«Необъятный океан... алкоголя». Часть 11: Разбор персонажей и Финал
В прошлый раз поговорили про аниме и фильм, а также начали разбор. Без лишних слов, продолжаем и заканчиваем.
Третий план. Здесь поговорим про персонажей, появляющихся один или два раза и не играющих серьёзную роль в истории.
Карина, Юичи Икегоши, Юрика Муранаки, Айна Такахаши, родители Иори, Маки и прочие работницы «Дельфина» на Палау, Юки, Натсуми, Йокота, Азума, Анзай, Юкико… Если вы помните их всех – проверьтесь на суперспособности. Как можно заметить, всё это в основном персонажи-функции, которые нужны, чтобы случились определённые события, и обладают они буквально двумя или тремя чертами характера (что, к слову, ничего само по себе не значит, так как можно хорошего персонажа создать и из двух-трёх черт характера (Шерлок Холмс, Арсен Люпен, персонажи «Мастера и Маргариты», персонажи Гоголя, Ильфа и Петрова, Роулинг) гораздо важнее то, сколько и как эти черты проявляются, а также их развитие – эти персонажи живут в янтаре и появляются в кадре пару раз только для того, чтобы сыграть свои функции).
Они могут быть запоминающимися (как Карина или Маки), могут иметь некие привлекательные черты (Айна оценила надёжность Иори), но они существуют для вполне конкретной задачи и вряд ли кто-то будет их развивать.
Регулярные статисты. Промежуточная категория, включающая вроде всё таких же персонажей-функций, которые имеют полторы черты, но которые появляются в истории регулярно: Ноджима, Ямамото, Митарай, Фудживара (он тут за компанию), Доцент, Кудо, Канака, Киока, Кейко, Риэ. Да, это квартет идиотов из компании Иори, трио девушек из компании Айны, девушка Митарая, Отойя и Доцент.
Четвёрка друзей Иори. Несколько общих черт – откровенные мрази, нет, Кохэй и Иори тоже делают друг другу подлянки, но в их дружбу веришь, понятно, что они дружат, т. к. когда нужно, они друг друга поддерживают, а эти четыре дружат между собой – это факт, но вот к Иори и Кохэю относятся совсем иначе (собственно, у одного девушка, а другой относительно адекватный и приятный на вид парень, который, если станет меньше времени уделять аниме, спокойно выстроит отношения, они же обречены).
Фудживара – настолько незаметный персонаж, что кажется адекватным. Собственно, единственная его черта.
Ноджима – лютый извращенец, даже на фоне всех остальных героев аниме. Фрик, но человек творческий (правда, воплощает он скорее все негативные черты подобного типажа). Очень любит драматизм и эпатаж.
Ямамото – вечный девственник, в основном потому что слишком на этом зациклен. Проявляет экстремистские наклонности, так как, чтобы победить противника, зачастую готов лезть с поцелуями к мужикам.
Митарая – идиот. Буквально самый большой неудачник из всей четвёрки. Вы спросите почему, ведь критерий успеха у них – это отношения, и у него они есть. Опустим тот факт, что его девушка его арбузит, есть серьёзная вероятность, что он просто мазохист. Настоящая причина того, что он полное чмо – этот тот факт, что он в отношениях год, его девушка явно не против, а он до сих пор не реализовал своё желание (и не нужно говорить о том, что ему мешали наши герои. Год! В том числе лето, когда все разъехались, но даже без этого – ему нужно найти один день, когда идиоты будут заняты (например, когда он сам сбагрил их всех в парк развлечений), и он лажает).
Дальше нас ждёт коллективная сваха. Я честно их не различаю, так что пришлось гуглить, кто есть кто.
Канако – это сестра Майи. Судя по всему, лучшая подруга Айны, сплетница и главный инициатор всех их сборищ.
Кейко – эквивалент Фудживары в женской группе Айны.
