motopila

motopila

на Пикабу
изучаю историю техники
1616 рейтинг 20 подписчиков 106 комментариев 10 постов 6 в горячем
240

Прораб-эрудит и газетные заголовки Шурика

#авторский_челлендж

* * *

Как понятно из моих предыдущих статей, я очень люблю изучать историю по сильно неформальным источникам. «Картина "Лесоруб" как документ эпохи» ( https://pikabu.ru/story/kartina_lesorub_kak_dokument_yepokhi_6627994 ), «Фейковая цитата как достоверный исторический источник» (https://pikabu.ru/story/feykovaya_tsitata_kak_dostovernyiy_istoricheskiy_istochnik_7532126) , «"Механизмы - на полный ход" (январь 1948)» ( https://pikabu.ru/story/mekhanizmyi__na_polnyiy_khod_yanvar_1948_7540896 ) - если понимать законы жанра, то извлекать информацию можно из самых неожиданных исторических документов.


И когда в обсуждении последней статьи всплыла цитата из «Операции Ы», я подумал о том, что это очень хороший шанс попрактиковаться в исторических исследованиях.


Наше строительно-монтажное управление построило такое количество жилой площади, которое равно одному такому городу, как Чита, десяти таким городам как Хвалынск, или тридцати двум Крыжополям.

А вдруг использованные в цитате сведения являются реальными?

Прораб-эрудит и газетные заголовки Шурика Советское кино, Исследования, Длиннопост

Самым простым вариантом было обратиться к официальной статистике и изучить данные переписи населения СССР. Вышедший на экраны в 1965 году, фильм «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» оказался прямо посередине промежутка между переписями 1959 и 1970 годов.


Я взял данные этих двух переписей, добавил к ним данные из соответствующих страниц Википедии и пересчитал население Читы, Хвалынска и Крыжополя на 1965 год. И оказалось, что всё это было напрасно, ведь Гайдай снимал лёгкий фильм и не занимался хитрыми пересчётами количества населения — всё основывалось на данных предыдущей, относительно времени съёмок фильма, переписи населения СССР.


Итак, по данным переписи 1959 года, население Читы составило 171816 человек, а население Хвалынска — 17036. То есть, население Читы было в 10.1 раза больше чем население Хвалынска. Прораб оказался не просто говорливым - он был эрудитом, знающим актуальную статистику!


Более того, дальнейшая проверка подтвердила достаточно высокую степень надёжности этого источника, ведь по данным переписи 1959 года, население Читы было в 35.5 раз, что всего на 10% отличается от озвученных в фильме тридцати двух Крыжополей.


Конечно же, эксперты по переписи 1959 года скажут, что там не указано население Крыжополя, и будут правы. Однако, там есть население всего Крыжопольского района с делением на сельское и городское. А единственное место где могло жить городское население Крыжопольского района — пгт Крыжополь.


171816 читинца делим на 4831 городского крыжополерайонца и получаем уже упомянутые мной 35,5 раза.


Получив подтвердив достоверность сведений предоставленных прорабом-эрудитом вверенному емк Феде, я решил проверить поэтажный объём работ выполненный СМУ-61 за 1 квартал.


А если взять поэтажно весь объем работ, выполненный нашим СМУ за первый квартал, и подставить этажи один на другой, то мы получим здание которое будет в два раза выше чем всемирно известные Эйфелева башня...

Высота Эйфелевой башни составляет 324 метра, что после умножения на 2 и пересчёта в межэтажные перекрытия высотой 2.7 метра составляет 240 этажей.


Осталось только поверить размерную цепь через продолжение фразы:

... или втрое выше чем знаменитая Нотр-Дам де Пари что в переводе означает собор Парижской Богоматери

Прораб-эрудит и газетные заголовки Шурика Советское кино, Исследования, Длиннопост

И вот тут Павел Степанович (именно так к прорабу обращается Шурик) себя окончательно дискредитировал.


Если в случае с Хвалынском он ошибся на ничтожный 1 процент, а в случае с Крыжополем — на простительные 10 процентов, то в случае с собором «какой-какой матери» наш прораб-эрудит наврал более чем в два раза.


Высота собора 90 метров - в 3.5 раза меньше чем высота Эйфелевой башни. А из этого следует, что «в два раза выше чем всемирно известные Эйфелева башня» должно быть в 7 раз (в крайнем случае — в 6) выше чем «знаменитая Нотр-Дам де Пари».


И вот тут можно было грустно сказать себе французское «селяви» (C'est La Vie) и посчитать задачу «попрактиковаться в исследованиях» выполненной, но при просмотре фильма я успел заметить один интересный момент, по которому можно было попрактиковаться ещё и в датировании «Операции Ы».


Можно было бы подумать, что раз я историк техники, то я обратил внимание на модель строительного крана или цвет милицейского автобуса. Бесспорно, момент смены окраски милицейского автотранспорта с «тёмно-синий» на «жёлтый кузов с синей полосой» является очень важным при датировании кинофильмов, картин, открыток и фотографий, но речь не о нём.

И не о такой попсовой вещи как форма бутылочки, из которой Федя подливает себе водку в привезённый ему компот.


Нет, меня заинтересовала газета, которой Шурик хлестал Федю. Потому, что газет было несколько и все они оказались со смыслом.

Прораб-эрудит и газетные заголовки Шурика Советское кино, Исследования, Длиннопост

В рассказах о фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» иногда упоминается газета с заголовком «Ненависть к фашизму».


Люди делают вывод о том, что это закладка связанная с дальнейшим развитием сюжета, когда конфликт между Шуриком и Федей стилизуется под военные фильмы:

- Федя залёг под «пулемётным огнём», который Шурик ведёт с помощью отбойного молотка и кучи гравия

- «Подбитый» бульдозер

- Ползание героев стилизованное под «в дыму на поле боя»


И я даже согласен с таким выводом, но есть один важный момент — никто не говорит о том что это за газета. А важно это потому, что перед нами газета «Известия» за 30 сентября 1964 года. Однако, если верить популярным версиям, из-за погоды съёмки в Москве были свёрнуты в первых числах октября 1964.


И если сюжет про Федю был отснят в августе-сентябре, то это подтверждает версию о том что данная газета является закладкой сделанной режиссёром. Потому, что этот момент пришлось специально доснимать и вставлять в фильм так удачно вышедший в свет 234-й номер Известий. (Кстати, «Ненависть кфашизму» - это заголовок статьи с частью автобиографии Чарли Чаплина, вышедшей в тот момент на русском языке.)


Но если эта газета не случайна, то чем же Шурик хлещет Федю, и нет ли и там какой-нибудь неслучайности?


Похоже что есть, но чтобы это обнаружить, мне пришлось найти более качественную версию фильма, чем выложено на официальном youtube-канале Киноконцерна Мосфильм ( об этом в технической части данного исследования - https://habr.com/ru/post/508306/ )


Оказалось, что в сцене с отгонянием мухи Шурик держит свёрнутую газету так, что в ней легко читается заголовок «Демонстрация могущества и единства».

Прораб-эрудит и газетные заголовки Шурика Советское кино, Исследования, Длиннопост

Это действительно очень просто, надо лишь найти копию хорошего качества, разложить её на отдельные кадры и внимательно пересмотреть все кадры. После этой нехитрой технической процедуры, то что на Youtube выглядит просто размытой серой полосой, оказывается чётко читаемым заголовком «Демонстрация могущества и единства».


И этот заголовок отлично вписывается в назревающую конфликтную ситуацию — Шурик должен продемонстрировать своё могущество и избавиться от Фединого гнёта.


Но это не единственная закладка в данной сцене. Дело в том, что в начале сцены Шурик идёт с другой газетой. К сожалению, я не смог прочитать заголовки, но судя по фотографии, там расположена статья об освобождении народов Африки от колониального гнёта.

Прораб-эрудит и газетные заголовки Шурика Советское кино, Исследования, Длиннопост

Таким образом, получается что изначально в сцену было заложено две газеты.

