достаточно высокую степень надёжности этого источника, ведь по данным переписи 1959 года, население Читы было в 35.5 раз, что всего на 10% отличается от озвученных в фильме тридцати двух Крыжополей.


Конечно же, эксперты по переписи 1959 года скажут, что там не указано население Крыжополя, и будут правы. Однако, там есть население всего Крыжопольского района с делением на сельское и городское. А единственное место где могло жить городское население Крыжопольского района — пгт Крыжополь.


171816 читинца делим на 4831 городского крыжополерайонца и получаем уже упомянутые мной 35,5 раза.


Получив подтвердив достоверность сведений предоставленных прорабом-эрудитом вверенному емк Феде, я решил проверить поэтажный объём работ выполненный СМУ-61 за 1 квартал.


А если взять поэтажно весь объем работ, выполненный нашим СМУ за первый квартал, и подставить этажи один на другой, то мы получим здание которое будет в два раза выше чем всемирно известные Эйфелева башня...

Высота Эйфелевой башни составляет 324 метра, что после умножения на 2 и пересчёта в межэтажные перекрытия высотой 2.7 метра составляет 240 этажей.


Осталось только поверить размерную цепь через продолжение фразы:

... или втрое выше чем знаменитая Нотр-Дам де Пари что в переводе означает собор Парижской Богоматери

Прораб-эрудит и газетные заголовки Шурика Советское кино, Исследования, Длиннопост, Авторский челлендж

И вот тут Павел Степанович (именно так к прорабу обращается Шурик) себя окончательно дискредитировал.


Если в случае с Хвалынском он ошибся на ничтожный 1 процент, а в случае с Крыжополем — на простительные 10 процентов, то в случае с собором «какой-какой матери» наш прораб-эрудит наврал более чем в два раза.


Высота собора 90 метров - в 3.5 раза меньше чем высота Эйфелевой башни. А из этого следует, что «в два раза выше чем всемирно известные Эйфелева башня» должно быть в 7 раз (в крайнем случае — в 6) выше чем «знаменитая Нотр-Дам де Пари».


И вот тут можно было грустно сказать себе французское «селяви» (C'est La Vie) и посчитать задачу «попрактиковаться в исследованиях» выполненной, но при просмотре фильма я успел заметить один интересный момент, по которому можно было попрактиковаться ещё и в датировании «Операции Ы».


Можно было бы подумать, что раз я историк техники, то я обратил внимание на модель строительного крана или цвет милицейского автобуса. Бесспорно, момент смены окраски милицейского автотранспорта с «тёмно-синий» на «жёлтый кузов с синей полосой» является очень важным при датировании кинофильмов, картин, открыток и фотографий, но речь не о нём.

И не о такой попсовой вещи как форма бутылочки, из которой Федя подливает себе водку в привезённый ему компот.


Нет, меня заинтересовала газета, которой Шурик хлестал Федю. Потому, что газет было несколько и все они оказались со смыслом.

Прораб-эрудит и газетные заголовки Шурика Советское кино, Исследования, Длиннопост, Авторский челлендж

В рассказах о фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» иногда упоминается газета с заголовком «Ненависть к фашизму».


Люди делают вывод о том, что это закладка связанная с дальнейшим развитием сюжета, когда конфликт между Шуриком и Федей стилизуется под военные фильмы:

- Федя залёг под «пулемётным огнём», который Шурик ведёт с помощью отбойного молотка и кучи гравия

- «Подбитый» бульдозер

- Ползание героев стилизованное под «в дыму на поле боя»


И я даже согласен с таким выводом, но есть один важный момент — никто не говорит о том что это за газета. А важно это потому, что перед нами газета «Известия» за 30 сентября 1964 года. Однако, если верить популярным версиям, из-за погоды съёмки в Москве были свёрнуты в первых числах октября 1964.


И если сюжет про Федю был отснят в августе-сентябре, то это подтверждает версию о том что данная газета является закладкой сделанной режиссёром. Потому, что этот момент пришлось специально доснимать и вставлять в фильм так удачно вышедший в свет 234-й номер Известий. (Кстати, «Ненависть кфашизму» - это заголовок статьи с частью автобиографии Чарли Чаплина, вышедшей в тот момент на русском языке.)


