Немного об умственной отсталости

Предисловие

1) Прошу прощения за мою пунктуацию и орфографию, всегда был слаб в русском языке, каюсь.

2) я никого не консультирую онлайн, лечение должно быть полноценным, а обеспечить его в рамках звонков или переписки я не могу, поэтому рекомендую обращаться к специалистам по месту жительства.

3) Когда я задумал писать пост про психиатрию,я рассчитывал писать не занудно, не переписывать учебники и научные статьи сюда. Это вольная интерпретация знаний, а не тотальный пересказ учебника и клинических рекомендаций.

4) я материалист, а ещё точнее бихевиорист. В своих взглядах на устройство мозга, я смотрю на него с позиции нейрофизиологии. Если вам нужно психологическая или гуманитарная интерпретация работы мозга, то пускай этим займётся человек, который шарит в этом, я не настолько силён в психотерапии, психологии .

Немного об умственной отсталости Психиатрия, Медицина, Умственная отсталость, Простыми словами, Длиннопост

Любой студент медицинского перед первой сессией.

" Чё обмозгуем проблему?"

Прежде чем понять, что же такое умственная отсталость, я вам раскрою маленькую психиатрическую магию.
Если вам кажется, что психиатры просто так с вами общаются и задают вам странные вопросы, например просят раскрыть смысл поговорки, то вы явно никогда не интересовались методиками исследования мышления). Для диагностики умственных расстройств мы рассматриваем несколько психических функций из вашей речи :1) Внимание 2)Память 3) Мышление 4) Интеллект. Давайте кратенько дадим им описание

1)Внимание. Наиболее древняя из способностей, которая формируется еще у наших далеких-далеких предков. Способность выделять на фоне всей поступающей информации нечто, что конкретно в данный момент представляет наибольший интерес(или опасность). Как пример, хищник способен учуять запах крови и выделить его на фоне тысяч других, и дальше построить свое поведение на основе этой информации. У человека появляется различные виды внимания, такое как осознанное и неосознанное. Неосознанное внимание- это реакция на внезапные внешние раздражители ( рядом услышали хлопок, и вы устремляете взгляд и начинаете прислушиваться). Осознанное внимание- это продукт вашей воли, вы можете сфокусироваться и сделать делать что-либо(слушать, читать, учиться и т.д). Очень важная вещь в повседневной жизни человека, если у человека страдает неосознанное внимание, то вы становитесь крайне индифферентны к окружающей обстановке , весь окружающий мир сливается в одну кашу, такое например бывает при интоксикациях наркотиками( героин как пример) и алкоголем, травмах головы и т.д. При проблемах с осознанным вниманием, вы с трудом можете долго заниматься однотипными действиями, вы скачите от мысли к мысли, от ощущения к ощущению. Я люблю его проверять либо упрощенной таблицей Шульте, либо модифицированным счетом Крепелина.

2)Память. Тоже довольно древняя психическая функция. Память позволяет не учить заново паттерны поведения при одних и тех же внешних раздражителях. Возьмем одну из классификаций, где память делится на краткосрочную и долгосрочную. Люди, которые хоть раз копались в компьютере здесь легко проведут аналогию, для остальных же чуть поподробней. Краткосрочная память- это ваша рабочая лошадка, эта информация которую вы можете использовать прямо здесь и сейчас. Как пример, я задаю такое задание- прошу людей запомнить последовательность чисел, и воспроизвести ее в обратном порядке (3-4-6,5-9-5-3, 3-8-6-5-8-3 и т.д) , и смотрю сколько чисел в вашей голове крутится одномоментно и сможете ли вы производить с этой информацией манипуляции (сказать в обратном порядке). Долгосрочная память- это возможность "вспомнить" и "запомнить", эти два процесса, которые могут нарушиться отдельно друг от друга ( тут можно звать неврологов и рассказывать про последствия инсультов). Когда мне лень, я использую методику 10 слов, но намного больше мне нравится пиктограммы(многогранный метод). Если у вас страдает краткосрочная память, то вам требуется гораздо больше времени на то, чтобы запомнить, и вы "рассеяны"- тут забыли, тут недоделали, здесь забыли плюс поменять на минус и т.д. Проблемы же с долгосрочной памятью очень сильно замедляют вашу способность к обучению, сколько бы вы не "заучивали", эта информация у вас не сохраняется в принципе, либо на очень короткий промежуток времени.