1) В тот момент когда Шурик решительно направляется к Феде присутствует неидентифицированная мной газета с фотографией про освобождение от гнёта. (Скорее всего это Известия — 6 колонок, но в верхней части страницы нет небольшой надписи «Правда»)

2) В момент когда Шурик начинает вооружённую борьбу против угнетателя — у него вруках газета с заголовком «Демонстрация могущества и единства». (Это точно газета «Правда» - на части кадров видна та самая маленькая надпись)


И лишь потом режиссёр вставил кадры сворачивания газеты, на которых виден заголовок «Ненависть к фашизму».


И, сдаётся мне, что из-за этой незапланированной вставки мы не увидели того самого заголовка про освобождение, в газете с которой Шурик шёл к Феде. Ведь именно эту газету он должен был сворачивать и именно её мы должны были увидеть крупным планом.


К сожалению, из упомянутых в данном исследовании газет я смог 100% идентифицировать только ту самую позднюю вставку, но я обязательно найду и остальные. Ведь я знаю что искать и где искать. А искать я умею. :)


Тут главное быть тщательным, ответственным и не выдавать желаемое за действительное. Потому, что в процессе внимательного изучения кадров из фильма я заметил ещё один заголовок, который может показаться «закладкой».

Прораб-эрудит и газетные заголовки Шурика Советское кино, Исследования, Длиннопост

Когда Шурик теребит надорванную газету, виден заголовок «К новым победам в строительстве коммунизма». В принципе, это может указывать на стройку как место где разворачивается этичная борьба угнетаемого Шурика. Однако, факт, что данный заголовок выглядывает из-под надорванного листа, наводит на мысль о том, что в данном случае имеет место быть простое совпадение. Так тоже бывает. :)

Материал написан для авторского челленджа.

Если у кого-либо есть желание поддержать конкурс и увеличить его призовой фонд — реквизиты в этом посте

Показать полностью 5
108

"Механизмы - на полный ход" (январь 1948)

В поисках информации о цепных пилах я наткнулся на интересный номер газеты "Комсомольская правда". Война уже закончилась, лозунг "всё для фронта, всё для победы" перестал быть актуальным и вовсю шёл процесс технического перевооружения в гражданских отраслях.

В газете оказались очень интересные картинки техники, которая должна была стать помощником комсомольцам строящим мирную жизнь.

"Механизмы - на полный ход" (январь 1948) Механизация, Сделано в СССР, Длиннопост

В приведённых примерах очень интересно смотреть на соотношение количества работников ДО и ПОСЛЕ механизации той или иной работы.

Это одновременно позволяет и понять масштабы работы проводившихся исключительно ручным трудом, и последствия внедрения даже самых простых машин.

"Механизмы - на полный ход" (январь 1948) Механизация, Сделано в СССР, Длиннопост

Кран поднимает 40 тонн


Поясняющий текст говорит, что это не самый мощный кран и что советская промышленность производит много разных моделей этого вида техники, но есть в газете и более интересный рассказ про эти самые краны.

В заметке про датского капитана, каким то образом получавшего деньги за простой судна в порту, приводится сравнение использования крана и грузчиков

Уже через два часа после начала разгрузки капитан помрачнел. Три мощных портальных крана. которыми управляли Василий Турленко, Александр Данилов и Лазарь Лучко, работали, как часы. Каждый раз они поднимали стрелами не по 20, и по 60 тюков— крановщика превосходно владели техникой и выжимали из нее все. Назавтра к исходу дня все пять трюков судна были пусты.

- Такие темпы разгрузки судов.—говорит начальник отдела труда одесского порта

тов. Черняк,— были бы, конечно, невозможны без механизации. Не будь кранов, 200 грузчиков работали бы на "Корнелиуса" не меньше 20 дней.

Соотношение "3 крана за 2 дня" и "200 грузчиков за 20 дней" впечатляет, но это не самый эффектный пример имеющийся в данном номере "Комсомольской правды".

"Механизмы - на полный ход" (январь 1948) Механизация, Сделано в СССР, Длиннопост

Одна врубовка выполняет работу 20 зарубщиков


Кроме количества заменённых зарубщиков, в заметке есть описание процесса использования врубовой машины

Врубовая машина за три часа подрубывает забои лавы длиной в 100—120 метров на глубину полтора-два метра.

По сути, это большая цепная пила, которая прорезает  в стене щель на глубину "полтора-два метра". И в другой статье описан процесс который был механизирован этой пилой


Так как сразу отбивать пуски угля от массива пласта нельзя — уголь крепок,— то сначала шахтер делал так называемую зарубку или подбойку пласта. У подошвы пласта выдалбливалось  углубление примерно в полметра и высотой в четверть метра. Всю двенадцатичасовую смену зарубщики работали, тела на боку. Затем забойщики отбивали подрубленный зарубщиками уголь при помощи кайл или обушков.

По описанию, работа зарубщика это какой-то адский ад и перспектива быть заваленным обрушившимся подрубаемым пластом.


По сравнению с ней, другие примеры выглядят хоть и тяжёлыми, но не такими эффектными

"Механизмы - на полный ход" (январь 1948) Механизация, Сделано в СССР, Длиннопост

Транспортёр заменил крючников


"Крючник" хоть и звучит экзотично, но по сути это грузчик носящий мешки на горбу ( ru.wikipedia.org/wiki/Крючник ).


Как и в случае с подъёмным краном, количество заменённых работников выглядит очень впечатляюще.

Какую работу могут выполнять оони, показывает такой пример: когда на Днепропетровском металлургическом заводе загрузку домны коксом стали производить двумя передвижными ленточными транспортёрами, отпал тяжёлый труд 52 рабочих.

В другой статье воспевают одновременно и транспортёр и подъёмный кран

Сотни тонн перебрасывает транспортер каждые сутки. Он один заменяет целую армию рабочих—каталей и носильщиков, без которых не могли обойтись старые уральские заводы. А кран Анучииой? Сколько нужно было бы собрать человек, чтобы поднять его ношу—1800 пудов!

Современному человеку может показаться, что это подъёмный кран и транспортёр это какие-то примитивные примеры. Нефееричные. Не красивые. Но именно на таких простых технологических операциях лучше всего видна роль механизации.

"Механизмы - на полный ход" (январь 1948) Механизация, Сделано в СССР, Длиннопост

3 кубометра - одним взмахом


Ещё один простой механизм, механизирующий операцию "бери больше, кидай дальше"

Чтобы вынуть без помощи экскаватора 100 тысяч кубометров грунта, целая бригада землекопов должна работать в течение года. Экскаватор с емкостью ковша в 3 кубических метра заменит 300 землекопов, в с емкостью ковша в 30 кубометров — 3.000 человек.

Снова впечатляющее количество заменённых людей, но это скорее абстрактные цифры. А в другой статье приводятся данные применительно к реальной и всем известной стройке.


На стройке канала имени Москвы 175 экскаваторов ‚ вырывали, переносили и нагружали на автомобили одновременно 260‚ кубометров земли —— выполняли работу тысяч землекопов сразу!

Пример строительства Канала имени Москвы открывает ещё одну тему - а когда все эти инструменты появились. Ведь Канал имени Москвы ( ru.wikipedia.org/wiki/Канал_имени_Москвы#История )  строили за 15 лет до выхода в свет данного номера газеты "Комсомольская правда".

И тут приходит время моей любимой темы - бензопилы и электропилы в СССР.

"Механизмы - на полный ход" (январь 1948) Механизация, Сделано в СССР, Длиннопост

Электропила заменяет 10 ручных пильщиков


В поясняющем тексте к данной фотографии нет данных о соотношении количества работников ДО и ПОСЛЕ механизации валки, есть лишь информация о тракторной трелёвке

Один трелевочный трактор с успехом может заменить примерно 15 возчиков.

Зато, в другой заметке есть конкретика именно по валке

Каждый — за шестерых

Обыкновенной лучковой пилой в день лесоруб заготовляет‚ 3,5 кубометра леса. Норма электрической пилы—18. А Иван Тарвонен молодой бригадир электропильщиков, с двумя своими помощниками дает до 60 кубометров древесины. Втроем они пилят столько леса, только Вручную за смену должны спилить 17—18 человек. Каждый работает за шестерых лесорубов.