Киока – главная извращенка среди женских персонажей, в своём возрасте может посоперничать с Азусой. Вечно выдаёт пошлые фразы, шутки и предложения.
Честно говоря, эта троица очень скучная, как персонажи, и являются женским отражением трёх из четырёх одногруппников Иори.
Доцент – помните того самого преподавателя, который был уверен, что его предмет самый важный, он нужен всем, и что кроме его предмета других вообще нет? У меня был такой препод – ему было под 50, он был старшим преподавателем, принимал ответы только в точных формулировках по учебнику, но главное – был полуглухой и не слышал половины ответов, а потом за них предъявлял. Думаю, не стоит объяснять, как к нему относились студенты, и, судя по всему, у автора манги был точно такой же препод, и он его ненавидел всей своей душой, а потому персонаж доцента – мразь, упёртый, нарциссичный идиот, который ненавидит студентов и получает от них аналогичное отношение.
Риэ – девушка Митарая и подруга Айны. Очень расчётливая, крайне ревнива и является типичной яндэрэ. Очень доставляющий персонаж. Если четвёрка одногруппников в основном бесит, трио Айны проходит ровно, то Риэ действительно забавна – каждое её появление предрекает, что Митарай отхватит либо от друзей, либо от неё, либо сначала от друзей, а следом от неё.
Отойя – в данный момент данный персонаж один из
Кудо – первый из героев, который имеет какой-то рост. Изначально нам показали его как ультимативную мразь. Самовлюблённый, насмехающийся над всеми, злобный, самоуверенный, напыщенный индюк. Первая встреча с Иори стала для него болезненным уроком – каждый может стать объектом шутки, ведь всегда найдётся рыба покрупнее, и люди без самоиронии от этого будут страдать многократно сильнее.
Кудо отказался принимать урок и решил попытаться отомстить и вновь облажался. Хоть нам это и не проговаривают, но очевидно, что после этих случаев он изменился. Нет, не стал примерным мальчиком, но уж точно проникся неким уважением к Иори. Парень дважды его обошёл, и потому на необитаемом острове он вёл себя иначе (да, он ушёл из уважения к Котобуки и Токито, но до ухода он спокойно и даже по-приятельски общался с Иори). Ну и да, мало вероятно, что до столкновения с Иори он бы проявлял себя столь сдержано и с Иори, и со старшими «Пикабу». Персонаж прошёл небольшую арку личностного роста.
Второй план. Тут у нас уже персонажи, которые хоть и не являются главными героями произведения, имеют проработанные характеры, играют важную роль в сюжете или имеют собственную арку: Шиори, Майя, Саяка, Тошио, Нанака, Котобуки, Токита, Азуса, Сакурако.
Тошио Котегава – дядя Иори, наверное, самый непроработанный из регулярных персонажей. Мягкий любящий отец, пикабушник в душе (в манге именно, что в душе, на самом деле в манге не хватает этой преемственности «ПкБ», когда некоторые представители старшего поколения, в том числе Тошио, бывшие члены «ПкБ», как это было в лайф экшене. Да, там с этим перебор, но это было интересной и логичной идеей, а так выходит, что Токита и Котобуки – первое поколение «ПкБ», как минимум официальное, а ведь Тошио буквально старшая версия Токито и Котобуки).
Появляется в сюжете мало, но метко. Самый яркий момент – это разговор с Шиори, мужик буквально прочитал девочку, её мысли, страхи, эмоции и ощущения.
Нанака Котегава – самый непроработанный персонаж по соотношению появлений и проработки. Имеет две черты: нездоровая любовь к сестре и скромность. Ладно, есть ещё одна – она отличный инструктор: коммуникабельная, весёлая, терпимая, внимательная. Всё.
Причина, почему она в этой категории – это частота её появлений.
