Метод 6 шляп
Рассказываем, как головной убор помогает посмотреть на ситуацию под новым углом, услышать мнение разных сторон и весело провести время
Привет! На связи сервис управления проектами и командами — WEEEK. Мы часто ищем новые методы, которые помогли бы нам самим и нашим клиентам ещё эффективнее и интереснее организовывать работу. И в этот раз нам хочется поделиться методом, разработанным известным психологом. Он точно не оставит никого равнодушным, может привести к неожиданным результатам и просто поднимет настроение :)
Суть метода
Мы — рабы своего мозга. Порой устоявшиеся правила, автоматические мысли и многолетний опыт запирают нас в тиски. Чтобы выйти из привычных рамок нужен по-настоящему нестандартный подход.
В XX веке британский психолог Эдвард де Боно придумал упражнение, которое работает не только в управлении людьми, но и в решении любых сложных жизненных ситуаций. Он оформил концепцию латерального мышления — умения нестандартно, креативно мыслить и решать проблемы.
А его метод шести шляп предлагает разделять рассуждение над одной проблемой в группе людей. Каждый выступает в одной из шести ролей. Роли представлены цветными шляпами:
Белая (Учёный): факты и информация. «Что мы знаем? Какие данные нужны?»
Красная (Художник): эмоции, интуиция. «Что я чувствую? Какую реакцию предсказываю?»
Чёрная (Критик): анализ рисков. «Что может пойти не так? Какие проблемы возможны?»
Жёлтая (Оптимист): положительные стороны. «Какие выгоды и перспективы?»
Зелёная (Креатор): новые идеи и нестандартные решения. «Какие альтернативы? Что можно придумать?»
Синяя (Руководитель): координация процесса, подведение итогов и принятие финальных решений.
Сначала может показаться странным полагаться на какой-то предмет, чтобы выйти из привычной роли. Но попробовав, многие удивляются, сколько решений уже есть в голове — нужно лишь найти способ, который позволит их «выгрузить».
Порядок применения метода
Чтобы провести обсуждение по методу шести шляп, нужно собрать участников и обозначить вопрос для обсуждения — это может быть проблема, которую не получается решить, или мозговой штурм по какому-либо вопросу.
Руководитель выдаёт шляпы участникам. Лучше выбирать роли, противоположные привычному поведению. Конечно, если нет шляп, их необязательно закупать ради одного случая, можно сделать по аналогии: цветные кружки, зоны рассадки, стикеры. если вы онлайн – можно использовать фильтры и маски в программе для созвонов. Главное — иметь что-то, обозначающее роль, чтобы во время обсуждения участники её не забыли.
Далее идеи обсуждаются поочерёдно — сначала Белая, Чёрная, Жёлтая, Зелёная, Красная. Можно повторять Жёлтую и Чёрную для проверки новых решений. Возможно, сначала участникам будет сложно вжиться в свои роли. Дай им время немного вжиться!
В конце всех обсуждений синяя шляпа (модератор) подводит итог и фиксирует решения. Также синяя шляпа отвечает за порядок и соблюдение правил.
Есть правила, которые помогут не переругаться:
Нельзя оскорблять других участников (себя тоже)
Нельзя оценивать чужую точку зрения (плохо/хорошо)
Если участников больше шести – можно и нужно делиться на группы
Преимущества и недостатки метода
К плюсам можно отнести:
взвешенное решение без субъективности
прогнозирование и подготовка к рискам
снижение конфликтов в команде
вовлечение всех участников и учет разных точек зрения
игровой формат снижает напряжение и сопротивление сотрудников
К минусам:
нужна адаптация сотрудников
ограничения в роли могут казаться непривычными
требует дисциплины в соблюдении порядка обсуждения
В целом, метод «Шесть шляп» подходит для любых бизнес-процессов: совещаний, креативных сессий, проектного управления и анализа решений. Также метод подходит для принятия решений или выхода из конфликтных ситуаций. Например, если ты хочешь в одиночку понять, что тебе делать, можешь попробовать прописать различные точки зрения на бумаге.
Ещё больше статей по теме:
Реклама ООО «ВИИИК», ИНН: 7722489513