3)Мышление. Довольно недавнее приобретение живых существ, появляется у некоторых высокоразвитых животных, чье поведение формируется не только на инстинктах (вороны, дельфины, собаки, обезьяны и т.д). Разделим нарушения мышления на два вида- нарушение содержания мыслей ( бред, навязчивые мысли, сверхценные мысли) и нарушения формы мыслей. Нас интересует последнее, а если точнее уровень развития мышления, здесь мы не рассматриваем резонерство, разноплановость, разорванность и т.д. Теперь собственно поподробней.

а) Наглядно-действенное. Вы можете проводить мыслительные операции только с тем предметом или явлением, который вы воспринимаете в данную конкретную секунду(видите, слышите, ощущете в руках и т.д). Очень сильно похоже на мышление собак, кошек и других животных, если вы не можете воспринимать предмет, то он как-бы исчезает из вашей картины мира. Это самый первый вид мышления, который овладевает человек, оно активно развивается до 5-6 летнего возраста, далее постепенно отходит на второстепенные планы. Как пример- если маленькому ребенку закрыть глаза, а потом резко открыть он будет очень удивлен, т.к вы перестаете "существовать" в его мышление на какое-то время. Люди остаются на этом уровне мышления при глубоких умственных отсталостях.
б) Конкретно-образное. Вы способны выделить некоторые особенности предметов и явлений вокруг, и организовывать их в группы по каким-то конкретным признакам. Это мышление ребенка с 6 летнего до 12-16летнего возраста. Как пример: Если раньше у ребенка каждая машина была уникальным зверем, то теперь ребенок понимает, что почти каждая 4-х колесная техника с рулем скорее всего машина ( выделил эти признаки из несокльких машин, и теперь может их примерить на все). Если такому ребенку показать математический пример, он будет решать по заведенной схеме подобные такому же примеру. Для взрослого человека такое мышление соответствует умеренной и легкой умственной отсталости.
в) Абстрактное. Способность оперировать образами и представлениями не связанными с реальными предметами либо вычленять определённую черту предмета и работать дальше с ней без оглядки на сам предмет. Наивысший вариант абстракции- это математика, если вначале школьнику даются задачки "Маша дала 3 конфетки"(конкретное мышление), то постепенно это переходит в "логарифмы и дифференциалы", такие понятия, которые нельзя пощупать, это образные понятия). Так же хороший пример- попросить человека описать например "справедливость", если человек стремится к описательному определению завязанному на материальные аспекты-" Это когда у всех одинаковое количество денег" , то можно говорить о конкретизации мышления, если же человек отстраняется от этого "материи", и говорит например "Справедливость- это равенство условий, и иногда возможностей", то он оперирует одними образами для описания другого образа. В норме взрослый психически здоровый человек способен к абстракциям, и там где надо применяет конкретное мышление. При умственной отсталости абстрагирование сильно затрудненно, человек не может думать "образами в голове".

4)Интеллект. Разрешите я дам свое простое определение- это способность мышления взаимодействовать с другими психическими функциями и решать исходя из этого взаимодействия поставленные задачи. Я хочу сказать этим, что интеллект сильно зависит от всех ваших психических способностей:- каким бы вы не были эрудитом(хорошая память), не факт что вы что-то придумаете новое ( вы просто на просто ходячая энциклопедия). Если вы классно можете абстрагировать, но не имеете ни малейшего багажа знаний(плохая память), то ваши рассуждения бессмысленны и ни на чем не основаны. Если вы и эрудированы и абстрагируете, но вашего внимания хватает на 5 минут, то вы не сможете применять свои навыки. Если у вас нарушено восприятие, то вы с трудом накапливаете ресурс для запоминания ( глухонемые и слепые дети с рождения намного сложнее обучаются) и т.д. и т.п. Тут важная ремарка- тесты на интеллект рассчитаны на среднестатистического гражданина страны, если ваши условия жизни кардинально отличаются, то тест на интеллект становится крайне малоинформативен (пигмей в джунглях и бедуин в пустыне не пройдут тест ****** или ******, но глупыми их явно не назовешь).
Как вы видите нарушится интеллект может не только из-за низкой памяти, но и в связи с другими элементами, а это значит путей развития умственной отсталости много.