Шиори Китахару – несколько более сложный персонаж. Полная противоположность Иори – если тот максимально честен с собой и окружающими, вплоть до хамства, то Шиори вечно вежливая и не может даже с собой быть честной. Так, она любит брата, не так безумно, как Нанака Чису, но любит и скучает, но не честна с собой и убеждает себя в том, что это не так (в том числе из обиды за то, что, по её мнению, Иори её совсем не знает), но чтобы достичь своих целей делает вид, что без ума от неё.
Вечно хитрит, пытается манипулировать. Помимо этого она всем на словах пытается всем угодить, вежливо и нейтрально высказывает своё мнение, сдерживает эмоции (что очень хорошо увидел Тошио).
Она настолько пытается быть хорошей для всех, что вместо того, чтобы сказать родителям, что не хочет идти в семейный бизнес, всё глубже в нём вязнет и пытается переложить всё на брата.
В целом, если кратко описывать её характер – то она девушка, которая любит своего брата, но никому, в том числе себе, не может в этом признаться, и этим объясняются все её действия.
Несколько напрягает её откат как личности и использование её как затычку для всех проблем. Она ведь буквально всегда следит за Иори (что доказывает её любовь к брату, но нарушает логику того, что она работает в гостинице).
Майя Иида, она же Кайя Мизуки – казалось бы, эпизодический персонаж, который появилась 3 раза, но обладает своей небольшой дугой развития и играет огромную роль в развитии персонажей (больше той же Нанаки, которая служит в основном только пугающим элементом для Иори). Её небольшая арка от знакомства с Иори и Кохэем до свадьбы показывает, как она за достаточно короткий срок научилась тому, к чему долго не могли прийти некоторые персонажи, например Чиса – принятие перемен. Девушка работает в индустрии, где многое зависит от её статуса, так, наличие отношений может погубить её карьеру, что уж говорить про свадьбу. Знакомство с Кохэем показывает ей, что у неё есть фанаты, которые будут с ней несмотря ни на что, а Иори показал, что есть люди, которым плевать кто что говорит и как это выглядит – они считают, что люди, которые отдают себя своему делу или увлечению полностью, искренне и несмотря на пересуды других людей – заслуживают уважения.
Приняв это, она приняла важное решение – выйти замуж. Это решение было вдохновлено Иори и Кохэем. И уже это решение в свою очередь вдохновило многих героев и дало им толчок к росту: Чиса попала под действие гипноза, многое для себя осознала, стала честнее с собой и смогла лишний раз побыть наедине с Иори, Кохэй – аналогично, более того, сумел уменьшить свою зависимость от творчества Майи и сблизился с Айной, все герои проявили свои лучшие черты, Иори освободился от обязанности притворяться парнем Чисы. Арка свадьбы – без шуток наиболее важная, переломная и одна из самых насыщенных событиями арок.
Саяка Котегава – по проработанности с ней может соревноваться только младшая дочь. Очень строгая, сухая, сдержанная и прямолинейная личность. Из-за чего создаёт впечатление, что она грубый и незаботливый человек, но на самом деле всё с точностью да наоборот. Она искренне печётся о своих подопечных и о своей семье. Она не умеет эти эмоции выражать, но все её действия продиктованы желанием лучшего для своих родных. Она видит, что Чиса вся в неё, значит ей сложновато будет на поприще инструктора, более того, она, как и сама Саяка, будет отдавать этому делу всю себя и это может плохо для неё кончиться, потому она старается если не запретить, то подготовить (пусть и грубо) и дать запасной вариант (заставила закончить университет).
