502

Мифы о буллинге. А точнее - опасные заблуждения2

1. В комментариях к статьям о буллинге часто пишут, что буллинг — "эффективная" стратегия для того, чтобы занять определенную позицию в иерархии класса. Как классный руководитель, наблюдавший два класса в процессе буллинга (и «лечивший» еще больше классов психолог), могу заметить, что выстроенная на буллинге иерархия класса подвижна. Коллектив усваивает нормы поведения и идет борьба за лидерскую позицию в классе. Одни сменяют других и эта ситуация по своей сути бесконечна, так как мотивация ее — выплеснуть свою боль, а она постоянная. Даже команда лидеров, которая травила успешно одноклассников может в один момент поссориться и пытаться направить гнев коллектива друг на друга. Почему идет эта борьба? Потому что отсутствует сильный лидер — классный руководитель. Нет правил и рамок, соблюдение которых контролируется классным руководителем. Почему в данному случае важен взрослый лидер, почему не рекомендую передавать часть ответственности детям в 5-7 классах — будет борьба за место лидера, дети будут считать возможным управлять классом, соответственно, будут пытаться навязать свои правила.
2. Это дети, им свойственны драки
Травля считается естественным процессом. Многие столкнулись с ней в детстве и нормализуют травлю и во взрослой жизни (подробнее описано в первой статье). Это одно из опасных заблуждений (рационализация как способ психологической защиты), которое не дает решить вопрос с травлей — уверенность в том, что так бывает и это нормально. Помню последний опыт классного руководства: за три года не было ни одной драки. В данном случае драки -как способ разрешения конфликта. Возможно, потому что у меня было правило «драк быть не должно», с пояснением о том, что я всегда помогу им разобрать конфликтную ситуацию и всегда готова прийти на помощь. Детям свойственно опираться на мнение взрослого, даже если внешне он протестует против него. Для большинства школьные драки заканчиваются без серьезных последствий, вот только о последствиях серьезных драк мы стали узнавать совсем недавно, благодаря тем, кто снимал это все. Или тем, кто поднял шумиху. Самый трагический случай из моей практики — из-за словесного конфликта десятиклассник ударил девятиклассника кулаком в висок, тот потерял мгновенно сознание и упал головой о бордюр. Он не выжил. Можно себя утешить мыслью о том, что такое происходит редко, что с близкими такого не произойдет, но это иллюзия. Да и остальным одноклассникам жить после трагедии было нелегко. Хочется, чтобы дети жили в мире лучшем, нежели в свое время жили мы.
3.Это просто ссора или конфликт
Конфликт, ссора — это разовое событие, столкновение интересов или результат недопонимания. Конфликт можно разрешить, например, попытаться договориться, либо от конфликта можно уйти. В конфликте стороны равны по силам и равноправны.В случае травли силы неравны, травля длительна по времени и не имеет разрешения, поскольку детей развлекает сам процесс.
4. Это просто невоспитанность и грубость, или «они просто такие, какие есть»
«Они просто невоспитанные», «Он такой, потому что им не занимаются», «У него родители развелись, поэтому он себя так ведет» и тд. «Плохо воспитанные» дети, то есть для которых грубость – норма, как правило, грубят всем. При травле «обзывают» (изводят, буллят) ребенка, выбранного на роль пострадавшего. Нельзя снимать ответственность за действия с ребенка, оправдывая насилие его неприятностями. Помочь нужно, но прежде обозначить границы дозволенного.

5. Дети просто играют
Иногда со стороны педагог не сразу может понять, игра это или травля. Потому что ребенок, над которым издеваются, не обращается за помощью. Скрывает чувства. Стоит научить детей обращаться за помощью И быть внимательнее взрослым. Вообще только на первый взгляд сложно отличить игру от травли. Основное отличие в том, что удовольствие от этой игры жертва травли не получает и ее ему навязали. Ему не смешно, ему не весело, ему страшно. И он постепенно теряет доверие к взрослым.

6.Всегда есть дети, которых недолюбливают/которые провоцируют/ которые привлекают внимание/ которые «какие-то не такие»
Таким нехитрым способом смещается фокус ответственности с агрессоров, начавших травлю, и с педагогов, допустивших её. Это манипуляция, нормализующая неподобающее поведение. Но в другом коллективе к тому же ребенку относится будут по-другому. Буллинг – болезнь коллектива и результат принятых в нем установок, не важно, какой ребенок попадется. Тем более, что при уходе этого ребенка из коллектива, всегда находится новая жертва.
7.Травят слабых
А если задир больше, чем 2 – они будут сильнее практически любого ребенка в коллективе. Группа из 4-х и более детей способна затравить педагога. Мальчики физически сильнее девочек, они будут травить всех девочек? Нет и нет. Травят любых.