Немного об умственной отсталости Психиатрия, Медицина, Умственная отсталость, Простыми словами, Длиннопост

Хороший фильм, наглядный)

"Портрет главного злодея"

Ну да, ну да нагрузил я вас всей этой информацией, и вы уже начнете возмущаться - "слишком абстрактно написано, давай конкретный пример". Ну вот, поиграйте в психиатра, и найдите среди 3-х людей умственно отсталого( ответ через абзац).
"Вас назначают работать психиатром в военкомате на призывной комиссии. И к вам по очереди заводят 3-х юношей 18 лет от роду, данные осмотра и беседы с каждым:

1)Окончил 9 классов, в аттестате одни тройки. Живет с родителями в деревне, помогает им по хозяйству, обучаться нигде не хочет, не против пройти службу в армии. Одет в простую одежду, от тела сильно пахнет потом и навозом. В поведение спокоен. Словарный запас крайне беден, периодически переспрашивает вопросы врача и требует их упрощения. При попытке опроса на уровень школьных знаний выдает средне-низкие баллы- не знает таблицы умножения, правильно выполняет операции со сложением и вычитанием в пределах 1000, решает простые математические задачи, знает отдельные известные географические топонимы, знает некоторые известные исторические события и даты, рассказывает и поясняет на примере несколько простых физических и химических законов. При проверке памяти-средние результаты по краткосрочной и долгосрочной памяти ( тест 10 слов). Внимание устойчиво, к концу беседы не истощился, продолжает беседу в рабочем темпе. Правильно определяет смысл поговорки "Не все то золото, что блестит", приводит адекватный пример применения этой поговорки в жизни - " Ну так можно сказать про такие вещи, которые вроде бы.... ну типа... короче , внешне они хорошие, но внутри плохие. У меня такой друг был...... когда мы пошли драться, он нас кинул, хотя дружили с 1 класса"

2) Окончил 9 классов, средний балл аттестата 3.5 балла. Живет в городе на съемной квартире, работает на низкоквалифицированных работах ( грузчик, дворник, сторож и т.д) и случайных подработках, часто алкоголизируется, подтверждает факт приема наркотиков, несколько раз доставлялся в отдел полиции. Одет в балахон и джинсы, сидит с натянутым капюшоном. К армии относится строго негативно. Социальную дистанцию с врачом не держит, огрызается, часто перебивает и уводит разговор на посторонние темы. При проверке школьных знаний определяется неравномерный уровень его усвоения- таблицу умножения знает, математические операции в пределах 1000 выполняет без ошибок, отказывается отвечать на вопросы касающиеся географии и истории не поясняя причин, при расспросах о естественно-научных познаниях- начинает спорить с врачом, говорить что "это нужно только задротам, нормальным люди себе голову таким не засирают.... как мне на этой херне денег поднять-то?". При проверках памяти определяются хорошие показатели. Внимание истощаемо, к концу беседы просто смотрел в окно и формально отвечал-"ага, ага отстань уже". Смысл поговорки начал трактовать по своему, в этот момент тщательно смотрел на реакцию психиатра - " Золото есть золото, блестит и блестит, если ему не надо было бы блестеть оно бы не блестело", при просьбе продемонстрировать пример сказал следующие - "Вот представь врач, что тебе подарили машину, салон вау, полировка блеск, но вот ты капот поднял и понял, что иногда "дареному коню в зубы смотрят", ну хотя чё я тебе говорю, ты только как маршрутка выглядит знаешь, нищеброд"

3) Окончил 9 классов, средний балл аттестата 3. Живет в полной семье, в посёлке, планирует поступать в техникум на автослесаря. Крайне стеснителен, часто смотрит в пол, постоянно перебирает руками свою рубашку, ответы крайне немногословны. При проверке школьных знаний определяется низкий уровень- таблицу умножения не помнит, считает медленно в пределах 100, решает математические задачи с помощью врача, сообщает большинство географических топонимов, не знает ни одного исторического события и даты, вспомнил два физических и химических закона, только с помощью врача пояснил их на примере. При проверке памяти- низкие результаты. Внимание устойчиво, к концу беседы сохраняет рабочий темп. Не может определить смысл поговорки, просто пересказывает ее, либо начинает перечислять все свойства золота, которые он помнит, при просьбе привести пример употребления выражения, говорит, что он не знает где это можно применить-" ведь он никогда не видел золота."