Вот что значит владеть механизмам!

И вот тут самое время сказать не о цифрах которыми описывается эффект от внедрения механизации, а о самом процессе перехода от ручного труда к механизированному.

А за механизацию валки леса у нас активно взялись в конце 1920-х. Взялись бодро, с большими вложениями и грандиозными планами. Однако, к массовой механизированной валке леса это не привело, и не только из-за того какие тогда были бензопилы и электропилы.

Главная проблема оказалась в том, что ни работники, ни отрасль оказались не готовы к массовому внедрению механизмов ( я проверил - elibrary.ru/item.asp?id=36941969 ), и после 10 лет работы в этом направлении, в 1938 году было принято решение переводить отрасль с ручных двуручных на ручные лучковые пилы.


И лишь к концу 1940-х - началу 1950-х отрасль (не только в СССР, а в целом) дозрела до перехода на механизированную лесозаготовку.

И финальный (а я реально разместил картинки в порядке их появления в номере газеты) пример идеально подходит для этой темы.
"Механизмы - на полный ход" (январь 1948) Механизация, Сделано в СССР, Длиннопост

Электрокар является не только хорошей иллюстрацией процессов в СССР, когда в условиях недостатка жидкого топлива в 1930-х - 1940-х делался упор на электрические механизмы или двигатели внутреннего сгорания работающие в паре с газогенератором  ( ru.wikipedia.org/wiki/Газогенераторный_автомобиль ). Это ещё и отличный пример того, что конкретные технологии не существуют сами по себе и что их использование обусловлено и желанием и рекламой, а целесообразностью их использования.

И электромобили (а электрокар это электромобиль) пошли в массы именно тогда, когда технологии создания аккумуляторов и инфраструктура позволили им удовлетворить запросы массового потребителя.

А до того, они 100 лет прекрасно использовались внутри предприятий и эффективно заменяли тачечников.

Показать полностью 6
22

Хронология "Директивы №1"

На Youtube-канале выложили видео про события ночи с 21 на 22 июня 1941 года, когда всё уже стало понятно.

Перебежчики, разведка на границе, агент в немецком посольстве. Практически поминутная хронология появления документа известного как "Директива №1" [1] (на самом деле, номера у неё нет)) и передачи её в войска.

ИСТОЧНИКИ:

1. "Директива № 1 от 21 июня 1941 года" , Викитека, https://ru.wikisource.org/wiki/Директива_№_1_от_21_июня_1941_года

112

Фейковая цитата как достоверный исторический источник

Наша Земля вырождается в эти последние дни. Есть признаков того, что наш весь мир стремительно приближается к своему концу. Повальное взяточничество и коррупция. Дети более не повинуются их родителям. Каждый человек хочет написать книгу и очевидно что конец света приближается.

- это очень популярная цитата, которая учит нас тому, что во все времена были апокалиптические настроения и жалобы на молодёжь. Ведь не смотря на то, что звучит эта цитата очень современно — она выбита на ассирийской табличке датируемой примерно 2800 годом до нашей эры. Да, почти 5 тысяч лет назад у людей были те же самые проблемы что и сейчас.


Это легко может проверить любой, достаточно ввести англоязычный вариант этой цитаты в Гугле и посмотреть результаты. Для уверенности, стоит воспользоваться цитатой с сайта «Smitsonian Magazine» - журнала Смитсоновского института в США.

Our Earth is degenerate in these later days; there are signs that the world is speedily coming to an end; bribery and corruption are common; children no longer obey their parents; every man wants to write a book and the end of the world is evidently approaching. [1]

Вы обнаружите, что эту фразу писали с давних времён все известные нам древние цивилизации: ассирийцы, шумеры, вавилоняне, египтяне и даже древние греки с такими же древними римлянами. И во всех случаях, эта цитата совпадает практически дословно. Вырождение Земли, коррупция, непослушные дети и вездесущие писатели книг беспокоили и Нарам-Сина, и Тутанхамона, и Сократа, и Цицерона.


Если вы зададитесь вопросом о том, не доказывает ли такое удивительное совпадение того, что это просто очередная фейковая цитата из интернета, то у меня есть ответ: «ДА», но «НЕТ».

И сейчас я расскажу о том, почему эта несомненно фейковая цитата является точным и достоверным историческим источником.

Фейковая цитата как достоверный исторический источник Цитаты, Конец света, Вавилон, Шумеры, Ассирия, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Длиннопост

Случайна картинка из Википедии, не имеющая отношения к данному тексту. Хотя, как знать….


Я не буду первым кто раскапывает историю этой цитаты. В интернете много подобных исследований. Более того, данный текст является следствием свежего текста [2] Владимира Гуриева [3]. А текст Гуриева, в свою очередь, базируется на англоязычном исследовании 2012 года [4].


И если англоязычный текст 2012 года упирается в 1908 год и сообщает о том, что самый ранний обнаруженный источник это журнал для велосипедистов, то Гуриев находит подобную цитату в ежегодной послании главного алабанского масона за 1871 год.


На этом можно было бы успокоиться и признать цитату поддельной, но мне неймётся и происходит традиционное явление «Михаил Елисейкин шагает не в ногу».


Потому, что данная вавилонская цитата - это достоверный исторический источник очень точно отражающий реальность. Просто это реальность не времён в которые жили Нарам-Син, Тутанхамон, Сократ и Цицерон. Нет, эта цитата описывает реальность на момент своей публикации.


А всё дело в том, что на самом деле это реальная цитата из Библии, а точнее из Послания к Ефесянам 6:1.


Потому, что во всех вариантах данной древней цитаты присутствует один общий элемент, одна общая строчка которая есть в Библии и очень популярна в христианских культурах.


В русскоязычном варианте Библии, в Синодальном переводе, эта строчка выглядит вот так:

Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость

А в англоязычном варианте известном как «Библия короля Якова» это выглядит вот так:

Children, obey your parents in the Lord: for this is right

Фейковая цитата как достоверный исторический источник Цитаты, Конец света, Вавилон, Шумеры, Ассирия, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Длиннопост

Я не уверен в том какой именно перевод на картинке, но это Holy Bible изданная в 1836 году. [5]


Да, ядром цитаты приписываемой многим древним цивилизациям состоит в инверсии фразы «Дети, повинуйтесь своим родителям» в фразу «Дети более не повинуются их родителям».


А так как эта строчка является цитатой из общепринятого и неизменяемого текста, то её можно использовать в качестве «отпечатков пальцев». Это позволит не только продвинуться гораздо глубже журнала для велосипедистов, опубликованного в 1908 году, но и использовать шумерскую цитату в качестве достоверного исторического источника.


Начнём за 100 лет до 1908 года — в 1814 году,


Франсуа Рене де Шатобриан [6] публикует брошюру «О Бонапарте и Бурбонах», в котором рассказывает о бедах пришедших во Францию после революции.


В англоязычной версии текста можно найти вот такую строчку.

Accustoned from their cradles to regard themselves as victims devoted to death, children no longer obeyed their parents, they became idle, vagabonds, and debauchees, in expectation of the day when they were to march to pillage and slaughter the world. [7]

По русски:

«С детства привыкшие считать себя жертвами приговорёнными к смерти, дети больше не повинуются своим родителям, они не заводят семей, бродяжничают и развратничают в ожидании того дня когда им предстоит отправится в марш ради грабежей и убийств.» (пер. М.Е.)

Шатобриан берёт фразу вызывающую у своей аудитории однозначную реакцию («дети больше не повинуются своим родителям») и добавляет к ней информацию об актуальной проблеме.


Манипуляция ли это? Да!


А ещё это очень точный исторический источник показывающий общественные настроения во Франции 1814 года.

Фейковая цитата как достоверный исторический источник Цитаты, Конец света, Вавилон, Шумеры, Ассирия, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Длиннопост

Идём дальше - 1884 год.


