Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Крах "Единой России"

Победы и крах "Единой России"


Погружаясь в исследования событий, происходящих на Юге России в

годы Гражданской войны, мы можем обнаружить, что есть моменты,

незаслуженно обойденные историческими исследованиями, моменты, которые в

советской исторической науке освещать было не совсем корректно и отличалось

от генеральной линии, а в российской про это просто не вспоминали. События,

связанные с отрицательной стороной Красной Армии, положительной для

армии Гуляйпольской Республики и трагической для войск Белой Армии.

События, связанные с использованием бронепоездов на фронтах Гражданской

войны в России. Количество литературы по этому вопросу крайне

малочисленно (Мамонтов С.И. Походы и кони. М., 1999. Громов А.Б. Нарком

Фрунзе. М., 2017. Дроговоз И. Г. Крепости на колесах: История бронепоездов.

Мн., 2002.), данная статья будет являться началом исследования по теме

бронепоездов и их использования, и носит, скорее, характер очерка, про один

поезд, чем серьезного научного исследования.

Первый тяжелый бронепоезд Белой Армии был построен из трофейных

бронеплощадок, после захвата станции Тихорецкой, поменяв несколько

названий (1 июля 1918 года - «Батарея дальнего боя», с 7 сентября 1918 года

назывался «5-й Бронированный поезд»), а с 16 ноября 1918 года получил имя, с

которым и вошел в историю - «Единая Россия». Командирами его являлись:

- полковник Скопин (1.07.1918-7.04.1919),ранен 08.1918 в бою у станции

Державная, вернулся в строй 10.1918.

Командиры:

- врио полковник Левиков (08.-10.1918). Подполковник РИА.

- полковник В.В. Карпинский (7.04.-3.11.1919)

- врио капитан Михайлов (05.1919)

- врио капитан Зиверт (05.1919)

- полковник В.И. Окушко (3.11.1919-14.04.1920)


После присвоения окончательного названия бронепоезд «Единая Россия»

получил, как подразделение, флаг с которым и провоевал весь свой недолгий

век.

Два 105 миллиметровых орудия, одно 120 мм и 47 мм пушка составляли

немалую ударную силу, и бронепоезд использовался белыми, как таран на

главных направлениях.

"Единая Россия" дважды брала Армавир, участвовала в наступлении на

Ставрополь. Здесь дралась куча самодельных красных и белых бронепоездов,

да так что этот участок железной дороги не подлежал восстановлению даже

после окончания гражданской войны. В августе в бою с красными у станции

Державная был убит механик бронепоезда и ранен командир - полковник

Скопин. Взамен поврежденных бронепоезд получил две бронеплощадки с более

мощными 152 мм морскими орудиями.


С начала 1919 года "Единая Россия" участвовала в упорных позиционных

боях, а потом в стремительном белом наступлении в Донецком бассейне.

Тяжелая артиллерия на железнодорожных платформах в условиях гражданской

войны была самой пробивной и маневренной силой, стратегическим резервом.

После начала генерального наступления белых, бронепоезд "Единая Россия"

направили на поддержку частей генерала Врангеля, наступавшего к Волге на

Царицын, чтобы пробиться на Восток к армиям адмирала Колчака. Под

Царицыном произошла самая крупная в мире операция бронепоездов. Белые

бронепоезда в наступлении взаимодействовали с танками и бронемашинами,

красные - с вооруженными пароходами Волжской флотилии. "Вид частей

порадовал меня. - вспоминал позднее Петр Николаевич Врангель, барон и

генерал. - Полки были отлично одеты в английскую форму хаки и

металлические шлемы… Могучее средство позиционной борьбы, тяжелая

артиллерия бронепоездов и особенно танки…" Танки тоже были английскими.

Царицын (будущий Сталинград) белые взяли, захватив среди трофеев два

красных бронепоезда с неоригинальными именами "Ленин" и "Троцкий". А

тяжелый бронепоезд "Единая Россия" был переброшен на новое направление,

на Москву.

Белая Армия начинает пропагандистскую работу среди населения. На

улицах городов начинают появляться плакаты, призывающие к службе в армии

и защиты Отечества, в том понимании, которое было у представителей Белого

движения.