Но если эта газета не случайна, то чем же Шурик хлещет Федю, и нет ли и там какой-нибудь неслучайности?


Похоже что есть, но чтобы это обнаружить, мне пришлось найти более качественную версию фильма, чем выложено на официальном youtube-канале Киноконцерна Мосфильм ( об этом в технической части данного исследования - https://habr.com/ru/post/508306/ )


Оказалось, что в сцене с отгонянием мухи Шурик держит свёрнутую газету так, что в ней легко читается заголовок «Демонстрация могущества и единства».

Прораб-эрудит и газетные заголовки Шурика Советское кино, Исследования, Длиннопост, Авторский челлендж

Это действительно очень просто, надо лишь найти копию хорошего качества, разложить её на отдельные кадры и внимательно пересмотреть все кадры. После этой нехитрой технической процедуры, то что на Youtube выглядит просто размытой серой полосой, оказывается чётко читаемым заголовком «Демонстрация могущества и единства».


И этот заголовок отлично вписывается в назревающую конфликтную ситуацию — Шурик должен продемонстрировать своё могущество и избавиться от Фединого гнёта.


Но это не единственная закладка в данной сцене. Дело в том, что в начале сцены Шурик идёт с другой газетой. К сожалению, я не смог прочитать заголовки, но судя по фотографии, там расположена статья об освобождении народов Африки от колониального гнёта.

Прораб-эрудит и газетные заголовки Шурика Советское кино, Исследования, Длиннопост, Авторский челлендж

Таким образом, получается что изначально в сцену было заложено две газеты.

1) В тот момент когда Шурик решительно направляется к Феде присутствует неидентифицированная мной газета с фотографией про освобождение от гнёта. (Скорее всего это Известия — 6 колонок, но в верхней части страницы нет небольшой надписи «Правда»)

2) В момент когда Шурик начинает вооружённую борьбу против угнетателя — у него вруках газета с заголовком «Демонстрация могущества и единства». (Это точно газета «Правда» - на части кадров видна та самая маленькая надпись)


И лишь потом режиссёр вставил кадры сворачивания газеты, на которых виден заголовок «Ненависть к фашизму».


И, сдаётся мне, что из-за этой незапланированной вставки мы не увидели того самого заголовка про освобождение, в газете с которой Шурик шёл к Феде. Ведь именно эту газету он должен был сворачивать и именно её мы должны были увидеть крупным планом.


К сожалению, из упомянутых в данном исследовании газет я смог 100% идентифицировать только ту самую позднюю вставку, но я обязательно найду и остальные. Ведь я знаю что искать и где искать. А искать я умею. :)


Тут главное быть тщательным, ответственным и не выдавать желаемое за действительное. Потому, что в процессе внимательного изучения кадров из фильма я заметил ещё один заголовок, который может показаться «закладкой».

Прораб-эрудит и газетные заголовки Шурика Советское кино, Исследования, Длиннопост, Авторский челлендж

Когда Шурик теребит надорванную газету, виден заголовок «К новым победам в строительстве коммунизма». В принципе, это может указывать на стройку как место где разворачивается этичная борьба угнетаемого Шурика. Однако, факт, что данный заголовок выглядывает из-под надорванного листа, наводит на мысль о том, что в данном случае имеет место быть простое совпадение. Так тоже бывает. :)

Материал написан для авторского челленджа.

Если у кого-либо есть желание поддержать конкурс и увеличить его призовой фонд — реквизиты в этом посте

Показать полностью 6
108

"Механизмы - на полный ход" (январь 1948)

В поисках информации о цепных пилах я наткнулся на интересный номер газеты "Комсомольская правда". Война уже закончилась, лозунг "всё для фронта, всё для победы" перестал быть актуальным и вовсю шёл процесс технического перевооружения в гражданских отраслях.