Журнал «The Dublin Review» публикует обзор немецкого двухтомника про историю Шотландской католической церкви. В конце этой рецензии проводится цитата про моральное состояние шотландского общества в 1596 году. И там так же встречается переделанная цитата из Библии.

Children no longer obey their parents, but go into court against them, and marry without their consent. There is fighting for life and death; immorality, forbidden marriages and divorces are spreading; intemperance in eating and drinking, …[8]

По русски:

«Дети больше не повинуются их родителям, а идут в суд против их воли и женятся без их благословения. Это борьба между за жизнь и смерть, аморальность, распространение запрещённых браков и разводов, невоздержанность в еде и питье, ... » (пер. М.Е.)

Вообще, в этой цитате ещё много всего интересного, включая «осквернение Субботы» [9] через «рабскую работу, путешествия, азартные игры, танцы, пьянки и убийства». Видно, что в 1596 году шотландские католики с одной стороны жили на широкую ногу, а с другой — путешествия по субботам стояли в одном ряду с убийствами. Это очень интересный рассказ про 1596 год, но я использую публикацию 1884 года и поэтому хочу рассказать о том как фраза построенная вокруг «Дети больше не повинуются их родителям» рассказывает о реальности 1884 года.


Если верить статье «Гражданский брак» из словаря Брокзауза и Ефрона (1893 год), то в 1844 году в Ирландии был введён «факультативный гражданский брак». Этот термин означает, что брачующиеся могли сами выбрать какую именно церемонию они хотят провести: церковную или гражданскую.


То есть, начиная с 1844 года, ирландские жених и невеста могли наплевать на всё, послать родителей с их запретами и официально пожениться без благословения. При этом, им даже не придётся использовать различные уловки и враньё типа «мы обвенчались, но не скажем у какого священника» (такой способ описан в той же словарной статье «Гражданский брак»).

40 лет, которые прошли с 1844 по 1884, это достаточно большой срок для формирования новых практик и традиций, но недостаточный для отмирания старых моделей поведения. Вполне возможно, что редактор «The Dublin Review» выбрал эту цитату не для того чтобы показать аморальность шотландских католиков в 1596 году, а потому что для ирландского города Дублин брак вопреки воле родителей был вполне актуальной проблемой для этих самых родителей.

Фейковая цитата как достоверный исторический источник Цитаты, Конец света, Вавилон, Шумеры, Ассирия, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Длиннопост

Начало 20-го века.


И вот приходит время той египетской цитата с которой мы начали, но прежде чем к ней перейти, нужно вспомнить чем же было начало 20-го века.


А было оно очень разным.


К началу 20-го века даже Жюль Верн уже перестал писать оптимистичную пропаганду прогресса открывающего огромные возможности и переключился на описание мощи оружия и последствий его применения.


К началу 20-го века вырос уровень грамотности, а вместе с ним и логистика, коммуникации, печатное дело, финансы. Всё больше людей осознавало свои новые возможности по влиянию на происходящие в мире процессы.


И это объясняет ранние версии римской цитаты

We have fallen upon evil times, And the world has waxed very old and wicked. Politics are very corrupt. Children are no longer respectful to their parents. [11]

По русски:

Мы вступаем в злые времена. И мир становится очень старым и злым. Политики очень коррумпированы. Дети больше не повинуются их родителям (пер. М.Е.)

И в этой цитате сразу всё:

- Ощущение апокалипсиса из-за прогресса военной техники

- Глобальный процессе перехода от «монархий» к «республикам», и обнаружение того что выборный политик не контролируется тобой так же как раньше не контролировался присланный монархом

- И дети. В очередной раз, внезапно оказалось, что дети которые ещё вчера были послушными и ласковыми, вдруг стали совершенно неуправляемыми


Более того, в этой цитате появляется то, чего там не было раньше — спасение в виде идеи о том, что и у халдейского царя Нарам-Сина, жившего почти 6 тысяч лет назад, были точно такие же проблемы.


Таким образом, эта цитата реально отражает мироощущение людей в 1908 году и высвечивает идущие процессы.

Фейковая цитата как достоверный исторический источник Цитаты, Конец света, Вавилон, Шумеры, Ассирия, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Длиннопост

Действительно ли каждый хочет написать книгу?


И вот пришло время рассмотреть полную цитату, которую вот уже более 100 лет приписывают разным древним царям

Our earth is degenerate in these later days. There are signs that the world is speedily coming to an end. Bribery and corruption are common. Children no longer obey their parents. Every man wants to write a book and the end of the world is evidently approaching. [12]

Это почти та же самая фраза которую «Smitsonian Magazine» опубликовал в 2009 году. (Да — почти, но об их различиях я скажу позже.)


И в ней есть, казалось бы, странная для апокалиптического прогноза строчка «каждый человек хочет написать книгу». Она легкомысленная, глупая и очевидно неуместная в прогнозе о конце света.


Но странная она лишь на первый взгляд и лишь для тех кто никогда не приглядывался к том что говорят христианские проповедники в США. Эти люди способны найти грех и Дьявола в самых неожиданных явлениях, и они вполне могли найти его и в моде на написание собственных книге.


И очень похоже, что эта мода действительно была. Идея «каждый человек хочет написать книгу» не только встречается [13] вне обсуждаемой греческой цитаты и до текста в журнале велосипедистов в 1908 году, но и нашла отражение в статистике сервиса Google Books


По этой статистике, ежегодное число бумажных изданий на английском языке составляет:

1850-1860 — 4000-5000

1885-1895 — 7000-8000

1905-1925 — 13500-14000


Между этими относительно стабильными периодами происходит резкий рост.


Конечно, тут придётся учесть то что не все книги дошли до нашего времени, и не до всех сохранившихся книг дотянулся сканирующий Гугл, но всё равно есть основания говорить про резкий рост книгопечатания в США и Великобритании во второй половине 19-го века. Могли ли христианские проповедники рассматривать это явление как проявление греха? Вполне.


Тем более, что это и правда странное занятие — написать про свою жизнь книгу, чтобы все про это прочитали. Никакой добрый христианин не станет по своей воле таким заниматься. А значит это верный признак наступления последних времён.

Фейковая цитата как достоверный исторический источник Цитаты, Конец света, Вавилон, Шумеры, Ассирия, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Длиннопост

Но и это ещё не всё.


Кроме рассказа о ситуации с ростом книгопечатания в США, древний царь Тутанхамон вложил в свои слова ещё кое-что интересное: «Our earth is degenerate in these later days.» / «Наша земля вырождается в эти последние дни.»


Интересноо это по двум причинам:

1) В отличии от современных вариантов древнего изречения, вариант 100 летней давности содержит слово «земля» написанное с маленькой буквы.

2) Этих слов нет в вариантах 1908 — 1913 годов, и не потому, что люди тогда были несознательными и не заботились о состоянии нашей планеты.


Важность этого вавилонского пророчества в том, что слова « Наша земля вырождается» стоит понимать буквально - как информацию о том, что фермер не мог прокормиться со своей земли.


И если в 1914 году это могли быть проблемы связанные с техническим перевооружением, конкуренцией и борьбой за заказы связанные со снабжением, то в 1920-х годах в США наступил сельскохозяйственный кризис, за которым пришла Великая Депрессия.


Как следствие, в 1920-х годах, цитата Цицерона набирает в США популярность и встречается даже в серьёзных документах.


И это очень точное отражение происходивших тогда в США экономических процессов.

Фейковая цитата как достоверный исторический источник Цитаты, Конец света, Вавилон, Шумеры, Ассирия, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Длиннопост

Конец истории?


На самом деле, это далеко не конец истории.


Жалобы на непослушных детей были, есть и будут всегда.


И в каждом варианте такой жалобы будут свои приметы времени, которые будут служить окном мнение людей о современных им важных событиях и явлениях.


И, конечно же, ценным и достоверным историческим источником рассказывающим о том времени в котрое была опубликована цитата.