Дам вам небольшой промежуток времени , чтобы подумать. А вообще вы только что прочитали так называемый "Психический статус"- это львиная доля работы психиатра, оценивать и описывать психические функции людей. Когда нужно быстренько описать человека( как в военкомате) я делаю это вот так кратко, если же к психиатру приходит человек с целой кучей психических симптомов, то такой психический статус может растянуться на 1-2 страницы А4.

Ну теперь ответы не так бросится в глаза. Первый парень- нормальное психическое развитие, отмечается лишь недостаток знаний, но вот способности у ребенка не страдают, в течение жизни набьёт свою голову другими знаниями. Второй парень- эмоционально-неустойчивый психопат, проблем с интеллектом он не испытывает, но в армию скорее всего тоже не пойдет. А вот третий парниша то, что вы как психиатр не должны пропустить- внешне спокойный, прилично одетый, но не смог ответить ни на один вопрос самостоятельно ( очень любил географию и смог ответить, из-за учительницы, которая очень жалела ученика и проводила с ним доп.занятия), но самое главное- память и мышление остались на детском уровне, двойные смыслы и абстракция поговорки осталась на недосягаемом уровне( можно спросить их несколько, если вы думаете что я прицепился к 1 конкретной поговорке)).

Теперь дам вам более краткую выжимку симптомов
1)Самое главное- нарушение интеллекта, как проявление нарушения других предшествующих псих.функций( памяти, внимания и т.д). Критика к своему состоянию тоже снижена, человек не понимает что с ним не так, либо осознает в крайне простом понимании.
2)Опционально возможны поведенческие нарушения. Человек не может делать долгосрочных прогнозов своих поступков( алкоголизация, преступления, сексуальная раскрепощенность и т.д), и в связи с этим сложить в голове-"что если тебе нахамили и ты ударил человека, то потом ты можешь попасть в РОВД, либо тебя огреют монтировкой по голове"-они могут не всегда. Частный вариант- блаженность, человек не может понять опасность исходящей от людей, когда его подговаривают ко всяким нехорошим вещам, либо вообще пользуются им... ну очень мрачные моменты тут можно описать. Ну и довольно часто, такие люди инертны, заставить их действовать по новому сценарию очень трудно, они не понимают "чё ты от меня хочешь"
3) Умственная отсталость устойчива во времени и пространстве. Не бывает, что сегодня человек неимоверно глуп, а через год он резко стал профессором, также не бывает, что он дуб дубом в школе, но взламывает Пентагон в интернете. Вышеописанные примеры говорят о симуляции и аггравации, прокрастинации, возможно о психопатиях, а мб о каких-то телесных болячках(онкология там в голове была и т.д).
4)Нарушение социальной адаптации. Это не говорит, что за такими людьми нужно ставить опекуна ( кроме случаев тяжелой умственной отсталости), но обычные житейские ситуации, которые у нас с вами почти никогда не вызовут проблем, здесь могут быть прям анекдотичными . Вот нужно будет ему сходить в мфц и справку какую-нибудь получить, а там ему дадут квест из посещения 2-3 кабинетов в администрации, пойдет он это выполнять и не сможет( спутал кабинеты, не помнит куда идти, какую там справку получить, что где подписывать и т.д). И не сможет он этого сделать не из-за лени, а ему трудно понять " чё делать". Или на работе введут новую какую-то одностраничную документацию, он будет ее осваивать полгода, а может и дольше, и в конце все равно будет ее заполнять не правильно, и не сможет понять че на него все ругаются.

И немного про тяжесть состояний:
а) Легкая- социально функционирующий индивид. Может еле-еле как закончить школу, еле-еле как закончить техникум. Речь грубая, словарный запас беден. Высоко-интеллектуальный труд недоступен, занимается рабочими профессиями( строители, маляры, плотники, кондитер и т.д), работает по примеру, или как его научили, освоить что-то новое очень трудно. Сразу хочу сказать, я не считаю всех людей таких профессий умственно-неполноценными, в них можно развиваться, просто умственно отсталый осваивает необходимый минимум, и не способен "мыслить в рамках своей работы". (Если имеются ярко выраженные нарушения поведения, человека могут признать инвалидом с легкой отсталостью, все нижеописанные диагнозы - это инвалиды по психическому заболеванию)
б)Умеренная- социально функционирует под присмотром. Речь бедная, постоянно требуется упрощать обращения к человеку. Выполняет простые рабочие обязательства ( помочь по хозяйству, перенести что-то на стройке и т.д). Если вы оставите его одного, не факт что он правильно сделает поручение. В рамках дома может быть вполне самостоятелен, приготовит обед, помоет полы и т.д, но вот сходить в магазин и посчитать сумму навряд ли сможет, или заблудится.
в)Тяжелая- требуется строгий контроль здорового человека. Речь может быть представлена отдельными словами. Даже в простых бытовых вопросах человек с трудом ориентируется ( поставит чайник на холодную конфорку и будет несколько часов ждать, нальёт грязную воду в ведро и начнет ей мыть пол, просто отдаст первому встречному деньги если попросить и т.д). Если опекун умрет, то... либо интернат, либо страшная смерть, либо чудовищная жизнь в около бомжевацких условиях.
г) Глубокая- вегетативное состояние. Человек вообще ничего не понимает. Вообще ничего. Как бы прискорбно не звучало, это больше похоже на животное ( поесть, поспать, сексуально себя удовлетворить, пописать, повторять изо дня в день). Речи скорее всего нет, обращенную речь тоже не понимает, либо помнит своё имя.