В газете оказались очень интересные картинки техники, которая должна была стать помощником комсомольцам строящим мирную жизнь.

"Механизмы - на полный ход" (январь 1948) Механизация, Сделано в СССР, Длиннопост

В приведённых примерах очень интересно смотреть на соотношение количества работников ДО и ПОСЛЕ механизации той или иной работы.

Это одновременно позволяет и понять масштабы работы проводившихся исключительно ручным трудом, и последствия внедрения даже самых простых машин.

"Механизмы - на полный ход" (январь 1948) Механизация, Сделано в СССР, Длиннопост

Кран поднимает 40 тонн


Поясняющий текст говорит, что это не самый мощный кран и что советская промышленность производит много разных моделей этого вида техники, но есть в газете и более интересный рассказ про эти самые краны.

В заметке про датского капитана, каким то образом получавшего деньги за простой судна в порту, приводится сравнение использования крана и грузчиков

Уже через два часа после начала разгрузки капитан помрачнел. Три мощных портальных крана. которыми управляли Василий Турленко, Александр Данилов и Лазарь Лучко, работали, как часы. Каждый раз они поднимали стрелами не по 20, и по 60 тюков— крановщика превосходно владели техникой и выжимали из нее все. Назавтра к исходу дня все пять трюков судна были пусты.

- Такие темпы разгрузки судов.—говорит начальник отдела труда одесского порта

тов. Черняк,— были бы, конечно, невозможны без механизации. Не будь кранов, 200 грузчиков работали бы на "Корнелиуса" не меньше 20 дней.

Соотношение "3 крана за 2 дня" и "200 грузчиков за 20 дней" впечатляет, но это не самый эффектный пример имеющийся в данном номере "Комсомольской правды".

"Механизмы - на полный ход" (январь 1948) Механизация, Сделано в СССР, Длиннопост

Одна врубовка выполняет работу 20 зарубщиков


Кроме количества заменённых зарубщиков, в заметке есть описание процесса использования врубовой машины

Врубовая машина за три часа подрубывает забои лавы длиной в 100—120 метров на глубину полтора-два метра.

По сути, это большая цепная пила, которая прорезает  в стене щель на глубину "полтора-два метра". И в другой статье описан процесс который был механизирован этой пилой


Так как сразу отбивать пуски угля от массива пласта нельзя — уголь крепок,— то сначала шахтер делал так называемую зарубку или подбойку пласта. У подошвы пласта выдалбливалось  углубление примерно в полметра и высотой в четверть метра. Всю двенадцатичасовую смену зарубщики работали, тела на боку. Затем забойщики отбивали подрубленный зарубщиками уголь при помощи кайл или обушков.

По описанию, работа зарубщика это какой-то адский ад и перспектива быть заваленным обрушившимся подрубаемым пластом.


По сравнению с ней, другие примеры выглядят хоть и тяжёлыми, но не такими эффектными

"Механизмы - на полный ход" (январь 1948) Механизация, Сделано в СССР, Длиннопост

Транспортёр заменил крючников


"Крючник" хоть и звучит экзотично, но по сути это грузчик носящий мешки на горбу ( ru.wikipedia.org/wiki/Крючник ).


Как и в случае с подъёмным краном, количество заменённых работников выглядит очень впечатляюще.

Какую работу могут выполнять оони, показывает такой пример: когда на Днепропетровском металлургическом заводе загрузку домны коксом стали производить двумя передвижными ленточными транспортёрами, отпал тяжёлый труд 52 рабочих.

В другой статье воспевают одновременно и транспортёр и подъёмный кран

Сотни тонн перебрасывает транспортер каждые сутки. Он один заменяет целую армию рабочих—каталей и носильщиков, без которых не могли обойтись старые уральские заводы. А кран Анучииой? Сколько нужно было бы собрать человек, чтобы поднять его ношу—1800 пудов!

Современному человеку может показаться, что это подъёмный кран и транспортёр это какие-то примитивные примеры. Нефееричные. Не красивые. Но именно на таких простых технологических операциях лучше всего видна роль механизации.