1814 — переход на призывную армию

1884 — родители не могут запретить жениться

1908 — продажные политики и безудержные писатели книг

1914 — проблемы в сельском хозяйстве


Не стало исключением и наше время.


Люди распространяющие цитату очередного древнего царя заменяют первую букву в слове «земля». У них нет проблем с едой и риска умереть от голода. Их не беспокоит плодородность и урожайность «земли» как почве.


Они воспринимают фразу про вырождение, как мысль о «Земле» как планете и пишут это слово с большой буквы.


Что является очень точным историческим свидетельством о нашем времени.


Михаил Елисейкин

19.06.2020


ИСТОЧНИКИ

1. «Ten Notable Apocalypses That (Obviously) Didn’t Happen», Mark Strauss / Smithsonian Magazine, 2009-11-12, https://www.smithsonianmag.com/history/ten-notable-apocalypses-that-obviously-didnt-happen-9126331/

2. Владимир Гуриев, 2020-06-16, https://www.facebook.com/story.php?story_fbid=10157727530228305&id=541548304

3. “Гуриев, Владимир Владимирович”, Википедия, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

4. “Ancient Tablet: The World is Speedily Coming to an End. Everyone Wants to Write a Book”, Quote Investigator , 2012-10-22, https://quoteinvestigator.com/2012/10/22/world-end/

5. “The Holy Bible ... With a General Introduction and Short Explanatory Notes, by B. Boothroyd”, 1836, https://books.google.ru/books?id=yzxfAAAAcAAJ

6. “Шатобриан, Франсуа Рене де

”, Википедия, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD,_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%B0_%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B5_%D0%B4%D0%B5

7. “The Gentleman's Magazine, and Historical Chronicle”, 1814, https://books.google.ru/books?id=a6dJAAAAYAAJ

8. «The Dublin Review», 1884, https://books.google.ru/books?id=pUEYAQAAIAAJ

9. “Суббота в христианстве”, Википедия, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0_%D0%B2_%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5

10. «Гражданский брак», Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1893, https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BA

11. Popular Science, 1913-05, https://books.google.ru/books?id=AiUDAAAAMBAJ

12. Report of the Commissioner of Industrial and Vocational Education, 1914, https://books.google.ru/books?id=uQMZAQAAIAAJ

13. - Михаил Елисейкин, 2020-06-19, https://www.facebook.com/muxa.ru/posts/3989525341122027

Показать полностью 6
55

Crew Dragon и его место в истории пилотируемой космонавтики

В последнее время можно слышать много разных мнений про первый пилотируемый запуск космического корабля Crew Dragon. Это яркие и противоречивые мнения, обмен которыми часто скатывается в споры и скандалы. Если прислушаться к этим спорам, то становится заметно, что обе стороны говорят об одном и том же - о "частниках в космосе" (негосударственной пилотируемой космонавтике). Для одних "частник" это великое достижение изменяющее весь мир, в то время как для других - организационная и техническая деградация.


Как это ни странно прозвучит, но обе стороны одновременно и правы и не правы. Чтобы это понять придётся вернуться к самому началу.

Crew Dragon и его место в истории пилотируемой космонавтики Космос, История, Длиннопост

Первоначальный отбор в космонавты был очень жёсткий. Это были военные подготовленные физически, технически и психологически. У них было лишь две задачи: выполнить полётное задание и выжить. Вся подготовка космонавтов, вся космическая техника и вся организационная часть были направлены именно на решение этих задач.


Знание конструкции корабля, понимание происходящих физических процессов, умение считать показания приборов, и всё это в условиях, перегрузок, перегрева, замерзания и полной в случае отказа оборудования. Именно поэтому, все ресурсы вкладывались в функциональность и надёжность, а внешний вид был далеко не на первом месте. Ведь красота это хорошо, но надёжная система схода с орбиты - лучше.


Конечно же, вопросы физического и психологического комфорта так же учитывались, но исключительно как способ повышения эффективности. В конце концов, космонавты отправляются на орбиту для того чтобы работать, а не прохлаждаться.


Именно поэтому то космические корабли и выглядят внутри как технические помещения - суровые, функциональные и без излишеств.

Crew Dragon и его место в истории пилотируемой космонавтики Космос, История, Длиннопост

Очень быстро пилотируемая космонавтика перестала быть сугубо военной профессией и в 1964 году на орбиту отправляется Константин Феоктистов, считающийся первым гражданским (невоенным) человеком в космосе. Полёты становятся длительными, космонавты начинают обживаться на орбите и обрастать скарбом.


Однако, по прежнему это остаётся отраслью в которой государственные служащие, на государственном оборудовании, за государственные деньги, решают задачи поставленные им государством. И другим следствие такой ситуации является ответственности за судьбу космонавтов. Специалист отправляемый Государством в опасную командировку должен знать, что Государство сделает всё возможное что бы не дать ему умереть. При этом, спать специалист будет стоя, вверх ногами, в пакетике пристёгнутом к стенке и в помещении с гудящими шкафами набитыми электрооборудованием.


Эта ситуация всех устраивала и продолжалась пару десятилетий, однако, со временем ушла романтика и пришёл опыт. Оказалось, что это просто работа и она не такая тяжёлая и рискованная как казалось 12 апреля 1961 года.


Подобно другим отраслям, пилотируемая космонавтика проходила путь от жёсткости и профессионализма - к коммерции и массовости.


Вообще, по моему опыту изучения истории техники, для больших изменений нужно как минимум 15 лет - накопление опыта, улучшение технологий, изменение психологии и т.п. Если я вижу как кто-то совершает "исторический шаг", то я отматываю на 15 лет в прошлое и начинаю искать того кто начал поднимать ногу для этого шага. Этот процесс может занимать сильно больше 15 лет, если в нём происходит мало событий, но врядли он уложится в меньший срок. Поэтому, дальнейший рассказ будет базироваться на идее об этих самых "минимум 15 лет".

Crew Dragon и его место в истории пилотируемой космонавтики Космос, История, Длиннопост

Наступление нового этапа должно было быть ознаменовано полётом корабля "Челленджер" в 1986 году, в состав экипажа которого входила Криста Маколифф. Криста была простой учительницей не являвшейся специалистом с профессией "космонавт". По популярной версии, она считается первым известным непрофессиональным космонавтом, но именно "считается" и "известным".


Если мы откроем штатовские источники того времени, то наверняка найдём там людей которые пытались отправить (или слетать самим) в космос совсем уж "гражданских" - не просто "невоенных космонавтов", а именно "совсем некосмонавтов". Это должно было быть очень сложное решение - отправить совсем-совсем-непрофессионала в эту опасную командировку и оно было принято.


Не смотря на трагичный исход полёта STS-51-L, старт космического корабля со не_космонавтом на борту показал, что в пилотируемой космонавтике накопилось достаточно изменений и такие полёты возможны. Многим кажется, что такие события "изменяют мир", но на самом деле они именно отражают факт произошедших изменений.


Однако, не смотря на непрофессиональный статус Кристы Маколифф это по прежнему были государственные деньги, государственное оборудование и государственное решение.

Crew Dragon и его место в истории пилотируемой космонавтики Космос, История, Длиннопост

Дальнейшими проявлениями изменений стали японский журналист Акияма Тоёхиро, слетавший в космос на "Союзе" в декабре 1990, британская химик-технолог Хелен Шарман, слетавшая на "Союзе" в мае 1991.

Crew Dragon и его место в истории пилотируемой космонавтики Космос, История, Длиннопост

В этих полётах проявились не только изменения в пилотируемой космонавтике, но изменения в СССР. Это было время когда Советский Союз рывком втягивали в рыночную экономику и попутно втянули туда же мировую пилотируемую космонавтику. И Акияма Тоёхиро и Хелен Шарман летали за частные деньги. Японец таким образом участвовал в торжествах по случаю юбилея его телекомпании. С британской же ситуация менее очевидная. Не удивлюсь если окажется, что в СССР решили что раз уж минимальный экипаж составляют 2 человека, то третье кресло можно использовать как пассажирское и зарабатывать деньги.