Синдзи Токита и Рюдзиро Котобуки – про этих двоих можно разом. Очень схожие персонажи, буквально те два друга, которые всегда на одной волне. Один более успешен в личной жизни, другой в работе. Честные с собой и другими (кроме желания бухнуть – в этом вопросе они те ещё лицемеры), что позволяет играть им две противоположные роли: фактор хаоса (большая часть историй, особенно в начале, будет начинаться с того, что Котобуки и Токита что-то затеяли, а большинство планов порушаться тем, что они тащат персонажей бухать, что даёт всем (персонажам, читателям и авторам) шанс обдумать ситуацию и действовать не импульсивно, а с небольшой подготовкой); голос разума, внезапно. Да, они до одури честные, а потому именно они будут недоумевать, когда герои прячутся за маски: неважно, может Иори плавать или нет, тут вопрос, хочет ли он научиться и пробовать; что за чушь несёт Айна, когда говорит, что они должны разозлиться на неё из-за её неопытности в дайвинге; Иори и Кохэй отлично ладят, какая разница, что они говорят на словах, если есть дела; что странного в том, что Чиса и Иори, а также Айна и Кохэй постоянно рядом… Самое интересное, что за безумием манги и читатель может потерять эти нити и после слов Котобуки и Токиты обнаружить, что они так-то правы.
Как персонажи они не особо развиваются (многие скажут, что это минус, но мне гораздо страннее было бы видеть серьёзные изменения в двух уже сформированных личностях, да ещё за период в год), но являются сначала двигателем всех событий, а потом одной из ключевых целей героев (проводы старшего поколения «ПкБ» тянется уже 60 глав, и многие события и арки продиктованы этой необходимостью).
Азуса Хамаока – кажется, что это женский эквивалент Котобуки и Токиты, но на деле этот персонаж сложнее. Да, она девушка без комплексов, пикабушница до мозга костей, но если Котобуки и Токита пассивны (кроме начала истории) и занимают наблюдательную позицию, в основном комментируя события и отношения между персонажами, то Азуса анализирует эти отношения и создаёт ситуации, когда герои сближаются: процентов 60 событий, сближавших Иори и Чису – результат её действий и в первую очередь того, что она заставила Иори играть роль парня Чисы. Она также честна с собой и с окружающими (кроме вопросов романтического интереса) и в сюжете часто подсвечивает мотивы персонажей в межличностных отношениях. Также она первопричина многих комедийных ситуаций, когда пытается соблазнить Нанаку, сблизить Иори и Кохэя или просто веселится. В общем-то это наиболее активный из старичков «ПкБ». Но опять же она старичок, а потому полностью сформированная личность, которая не имеет развития в ходе истории (собственно, нам автор прямо проговаривает это прямо в 30 главе).
Сакурако Бусудзима – так, со старичками закончили. Давайте перейдём к персонажу, который прошёл самый явный путь развития – при первой встрече Сакурако – конченная мразь, но действует она из обиды. Во вторую встречу нам демонстрируют, что она просто не может быть честной с собой: ей сложно признать, что она любит Отойю, пусть даже за доброту и смазливую внешность, но любит (а Иори плевать на причины – если это искреннее, и его поддержка, может и кривая, но искренняя). И уже третье и дальнейшие её появления показывают её искреннюю в своих целях и желаниях.
Положительный ли это персонаж? Вопрос сложный, но она совершенно точно живой персонаж, как и все в этой истории. В целом, вы могли уже заметить, что «Необъятный океан» во многом про искренность. Те герои, которые несмотря на все свои недостатки и проблемы искренни, в первую очередь сами с собой – счастливы и притягивают к себе людей. Если старички «ПкБ» – это примеры персонажей, которые этот путь уже прошли, то Сакурако – пример этого пути.
Главные герои. Дальше нас ждут 4 персонажа, вокруг которых крутится вся история.
Айна Ёсивара на первый взгляд самая нормальная, на деле наиболее ненормальная из героев. Если Азуса – это девушка без комплексов, то это – девушка-комплекс. Наивная, романтичная, скромная девушка, которая вечно имеет завышенные ожидания. Первая показала нам, что содержание важнее внешности (как в прямом смысле, на своём макияже, так и в переносном – через восприятие действий Иори и Кохэя (два бухих голых мужика, но они повели себя как люди)).