"Механизмы - на полный ход" (январь 1948) Механизация, Сделано в СССР, Длиннопост

3 кубометра - одним взмахом


Ещё один простой механизм, механизирующий операцию "бери больше, кидай дальше"

Чтобы вынуть без помощи экскаватора 100 тысяч кубометров грунта, целая бригада землекопов должна работать в течение года. Экскаватор с емкостью ковша в 3 кубических метра заменит 300 землекопов, в с емкостью ковша в 30 кубометров — 3.000 человек.

Снова впечатляющее количество заменённых людей, но это скорее абстрактные цифры. А в другой статье приводятся данные применительно к реальной и всем известной стройке.


На стройке канала имени Москвы 175 экскаваторов ‚ вырывали, переносили и нагружали на автомобили одновременно 260‚ кубометров земли —— выполняли работу тысяч землекопов сразу!

Пример строительства Канала имени Москвы открывает ещё одну тему - а когда все эти инструменты появились. Ведь Канал имени Москвы ( ru.wikipedia.org/wiki/Канал_имени_Москвы#История )  строили за 15 лет до выхода в свет данного номера газеты "Комсомольская правда".

И тут приходит время моей любимой темы - бензопилы и электропилы в СССР.

"Механизмы - на полный ход" (январь 1948) Механизация, Сделано в СССР, Длиннопост

Электропила заменяет 10 ручных пильщиков


В поясняющем тексте к данной фотографии нет данных о соотношении количества работников ДО и ПОСЛЕ механизации валки, есть лишь информация о тракторной трелёвке

Один трелевочный трактор с успехом может заменить примерно 15 возчиков.

Зато, в другой заметке есть конкретика именно по валке

Каждый — за шестерых

Обыкновенной лучковой пилой в день лесоруб заготовляет‚ 3,5 кубометра леса. Норма электрической пилы—18. А Иван Тарвонен молодой бригадир электропильщиков, с двумя своими помощниками дает до 60 кубометров древесины. Втроем они пилят столько леса, только Вручную за смену должны спилить 17—18 человек. Каждый работает за шестерых лесорубов.

Вот что значит владеть механизмам!

И вот тут самое время сказать не о цифрах которыми описывается эффект от внедрения механизации, а о самом процессе перехода от ручного труда к механизированному.

А за механизацию валки леса у нас активно взялись в конце 1920-х. Взялись бодро, с большими вложениями и грандиозными планами. Однако, к массовой механизированной валке леса это не привело, и не только из-за того какие тогда были бензопилы и электропилы.

Главная проблема оказалась в том, что ни работники, ни отрасль оказались не готовы к массовому внедрению механизмов ( я проверил - elibrary.ru/item.asp?id=36941969 ), и после 10 лет работы в этом направлении, в 1938 году было принято решение переводить отрасль с ручных двуручных на ручные лучковые пилы.


И лишь к концу 1940-х - началу 1950-х отрасль (не только в СССР, а в целом) дозрела до перехода на механизированную лесозаготовку.

И финальный (а я реально разместил картинки в порядке их появления в номере газеты) пример идеально подходит для этой темы.
"Механизмы - на полный ход" (январь 1948) Механизация, Сделано в СССР, Длиннопост

Электрокар является не только хорошей иллюстрацией процессов в СССР, когда в условиях недостатка жидкого топлива в 1930-х - 1940-х делался упор на электрические механизмы или двигатели внутреннего сгорания работающие в паре с газогенератором  ( ru.wikipedia.org/wiki/Газогенераторный_автомобиль ). Это ещё и отличный пример того, что конкретные технологии не существуют сами по себе и что их использование обусловлено и желанием и рекламой, а целесообразностью их использования.

И электромобили (а электрокар это электромобиль) пошли в массы именно тогда, когда технологии создания аккумуляторов и инфраструктура позволили им удовлетворить запросы массового потребителя.

А до того, они 100 лет прекрасно использовались внутри предприятий и эффективно заменяли тачечников.

Показать полностью 7
Отличная работа, все прочитано!