И не смотря на то, что эти полёты не вылились в программу постоянных коммерческих полётов, они продемонстрировали ещё один аспект - в восприятии людей пилотируемая космонавтика продолжает оставаться Государственным делом.


28 марта 1989 года в новостях появляется информация о том, что Главкосмос СССР подписал с японской телекомпанией TBS "неправительственное коммерческое соглашение", а через 2 дня (30 марта 1989) в газетах "Правда" и "Комсомольская правда" выходят статьи в которых выражается нескрываемое недовольство. В опубликованной в "Комсомольской правде" статье Ярослава Голованова есть прямое недовольством "неправительственным" статусом соглашения с японцами:

"В телеинформации договор с японцами назван неправительственным. А почему столь важный вопрос, затрагивающий национальное достоинство и честь страны, решается без правительства?"


Понятно, что неправительственность тут условная, потому что в то время, такое соглашение нельзя было осуществить без участия правительства СССР, но именно благодаря этой формальной неправительственности мы можем видеть реакцию современников на данное событие.


В той же статье Голованов много рассказывает о попытках отправить журналистов в космос, начиная с Королёва. Кстати, упоминает он и о попытках отправить журналистов в США в конце 1970-х, что очень хорошо иллюстрирует то, частью какого масштабного процесса был оборвавшийся полёт Кристы Маколифф в 1986 году.

Crew Dragon и его место в истории пилотируемой космонавтики Космос, История, Длиннопост

В конце статьи есть очень характерный абзац: "Я обращаюсь в правительство с просьбой вмешаться в это дело и аннулировать этот порочный договор. Если это невозможно сделать, я обращаюсь в Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина с просьбой организовать кратковременную экспедицию посещения на орбитальную станцию «Мир» с участием советского журналиста раньше полета японского телекомментатора."


Впоследствии началась кампания в поддержку проекта "Космос - детям" (отправка советского журналиста раньше японского), но она не увенчалась успехом и вылилась лишь в том, что часть журналистов участвовавших в данном процессе прошли обучение на космонавтов.


При этом, не стоит обвинять советских журналистов в чрезмерно патриотической реакции на полёт их японского коллеги. В то время были именно такие представления о месте пилотируемой космонавтики в жизни страны, и единственная причиина по которой аналогичной реакции не было в США в 1986 году - там даже подумать не могли о том, чтобы отдать иностранцам титул "первая школьная учительница в космосе".


Да, такое было время, но изменения были налицо.


В полёт отправились не просто люди не являющиеся профессиональными космонавтами, но они так же отправились за негосдарственные деньги и по, хотя бы формально, негосударственным договорам.

Crew Dragon и его место в истории пилотируемой космонавтики Космос, История, Длиннопост

И хотя советская программа коммерческой пилотируемой космонавтики кончилась вместе с Советским Союзом, процесс во всей космической отрасли продолжал идти требования к участникам космических полётов снижались.


В 1998 году в космос отправляется Джон Гленн:

- третий орбитальный космонавт мира (после Гагарина и Титова)

- первый орбитальный космонавт США (Шепард был суборбитальным)


Этот полёт показывает, что в космос теперь могут летать не только 100% здоровые 30-40-летние лётчики реактивных самолётов, но и 77-летние политики.


А ещё, этот полёт поднимает вопрос о том, почему Гленн не заплатил денег и не стал "первым космическим туристом". Вполне возможно, что правила NASA более жёсткие в этом вопросе, чем правила Главкосмоса/Роскосмоса, и не позволяли возить туристов на Шатлах.


Тем не менее, с середины 1980-х прошли те самые "минимум 15 лет", космическая отрасль накопила и переосмыслила опыт и готова к следующему этапу.


И тут снова в дело вступает отечественная пилотируемая космонавтика.

Crew Dragon и его место в истории пилотируемой космонавтики Космос, История, Длиннопост

На апрель 2000 года планируется полёт актёра Владимира Стеклова на станцию "Мир" для съёмок кинофильма.


Режиссёр Юрий Кара собирается снимать фильм по роману Чингиза Айтматова "Тавро Кассандры" и часть материалов должна быть отснята прямо на борту приговорённой к затоплению космической станции "Мир". Есть иностранные спонсоры готовые всё это оплатить.


За 3 недели до старта проходит официальное объявление экипажа и актёр Стеклов в него не попадает. На станцию "Мир" улетает экипаж из 2 профессионалов, и это была последняя экспедиция на станцию перед её затоплением.


Отсутствие Стеклова на станции объясняли разными причинами: от отказа спонсоров оплатить полёт и до конфликта с организаторами.


Несмотря на отсутствие самого полёта, это тоже оказывается очень показательным событием. Оказывается, можно не просто летать в космос в качестве "специалиста по полезной нагрузке" (как это было в случае с Кристы Маколифф, Джона Гленна и многих других летавших по программе Space Shuttle ). Можно заплатить и полететь на станцию, что называется, "по своим делам".


При этом, факт полёта был не так уж и важен - сам факт объявления этого мероприятия и обучения Владимира Стеклова показал что пришли новые времена.


Это всё ещё государственный космический корабль у которого в целом государственная программа полёта, но ты платишь частные деньги и летишь на станцию делать свои частные дела. Хотя, конечно же, остаётся ещё одна важная вещь - дизайн интерьера, оборудование и правила безопасности там по прежнему расчитаны на профессионалов прилетевших в это суровое место "по работе".

Crew Dragon и его место в истории пилотируемой космонавтики Космос, История, Длиннопост

Тут то и появляется Деннис Тито - человек официально считающийся первым космическим туристом, то есть, человеком "заплатившим денег чтобы сгонять в космос на выходных". Более того, Тито человек в возрасте, на момент полёта ему уже 62 года.


Вообще, изначально его должны были отвезти на "Мир", но из-за затопления старой станции пришлось везти на новую - МКС. Может быть такое развитие событий сделало полёт Тито не таким как он ожидал, но зато это ознаменовало собой ещё один важный этап - выстраивание отрасли реального комического туризма. Если на "Мир" Россия могла возить кого угодно и как угодно, то на МКС пришлось договариваться с партнёрами по проекту. Поэтому, начиная с 2002 года космическая отрасль нарабатывает опыт того как возить туристов в космос, что для них важно и что им можно позволять.


Таким образом, мировая космическая отрасль шаг за шагом идёт от "Родина отобрала самых крепких и послала на ответственное задание" в 1961 году к "мне два билета туда обратно и отель на 6 дней и 5 ночей" в уже прорисовывающимся будущем.


Да, мы уже видим очертания этого будущего, но он ещё не наступило. Космические туристы хоть и летают регулярно, но делают это на кораблях созданных для профессионалов решающих задачи. Кораблях, в которых функциональность и безопасность превыше красоты и эстетики.


И тут самое время вернуться к началу данного текста и идее о том, что правы обе стороны спорящие на тему полётов "частников"

Crew Dragon и его место в истории пилотируемой космонавтики Космос, История, Длиннопост

Прошло ещё "минимум 15 лет". Опыт катания космических туристов накоплен и усвоен. В ближайшее время нам предстоит увидеть ещё много интересных изменений.


То что мы видим сейчас, это отказ от государственных космических кораблей и, как следствие, отказ от государственных стандартов в вопросах проектирования техники.


Отрасль переходит из состояния условного "крупного автобусного парка" (с обязательным техосмотром и медосвидетельствованием) к "маршруточникам" (фиг знает кто, фиг знает на чём и фиг знает как).


В данной ситуации, правы и те кто говорит "частники будут возить нас чаще, дешевле и останавливаться вот у того поворота", и те кто говорит "их скафандр и корабль выглядят как результат принесения функциональности и безопасности в жертву красивости". Вы оба правы - именно такими и будут последствия появления частных космических извозчиков.


Да, сейчас они живут за счёт государственных заказов, государственных денег и персонала набранного из государственных служащих. Но завтра они могут найти другой источник денег и заказов.


Не важно откуда они будут брать заказы, важно что они будут "частниками".


