Легенда об Эдипе (анализ)
Легенда.
Оракул предсказывал Лаию, что тот умрёт от руки своего сына.
Ослушавшись предсказания, Лаий женится на Иокасте.
После рождения сына, опасаясь за свою жизнь, он приказывает проколоть ноги новорождённого Эдипа и выбросить его у подножья горы Киферон.
На третий день после рождения, зимой, Эдип брошен в горах, в долине Киферона.
Ему сковали суставы ног.
Там его нашёл коринфский пастух.
Пастух отнёс мальчика в Коринф к царю Полибу и его жене Перибее, которые воспитали его как родного сына, дав ему имя Эдип, то есть «имеющий вспухшие ноги».
Ребёнок был воспитан в местечке Тенея у Коринфа.
Когда Эдип достиг зрелости, ровесники стали обвинять его в том, что он приёмыш, тогда он отправился в Дельфы. У входа в храм были написаны 3 максимы:
1. Познай самого себя,
2. Ничего сверх меры,
3. Ручайся только за себя.
Дельфийский оракул через Пифию предсказал ему, что он убьёт своего отца и женится на своей матери.
Избегая Полиба, которого Эдип считал своим отцом, он отправился в Фивы.
По дороге в Дельфы, у распутья трёх дорог он встретил Лаия, вступил в спор с его возницей, а затем убил и его самого.
Согласно трагедиям, Лаий наехал колесом ему на ногу, за что Эдип убил его посохом.
Затем Эдип смыл кровь после убийства в источнике, названном Эдиподия.
Явившись в Фивы, Эдип освободил город от страшного чудовища (сфинкса), разгадав её загадку, за что Фивы избрали Эдипа своим царём.
Он женился на вдове Лаия Иокасте (у Гомера она носит имя Эпикасты), не зная, что она является его матерью.
От неё он имел сыновей — Этеокла и Полиника и дочерей Антигону и Исмену.
Другие версии называют женами Эдипа также Евриганею и Астимедусу.
В наказание за такое преступление (пусть и совершённое неосознанно) боги послали на Фивы моровую язву и объявили, что она не прекратится, пока не будет изгнан из города убийца Лаия. Узнав истину, его жена Иокаста повесилась, а Эдип в отчаянии ослепил себя.
Когда сыновья стали пренебрегать им, он их проклял.
Антигона и Эдип покидают Фивы
Затем несчастный слепец покинул Фивы в сопровождении своей дочери Антигоны и после долгих странствований умер в Колоне, близ Афин, в храме Эриний.
Вступил на афинскую землю в Конном Колоне.
Могила — в святилище Эриний в Афинах, по мнению Павсания, кости перевезены из Фив. Гесиод описывает, что Эдип умер в Фивах. Его похоронили там, но затем как нечестивца перенесли в селение Кеос в Беотии, а затем в священный участок Деметры.
Надгробные игры по Эдипу упомянуты в «Илиаде».
---
Анализ.
Легенда начинается с предсказания отцу Эдипа о том, что он погибнет от руки своего сына.
Метафорически этот момент легенды можно трактовать, как страх отца перед возможностью того, что его ребёнок (сын) когда-то сможет стать лучше него самого,
где под термином "отец" подразумевается мужественность и доминирование.
Этот страх толкает отца на то, чтобы растить своего сына не с позиции его развития, укрепления и усиления, а прямо наоборот - блокируя и "обездвиживая" его начинания.
Метафорически в легенде это описывается, как повреждения ног ребенка.
Помимо этого, отец отвергает и игнорирует ребенка, в легенде это описывается, как приказ отца выбросить ребенка у подножия горы.
Метафорично даже время года, когда ребенка бросили – зимой,
это можно трактовать, как моральную холодность и отстраненность отца от ребенка.
Здесь даже место метафорично - выбросить у подножия горы с поврежденными ногами, означает, что этот ребенок никогда не сможет взобраться на эту гору...
Т.е. никогда не сможет достичь успеха и никогда не сможет превзойти своего отца.
И это та судьба, которую отец предопределил своему ребенку,
и именно поэтому сама легенда начинается именно с предсказания,
как события, предопределяющего судьбу.
Но герой легенды вопреки всему решает идти против предначертанного.
И сам отказывается от своего отца и матери (тем самым на самом деле практически отзеркаливая поведение отца и матери, ведь это они от него отказались).
Метафорически в легенде это озвучено, как воспитание Эдипа приемными родителями.
Изначальная судьба, предначертанная Эдипу выразилась в том, что в социуме его начали унижать.
В легенде это обозначено, как обвинения ровесников Эдипа в том, что он приемный.
В ответ на это Эдип отправляется в храм, на котором написаны три максимы:
1. Познай самого себя
2. Ничего сверх меры
3. Ручайся только за себя.
Метафорически это можно интерпретировать, как включение в свою жизнь трёх принципов:
1. Анализ - изучение себя, своих эмоций, чувств и мотивов
2. Контроль - аскетизм и стоицизм, для управления своими желаниями и побуждениями
3. Одиночество и изоляция - не брать ответственность за других, не стремиться к власти
Жизнь по таким принципам позволит Эдипу преодолеть ограничения отца,
и по сути этот путь - это убить мужественность отца, стать лучше и превзойти его.
