О подводных камнях российского краудфандинга

О подводных камнях российского краудфандинга


Ожидание: вы придумываете офигенно классную идею, описываете её в ярких красках и получаете кучу денег от единомышленников.


На практике это примерно так и работает, но между пунктами «описываете» и «получаете» есть много... нюансов, и именно о них хочу рассказать, опираясь на личный опыт.


Небольшая предыстория: захотели фанаты игр Piranha Bytes озвучить игру Risen 3. Все части «Готики» да и все «Ризены» до этого были полностью локализованы официально, а тут только субтитры, да и те с кучей ошибок, неверным переводом устоявшихся имён и названий. Идею поддержали многие, самые преданные поклонники сформировались в команду проекта из девяти человек (в их числе и автор этих строк), предварительно договорились со студией озвучки, оговорили бюджет.


С таким багажом знаний (а именно, никаким, т.к. опыта ни у кого из команды не было) наше братство Кольца и отправилось в Мордор на площадку планета.ру — открывать сбор средств. Но несмотря на то, что заявку одобрили, первая попытка закончилась провалом — уже спустя пару недель после старта стало понятно, что за три месяца даже половины от требуемых 600+ тысяч рублей мы не соберём. Пришлось на ходу менять тактику, искать студию озвучки с меньшими запросами. И вот тут на сцене появляется Gamesvoice — студия любительская, но среди таковых, наверное, самая известная на тот момент (дело было в конце 2014-го). Сошлись на сумме 175К рублей, объяснили ситуацию «Планете» и, тут надо отдать должное, нам пошли на уступки и досрочно закрыли старый сбор, а вместо него запустили новый, уже с меньшей планкой и изменёнными условиями.


Далее был непростой этап с продвижением и поиском партнёров. Стучались в разные сообщества любителей RPG, рассказывали о нашей затее на игровых порталах, искали поддержки у блоггеров, даже придумывали необычные акции в виде «пожертвуй 300 рублей — получи в подарок игру для Steam». Деньги хоть и медленно, но копились, и всё же в заявленные девяносто дней не уложились. К счастью, сбор удалось продлить ещё на три месяца, и это, замечу, последний раз, когда администрация площадки хоть как-то повлияла на проект.

О подводных камнях российского краудфандинга Краудфангинг, Обман, Игры, Gamesvoice, Озвучка, Русская озвучка, Risen 3: Titan Lords, Planetaru, Длиннопост

Дополнительное время внесло свою лепту, и мы собрали всю сумму в апреле 2015-го. Это успех, можно даже сказать, сенсация, т.к. ещё полгода до этого никто не верил в то, что деньги собрать удастся. Все причастные к событию с блеском в глазах принялись за работу: правили глоссарий, переводили и укладывали тексты, проводили кастинг на ключевые роли, тесно работая с игровым коммьюнити. Удалось даже привлечь к работе звёзд дубляжа, причём стоит отдать должные, они записывали свои роли бесплатно или брали чисто символическую плату, понимая, насколько ограничен бюджет при такой масштабной озвучке (33 тысячи реплик, что сравнимо с первым Mass Effect — очень много даже для профессионалов, а что уж говорить о фанатах).


Вот тут стоит сделать ремарку и объяснить, как вообще был устроен процесс работы. Есть автор проекта, Виталий Маврин (нет смысла скрывать ФИО или подставлять вымышленные, т.к. они указаны на странице сбора, которую и сейчас может найти любой желающий), который открыл сбор и получил собранные деньги от «Планеты». Есть команда проекта, куда вошли самые преданные и активные фанаты игры (которые тоже вносили в казну, кто сколько мог). И есть непосредственно студия Gamesvoice, на плечи которой легла основная работа — выпуск непосредственно озвучки. Можно сказать, что «все в одной лодке», и цель у всех одна, но для дальнейшего повествования важно было выделить эти три «сущности».


Поначалу процесс шел сверхпродуктивно, до конца года было записано 17к реплик, а обработано и роздано текстов и того больше. А вот дальше работа не то, что встала, просто пришло понимание, что такой проект быстро не сделать, и если просто записать оставшуюся озвучку ещё можно было относительно быстро, то вот с её обработкой (нарезка, сведение, чистка шумов) возникли большие проблемы. В течение 2016 года уже была выпущена альфа-версия озвучки, и на русском заговорили NPC на четырёх островах, но всё равно у многих из команды начали опускаться руки, ибо изначально метили всё сделать за шесть месяцев, но полтора года прошло, а конца и края всё ещё не видно.


Причём тут краудфандинг и «Планета», спросите? Подождите, сейчас всё будет...


Сомнения начали одолевать и автора проекта, того самого Маврина., на которого была возложена простая, но ответственная задача — своевременно оплачивать счета актёрам за работу. Так вот, этот человек в какой-то момент решил, что лучший способ, так сказать, заставить Gamesvoice шевелиться и исполнить обещанное — это бойкотировать собственное же начинание, задерживать выплаты или вовсе игнорировать просьбы о переводе денег. Такие задержки иногда доходили до трех месяцев (!), что просто не могло не остаться без последствий. Одни актёры пропадали бесследно, не дождавшись аванса, другие категорически отказывались записывать правки или контекстные крики, ожидая оплаты, некоторые роли и вовсе повисли, т.к. студия опасалась с кем-то связываться и что-то обещать в условиях, когда весь бюджет был у человека, на которого нельзя положиться.


