501

Мифы о буллинге. А точнее - опасные заблуждения2

1. В комментариях к статьям о буллинге часто пишут, что буллинг — "эффективная" стратегия для того, чтобы занять определенную позицию в иерархии класса. Как классный руководитель, наблюдавший два класса в процессе буллинга (и «лечивший» еще больше классов психолог), могу заметить, что выстроенная на буллинге иерархия класса подвижна. Коллектив усваивает нормы поведения и идет борьба за лидерскую позицию в классе. Одни сменяют других и эта ситуация по своей сути бесконечна, так как мотивация ее — выплеснуть свою боль, а она постоянная. Даже команда лидеров, которая травила успешно одноклассников может в один момент поссориться и пытаться направить гнев коллектива друг на друга. Почему идет эта борьба? Потому что отсутствует сильный лидер — классный руководитель. Нет правил и рамок, соблюдение которых контролируется классным руководителем. Почему в данному случае важен взрослый лидер, почему не рекомендую передавать часть ответственности детям в 5-7 классах — будет борьба за место лидера, дети будут считать возможным управлять классом, соответственно, будут пытаться навязать свои правила.
2. Это дети, им свойственны драки
Травля считается естественным процессом. Многие столкнулись с ней в детстве и нормализуют травлю и во взрослой жизни (подробнее описано в первой статье). Это одно из опасных заблуждений (рационализация как способ психологической защиты), которое не дает решить вопрос с травлей — уверенность в том, что так бывает и это нормально. Помню последний опыт классного руководства: за три года не было ни одной драки. В данном случае драки -как способ разрешения конфликта. Возможно, потому что у меня было правило «драк быть не должно», с пояснением о том, что я всегда помогу им разобрать конфликтную ситуацию и всегда готова прийти на помощь. Детям свойственно опираться на мнение взрослого, даже если внешне он протестует против него. Для большинства школьные драки заканчиваются без серьезных последствий, вот только о последствиях серьезных драк мы стали узнавать совсем недавно, благодаря тем, кто снимал это все. Или тем, кто поднял шумиху. Самый трагический случай из моей практики — из-за словесного конфликта десятиклассник ударил девятиклассника кулаком в висок, тот потерял мгновенно сознание и упал головой о бордюр. Он не выжил. Можно себя утешить мыслью о том, что такое происходит редко, что с близкими такого не произойдет, но это иллюзия. Да и остальным одноклассникам жить после трагедии было нелегко. Хочется, чтобы дети жили в мире лучшем, нежели в свое время жили мы.
3.Это просто ссора или конфликт
Конфликт, ссора — это разовое событие, столкновение интересов или результат недопонимания. Конфликт можно разрешить, например, попытаться договориться, либо от конфликта можно уйти. В конфликте стороны равны по силам и равноправны.В случае травли силы неравны, травля длительна по времени и не имеет разрешения, поскольку детей развлекает сам процесс.
4. Это просто невоспитанность и грубость, или «они просто такие, какие есть»
«Они просто невоспитанные», «Он такой, потому что им не занимаются», «У него родители развелись, поэтому он себя так ведет» и тд. «Плохо воспитанные» дети, то есть для которых грубость – норма, как правило, грубят всем. При травле «обзывают» (изводят, буллят) ребенка, выбранного на роль пострадавшего. Нельзя снимать ответственность за действия с ребенка, оправдывая насилие его неприятностями. Помочь нужно, но прежде обозначить границы дозволенного.

5. Дети просто играют
Иногда со стороны педагог не сразу может понять, игра это или травля. Потому что ребенок, над которым издеваются, не обращается за помощью. Скрывает чувства. Стоит научить детей обращаться за помощью И быть внимательнее взрослым. Вообще только на первый взгляд сложно отличить игру от травли. Основное отличие в том, что удовольствие от этой игры жертва травли не получает и ее ему навязали. Ему не смешно, ему не весело, ему страшно. И он постепенно теряет доверие к взрослым.

6.Всегда есть дети, которых недолюбливают/которые провоцируют/ которые привлекают внимание/ которые «какие-то не такие»
Таким нехитрым способом смещается фокус ответственности с агрессоров, начавших травлю, и с педагогов, допустивших её. Это манипуляция, нормализующая неподобающее поведение. Но в другом коллективе к тому же ребенку относится будут по-другому. Буллинг – болезнь коллектива и результат принятых в нем установок, не важно, какой ребенок попадется. Тем более, что при уходе этого ребенка из коллектива, всегда находится новая жертва.
7.Травят слабых
А если задир больше, чем 2 – они будут сильнее практически любого ребенка в коллективе. Группа из 4-х и более детей способна затравить педагога. Мальчики физически сильнее девочек, они будут травить всех девочек? Нет и нет. Травят любых.

8.Надо один раз дать сдачи/избить по одиночке обидчиков – буллинг закончится
Буллинг – не только физическое насилие, это и моральное воздействие (оскорбление, угрозы, кражи, порча вещей, преследование в социальных сетях). Физическое воздействие лишь ярче видно и, зачастую, ребенок, который дал отпор, попадает в поле зрения социальных педагогов и полиции быстрее обидчика. Реальный случай, когда двое юношей издевались словесно над одноклассником несколько лет, в девятом классе он не выдержал и ударил одного из них гантелей по голове. У того ЧМТ, на ребенка написали заявление и через суд требуют компенсацию 100 тысяч. Педагоги на стороне юноши с гантелей, администрация его поддерживает, но с точки зрения закона он виноват. Не у всех есть силы и возможности дать отпор (см. предыдущий пункт), а даже если и получится, то может прекратиться физический, но останутся оскорбления и преследования.