Генерал Деникин, главнокомандующий белыми Вооруженными Силами

Юга России, издал Московскую директиву и уже видел себя "спасителем

России". Большевики в ответ объявили открытый приём в партию, который тут

же с черным юмором прозвали "очередью на виселицу".

В ночь на 20 сентября 1919 г. "Единая Россия" совместно с легким

бронепоездом "Офицер" ворвались в Курск, взяли городской вокзал, после чего

красные в панике оставили город. Казалось дни большевиков сочтены, но

внезапно весь тыл белых армий рухнул от крестьянских восстаний,

возглавленных батькой Махно. Его почти 100-тысячная армия возникла в тылу

Деникина буквально за пару недель в октябре 1919 года, как раз когда белые

взяли Орёл, максимально приблизившись к Москве. "Московская директива"

дала сбой.

Белые бросили против Махно все стратегические резервы, включая

"Единую Россию". 8 ноября 1919 г. под городом Александровском (ныне

Запорожье) на левом берегу Днепра началось одно из сражений, в немалой

степени решившее исход гражданской войны и благополучно забытое

советскими историками. Две кавалерийский и две пехотных дивизии белых при

поддержке трех тяжелых бронепоездов ("Единая Россия", "Иван Калита",

"Дмитрий Донской") пошли в контрнаступление.

"Единая Россия" у станции Софиевка поддерживала огнем своих

дальнобойных морских орудий 1-ю Туземную дивизию из кавалерийского

корпуса генерала Шкуро. Дивизия была сформирована из чеченцев и только что

прошла победоносным рейдом по красным тылам у Тамбова и Воронежа. Не

выдержав огня с бронепоезда и атаки чечен (4000 сабель) стал отступать 3-й

Крымский полк под командованием большевика Полонского (5000 штыков).

Спустя три года уже в тюрьме ГПУ подследственный Белаш (начальник штаба

армии батьки Махно) вспоминал: "К обеду на всем участке бой был в разгаре…

Бронепоезда соперничали между собой и потому, что наши уступали перед

противником по дальнобойности, пришлось навстречу пустить два паровоза,

предварительно выдвинутых для этой цели впереди бронепоездов. Первый

налетел на "Единую Россию" и забурил его у Софиевки настолько, что вывел из

строя…"

После описаных событий генерал Деникин вынужден издать приказ , во

избежание дальнейших потерь - 14 ноября 1919-го он выпустил очень

характерный приказ № 2649:

«Ввиду продолжающегося неправильного боевого применения

бронепоездов, подтверждаю всем начальствующим лицам следующие основные

положения. 1. Тяжёлые бронепоезда не применять как лёгкие, выводя их в

первую линию. Нормальная работа тяжёлого бронепоезда — под прикрытием

лёгкого; удаление — 4–6 вёрст…».

12 ноября бронепоезд отбуксировали в Донбасс на станцию Енакиевка для

ремонта. Подорванный крестьянскими восстаниями фронт Деникина

развалился.

Донецкие рабочие то ли не могли, то ли не хотели отремонтировать белый

бронепоезд, и 10 декабря "Единая Россия" ушла для продолжения ремонта в

Новороссийск на завод "Судосталь". К весне отступление белых перешло в

паническое бегство. В Новороссийске в марте 1920 г. так и не восстановленная

"Единая Россия" досталась без боя частям Красной Армии.

При помощи иностранных союзников белогвардейцы смогли

переправиться в Крым. Один из вновь созданных там бронепоездов получил

наименование "Единая Россия". На нем была установлена часть вооружения,

эвакуированная из Новороссийска. Впрочем, эта "Единая Россия" уже ничем

себя не проявила. 1 ноября 1920 г., перед бегством окончательно разбитых

белых из Крыма, бронепоезд, чтобы не доставался победителям, был уничтожен

лобовым столкновением с бронепоездом "Георгий Победоносец". С тех пор в

России о "Единой России" не слышали целых 80 лет. Говорят, история

повторяется дважды. Первый раз как трагедия, второй - в виде фарса. Эту

метафору очень важно знать современным историкам и политикам.

История «Единой России» послужила хорошим уроком для строительства

бронепоездов в Красной Армии, при конструировании серьезное внимание

уделялось именно защите от лобового удара. Опыт Гражданской войны помог в

годы Великой отечественной правильно принимать тактические решения по

использованию бронепоездов, что и понесло за собой минимизацию потерь.