В этот момент, по идее, и должна была на сцену выйти «Планета» в образе кота Леопольда со словами «ребята, давайте жить дружно» — урегулировать конфликт, разобраться, кто прав, а кто виноват, в общем, сделать всё возможное, чтобы автор сбора выполнил обещанное перед акционерами. Но в ответ на все наши жалобы (многие из команды сами были акционерами) представители площадки просто посылали нас на... в смысле, в суд, дескать «мы никаких гарантий не даём, разбирайтесь сами».

О подводных камнях российского краудфандинга Краудфангинг, Обман, Игры, Gamesvoice, Озвучка, Русская озвучка, Risen 3: Titan Lords, Planetaru, Длиннопост

На этом этапе, а было это весной прошлого года, поняв, что никакой ответственности он не несёт, Маврин и решил окончательно махнуть рукой на свои обязанности и молча ушел в закат (стал игнорировать все адресованные ему письма, не отвечать на звонки и прочее).


Вот тут стоит отдать должное Gamesvoice — может, из уважения к вкладчикам, на которых все наплевали, а может и чисто из принципа, ни никто в студии не бросил проект на произвол судьбы, и даже без копейки денег, озвучка продолжалась дорабатываться на чистом энтузиазме. Благо, почти все крупные роли уже были на тот момент записаны, а эпизодических персонажей и массовку можно было постараться, но записать бесплатно. Конечно, студии крупно повезло как минимум в том, что среди акционеров нашелся опытный звукорежиссёр, который значительно ускорил процесс обработки звука, да и оставшиеся члены команды проекта всеми силами пыталась приблизить день окончательного релиза. И вот, совсем недавно, 13 января уже этого года поклонникам игры была представленная полноценная русская локализация. Работа заняла аж два с половиной года, но всё же была доведена до конца.


Но и это ещё не конец истории. Да и смысл рассказа был не в том, чтобы написать, какие мы тут молодцы. Как вы знаете, что на западе, что у нас за пожертвование обозначенных сумм денег вкладчикам предусмотрены привилегии, попросту говоря, акции. В нашем случае это указание имён и даже фотографий акционеров в титрах игры, эксклюзивные футболки, участие в альфа- и бета-версиях озвучки. И весь каламбур в том, что некоторые акции сейчас уже в принципе невозможно реализовать, поскольку автор проекта не проконтролировал, чтобы акционеры получили ранний доступ к озвучке (все промежуточные альфа- и бета-версии сразу выкладывались в открытый доступ).


Ну ладно, это ещё можно понять и простить, в конце концов, все участники делали это большое дело и учились на своих ошибках, но ведь даже списки акционеров автором проекта не были предоставлены, хотя об этом студия напоминала не раз и не два, в итоге все те, кто жертвовал на проект деньги и оказал такую важную поддержку в самом начале пути, вообще не были упомянуты нигде, ни в инсталляторе, ни в титрах. Причём многие сейчас вообще считают виноватыми студию озвучения, хотя с их стороны как раз было сделано даже больше, чем нужно было. А так прокомментировал ситуацию один из кураторов озвучки из Gamesvoice:

О подводных камнях российского краудфандинга Краудфангинг, Обман, Игры, Gamesvoice, Озвучка, Русская озвучка, Risen 3: Titan Lords, Planetaru, Длиннопост

В общем, какую мораль или знания можно вынести из этого случая?

- Вся польза от площадок вроде «Планеты» — это гарантия того, что если проект оказался совсем неудачным и не собрал даже 50%, деньги вернутся вкладчикам на счёт аккаунта (обналичить их сложно, хоть и реально). Все красивые слова о том, как радушно площадка относится к авторам амбициозных идей — всего лишь слова и не более. Никто не будет вам помогать, не будет даже минимального выхлопа. Зато сайт возьмёт себе солидную часть от сборов, вместе с налогом вы недосчитаетесь почти четверти от собранной суммы.

- Автор проекта не несёт никакой ответственности за невыполнение обещанного. Это касается как акций, так и самого проекта. Со стороны площадки нет совершенно никакого контроля, в лучшем случае приставленный к проекту куратор напишет автору после череды жалоб и спросит о состоянии работ, но дальше слов дело не уйдёт.


Конечно, это не вопрос жизни и смерти, поэтому даже как-то неудобно просить вас придать этой истории огласки, вывести пост в топ и всё такое, но краудфандинг — это уже весьма злободневная тема, и хотелось бы, чтобы наш опыт хоть кому-то сослужил службу, и никто не повторил тех же ошибок (и как вкладчик, и как автор).


PS: В FaQ на сайте площадки есть строчка «За три года мы ни разу не сталкивались с тем, чтобы авторы проекта не выполнили свои обязательства перед акционерами.». Как нам донести до их руководства, что это — ложь?

О подводных камнях российского краудфандинга Краудфангинг, Обман, Игры, Gamesvoice, Озвучка, Русская озвучка, Risen 3: Titan Lords, Planetaru, Длиннопост