Они будут думать не о том как сэкономить бюджетные средства, а о том как сэкономить свои и заработать ещё.


А ещё, для них человек в скафандре это всего лишь ценный застрахованный груз у которого эмоции, а не работающий специалист у которого функционал. Вы читали рассуждения о том, что это скафандр не позволит эффективно работать в аварийных ситуация? Ну так грузу такие возможности не нужны. В аварийной ситуации он должен экономить кислород и ждать пока ситуация завершится.


Тачскрины вместо джойстиков и тумблеров? Ну так и не нужно вам всего этого - ожидайте окончания полёта и не трогайте ничего руками.

Crew Dragon и его место в истории пилотируемой космонавтики Космос, История, Длиннопост

И это мы ещё не достигли окончания процесса изменений в космической отрасли.


Вчерашний успешный старт Crew Dragon это не просто не "финал", но даже не "поворотная точка".


Это просто очередной шаг на пути от жёсткости и профессионализма - к коммерции и массовости.


Самое интересное начнётся тогда, когда начнут продавать чартеры по 20 человек, на списанной ракете со скрученным счётчиком пусков и пилотом не просыхавшим до этого месяц.


Я надеюсь дожить до того момента и слетать на пару часиков.


Но не сразу через "1 раз по 15 лет", а через "2 раза по 15 лет", когда уже создадут аварийную спасательную службу типа той что у альпинистов и горнолыжников. Что бы были диспетчера, договора на обслуживание и корабли-спасатели готовые в течении 6-8 часов прибыть в любое место низкой околоземной орбиты.


Да, я понимаю что это тоже будут частники, со всеми вытекающими последствиями, но, блин, просто включите в стоимость билета кислорода ещё на 3 часа.


* * *


Данный текст писался до, во время и после второй попытки, и являтся переработкой моего текста в Фейсбуке, написанного после отмены первой попытки - https://www.facebook.com/muxa.ru/posts/3907016422706253

Показать полностью 10
3

Электросучкорезка РЭС-1 - сейчас таких не делают

Год назад снял несколько роликов в Тотемском музее. Среди интересной техники там была электросучкорезка РЭС-1. Снял про неё небольшое видео.

Эта странная штука является памятником использовавшейся тогда технологии, когда валили либо электропилой К-5 либо свежепоявившейся бензопилой "Дружба".

Пользовались ей и на складах, куда могли привезти дерево с кроной, и прямо в лесу - работала она от той же 200 Герцовой электростанции от которой работала и электропилы К-5 и К-6 - Картина "Лесоруб" как документ эпохи

Электросучкорезка РЭС-1 - сейчас таких не делают История, Музей, Музей техники, Бензопила, Видео

В 1960-х и 1970-х сучкорезки продолжали разрабатыватьи  делать. Причём уже бензиновые, что бы не тащить на лесосеку электростанцию или линию электропередач.

Ну а сейчас таких уже не делают и не используют - на валке сейчас используются универсальные бензопилы.

13

Видео из финского музея леса со старыми бензопилами

В конце 2017 года я заснял видео про ранние бензопилы для одного человека (если кто не в курсе, то но эту честь претендует более одного современного бренда :) )

Любители старой техники могут пересматривать его без звука - виды пил самоценны и без моих комментариев.

39

Необычные профессии в СССР

Изучение списка профессий - один из способов изучения истории техники. Информация о списочном составе предприятий и запросах о новых сотрудника является ценнейшим источником для исследователя. Можно было рапортовать о проценте механизации и электрификации и рассказывать о количестве тракторов, но если у тебя в штате нет тракториста, то реального использования техники нет. Именно поэтому я так трепетно отношусь к конкретным обозначением профессий, ведь это может изменить смысл всей картины ( https://pikabu.ru/story/kartina_lesorub_kak_dokument_yepokhi_6627994 ).

И вот недавно попались мне на глаза объявления о найме работников в горрайлесхоз в г.Тайга, Новосибирской области (сейчас город относится к Кемеровской области). Газета "Сталинский путь" от 6 марта 1941 года.

Необычные профессии в СССР История, Юмор, Исследования, СССР, Длиннопост

Механизаторов в списке не было, и скорее всего тайгинский горрайлесхоз занимался не лесозаготовками.


По сути, большинство профессий и сейчас востребованы, в том или ином виде.


Лесорубы, сторожа, плотники - очевидно.

Няшно звучащие "мастера по пихтоварению" и "раздельщики пихтовой лапки" это люди занятые на изготовлении пихтового масла.

Загадочные "клепотесы" - делают дощечки для изготовления деревянных бочек.


Ну разве что "мастера обозных издели" стали совсем уж экзотикой.


Казалось бы, пролистывай и переходи к следующему выпуску, но нет - объявление оказалось с подвывертом.


Вот как вы читаете список профессий?


- лесорубы, мужчины и женщины

- плотники

- клепотесы


А с чего вы решили, что "мужчины и женщины" это уточнение к "лесорубы", а не отдельный пункт списка?


Потому, что идея "устроюсь как я на постоянную работу просто мужчиной и получу квартиру" выглядит дико?


Согласен, но вот вам ещё одно объявление того же предприятия, но уже от 10 апреля 1941 года.

Необычные профессии в СССР История, Юмор, Исследования, СССР, Длиннопост

Да, наличие пункта "возчики на лошадях горрайлесхоза" с одновременным отсутствием запроса на водителей автотранспорта поднимает вопрос о степени механизации перевозок, но это уже не интересно. Как и кузнец с молотобойцем.


Смотрите в самое начало списка: "лесорубы-мужчины и женщины".


То есть, не я один заметил проблему с формулировкой. Может даже нашлись смелые люди пришедшие за квартирой. Может даже их было много, раз в мартовском объявлении обещали квартиру, а в апрельском - просто жилплощадь.


Я вот прямо увлёкся сюжетом и полез смотреть дальше.


Да-да, и в новой формулировке была проблема. Если вы решили, что "мужины и женщины" это уточнение к "лесорубы", то присмотритесь внимательно - там написано "мужчины-лесорубы" и "женщины".


То есть, апрельское объявление закрывало шанс устроиться в тайгинский горрайлесхоз просто "мужчиной", но по прежнему позволяло занять должность просто "женщины" и обзавестись жилплощадью.


Как вы можете понять, в конторе горрайлесхоза тоже не дураки сидели, и уже 10 июля 1941 года в объявлении содержалась строгая и точно выверенная формулировка, не допускающая разночтений: "лесорубы (мужчины и женщины)".

Необычные профессии в СССР История, Юмор, Исследования, СССР, Длиннопост

Казалось бы, шанс получить жилплощадь будучи просто мужчиной или просто женщиной утерян. Однако, как известно, если Бог закрывает один путь - он открывает другой.


Посмотрите на объявление внимательней. Не на "специалистов по лесозаготовкам" и "десятников по ширпотребу", а ещё дальше.


Видите: "Требуются мужчины и женщины для сенокошения, оплата сдельная".


Да, именно так - тайгинский горрайлесхоз принимал на работу "женщин для сенокошения" и просто "мужчин". Эти категории специалистов уже не обеспечивались жилплощадью, но предполагалась сдельная оплата.


Увы, на этом выдуманная мной весёлая игра "воспользуйся ошибкой редактора" кончилась. Начиналась война и начались реальные проблемы с кадрами.


Та же газета "Сталинский путь" от 6 января 1942 года содержала очередное объявление о найме работников в тайгинский горрайлесхоз.

Необычные профессии в СССР История, Юмор, Исследования, СССР, Длиннопост

Формулировка про лесорубов не допускала никаких разночтений. Появилось уточнение "СРОЧНО" (капс не мой). Никакой жилплощади не предлагалось, а список и профиль вакансий существенной расширился.


И если вакансии связанные с лесным хозяйством ещё допускают вариант расширения производства, то "статистик-счетовод" и "бухгалтер" указывают на то, что часть сотрудников предприятия ушла на фронт.


Шутки кончились.