Кохэй Имамура – если вам нужно описать этого персонажа в двух словах, то это будет: развитие без развития. Персонаж растёт. Укрепляет дружбу, заводит отношения, отходит от фанатизма в своём увлечении – это есть, и это так, персонаж очень повзрослел с первых глав. Но это почти никак не проявляется. Да, он стал менее фанатично относиться к аниме, но он всё ещё сумасшедший анимешник.
Но что не меняется, так это то, что это второй по крутости персонаж истории, он честен с собой и окружающими, он самодостаточен и ему плевать на их мнение, он вписывается во все серьёзные дела: помочь Айне с «Тинкербелл», поехать на Окинаву, заменить актёра, признаться Айне.
Приятный персонаж, и этим всё сказано.
Чиса Котегава – вот она, тяжёлая артиллерия (я очень много отмечал про неё и Иори по ходу сюжета, так что тут буду стараться кратко). Нормальный человек, который просто привык к безумию. Может показаться, что персонаж статичный, как гора, но это не совсем так. Если Сакурако – это история о том, как персонаж становится честным с собой, ярко транслируемая вовне и подсвеченная, то Чиса – это полностью внутренняя борьба.
С самой первой главы нам дают понять, что Чиса в целом лояльно настроена к Иори (она была рада его приезду, но, увидев его в «ПкБ», а далее из-за череды случайностей, она отдалилась от него, но в основном внешне). И несмотря ни на что, она всегда была к нему достаточно лояльна. Она хотела затянуть его в хобби, она часто помогала ему, она согласилась участвовать в конкурсе, она за него волновалась, она его поддерживала и искренне радовалась, когда он проявлял себя.
Только если изменения отношений Сакурако к Иори произошли за 30 глав и нам это вкинули в лоб, то признание Чисой того, что Иори ей дорог, а следом и развитие этих отношений по капле капало 80+ глав, и нам не бросали это в лицо – нет, это долгое время прослеживалось в мелких поступках героев, а также мыслями и действиями Чисы на задниках юмористических сцен. И есть один персонаж, который это действительно замечал – Азуса. И ровно в тот момент, когда Чиса была готова признаться себе в том, что она привязана и влюблена в Иори, но только невозможность его потерять её останавливала, Азуса освобождает Иори от обещания. И первая же опасность потерять Иори заставила её действовать, а потом и признать причину своих действий.
Персонаж очень медленный, и тем важнее и серьёзней происходящие с ней перемены. Айна влюбилась в Иори после третьего разговора – так что ей обидно от провала, но она так же легко найдёт новую цель, Сакурако вообще очень лёгкая на подъём в делах любовных, а вот Чиса за время осознания построила очень прочный фундамент (там, где у Айны и Сакурако один случай поддержки и осознание честности и человеколюбия Иори, у Чисы таких историй десяток). Ей сложно общаться с людьми и понимать их, что неудивительно, учитывая её окружение, но персонаж планомерно развивается.
Иори Китахара. У главных героев часто есть такой интересный парадокс – на первый взгляд они меньше раскрыты, чем некоторые второстепенные герои. Дело в том, что у второстепенного героя весьма вероятно будет собственная сюжетная линия, целый раздел истории, где всё внимание будет уделено ему и его росту: такая история была у Сакурако, в меньшей степени у Кудо, точно была у Айны, у Чисы таких было даже несколько… У главного же героя такой арки не будет, т. к. вся история служит его раскрытию, но это раскрытие очень сильно размазано во времени, не столь концентрированно и может потеряться за событиями.
Иори – это ровно такой случай (справедливости ради, у Чисы ситуация похожая, но у неё прослеживается чётко та арка, которая посвящена её развитию).
Персонаж постоянно себя проявляет. Любое серьёзное дело – Иори показывает, какой он гигачад. Он ровно такой же искренний и честный, как и его старшие (если не больше), как и Кохэй вписывается в важный движ (с той лишь разницей, что он часто этот движ и организовывает), он очень проницателен (буквально единицы случаев, когда он бы не понимал, что движет людьми – их эмоции и мысли).
