О фильме "Гуд бай, Ленин!"

Существует такой стереотип, что в Германии шутить совсем не умеют, что там ни у кого нет чувства юмора, и никто там никогда не смеется. Чтобы по этому стереотипу вдарить я решил рассказать о весьма остроумной немецкой комедии "Гуд бай, Ленин!". Тут сразу должен предупредить всех мечтающих о наступлении царствия небесного на бренной земле, то есть о мировой революции, что в этом фильме будут смеяться именно над так называемыми советскими немцами, причем это будут делать как раз советские немцы. Комедия эта не лишена трагизма, романтизма, и глубокой философии. Особенно берет за душу читаемый голосом за кадром иронический авторский текст. Многие советские люди, глядя на действительность ГДР почувствуют, что на них повеяло чем-то родным. Но некоторые советские люди строго спросят советских немцев, чем это они недовольны ещё были, жили-то они лучше, чем мы? Подгузники хоть и плохонькие для детей, но были, а вот в СССР пеленки стирали. Фильм этот смотрится динамично ещё потому, что в ГДР все процессы, что на постсоветском пространстве долгие годы, там прошли после объединения Германии ужасно быстро.

Главный герой фильма - молодой берлинец, у которого отец давно сбежал на Запад, а мама убежденная коммунистка, которая позором клеймит недоделки на местах и тем самым улучшает уровень жизни. Не смотря на то, что он верит в то, что его отец предатель, а мама коммунистка, он идет на демонстрацию в поддержку объединения страны, и выбрасывает на свалку портрет Хонеккера, висевший в мастерской, где он работал. На этой демонстрации он знакомится с девушкой из СССР, и с ней у него начинается роман. И все бы ничего, но его мама во время крушения берлинской стены впадает в кому, а когда приходит в себя, то на дворе уже совсем другая действительность и ГДР уже больше не существует. Врачи говорят сыну, что сильное нервное потрясение убьет его мать. И он создает в квартире некий социалистический заповедник. Вопреки протестам сестры, возвращает в комнату старую мебель, старые вещи, достает с большим трудом ещё социалистические продукты, или сует в старые упаковки новые продукты. Но главное - он с помощью одного из своих новых коллег, увлекающегося киносъемками, снимает для мамы специальные социалистические новости, которые объясняют те перемены, которые нельзя скрыть, так, чтобы мама коммунистка не расстроилась. Мама удивлена, что диктор на телевидении такой молодой, сетует на то, что сын слишком мало разрешает ей смотреть телевизор, замечает, что её любимые огурчики стали лучше, и думает, что это благодаря её конструктивной критике, которой ей не терпится снова заняться. И дети во дворе узнав, что пожилой соседке нравятся пионеры, начинают бегать к ней в гости, чтобы почитать стихи про мировую революцию и получить за это деньги от её сына. В общем, мама живет в некоем информационном пузыре и уверенна, что находится в ГДР.

Вдруг мама увидела огромный рекламный баннер "Кока-колы" на соседнем доме, и сыну с его другом приходится делать репортаж о том, что этот напиток на самом деле изобрели в ГДР, и теперь немецкие социалисты отсудили у американцев права на его производство и использование этого бренда. Но потом мама пока сын на работе выходит на улицу, и видит множество автомобилей с Запада, людей одетых в западную одежду, и все почему-то переезжают. Люди с Востока ехали на Запад в поисках приличной работы, а с Запада люди ехали на Восток в поисках дешевого жилья. И тогда сыну приходится выпустить экстренный выпуск новостей для ничего не понимающей мамы о том, что ГДР начала принимать беженцев из загнивающей ФРГ. И он использует кадры из реальных выпусков новостей, только объясняет происходящее несколько иначе. В конечном итоге, он находит человека похожего на первого космонавта из ГДР, и предлагает ему сыграть роль руководителя ГДР, который объявляет о том, что социалистическая Германия присоединяет к себе ФРГ по многочисленным требованиям трудящихся, и он, первый космонавт, теперь президент объединенной социалистической Германии.

Маме, однако становится плохо, становится ясно, что она скоро умрет вне зависимости от того, будет у ней потрясение или нет. К тому же русская девушка главного героя изначально была против того, чтобы он скрывал правду от своей мамы, даже если эта правда её очень расстроит. И он говорит маме правду, а мама рассказывает, что на самом деле только рада тому, что социализма больше нет, говорит, что муж её не был никаким предателем, и звал её бежать вместе с ним, но она просто боялась что-то менять, и потому говорила детям неправду про то, что их отец их бросил и предал ради денег. А на самом деле он бежал, потому что спецслужбы не давали ему, врачу, нормально работать, собирались репрессировать.

После просмотра фильма у меня вдруг возник вопрос о том, не все ли мы при социализме жили запертые, как эта старая коммунистка, смотревшие на мир через телевизоры. Да, нам могли показывать кадры происходящего, но комментировать их так, что эти кадры нас только ещё больше вводили в заблуждение. И это относится не только к ГДР или СССР. Так практически везде. Да, есть страны, где есть независимая и свободная пресса, где есть разные точки зрения на происходящее, но не факт, что эти альтернативные источники информации и точки зрения дают нам реалистичную картину происходящего. Лично я после просмотра этого фильма смог по крайней мере обосновать свою неприязнь к телевидению и прессе вообще, да и потребителям этой прессы, которые не хотят думать, а только верят, потому их можно с одинаковой легкостью спровоцировать на подвиг или на преступление.

И создатели фильма не утаивают негативных моментов объединения Германии - того, что сбережения людей с Востока практически превратились в бумагу, того, как немцы с Запада смеялись над немцами с Востока и даже не пытались их понять. Хотя иногда зависть берет, когда я смотрел на то, что восточные немцы сразу оказались в развитой стране, миновав тот переходный период, что был на постсоветском пространстве, с криминалом, безработицей, подделками из Китая...

Всё о кино

20.4K постов58.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.