* * *


Да, это была абсолютно несеръёзное исследование, но так иногда бывает, что нужно расслабиться и пошалить.


Тем не менее, факт изменения формулировок налицо, а это значит, что не я один это заметил.


* * *


К сожалению, ни у Гугла, ни у Яндекса улицы в городе Тайга не отсняты, поэтому у меня нет вида здания горайлесхоза.


Ни по старому адресу "Почтовая №72", ни по новому "Пролетарский пр-т, 87".

Показать полностью 4
192

Минитрактор-газонокосилка на паровой тяге

В массовом восприятии, паровой двигатель представляется огромным, тяжёлым и неэффективным ("кпд как у паровоза"), но 100 лет назад, паровые были надёжной и проработанной конструкцией. И достаточно компактной, что бы ставить их на то что сейчас называется "садовый минитрактор" или "газонокосилка-райдер".

Что интересно, паровые газонокосилки Coldwell это не 19-й век, а самое-самое начало 20-го.

Вот эта реклама датирована 1903 годом.

Минитрактор-газонокосилка на паровой тяге История, Паровой двигатель, Паровой трактор, Газонокосилка, Видео

Так что, не смотря на "взрослеющий" двигатель внутреннего сгорания, двигатель внешнего сгорания всё ещё выглядел перспективно в 1903 году.

678

Картина "Лесоруб" как документ эпохи

Я очень ценю советское искусство именно за то, за что его многие не любят - за реализм в показе техники и процесса её использование. В случае с цепными пилами, одним из самых важных произведений я считаю произведения Алексей Белых: известнейшую картину "Лесоруб" и менее известную картину той же серии "Лесорубы. Молодёжная бригада.". В этом есть определённая ирония - я ценю за реализм картины имеющие в названии слово "лесоруб", но на которых нет ни одного лесоруба.

Картина "Лесоруб" как документ эпохи Лесоруб, Картина, Соцреализм, Длиннопост

Дело тут даже не в том, что по мере изменения используемых инструментов предпринимались попытки введения новых названий профессий, как это показано в шутке "Я не извозчик, я - водитель кобылы". Человек показанный на картине играет совсем другую роль в технологической цепочке, он - раскряжёвщик.


Между ним и вальщиком леса, которого можно было бы назвать"лесорубом", находятся:

- сучкорубы

- трелёвщики

- водители хлыстовозов

- а ещё могли быть крановщики и люди с должностью "навальщик-свальщик"


Выражение "далеко не лесоруб" имеет в данном случае не только образное значение, но и географическое - от лесосеки до героя картины могут быть десятки километров.


И тем не менее, не смотря на своё странное название, это потрясающе точная картина.


Дело, конечно же в цепной пиле.


Это "ЦНИИМЭ К-6", электропила работающая на переменном токе с частотой 200 Герц. За предыдущую версию этой пилы, модель "ЦНИИМЭ К-5", дали Сталинскую премию за 1948 год с формулировкой "за новый тип электропил". ("новый" - потому, что в лесу уже были электропилы - http://motopila.tv/vakopp-1/ , но это тема для совсем другой истории)


Через несколько лет появится бензопила "Дружба", которая унаследует от "К-5" свою фирменную пильную часть с закидывающейся вверх направляющей шиной, и электропилы станут уходить из леса. Картина датируется 1963-1964 и мы не знаем чем работает лесоруб находящийся в начале технологической цепочки, но герой картины находится на разделочной площадке и вруках у него электропила "К-6". Мы это точно знаем потому, что кабель крепится не к верхней части высокой рукоятки, а к моторному блоку.


И тут то и кроется самая главная документальная точность картины - в кабеле. В процессе работы и перемещении по площадке был риск того, что кабель слишком сильно дёрнется и сломает разъём расположенный на корпусе пилы. Поэтому, герой картины держит кабель в руке, пропустив его между ладонью и большим пальцем. При работе он будет таскать кабель рукой, а при работе - прижмёт к левой рукоятке. Кстати, на картине "Лесорубы - молодёжная бригада" показан именно момент раскряжёвки и видно что кабель прижат к рукоятке.


Кстати, эта проблема с кабелем сохранилась и в следующей модификации, модели "ЭПЧ-3". Была попытка сделать на ней зажим для кабеля, но как-то не взлетело. Так что, и по сей день, раскряжёвщики либо зажимают кабель в руке, либо обвязывают его вокруг левой рукоятки.

Картина "Лесоруб" как документ эпохи Лесоруб, Картина, Соцреализм, Длиннопост

Другим потрясающе точным моментом этих картин является... снова кабель!


В условиях хаотично разбросанных брёвен кабель нельзя было пускать по земле, поэтому над площадкой натягивался трос, к котором на колечках подвешивался кабель. На "лесорубе" этот момент прорисован не очень тщательно - виден кабель уходящий вверх, видна опора к которой крепится трос, но сам трос с кабелем не прорисован.


К счастью, в "молодёжной бригаде" такой проблемы нет и кабель прорисован очень хорошо. Остаётся добавить, что такой метод подведения электричества широко используется и сейчас.


И конечно же, воспевая труд и рабочие профессии, автор прорисовал не только главного героя, но и остальных участников технологической цепочки.


В первую очередь это разметчицы, в чьи обязанности входило показывать раскряжёвщику в каком месте ему распиливать дерево. Это важная работа, ведь если разметчица ошибётся (причём, в любую сторону!), то будет брак и убытки. На картине "Лесоруб" мы не видим разметчицы главного героя, а на "молодёжной бригаде" она есть и если присмотреться то можно увидеть красную отметку на её мерке (да, это инструмент называется "мера" или "мерка"). Это позволяло делать брёвна разной длины.


Так же, на картине показаны помощники, которые сортировали брёвна, раскатывали завалы и, в случае необходимости поднимали провисающее бревно, чтобы предотвратить зажим цепной пилы в пропиле. И хотя это звучит очень скучно, эти люди так же были важным звеном в работе - от них зависела скорость работы, а значит и выработка, всей бригады.


Но не только точно показанные инструменты, рабочий процесс и его участники делают эту картину одной из лучших документов своего времени.


Дело в том, что на картине "Лесоруб" присутствует ещё один человек. Причём, присутствует не абстрактно, как можно было бы сказать про вальщика, сучкоруба, водителя и других участников лесозаготовок, чей результат труда показан на картине, а активно действует в рамках сюжета.


Я сам об этом узнал в 2013 году, когда, услышав по телевизору про юбилей и выставку легендарного костромского художника, сорвался и поехал в Кострому со странной надеждой на чудо.


После того как я, стоя перед здоровенной картиной "Лесоруб", рассказал музейным работникам всё что вы прочитали выше, они набрали по телефону самого Алексей Павловича Белых. Увы, поговорить я смог лишь с его женой, и она рассказала мне официальную историю картины.


О том как Алексей Белых, по велению души и заданию партии, отправился в город Нея, в глубинах Костромской области, и изучал жизнь и работу лесозаготовителей.


Совершенно типовой рассказ, который она рассказывала не первую неделю (я появился в Костроме через пару недель после самого юбилея). Этот рассказ наизусть знали музейщики и это рассказ написан в книге про художника. И тем не менее, я очень рад тому, что услышал его от жены художника.


Так вот, в этом рассказе было не только имя главного героя картины "Лесоруб", но и сюжет самой картины. Оказалось, что это не просто "процесс разделки древесины на нижнем складе, в Нейском районе Костромской области".


На картине показан момент, когда у главного героя остановилась электропила. Он выпрямился, повернул голову и сообщает об этом электрику.


Я много читал "официальных историй" и многие из них - совершенно несуразные глупости.


Но глядя на фигуру выпрямившегося раскряжёвщика, на поворот головы, на взгляд, на открывающийся рот - я не то что верю в эту историю, я практически ощущаю присутствие этого электрика.


Я даже слышу, как над разделочной площадкой несётся "Как же так, коллега! Разве вы не видите, что у ваших товарищей встала работа?"


Отличная картина и великолепный синхронный исторический источник.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!