Что важно отметить – Иори не идиот. Есть расхожее мнение, что это так, и не сказать, что оно не имеет оснований, но на самом деле Иори достаточно умный парень. Но что важнее, и как бы это ни было смешно, он адекватный. Да, в нём есть эта пикабушная чертовщина (но даже среди них он относительно вменяем), но когда он вне клуба, он образец адекватности: Палау, вторая поездка на Окинаву, работа…
Иори, как бы нам ни казалось, не идиот. Он часто придуривается, творит дичь, но на деле он очень умный, наблюдательный и внимательный парень, который очень хорошо понимает людей вокруг себя и очень о них заботится, даже если у него с ними тёрки.
Вывод по персонажам. Очень многое хотелось сказать, но забылось, часть мыслей пришлось перенести в пересказ сюжета, часть пришлось выкинуть из итогового текста, так как они не ложились в формат, а объяснять мои высказывания было бы слишком долго. Потому я скажу кратко: персонажи шикарны. Они живые, за ними интересно наблюдать, им легко сопереживать, между ними отличные взаимодействия. Что ещё нужно?
Итог. Это произведение – одно из лучших в своей нише, да и вне неё тоже. Его часто сравнивают с «GTO», и мне это сравнение кажется достаточно справедливым (чем Иори, в одной сцене пресмыкающийся перед Сакурако, а в следующей выливающий на голову содержимое стакана, отличается от Онидзуки, который ходит в костюме слоника, а потом идёт «ломать стену»?). Эта история отлично сочетает в себе многие элементы: юмор, романтику, сюрреализм, повседневность, противоречивых живых персонажей – сочетает так, что лучше это всё сочетает только жизнь.
P.S. Как я и говорил, это произведение очень популярно и у нас, и на родине, и на западе, но медийно оно как будто просто не существует. Вы найдёте единицы артов (просто чтобы найти в поиске арт, а не скриншот или официальную иллюстрацию, нужно приложить немало усилий), штучные разборы, минимум обсуждений, более-менее сносное количество мемов (сносное для других аниме, но не для истории с очень сильным юмором и мемным потенциалом, как у «Необъятного океана»). Это справедливо и для русского интернета (на том же «Пикабу» 60 постов с тэгом «Grand blue» — 60! Из них 11 — мои, 5–10 — анонс второго сезона и новости по нему, 30–35 — посты времён выхода первого сезона и пару 5–10 постов, не подпадающие под эти категории, на платформах с артами — фан-артов полторы страницы, и большая часть из них повторяющаяся), и для зарубежного (Reddit имеет живой и достаточно большой сабреддит, в котором, правда, 80% контента — это публикации страниц манги, скринов серий и кусков серий, 10% — это впечатления людей, которые доходят до отдельных моментов в манге или с выходом второго сезона — впечатлений от серий, 5% — полумёртвое обсуждение, где один человек что-то вкидывает, а целых 3–5 ему отвечают, и 5% — мемы и арты, в основном опубликованные 4 года назад).
Т.е. произведение живое, популярное, мемное, но почему-то не порождает медийную деятельность, нет мемов, нет фанатского творчества, нет разборов, даже фанфиков нет (я нашёл 6 фанфиков. Шесть. Большая часть только с 1 главой и не закончены), но через одного люди знают и любят это произведение.
Аниме
52.3K постов8.4K подписчиков
Правила сообщества
- Соблюдайте правила Пикабу;
- NSFW контент запрещен, для него есть отдельное сообщество;
- Ставьте верные теги, подробнее читайте в этом посте.
- Пожалуйста, не оставляйте необоснованные негативные комментарии о тематике сообщества;
- Если вы постите картинки, созданные с помощью нейросетей, то обязательно ставьте тэг "Арты нейросетей";
- По вопросам работы модераторов сообщества Вы можете обратиться к@admoders