Немного об умственной отсталости Психиатрия, Медицина, Умственная отсталость, Простыми словами, Длиннопост

Когда объясняешь человеку, что он умственно отсталый

"Ну и чё по чем?"


Умственная отсталость-это не конкретная болячка, это синдром, который может появиться из-за множества причин ( кто-то из родителей умственно отсталый, синдром Дауна, аутизм, некоторые виды ДЦП, хроническая гипоксия плода, обвитие пуповиной, алкоголизм матери, тяжелые болезни ребенка на первом году жизни и т.д), все они приводят к повреждению мозга и связанное с этим поражение памяти, внимания, мышления, интеллекта, которые сказываются на развитие. Бывают случаи, когда умственная отсталость формируется и без органической подоплеки, как пример, если ребенок очень долго живет в маргинальной семье в которой на него глубоко пофиг, и вот в 10-12 летнем возрасте он попадает в школу при дет.доме, где ему надо впихнуть неосвоенную школьную программу, а он ещё одновременно пытается адаптироваться в новых условиях проживания. Как нам красиво описывал эту болезнь наш заведующий кафедрой( чисто такое художественное описание) : Человек как книга, начинается с предисловия и плавно идет к концу повествования своей жизни...(опущено описание депрессий, шизофрений и т.д)... Если же человек страдает умственной отсталостью, то с самого начала каждую вторую написанную страницу он вырывает, и в конце книга зияет кучей пробелов, она уже никогда не будет складно написана, умственная отсталость украла половину возможностей человека. При деменции же книга была написана, но в конце болезнь начинает вырывать листы с самого конца и дотошно идет к самым первым страницам , пока от памяти и личности человека не останется вообще ничего"

Немного об умственной отсталости Психиатрия, Медицина, Умственная отсталость, Простыми словами, Длиннопост

Примерно так выглядит комиссия ПМПК. И примерно в такой я работаю.

"Приговор?"

Сразу с порога. Медикаментозного лечения этой болезни нет, а если точнее волшебной таблетки. Состояние улучшить можно, сделать умным нет. Это очень большая реабилитационная задача для педагогов, врачей и родителей. Многие родители до школы почти не замечают проблем( подумаешь ребенок не может выучить цвета, геометрические фигурки, право-лево, старше-младше, говорит с грубыми ошибками, запомнить своё и мамино имя не может), ведь " его в школе научат". Начинается школа, учителя начинают бить тревогу, а родитель говорит " это не мой ребенок виноват, это вы **** учить не умеете", ребенка кое-как формально переводят до 4 класса( ну или раньше), где видно, что ну совсем ребенок не алё, и добровольно-принудительно отправляют на ПМПК(психолого-медико-педагогическая комиссия) где начинается "кровь и слезы" родителей- " вы придрались к ребенку, он волнуется и не отвечает на ваши тупые вопросы, кто вы вообще такие и т.д", а наше заключение комиссии носит рекомендательный характер, родитель может его выкинуть сразу после выхода за двери( привет системе образования). Но если же родитель адекватен и понимает, что ребенок не вывозит, что он просто сидит на уроке и ничего не учит и не понимает, то его переводят на программу 8-го вида, где его учат "конкретным" навыкам и предметам. Да, ребенок выйдет "со справкой" из школы, но он может отучиться в специализированных техникумах на рабочие профессии (кондитеры, повара, столяры, маляры и т.д). Многие учителя не хотят сраться с родителями, подготавливать отдельные учебные планы, проводить доп.занятия и т.д, просто рисуешь такому ребенку отметки и формально переводишь из класса в класс, ведь если оставить такую дитятку на 2 год с двойками, то почти сразу из минобра влетят такие звездюля), но учителей я все равно люблю, работать в такой "соковыжималке" и кадровом дефиците..мда, но да ладно Поэтому бывает ,что из сельских школ в военкомат приезжает такой ребенок, который никогда не осматривался психиатром ( вина ли это учителей, или родителей я ручаться не буду), и тут начинается такая истерика родителей, которая вам и не снилась). Дальше по жизни такой человек без надлежащего надзора может наделать таких делов, что ёмое. С девочками правда сложнее), их принудительно к психиатру не заводят, и как говорили мне родители " она не тупая, она просто скромная", поэтому иногда случается, что такая дева может всю жизнь прожить без официального диагноза, но всё окружение про неё знать будет.