8.Надо один раз дать сдачи/избить по одиночке обидчиков – буллинг закончится
Буллинг – не только физическое насилие, это и моральное воздействие (оскорбление, угрозы, кражи, порча вещей, преследование в социальных сетях). Физическое воздействие лишь ярче видно и, зачастую, ребенок, который дал отпор, попадает в поле зрения социальных педагогов и полиции быстрее обидчика. Реальный случай, когда двое юношей издевались словесно над одноклассником несколько лет, в девятом классе он не выдержал и ударил одного из них гантелей по голове. У того ЧМТ, на ребенка написали заявление и через суд требуют компенсацию 100 тысяч. Педагоги на стороне юноши с гантелей, администрация его поддерживает, но с точки зрения закона он виноват. Не у всех есть силы и возможности дать отпор (см. предыдущий пункт), а даже если и получится, то может прекратиться физический, но останутся оскорбления и преследования.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
108
Автор поста оценил этот комментарий

Учителя в школах, особо ведущие классное руководство, всегда знают, кого в классе травят. Но им пох... в большинстве случаев. Так что надеяться нужно только на себя. По личному опыту, когда зеленый всегда думаешь, что вот наступит справедливость, обидчика накажут взрослые.

Х. там, а не справедливость.

раскрыть ветку (9)
12
Автор поста оценил этот комментарий
Не всегда, особенно если дети взрослые и продуманные. Хотя часто буллинг возникает из-за халатности педагога
раскрыть ветку (4)
12
Автор поста оценил этот комментарий

Не всегда

Мне кажется, что всегда. Либо да — халатность. Нельзя за несколько лет постоянного контроля не заметить, что взаимоотношения плохие. Это даже в вузе увидел препод, с которым пересекались 2 раза в неделю на полтора часа.

15
Автор поста оценил этот комментарий

Нашей классной было абс. пох на отношения в классе. Все силы бросила на зарабатывание какой-то там ведомственной награды.

Короче, через полгода после окончания школы встретил ее где-то в городе лицом к лицу. И такое отвратное ощущение возникло, что смотрел на нее, как через стену, не здороваясь и пр.

Сейчас, спустя годы, подумал: правильно ли поступил, ну там с т.з. элементарной вежливости. И отвечаю: да, правильно - заслужила.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Надо было ещё плюнуть в неё.

6
Автор поста оценил этот комментарий

Чаще всего именно так. У многих "педагогов" ещё любимое - обвинять во всем жертву буллинга, мол, сам виноват

15
Автор поста оценил этот комментарий

Потому что у учителей нет инструмента воздействия. Это ещё с младшеклассниками они могут строго поговорить и те испугаются, а вот со старшеклассниками ничего они поделать не могу.

Это уже вопрос к Министерству образования, зачем оно держит таких школьников в школе.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Если это умные дети (неплохая школа с отбором), буллинг умеренный и в соцсетях , то не знают, а классный их ведет не с 5-го класса.

Говорю из личного опыта, у меня в 9-ом классе так травили девочку трое одаренных. Начали во 2-ой четверти, вскрылось в марте. Я у них была первый год классным, но работала в классе уже 2 года и знала всех.

Буллинг смогли прекратить при помощи родителей и психолога. Лечили класс до конца года, и летом связи с родителями всех участников я не теряла.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Им не то чтобы равнодушно, чаще всего подвижная психика при стрессе придумывает оправдания. Ну оно самое пройдёт, или - это дело родителей, или - я туда полезу, ещё больше огребу. Причем, стараясь верить в лучшее, я считаю, что педагоги чаще всего не тратят силы на подобное, потому что коллектив и руководство не на их стороне.

ПОнятно, что родители агрессоров немедленно начнут выживать, врать, нападать на учителя и теде. И учитель должен быть защищен.

Или, должна быть практика... нормальная, а не как у нас, когда ПДН просто на кол всех сажает, что если вы не пытаетесь разобраться, не ходите к психологу, не ищите причины, то родители тоже должны как то денежно страдать.


Это не в защиту педагогов, это объяснение - как же оно так получается. А потом это формируется в привычку, и лет через 10 мы получаем вместо педагога и воспитателя обычного кадавра, который умеет ловко отгораживаться от освенцима перед ним. Типаж старые бесполезной грымзы, которую ты помнишь и ненавидишь всю свою оставшуюся жизнь.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Бывает, что педагоги - инициаторы травли, для управления ребенком.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку