Монастырское служение и подделка векселей

Монастырское служение и подделка векселей Подделка, Вексель, Преступление, Мошенничество, Длиннопост

Введенский Владычный женский монастырь в 60х – начале 70х годов XIX века испытывал расцвет и рост материального благосостояния. Заново отстраивались монастырские здания, росло влияние обители в обеих столицах. Этому способствовала в первую очередь активная деятельность настоятельницы – игуменьи Митрофании (в миру баронесса Прасковья Григорьевна Розен).

Монастырское служение и подделка векселей Подделка, Вексель, Преступление, Мошенничество, Длиннопост

Где-то за счет собственных средств, где-то за счет богатых жертвователей игуменья обновила жилые корпуса и гостиницы в Серпухове, расширила московское подворье монастыря, способствовала появлению и развитию общин сестер милосердия в России. Однако в начале 70х годов проектам игуменьи Митрофании стало не хватать финансирования. Обширная строительная и благотворительная деятельность монастыря забирала средств больше, чем в действительности обладал монастырь. Кассовый разрыв настоятельница решила восполнить производством поддельных векселей и расписок.

Монастырское служение и подделка векселей Подделка, Вексель, Преступление, Мошенничество, Длиннопост

Стоит отдельно сказать про роль церкви в жизни государства в то время. После включения Петром I церковной структуры во властную вертикаль спайка государства и церкви с годами только крепла. Так, Синод стал одним из административных органов, лишив, тем самым, церковь права на самоуправление. А звено «православие» в официальной триаде «самодержавие, православие, народность» безапелляционно поддерживало самодержавную власть. Не удивительно, что, сросшись с государством, церковь приобрела присущие ему бюрократические и отчасти безнравственные черты.


Как показало следствие, игуменья Митрофания во вверенном ей монастыре организовала производство поддельных векселей и расписок. Среди пострадавших оказались один из жертвователей обители купец Лебедев, недееспособная подпавшая под влияние игуменьи московская купчиха Медынцева и купец Солодовников, к которому были предъявлены к платежу подложные долговые расписки его покойного брата. Эти долговые документы на сотни тысяч рублей находились в обороте и принимались к оплате, пока не было вскрыто мошенничество. В ходе расследования экспертиза показала, что векселя и расписки были подделаны собственноручно Митрофанией и ее сообщниками.

Монастырское служение и подделка векселей Подделка, Вексель, Преступление, Мошенничество, Длиннопост

В ходе досудебного производства игуменья и ее пособники активно работали со свидетелями, принуждая их давать нужные ей показания. В ее поддержку выступило духовенство, позиция которого по отдельным вопросам выглядела довольно забавно. К примеру, настоятель Андроникова монастыря Модест считал, что экспертизы, проведенные в православный праздник, являются незаконными. На суде Митрофания не признала себя виновной.


После четырехчасового обсуждения в совещательной комнате присяжные заседатели все-таки признали игуменью виновной в подделке документов, но заслуживающей снисхождение. Присяжные заседатели приняли во внимание церковный статус обвиняемой и мотив совершения преступления – подложные документы использовались для развития монастыря и общин сестер милосердия.

Монастырское служение и подделка векселей Подделка, Вексель, Преступление, Мошенничество, Длиннопост

В судебном процессе в защиту интересов Медынцевой и Солодовникова выступил присяжный поверенный Ф.Н. Плевако. В великолепной речи он показал, насколько цели деятельности церкви и ее предназначение отличаются от фактического состояния дел:


«Путник, идущий мимо высоких стен Владычного монастыря, вверенного нравственному руководительству этой женщины, набожно крестится на золотые кресты храмов и думает, что идет мимо дома Божьего, а в этом доме утренний звон подымал настоятельницу и ее слуг не на молитву, а на темные дела! Вместо храма — биржа, вместо молящегося люда — аферисты и скупщики поддельных документов, вместо молитвы — упражнение в составлении вексельных текстов, вместо подвигов добра — приготовление к ложным показаниям — вот что скрывалось за стенами.»


Больше в группе Вконтакте История и Право.