По поводу лечения. Используют ноотропы и нейрометаболиты. Всегда повторяю по поводу этих лекарств так, не доказана их эффективность, но и не доказана их бесполезность, они просто не исследованы. При отсутствие альтернатив я их использую, но сказок родителям не рассказываю, вау эффекта нет, главная абилитация- это обучение и ещё раз обучение. Очень редко бывает, что можно отследить органическую основу развития болезни, и если её очень-очень рано устранить, то состояние значительно улучшается и прогноз может смеситься на "здоров"(феникетонурия, тяжёлые формы эпилепсии, новообразования головного мозга и т.д), но мы всё таки говорим, что умственная отсталость-это скорее исход повреждающих факторов, а не длящийся процесс.

Применяются корректоры поведения ( тиоридазин, неулептил, редко аминазин, рисперидон), если ребенок агрессивен к себе или окружающим либо сексуально раскрепощён, они не "вылечат", пока лекарство есть в крови оно работает, как только оно вышло- увы. Пока ребенок спокоен вы должны его учить, эти лекарства дают вам время , а значит возможность учиться, хотя без утайки скажу лекарства могут переноситься тяжело( нейролептики с седирующим действием как никак), надо подбирать препарат и дозировку, и выбирать между пользой и вредом.

Антидепрессанты- умственная отсталость может привести к социальной дезадаптации, а это постоянный стресс, а это хороший "толчок" в депрессию. Каких-то особенностей лечения нет, просто дополнительный провоцирующий фактор.

Немного об умственной отсталости Психиатрия, Медицина, Умственная отсталость, Простыми словами, Длиннопост

Нормально же общались)

Чет устал я писать. Намного поотвечаю на вопросы. Ну и так интересные факты:

  • Психиатр может вас назвать дебилом, имбецилом и идиотом, так как это психиатрические диагнозы, но к сожалению это ушло в народ как обзывательства ...но иногда приятно, что у меня есть такая прерогатива).

  • В нашей стране для определения уровня интеллекта применяется адаптированная методика тестов ******** ( решил не раскрывать фамилий, а то понабегут искать) для взрослых и детей, если интересно можете найти, там ** субтестов и это очень надолго, учитывая расшифровку( клинические психологи приветы, люблю вас)). Хотя лично мне нравятся матрицы Равена.

  • Довольно часто мои коллеги по ПМПК жалеют детей, и пытаются им выставить "смешанное специфическое расстройство психического развития" в простонародье более известное как ЗПР(задержка психического развития), но я не любитель "пожалейки", потом через 2 года такой ребенок вновь придёт ко мне, с жалобами от родителей, что они не думала , что это всё так серьезно.

  • Про само ЗПР, имеются специальные таблицы развития ребенка( в каком возрасте чё должен он уметь), там есть специальная система оценок, и если отставание не сильное, выставляют ЗПР ( мини-мини-мини умственную отсталость с возможностью педагогической и медицинской компенсации этого состояния), а если сильное-умственную отсталость.

  • Учите ребенка блин с раннего детства самостоятельно, не проморгаете умственную отсталость к школьному моменту.

Все о медицине

11.6K поста40K подписчиков

Правила сообщества

1)Не оскорбляйте друг друга

2) Ув. коллеги, при возникновении спора относитесь с уважением

3) спрашивая совета и рекомендации готовьтесь к тому что вы получите критику в свой адрес (интернет, пикабу в частности, не является медицинским сайтом).