Молодежь всегда одинаковая
...Или как договориться так, чтобы все были счастливы и не срали во дворе.
Мы вот, помнится, облюбовали второй этаж подъезда в юности. Ну ясно - сигареты, портвейн, гитара, девяностые в разгаре. Однажды обнаружили на "нашей" площадке мужика, истекающего кровью. Ножевое в живот. "Ребят, только в скорую не звоните, ща пацаны заберут меня, ребят, не палите...". Стучим знакомым подросткам в двери, просим ваты, бинтов, чего угодно. Мать одного из них от щедрот передала клочочек ваты, размером с головку ватной палочки, и пузырек йода - ну явно решила, что друг сына пальчик порезал. А что еще ей было думать..? Мы никогда не вовлекали взрослых в свои проблемы - проблема ножевого ранения им была явно непонятна и могла вызвать разве что истерику. Поняв, что помочь больше нечем, парни поснимали майки-футболки, и мы мужика как-то перетянули. Вскоре действительно приехали "пацаны", забрали еще живого.
После этого случая мы "переехали" на площадку пятого этажа. Там все ж потише и побезопаснее. Дети тогда соображали быстрее взрослых во многом, и мы шустро вкурили, что на втором этаже лучше больше не светиться на всякий. И вот тусуем мы на пятом, и выходит однажды бабка. Мы напряглись - ну щас выгонит, щас начнется. А она нам: "Ребятки, я вас гнать не буду, на улице холодно, вам где-то собираться надо, понимаю. Но раз так, соберите мусор" - и ведро протягивает. А мусор между рамами окна - там просто многолетняя свалка. Мы собрали с ощущением благодарности, что нас не гонят. Потом она еще воду с тряпкой вынесла - мы все отмыли, и пепельницу сделали сами себе. А до этого - как принято - кидали бычки между рам. Такая вот теория разбитых окон от провинциальной бабки с пятого этажа.
И вот облюбовала я себе сегодня скверик во дворе. Там исторически молодежь пьянствует - удобно: два таких садовых дивана из фанеры друг напротив друга. Сижу, книжку читаю, и по привычке пространство анализирую. Две качели, две урны. Но стоят метрах в трех. Конечно, все вокруг диванов в мусоре и бычках. Затаилась и жду. Дождалась компанию примерно взрослых пацанов. Подошла, говорю: э̶т̶о̶ ̶р̶а̶б̶о̶т̶а̶ ̶д̶л̶я̶ ̶в̶е̶д̶ь̶м̶а̶к̶а̶ есть предложение. Скорее даже контракт. Видите те урны? Стоят нелогично, согласны?
- Да.
- Перенесите их ближе к качелям. Сколько лет?
-17-18.
- Класс. Взамен с меня бутылка вина.
Вскочили и потащили! Измазали руки, с трудом доперли (урны бетонные), но с радостью! Я ликовала, видя, как они оптимизируют транспортировку урны - разгрузили, вынули алюминиевый вкладыш, нашли, за что уцепиться поудачнее, и вперед. Не боялись дотронуться или измазаться - просто взяли и поперли!
- Спасибо вам огромное, ребят, теперь будет удобнее выбрасывать бутылки и бычки. *раздаю салфетки для рук и отдаю бутылку белого муската* А у кого дома остатки краски ненужной есть?
- У меня белая!
- У меня разная!
- Отлично. Будет клево, если соберете краску и кисти и покрасите эти уебищные качели, исписанные черт-ти чем. Вам самим будет уютнее собираться. И еще найдите пару досок и гвоздей-десяток, тут видите, стол провисает; если подбить его доской, можно будет на него что-то ставить.
У них загорелись глаза, как и у нас тогда, в далеком детстве. Они осознали, что пространство можно не только разрушать, но и делать уютным для себя. И да, я в них верю. У них просто велосипеда не было. И вывод: грязная работа для них не проблема. Важно, чтобы они понимали, зачем ее делать.
Пойду краску поищу, была где-то...