Стремясь преодолеть социальное отвержение и живя по этим принципам,
Эдип, становится лучше и сильнее своего отца,
и как это ни странно, но тем самым фактически и выполняет самое первое изначальное пророчество, которое было дано его отцу оракулом.
Эдип становится мудрее и умнее своего отца, тем самым убивая его.
Благодаря своему уму Эдип помогает (приносит пользу) социуму,
освобождая город от чудовища (Сфинкса), загадку которого он разгадал.
Метафорически это чудовище (Сфинкс) и является его отцом.
Тем чудовищем, которое считало себя самым умным, но потерпев поражение - исчезло.
По легенде, получив победу над чудовищем, Эдип женится на собственной матери,
что метафорически можно сравнить с тем, что человек начинает заботиться и любить самого себя.
Всё это вместе (принципы, стремления и забота о самом себе) - порождают "детей" Эдипа и его матери, которые можно рассматривать как новые качества человека.
Дети, которые были результатом этого союза:
Эфиокл - это имя расшифровывается как "верный, истинный",
можно трактовать это как верность своему пути, и как стремление к истине.
Без таких качеств невозможно следовать принципам, принятым ранее Эдипом.
Полиник - это имя в переводе расшифровывается как "ищущий брани".
Это мужественность, борьба и стремление.
Без этих качеств Эдип не смог бы идти против течения судьбы.
Антигона - образ этой женщины олицетворял верность и покорность родственному долгу,
и по сути, представлял собой верность тому самому отцу Эдипа,
и тому пути, который предопределил он для него.
Именно поэтому эта "дочь" была с Эдипом в изгнании.
Где само изгнание Эдипа – это образ самого этого отца.
Можно сказать, что "она осталась с побежденным отцом".
Помимо этого этот образ - это образ мучений и страданий.
Ведь она по одной версии была погребена заживо (метафорически это отсылка на то, что Эдип отказывается от жизни), по другой, покончила с собой.
Исмена - вероятно, это образ, символизирующий надежду получения внимания и любви от родителя.
Ведь именно с Антигоной и Исменой Эдип находился в изгнании.
Исмену убили рядом с источником, где она ожидала своего возлюбленного.
---
Когда изначальное пророчество фактически сбылось, по которому Эдип убил своего отца и женился на матери, Боги наслали на него болезни, а сам он ослепил себя.
Метафорически это можно трактовать, как то, что Эдип, выполнив предназначение,
фактически стал на место своего отца, которого сам и погубил.
Моровая язва, которую наслали боги - это болезненность, а ослепление самого себя (оскопизм) - это отказ от своих прошлых достижений, ума и понимания.
Тех достижений, которых Эдип добился на пути к изгнанию Сфинкса.
---
Дак о чём же эта легенда?
Что она несет в себе?
Что рассказывает?
Эта легенда о морально слабом отце,
который своего сына изначально поставил на место выше себя,
ведь ожидая, что даже новорожденный сын является опасным - это уже признание собственной слабости.
Эти ожидания передаются сыну, как интроект,
и он стремится стать лучше своего отца (четко следуя той роли, что отец и определил).
Где сама суть интроекта - стать отцом своему отцу, как бы странно это ни звучало.
И когда у сына это получается, цикл замыкается, он действительно становится сильным, превосходящим и доминирующим, а затем становится этим самым побежденным отцом, становясь старым, теряя своё зрения (метафорически - остроту мысли).
Это история о победе, которая оборачивается поражением.
Это история о том когда не нужно конкурировать и с кем не нужно конкурировать.
Это истрия об отце, который изначально берет на себя роль "ребенка", т.е. более слабого,
а своего сына ставит на место отца (самого себя).
Это история о слабых мужчинах, которые вместо конкуренции с другими мужчинами, конкурируют со своими детьми.
Это история о человеке, который победил отца, став лучше его, но не пожелавшим занять его место.
Ведь именно об этом метафорически говорит изгнание Эдипа из города.
Эта история о мужчине, который недостоин своей женщины,
и который через своего сына хочет найти дорогу к ней.
Через сына, который станет сильнее, умнее и мужественнее своего отца.
Это история о семье, где отец, мужчина и глава,
захотел стать ребенком, в своего ребенка поставил на роль себя (сильного отца).
Эта история о слабости.
---
Эту легенду очень часто трактуют, как влечение к матери, и антипатию к отцу,
но всё ровно наоборот, потому что Эдип в финале сам становится на место своего отца, и ходит по миру "без остроты зрения", и матери своей он лишается, т.е. перестает заботиться о самом себе.
Стремлением к матери, в которой хочет видеть свою жену, на самом деле не у Эдипа, а у его отца.
Эта история об отце, решившем перемешать роли в своей семье, и сбежать со своей позиции.
---
И, безусловно, у легенды есть и практический социальный контекст - запрет на инцест.
Но этот слой на поверхности,
а в данном тексте я не хочу описывать очевидное.
Здесь написано только то, до чего вы все сами не способны додуматься.
(сам себя не похвалишь – никто не похвалит).